Турист Сергей Кузнецов (Sergey_Kuznetsov)
Сергей Кузнецов — был вчера 7:00
Я попал в топ-1%! А вы? http://www.listchallenges.com/top-250-famous-attractions-in-the-world

Кхаджурахо — Индия Февраль 2010

Продолжение заметки Орчха: окончание

Кхаджурахо-Рэдиссон

В Кхаджурахо всего четыре отеля высшей категории. Поэтому, раз уж вы заехали сюда, почему бы не поселиться в Рэдиссон! Тем более, что цены в Кхаджурахо-Рэдиссон гораздо ниже, чем в европейских или американских рэдиссонах. Вы заслужили этот отдых, так как перед этим был насыщенный экскурсионный день, а следующий день — не менее интересный и насыщенный. К сожалению, у нас была всего одна ночь в этом отеле перед посещением Кхаджурахо. Мы прибыли туда уже под вечер. Но я все же успел искупаться в открытом бассейне. В Индии в феврале это можно делать. Номер был по-рэдиссоновски комфортен и чист. Во внутреннем дворе — приятный газон и парк. Интерьеры отеля тоже выглядят весьма достойно. Это была приятная ночь! Жаль, что только одна!

Кхаджурахо: начало

День восьмой. 5 февраля, пятница. Куджарахо-Варанаси.

Храмы Кхаджурахо

Храмы Кхаджурахо — одна из самых привлекательных для туристов достопримечательностей Индии. Те, кто ограничиваются знакомством с Золотым Треугольником Дели-Джайпур-Агра, очень сильно себя обедняют, так и не увидев это чудо. Традиционная версия происхождения храмов относит их в X–XI-ые века в период правления династии Чанделов. Считается, что к XIII-му веку царство ослабело, местность обезлюдела и джунгли скрыли храмы от цивилизации на семьсот лет. В 1838-ом году храмы были чудесным образом обнаружены англичанами. Сохранилось 22 храма из 85-и. В настоящее время можно увидеть 25 храмов. Они расположены группами на довольно обширной территории. Туристам предлагают экскурсии по Западной, Восточной и Южной группам. Увидеть все храмы за один день не получится, даже если вы в автобусной группе или на автомобиле. Даже беглый осмотр самой большой Западной группы потребует несколько часов, лучше полдня.

У меня большие сомнения в правомерности традиционной версии происхождения храмов и чудесности их находки спустя семьсот лет. Во-первых, храмы очень неплохо выглядят для своего возраста. Очевидно, что во влажном климате Индии внешняя скульптурная отделка из довольно мягкого песчаника просто не могла сохраниться в течение тысячи лет. Во-вторых, уж больно история находки храмов похожа на аналогичные истории, например, в египетских Фивах (Луксоре), камбоджийском Ангкоре, бирманском Багане, иорданской Петре… Мне видится, что все эти знаменитые находки были искусно «раскручены» в целях привлечения внимания к «древностям», получения доходов от артефактов, а в наше время — для создания туристического бизнеса.

Поэтому то что мы видим сейчас в Кхаджурахо, по моему мнению, либо относительно современная глубокая реставрация, либо фантазии реставраторов на темы индийских религий, эпосов, да еще с привнесением элементов эротики (мягко сказано). То, что это привлекает туристов — несомненно! Насколько это аутентично? Большой вопрос!

Павильон Варахи

Павильон Варахи — небольшое открытое строение сразу при входе в комплекс западной группы храмов Кхаджурахо. Он отличается от других храмов этой группы, поскольку сам храмом не является. Я подошел к нему после того, как были осмотрены главные храмы, хотя заметил его сразу же. В павильоне можно увидеть отполированную фигуру огромного кабана из песчаника. Поначалу он мне даже показался слоном без хобота, но, приглядевшись, я понял, что это другое животное, как оказалось, кабан или вепрь. И не просто кабан, а кабан Варахи — как воплощение Вишну! Это обстоятельство сразу меняет к нему отношение. Как и то обстоятельство, что его возраст оценивается минимум тысячей лет (если он появился здесь вместе с остальными храмами и скульптурами), а некоторые считают, что он, якобы, еще старше и был привезен сюда откуда-то, когда создавался комплекс храмов Кхаджурахо.

Поверхность статуи украшена семью сотнями фигур индуистских богов и богинь. Поэтому последователи, а также ценители и знатоки индуизма, наверное, могут часами разглядывать эти фигуры, получая от этого заряды положительных эмоций. Мы, туристы, можем лишь бегло обвести взглядом, да сделать несколько фотоснимков в надежде на то, что позднее уже дома удастся разглядеть фигуры подробнее. Путеводители рассказывают, что на теле кабана можно увидеть руку богини земли Притхви, а также ее две ступни рядом.

Вишну в образе Варахи воплощает бога воды, земли и неба. Он попирает змея Шеша, как наш христианский Георгий попирает змея… Потолок павильона выполнен в виде лотоса и создает прекрасный фон для кабана.

Храм Лакшмана

Пожалуй, именно с этого храма следует начать осмотр Западной группы храмов Кхаджурахо. Во-первых — он считается самым древним (ему 1065 лет), во вторых осмотр посолонь (по солнцу) наиболее естественный для экскурсанта. Этот храм — второй по величине в Западной группе. Его периметр составляет примерно тридцать на пятнадцать метров. Но он находится на высокой платформе в окружении четырех небольших храмов-святилищ, что придает ему величие. Храм посвящен богу Вишну, но носит имя брата Рамы. Почему это так, я не стал глубоко разбираться. Тем более что внутри храма в центре вы увидите и узнаете полутораметровую статую трехрукого и четырехголового бога Вишну в обрамлении гирлянды. Центральная голова Вишну — человеческая, а две другие в образе человека-льва и кабана Варахи.

Осмотрев храм изнутри (очень небольшое помещение не займет много времени, если не разглядывать фигуры полуобнаженных женщин), направляйтесь на осмотр фриза платформы, на которой находится храм. Именно здесь вы найдете все то, зачем вы приехали в Кхаджурахо! Сотни фигур в эротических позах, многие из которых выглядят фантастически. Описания этих фигур вы найдете в многочисленных источниках, не буду на этом останавливаться. Но, заряд эмоций вы получите здесь изрядный.

Не стоит однако слишком сосредоточиваться на этих первых, увиденных в Кхаджурахо изображениях, так как время пролетит быстро, и экскурсовод позовет группу на выход, а вы все стоите у первого храма и разглядываете фигуры… Лучше вернуться к ним уже в самом конце, чтобы, выполнив всю экскурсионную программу по Западной группе храмов, с чувством исполненного долга еще раз насладиться эротической скульптурой храма Лакшмана.