Турист Polina Shegurova (chudokoko)
Polina Shegurova
была 19 апреля 8:39

Джомсом, Мананг — Непал Ноябрь 2017

Воспроизводить хронологию похода пришлось из памяти, так как дневник, который я вела на сотовом потерялся. Но эти воспоминания, так глубоки и уникальны, что помню практически каждый день досконально, кроме цен и цифр.

Непальские хроники. Часть 2

Итак по дням. Как все было. Небольшая карта похода и места, где мы останавливались я отметила красным.

Билет на автобус из Катманду до Бессисахара мы купили за день до. Автобус был местный с туристами. Все непальские автобусы специфичны и количество людей сильно превышает количество мест. Поначалу отъехав из Катманду некоторые места были пустые. Но постепенно стали заходить непальцы и чем дальше мы ехали, тем больше людей появлялось. Сначала водитель включил местную музыку очень громко, чтобы слышали все. Это было 3 песни, которые постоянно повторялись. Причем через час мне даже стали нравиться песни, что-то в стиле непальского рока. Если такое вообще есть. После видимо ему надоела музыка или непальцы попросили, он поставил индийское кино. Очень давно я один раз смотрела какой-то отрывок какого-то индийского фильма и это было что-то с чем-то. Вообщем кино было настолько захватывающим, что его смотрели все. У меня не было сил смотреть, я вырубалась и только моментами открывала глаза, а там что-то в стиле один удар ногой длится 5 минут, издавая множество звуков и вдруг выбегает его девушка и начинает что-то кричать…весь фильм это постоянные разборки с кучей эмоций и продолжительными «спецэффектами»,если вы понимаете о чем я. Все индийские фильмы этим отличительны. Ехали мы где-то часов 7. Автобус нас высадил в Бессисахаре, но мы планировали остановиться в Бхульбуле и начать трекинг оттуда. Буквально через 10 минут водитель другого автобуса до Бхульбуле говорит едим и мы едим. Бхульбуле — это небольшой поселок, где порядка 10 домов, из которых 5 это гестхаусы. Мы спросили цену в одном, потом в другом и в итоге заселились. Сутки стояли что-то в районе 100–200 р с человека, вообщем дешево.

Непальские хроники. Часть 2

Покушать стоило примерно столько же. Причем во всех гестхаусах или лоджах, что одно и тоже, просто в горах, они как правило называются лоджами, всегда есть столовая или кафешка, где можно поесть. Магазины были в стиле, дерявянный стол и на нем печеньки, шоколадки и орешки и цены не сильно дороже чем внизу, так как транспорт доезжает до этой деревни. Воду также купить можно было без проблем здесь. Спали мы в спальниках и укрывались одеялами, несмотря на то что высота небольшая всего 820 м, в лодже были большие щели и все это продувалось и было очень холодно ночью.

2 день

Утром я позавтракала овсяной кашей с бананом и стала настраивать трекинговые палки. И случилось нечто неприятное, одна палка сломалась, точнее мы ее так настроили, что она перестала крепится, а время шло и в итоге я пошла с одной палкой. Вообще палки, купленные в Непале за 700 рублей, качества соотвествуещего цене, так что это было не удивительно.

Непальские хроники. Часть 2

Путь был не очень приятным, так как идешь по дороге, по которой ездят местные байкеры и внедорожники, ну автобусов уже нет здесь. И от этого очень пыльно и нет чистого горного воздуха. Вообще дорога идет до Мананга, по которой ездят машины, но моментами можно уходить с главной дороги и идти тропами по лесу или по склонам гор. Примерно в день мы проходили порядка 15 км. Где-то больше, где-то меньше. Высоту набирали постепенно, чтобы не столкнуться с горняшкой.

Перед Bahundanda был достаточно крутой подъем, где пришлось потеть. Этот момент я запомнила. Очень колоритный дедушка непалец. Вообще местные очень приветливы и когда я хотела сделать фото, мне всегда позировали.

Непальские хроники. Часть 2

Дети здесь очень милые, бегают беззаботно то туда, то сюда.

После сделали небольшой перерыв в Bahundanda и пошли дальше. Местный парень несет груз. Вообще в Непале все трудоголики. Не видела людей в горах, сидящих без дела.

