Турист Сергей Кузнецов (Sergey_Kuznetsov)
Сергей Кузнецов — был вчера 7:11
Я попал в топ-1%! А вы? http://www.listchallenges.com/top-250-famous-attractions-in-the-world

Кхаджурахо — Индия Январь 2010

Продолжение заметки Кхаджурахо: начало

Храм Кандария Махадэва

Розово-белый Храм Кандария Махадэва считается самым импозантным храмом Западной группы храмов Кхаджурахо. Именно его обычно изображают на путеводителях и открытках, именно он является визитной карточкой Кхаджурахо. И он этого достоин! В самом деле, храм расположен на высокой платформе, которая и так возносит его выше уровня местности. А высота его главной башни составляет более тридцати метров. Вокруг этой башни находятся еще более двух десятков малых башенок. Вся внешняя поверхность храма украшена почти девятью сотнями фигур богинь, воинов, танцовщиц в мечтательных и эротических позах. Если вы зададитесь целью рассмотреть и сфотографировать все эти фигуры (говорят, что среди них нет одинаковых!), то у вас уйдет на это два с половиной часа по десять секунд на каждую фигуру.

В противном случае вы обязательно что-то пропустите, и окажется, что вы не увидели самую эротическую композицию.

Считается, что храму около одной тысячи лет, и он посвящен он богу Шиве. Вход в храм открыт через резную галерею. К сожалению, внутренние помещения всех храмов Кхаджурахо не производят такого впечатления, как внешняя отделка. Во-первых, эти помещения достаточно малы. Во-вторых — там темновато. В алтаре можно увидеть бога Шиву в виде мраморного мужского члена — символа жизни (никогда бы не догадался, что это — Шива). Вокруг алтаря — восемь богов, охраняющих Шиву.

Храм Деви Джагадамби

Храм Деви Джагадамби находится на одной платформе с Храмом Кандария Махадэва, как бы в его тени. Между этими храмами тоже на платформе находится входной портик Храм Махадева. Это все что осталось от когда-то большого храма. Зато там можно увидеть статую сардула — монстроподобного льва, нависающего над девушкой. Храм Деви Джагадамби существенно меньше, его отделка проще, чем у Храмом Кандария. К тому же во время моего посещения главная башня была в лесах. Поэтому я, к сожалению, не уделил ему должного внимания и, как оказалось, пропустил самые знаменитые эротические фигуры.

Храм Читрагупта

Храм Читрагупта — самый дальний из Западной группы храмов Кхаджурахо. Он находится на отдельной платформе. Считается, что его построили в начале XI-го века (то есть ему 1000 лет!). В отличие от других храмов Кхаджурахо, он единственный посвящен богу солнца Сурье. Изображение бога можно увидеть внутри — бог правит колесницей их семи лошадей. Фриз платформы то ли не закончен, то ли не восстановлен. Однако на нем можно увидеть бога Вишну в его десяти воплощениях.

Храм Вишванатха

Храму Вишванатха — третьему по величине из Западной группы храмов ровно тысяча лет. Он посвящен богу Вишну. Напротив храма можно увидеть павильон со скульптурным изображением одного из воплощений Вишну — быка Нандина. Чувственные фигуры небожительниц, обрамляющие храм, баюкают детей, пишут письма и занимаются музыкой.

Храм Парвати

Храм Парвати находится рядом с храмом Вишванатха и посвящен богине Парвати (или Гаури), которую изображали верхом на игуане. Храм приподнят на собственной платформе. Свое нынешнее обличие он приобрел относительно недавно, так как был восстановлен из практически разрушенного состояния. Его побеленные стены несколько диссонируют с розовым цветом стен основных храмов.

Храм Лакшми

Храм Лакшми — самый небольшой храм из Западной группы храмов Кхаджурахо. Он посвящен супруге бога Вишну богине процветания Лакшми. Храм находится у входа рядом с Храмом Варахи.

Храм Паршванатха

Храм Паршванатха — крупнейший из храмов Восточной группы храмов Кхаджурахо, объединенных в Джайнскую группу. Храм отличается очень выразительными скульптурными изображениями бога Вишну, Брахмы с супругой, а также бога любви Камы. Считается, что он был построен в третьей четверти X-го века. Внутри можно увидеть статую джайнистского святого Паршванатха из черного мрамора.

Храм Адинатх

Храм Адинатх — самый небольшой их Джайнских храмов Восточной группы Кхаджурахо. К сожалению от первоначальной структуры храма сохранились лишь святилище, шикхара и вестибюль. Привлекают внимание три яруса скульптуры.

Храм Шантинатха

Храм Шантинатха — один из самых молодых храмов Кхаджурахо, находящийся в Джайнской группе на востоке комплекса. Его построили сто лет назад из фрагментов более древних храмов. Среди других храмов он выделяется белым цветом и сложной структурой. Четырехметровую фигуру святого Шантинатха можно увидеть внутри. Рядом имеется доступный всем колокол. В него может ударить каждый желающий. При этом по словам гида, можно загадать желание и оно сбудется. Так как это нетрудно, многие туристы, включая меня, воспользовались такой возможностью…

Кхаджурахо: окончание

Четыре часа на осмотр храмов западной и восточной группы мне показалось вполне достаточно. Далее по распорядку дня нас отвезли в сувенирный магазин.

Там мы провели полчаса и выехали в аэропорт Кхаджурахо.

Мои видеоролики

Индия Кхуджарахо часть 3

Кхаджурахо часть 4

Кхаджурахо Radisson Hotel slideshow