Турист Julia Alisova (AnastasiaJulia)
Julia Alisova
была сегодня 7:03

Тбилиси — Грузия Август 2017

«Там, над Курой, крутишь паутину улиц Тбилиси, где все мои мысли — только с тобой…»

Там, над Курой…

Я обожаю возвращаться. Наверное, никогда не пойму гонки за количеством стран, все вот эти «заехать» и «отметиться» — это точно не про удовольствие от путешествий. Ведь в суматохе и суете можно потерять, мне кажется, самое главное — рожок джелато в Италии, бокал «бордо», или лишний хинкали в Грузии. А если вы бывали в Грузии, вы знаете — хинкали лишним не бывает!

В Ростове на удивление противная весна в этом году. И пока я вижу в окне никак не желающую просыпаться тусклую природу, выход один — греться воспоминаниями. О, пожалуй, самом колоритном, ярком и теплом городе, из всех, где мне довелось побывать…

Там, над Курой…

«Тбили» по-грузински и означает теплый. И чтобы окунуться в атмосферу истинно грузинской душевности и гостеприимства, район надо выбирать соответствующий. Тбилиси большой город, тут есть и новая застройка, со стекляшками небоскребов, и помпезные дома-дворцы из начала 20 века, и унылое советское жилье. Вам оно надо?

Там, над Курой…

Как бы я не любила Тбилиси весь целиком и полностью, всё же есть тут местечки, достойные отдельных од. Например, район Сололаки — почти всем домам по 100–200 лет. Именно здесь надо искать те самые «бельевые» итальянские дворики, витые балконы — только ради них можно приехать в Тбилиси, и чудесные парадные времен Империи… Мансарды, портики, тишина и неспешность, и особый, чисто «тбилисский» дух!

Там, над Курой…

Здесь в сумрачных подъездах еще сохранились красивые барельефы и лепнина на потолке, мраморные лестницы, кованые перила и роспись на стенах. Сололаки — вообще удивительное место, раритетная шкатулка с сокровищами. Район застраивался в середине 19-ого — начале 20ого веков богатыми купцами, фабрикантами, дворянством. Что ни дом — то целая история, порой трагическая, порой феерическая — и в этом весь Тбилиси!

Там, над Курой…

Например, вот этот с виду просто симпатичный домик — внутри настоящий калейдоскоп! Фото, к сожалению, из интернета — мы поздно узнали о его скрытых сокровищах. Не повторяйте нашей ошибки, обязательно заглядывайте во дворы и приоткрытые двери старинных особняков — иногда за ними ждет настоящее волшебство!

Начинается район Сололаки с площади Свободы, а если точнее — с этого красивого дворца, что в центре кадра. Построенный в середине 19-го века, для здание Народного собрания, потом тут квартировала городская управа и Дума, затем мэрия Тбилиси. Сейчас — бутики дорогих брендов.

Там, над Курой…

Так вот, настоящий Сололаки начинается сразу за зданием мэрии. Сделайте несколько шагов из гламура площади Свободы — и вы вернулись, кажется, на 100 лет назад…

Колорита и аутентичности в Сололаки — мало не покажется… Того самого, что напрочь сносит крышу блогерам и инстаграмщикам!)

Там, над Курой…

Вот и я решила, что мы будем жить в самом-самом колорите! Но с удобствами. Главное, знать где искать — мне, к примеру, очень приглянулся наш Patio Guest House. Отель в стиле милого грузинского дворика, комфортные номера со всеми удобствами, тот самый тихий центр, что так манит остаться пожить. Расположение у него — супер, что мы и оценили, выйдя прогуляться вечерком.

Там, над Курой…

А утром, первой с кем мы поздоровались, была Мать Грузия. С мечом в одной руке и чашей вина для гостей в другой — это очень по-грузински. Позавтракали по кавказскому обычаю — хачапури под бокальчик белого, и в путь!

Там, над Курой…

Не только Москва и Рим стоят на холмах. Тбилисский район Сололаки тоже расположился на склонах холма и наблюдает снизу, как венчает город она — величественная крепость Нарикала.