Остановились в Ghermu на 1130 м. Здесь есть водопад, до которого идти от деревни минут 40 примерно. Мы перешли через мостик и дальше идет тропа к водопаду.

Непальские хроники. Часть 2

На мостики встретили местных детей, возвращавшихся со школы.

Одна девочка подарила мне цветок, улыбнулась и сказала Намастэ, что означает Привет.

Непальские хроники. Часть 2

Намастэ, Непал, я так долго тебя ждала и теперь я здесь.

Водопад стоит того, чтобы до него дойти. Провели там не меньше часа, очень атмосферное место. На мостике через реку непальцы сушат одежду.

Непальские хроники. Часть 2

3 день

Временами у нас делились мнения, кто-то хотел идти больше в день, кто-то не хотел торопиться, но обычно мы находили компромиссное решение. Нас было 5 человек и в конце концов мы могли поделиться. Кстати видела достаточно много одиноких путешественников на маршруте и девушек в том числе. Дальше дорога стала более живописная. Мы шли по тропе, где не было машин и вокруг открывались виды на рисовые поля. Первый раз я увидела рисовые поля, они были просто громадных размеров и еще на высоте.

Следующая остановка Tal 1600 м.

Непальские хроники. Часть 2

Небольшой поселок, где достаточно лоджей. И уже начиная с Ghermu мы платили только за еду. То есть мы останавливались и жилье было бесплатное, с учетом того что мы завтракали и ужинали в этом месте. Выходило примерно 400–500 р в день не больше. Жить в горах оказалось очень недорого. В Tal тоже есть водопад минут в 30 от поселка. Дорога до него это множество ступенек очень моментами очень маленьких.

Не такой масштабный, как в Ghermu, но если есть время, то можно сходить.

Непальские хроники. Часть 2

А так как мы выходили рано утром и приходили в следующую точку в обед, то время было всегда.

4 день

На пути попадаются туристы со всего мира от Аргентины до Австралии. С некоторыми мы общались, все очень приветливые и всегда готовы помочь. Потеряться на маршруте просто невозможно. Тропы четкие и их всего две: одна главная, другая альтернативная.

Непальские хроники. Часть 2

В один день я сходила альтернативной тропой, и после мои ноги не хотели идти. Это был очень крутой подъем в одну деревню с большим количеством ступенек и после спуск на главную тропу. То есть, как оказалось, эта тропа не делала путь короче, а только вела к парочке смотровых площадок на рисовые плантации.

Посмотрели быт местных с верху, каждый при деле и работа в горах нелегкая. Ноги конкретно забивались моментами, у меня, как обычно, была мазь бадяга и уверенность в своих силах. Дошли до Timang 2350 м. Это был прекрасный день, мы заселились в лоджи, где была мансарда с видом на горы, на Манаслу. И в этот день мы познакомились с англичанами, братом и сестрой, с которыми в дальнейшем встретились в Мананге. Я стала пытаться фотографировать звездное небо.

Все мне помогали, кто-то загораживал свет от фонарного столба, который мешал, кто-то светил фонариком, кто-то приносил имбирный чай. Это был прекрасный вечер в горах, мы смеялись, пили имбирный чай, делали фотки, разговаривали. А еще я вспомнила, что в обед мне принесли нудл суп, это суп с лапшой, так лапша была дошираком. А я не ем такое и я стала объяснять чтобы мне сделали нормальный суп, в итоге принесли просто лапшу с овощами, но уже нормальную. Больше нудл суп я не заказывала.

5 день

С каждым днем дорога становилась красивее и почти везде можно было выбрать идти по дороге или по альтернативной тропе по лесу, например. Обожаю горные пейзажи на рассвете, когда солнце только восходит и свет ложится на горные пики.

Непальские хроники. Часть 2

Снежные верхушки гор открывались, то с одной стороны, то с другой. Ноги уже привыкли к постоянным переходам. Мышцы поняли, что отдыха им не видать и идти было легче.

Моментами мы делились, кто-то шел быстрее, кто-то медленнее, кто-то по одной тропе, кто-то по другой и мы договаривались ждать друг друга в конечной точке. И кто приходил первым искал лоджи. Часто на пути попадались стаи овец или баранов, которых приходилось пропускать всем.

Непальские хроники. Часть 2

Иногда встречались небольшие водопады, или потоки воды стекающие с гор.

Chame — самая крупная деревня после всех, где мы останавливались до. Здесь не 10 домиков, а раз в 5 больше. И выбора лоджей тоже больше. Мы встали в лоджах за рекой, где была мансарда с видом на горы.

Непальские хроники. Часть 2

Это было приятным бонусом, можно поесть и понаслаждаться видами одновременно, не надо далеко идти. Было свободное время и мы погуляли по сосновому лесу, который здесь достаточно большой.

6 день

Этот промежуток пути был достаточно длинным и тяжелым. Но и виды открывались невероятно красивые. Проходили каньоны. Где можно увидеть мини водопады или попить из них воды.

Непальские хроники. Часть 2

Шли мы до верхнего Писанга. Сначала дошли до Нижнего, потом начинается крутой подъем в гору. Остановились в лоджи на горе, где был очень сильный ветер.

Крыши всех лоджей обложены камнями. У нас были веселые лоджи, можно сказать с картонными стенками, где было прекрасно слышно что делают наши соседи. Нашими соседями были канадец и австралиец, которых мы потом назвали молодчиками. Потому что они только закончили коледж и видимо на родительские деньги отправились в горы.

7 день

До Мананга можно идти верхней тропой, которая более сложная, но и более красивая или нижней по дороге и вдоль леса, где нет сильных подъемов, но и путь более продолжительный. На тот момент я немного подустала и шла нижней тропой.

Машин было немного, только парочка внедорожников, а виды были фантастические. Было такое ощущение, что кусочки природы из разных стран собрались все в одном месте в Непале. и ты идешь и просто балдеешь от всего происходящего. Каждые 5 минут мне хотелось сделать фото, чтобы это осталось со мной…запомнить этот кусочек, эту часть горного мира. Наверное этот день пути мне показался самым красивым на виды и был невероятно сильный ветер, так как очень много открытого пространства, по которому предстояло идти. А я просто обожаю сильный ветер и мне было вдвойне хорошо-) В Мананг пришли днем и началась проблема с жильем. Здесь не было жилья за еду и цена жилья была дешевая только в том случае, если ты завтракаешь и ужинаешь в этом же месте. Но цены на еду были в два раза дороже, чем во всех предыдущих местах. То есть завтрак и ужин стояли порядка 800 р. Причем я нашла дешевую кафешку, где поела, а после мы узнали про этот нюанс, что если не есть в лодже то цена жилья не 200 р с человека, а раза в 3 больше. Мы сходили до озера Гангапурна, которое находится в 30 минутах от Мананга и там встретили наших англичан.

Непальские хроники. Часть 2

Миша или Майкл, но мы его называли Мишей решил искупаться в озере на 3600 м. Это было весело, он забежал и выбежал и сказал, что ему хватит. Попалась в кадр колоритная местная лошадка и парочка яков.

Вечером англичане нас позвали в кино. Оказывается на 3500 в Мананге есть кинотеатр, с печкой и чаем и даже попкорном. Смотрели мы «Семь лет в тибете» на английском с субтитрами. До этого я раза два пробовала посмотреть этот фильм и у меня не хватало терпения, слишком он казался тягомотным. А тут я так прониклась фильмом, что не могла оторваться. Каждая фраза на английском впивалась в мой мозг и я все понимала. До сих пор помню весь фильм полностью, до мелочей. После у нас была одна большая проблема с жильем. Так как, то которое мы нашли было дорогое, нужно было срочно искать другой вариант.

8 день

Один участник нашей экспедиции сильно заболел и из Мананга поехал обратно на транспорте вниз. Вообще на высоте проявляются все хронические заболевания, которые есть. У меня был сильный насморк, который не прекращался. У кого-то начинает ныть горло, у кого-то кашель. Утром мы нашли другое жилье, намного дешевле. Точнее мы платили там только за еду. Правда туалет и душ был на улице. И в ночь вода превращалась в лед. Например воду для чистки зубов нужно было набирать заранее. Но и еда здесь была недорогая. Вид из нашего гестхауса, за этим столом мы ели на высоте 3500 м.

Непальские хроники. Часть 2

Один раз я решила помыть голову и горячая вода закончилась. После этого у меня заболело горло. Спасал только тигровый бальзам, который я использовала каждый день. Один день у нас была дневка. Также хочу отметить что Мананг- крупный поселок, считается даже городом. Здесь есть все, я купила здесь вторую трекинговую палку.

Непальские хроники. Часть 2

9 день

Так как на Тиличо я не пошла по стечению обстоятельств, мы решили идти на Ice lake 4600 м. Взяли с собой англичанина Мишу и отправились в путь. А путь был нелегкий, подъем был от Браки и до самого озера.

Непальские хроники. Часть 2

Моментами думали, что все финиш, а нет еще метров 500 вверх. И эти 500 метров ох как нелегко давались. Потому что высота была большая и дыхалка сбивалась постоянно.

По пути к ледяному озеру есть кафешка на высоте 4200 где-то. Туда завозят еду на лошадках. Ассортимент небольшой, а цены большие.

Непальские хроники. Часть 2

Само озеро не произвело сильного впечатления, зато путь до него был невероятно красив на виды. Мне больше понравилось пересохшее озеро до него. Открывался массив Аннапурны с разных сторон во всей красе. На озере был очень сильный ветер и долго находится там мы не стали.

Съели сникерсы и пошли обратно. На обратном пути наш англичанин решил пойти за компанией иностранцев по какой-то новой тропе и мы за ним. Оказалось, что это не тропа вообще, точнее это тропка протоптанная яками. Якская тропа, так я ее назвала. Идти по ней было совершенно невозможно. Мы еще были без трекинговых палок. И где-то приходилось катится вниз, практически сэндбординг, только на своих ногах. Склон был песчанный с колючками. Все грязные и потные мы спустились кое-как, наш англичанин сам был не рад такой «тропе» и больше мы его не видели.

10 день

До Як-Харки мы шли вдвоем, так как двое из нашей компании ходили к Тиличо и устали, а мы уже не могли находится больше в Мананге. После Ice lake дышать было легко на высоте и набирали мы ее постепенно, поэтому никаких признаков горной болезни у нас не было. Путь пролегает по горам и выглядит в виде узких тропок местами проходящих по сыпухе. Высота здесь уже приличная и никаких машин нет и дорог собственно тоже, они заканчиваются на Мананге. Виды открываются на горные массивы со всех сторон. И здесь ты остаешься наедине с горами в полном безмолвии, в полной тишине. Увидели компанию велосипедистов французов пожилого возраста, которые очень бодро поднимались на двух колесах. Они еще нам что-то сказали, типо эй девчонки и поехали дальше. Оказывается это частая практика для иностранцев заехать на велосипедах и спустится с самого высокого пешеходного перевала в мире.

Як — Харка представляет собой небольшой поселок из десятка домиков, где только гестхаусы. В одном из них мы заселились, причем здесь стоимость за сутки небольшая и не надо искать долго жилье.

Непальские хроники. Часть 2

Наши лоджи выглядели в виде деревянного домика с щелями конечно, но здесь не задувало. Одеяла были везде, во всех лоджах, где мы останавливались. Где-то мне хватало спальника, где-то укрывалась одеялом дополнительно. Цены на еду вполне сносные, не дороже, чем в Мананге, но выбор меньше. Ну я обычно брала либо рис с овощами, либо макароны с овощами. Один раз попробовала бургер с мясом яка и мне не понравился. Мясо какое-то жирное и не вкусное. Больше мясо не ела. И стратегический запас шоколадок был всегда. Цены на шоколадки здесь дороже, чем в Мананге, так что есть смысл купить заранее их. На высоте много водных станций. Стоит это дешевле чем бутылка воды, но нужно иметь пустую емкость. Вечером к нам присоединился Серега. Он подумал и в тот же день что и мы ушел из Мананга только позже и пришел на час позже нас. И мы гуляли, фотографировали окрестности и ждали продолжения, ждали Торонг Ла.

11 день

Путь из Як-Харки до Торонг Педи непростой. Это протяженные узкие тропы по сыпухе. Здесь туристы идут вереницами друг за дружкой и образовываются очереди, потому что тропа одна и где-то приходится кого-то пропускать или ждать. Виды не скажу что красивые, потому что попадаешь в место, окруженное со всех сторон горными склонами и саму Аннапурну уже не видно. Многие идут сразу в базовый лагерь Торонг Ла. Но мы, прочитав отзывы разных туристов в интернете, решили остановится в Торонг Педи на 4450 м.

И на следующий день нам предстоял очень трудный переход и большой набор высоты. На Торонг Педи есть очень уютная кафешка, где союирается большое количество туристов. Здесь очень вкусная выпечка. Мы все взяли всяких плюшек, одна плюшка в три раза больше обычной в городе, но и стоит правда в 3 раза дороже. Цены на еду подороже, но когда ты на такой высоте, отказывать себе в еде точно не стоит. Днем к нам пришла Алена, она решила не останавливаться в Як-Харке, а идти сразу до Торонг Педи. Вечером за беседами мы разболтались с малазийцем и стали играть в дженгу. Он оказался тот еще профи и мы постоянно проигрывали, после к нам присоедился еще непалец. Спустя час в кафешку заносят мужчину средних лет на носилках. Все начинают копошится возле него, несут горячего чая. В итоге оказалось, что в базовом лагере ему стало плохо и это была его вторая попытка перейти перевал. На вид он был крепкий и здоровый, но опять же это на вид. После этого Катя так и не смогла доесть свой бургер, аппетит пропал у всех, но я свой съела. Тогда и сейчас я считаю, что все очень индивидуально, ты не знаешь как твой организм поведет себя на большой высоте, но настрой очень важен. Человек может многое, если он этого действительно хочет. Он может переступить через боль, панику, страх и идти дальше. Ночь я не спала. Болело горло, закладывало нос, дышать было некомфортно. Но я знала только одно, что назад пути нет, только вперед.

12 день

Мы решили не идти в ночь, а стартовать рано утром. Так как в ночь, очень холодно и мы прикинули, что по времени мы успеем перейти перевал и дойти до Муктинатха засветло, зато не будет околевать от холода на перевале ночью и сможем насладится горной красотой. Я считаю, это было самым правильным решением за время нашего трека. За два дня до у меня случилась неприятность с трекинговыми ботинками, они стали жутко натирать и износились и я их выкинула и решила идти в трекинговых кроссовках. Одела два теплых носка, конечно, ноги замерзали, но было терпимо. Выдвинулись мы гдето в 6 утра, уже было светло и по утреннему прохладно. Первый час ноги мерзли, после выглянуло солнышко и стало не просто тепло, даже жарко. Через два часа я сняла куртку. В горах солнце светит очень сильно, идти без очков невозможно. Мои сломались и я взяла запасные Серегины очки. По пути делала фото, хотя руки мерзли, дыхалка сбивалась, но я не могла не запечатлеть все происходящее вокруг.

Непальские хроники. Часть 2

Эти масштабы их не передать в фотографиях, их надо видеть. Снега на высоте практически не было. Ветер был сильный и руки мерзли, сопли текли постоянно. Но самое тяжелое для меня было идти медленно, как черепаха. А по-другому нельзя, после 5000 воздуха мало и дыхалка сбивается сразу же, если начинаешь идти быстро. Или нужно просто найти свой темп, в котором идти комфортно. Но так как у меня постоянно закладывало нос и болело горло, я не могла найти темп. Я шла и останавливалась. Потом опять. И каждый раз думала ну когда же…когда же будет перевал. В какой-то момент у меня появилась компания в виде непальского портера. Он нес чей-то рюкзак и мы шли с одной скоростью. Мне было даже приятно идти не одной, потому что впереди и сзади никого, все были очень далеко. Уже на подходе к таблике Торонг Ла выбегает Катя, она пришла немного раньше меня, и счастливая обнимает и говорит: «Мы сделали это!». Она больше всех не верила, что сможет. Моментами думала взять портера на перевал, но в итоге пошла сама с рюкзаком. На перевале есть кафешка с самым дорогим чаем, но это того стоит. Взяли чая и съели шоколадки. Потом стали делать фотки, прыгать и плясать.

У меня сразу появилось столько сил. И дыхание восстановилось даже, но немножко заныла голова. Это был знак что пора, надо идти вниз. Дорога вниз круче чем вверх. Это тоже сыпуха, но более крутой склон и колени конкретно устают. Но для меня любой спуск проще, чем подьем и ноги мои натренированы сноубордом очень хорошо. Так что мы с Серегой практически сбегали вниз по сыпухе, где-то помогая трекинговыми палками. В Мананге я купила себе еще одну палку, так как моя первая сломалась. И это было правильным решением. С одной палкой идти неудобно и ноги забиваются больше. Кате было тяжелее, она боялась склона, боялась, что улетит далеко. Весь путь я делала фотографии, пытаясь передать красоту вокруг.

Висячий мост после Торонг Ла был самым страшным мостом для меня. До этого я прошла порядка 10 мостов не меньше, но здесь мне было страшно идти, провис очень большой и под тобой пустота.

Спустившись мы поели в поселке перед Муктинатхом и, не торопясь, пошли дальше. Самое страшное было пройдено и сейчас время не играла значения. В Муктинатх мы пришли к вечеру, но засветло. Алена уже нашла жилье для нас. Мы успешно заселились, помылись и пошли отмечать сегодняшний день в кафешку. Кто-то взял алкоголь, кто-то чай, я взяла имбирный чай и яблочный пирог, то что любила больше всего. Имбирный чай и масала чай мои два фаворита. Ну, а яблочный пирог был вне конкуренции.

13 день

На следующий день Серега поехал в Покхару на автобусе от Муктинатха. Да, тут уже ходят автобусы. Мы решили дойти пешком до Джомсона через Лупру. Сделать, так сказать, последний рывок. И я изначально думала идти до Джомсона пешком. Путь до Джомсона оказался нелегкий. После подъема на один из холмов, с которого мы увидели один из восьмитысячников Дхуалагири, начался постоянный спуск.

Непальские хроники. Часть 2

Причем тропа была по сыпухе, еще более крутой, чем после Торонг Ла. Ноги уставали, но спуск мне всегда легче и я просто сбегала вниз, контролируя скорость трекинговыми палками. В итоге мы разделились. Катя шла медленно и мы договорились ждать внизу. Перейдя через мостик, немного пройдя появилась Лупра. Поселок выглядит совершенно не туристическим. Я не видела ни одной таблички с гестхаусом, но наверное есть, так как другие ребята останавливались здесь. Но место не особо приятное, и не сказать что красивое. Выглядит как после бомбежки. Поели, дождались Катю и пошли дальше по пересохшей реке, как нам сказали местные. На самом деле тропа идет по склону горы, но там большие перепады и по реке идти было проще. В этом была своя прелесть. Все выглядело мертвым, как будто на планете случился апокалипсис и мы остались одни в живых.

И вот мы идем по пересохшей реке. Громадные просторы вокруг и никого кроме нас. В конце концов стали появляться внедорожники и мотоциклы. И даже автобусы, которые следовали из Муктинатха. И дорога стала очень пыльной, точнее река. И тут я вижу внедорожник с кузовом и вытягиваю руку, точнее палец, чтобы застопить его. И он останавливается. Мы садимся в кузов, кидаем рюкзаки и едим. Это был третий раз, когда я что-то стопила, но точно самый крутой. В итоге нас довезли до Джомсона. Здесь мы нашли гестхаус, туристов здесь практически не было, видимо потому что многие останавливаются на другой стороне Джомсона. Есть старый и новый город. Мы остановились в новом, где жилье было дороже. Но мы так устали после долгого перехода, что остановились в третьем варианте, который был дешевле первых двух и дальше не стали искать. Помню здесь мне дали ужасно острый момо — это как пельмени, только вместо мяса разная трава, иногда бывает курица. Но тут трава была жутко острая, горело все несколько часов спустя. Больше момо я не ела. Вечером купили билеты до Покхары.

14 день

На следующий день автобус отходил рано утром. Ехали весь день. Дорога местами ужасная. Автобус проезжает в сантиметре от обрыва, мне было жутко страшно и моментами хотелось не знать, что происходит снаружи, но я сидела у окна. Приехали в Покхару уже затемно и заселились в заранее забронированный хостел. У нас была женская комната на четверых с душем и туалетом в номере. О чем еще можно мечтать!