Старый город, район бань, армянские кварталы, средневековые соборы и изящные дворцы — это все песчинки в масштабе истории, что появлялись и исчезали, всегда была она — Кура…

Там, над Курой…

Да еще, пожалуй, эта древняя цитадель!

Там, над Курой…

Высоко над Тбилиси возвышается старинная оборонительная крепость под названием Нарикала.

Стены этого бастиона стали безмолвными свидетелями всех исторических событий, связанных с Тбилиси, и на самом деле, крепость появилась тут намного раньше, чем город с таким теплым именем… Нарикала — крепость-загадка. Ученые не знают, когда и кем она была построена, по одним предположениям, ее основал Вахтанг Горгасал — тот самый, что задумал Тбилиси. А возможно, он ее лишь перестроил, и позарившись на такую красоту, основал свою прекрасную столицу у подножия крепости.

Там, над Курой…

Тбилиси всегда стоял на перепутье многих дорог и интересов. Персы, арабы, монголы — крепость меняла национальности, вероисповедания и названия, оставаясь всегда неприступной. Склоны горы Мтацминда и берега Куры служили для захватчиков естественной преградой, иногда не на пользу самим грузинам! В 17 веке, когда персов удалось изгнать со всей территории Грузии, только в крепости Нарикала оставался гарнизон, который не сдавался. И все попытки выкинуть персов с захваченной территории успехом не увенчались!

Но надо понимать, что Нарикала — прежде всего оборонительное сооружение, тут ждать помпезных дворцов и милых башенок не стоит. Надежность и защита — да, изящество линий и элегантность — нет! Главная крепость занимала верхнюю часть холма, чуть ниже располагалась так называемая Верхняя крепость.

Там, над Курой…

А вдоль берега реки находилась еще одна крепостная стена с башнями, предназначенная для обороны Нижнего города. Здесь возвышался армянский храм Сурб Геворг, сохранившийся до наших дней.

Там, над Курой…

Сурб Геворг, кстати, старейшая из армянских церквей в Тбилиси, основана еще в 13 веке. Сейчас храм выполняет функции кафедрального собора Епархии Армянской Апостольской церкви в Грузии.

Там, над Курой…

Но всё это было давно, а мы отправились штурмовать главную грузинскую твердыню в августе прошлого года. Представьте, лето, жаркий тбилисский полдень… Как там говорится — умный в гору не пойдет? Ха-ха!

Вообще-то, к самой вершине цитадели туристов исправно поднимает канатка. Быстро, дешево, прохладно. И я об этом отлично знаю. Тогда откуда в наши плавящиеся на 40-градусной жаре головы пришло решение топать пешком — тайна тайн… Единственное, что подбадривало в данной ситуации — в пути мы сделали много красивых кадров!

Там, над Курой…

Сейчас от великой крепости мало что сохранилось. В начале 19 века Тбилиси накрыло землетрясение, весь город, и древние стены сильно пострадали…

Там, над Курой…

В том землетрясении разрушился и старинный храм святого Николая, построенный еще в 12 веке. Совсем недавно, в 90-х годах, в крепости началась масштабная реставрация, и церковь, что до этого лежала в руинах, возвели по старинным эскизам.

И на мой взгляд храм, не смотря на свою «новодельность», отлично вписался в силуэт древней цитадели!

Там, над Курой…

А еще сюда надо подниматься за видами!

Там, над Курой…

Вот знаете, если у вас на Тбилиси всего пара часов — вам надо первым делом выпить вина, а вторым — подняться к Нарикале. Совершить первое шапочное знакомство практически со всеми городскими достопримечательностями — вот прямо по курсу главный грузинский кафедрал, Собор Святой Троицы, или Цминда Самеба.

Вот Метехская скала, с нависающими над Курой дорогими ресторанами и отелями, и одной из главных грузинских святынь — храмом Метехи. Я вам о нем подробно и с любовью рассказывала!)

Там, над Курой…

А с этого ракурса видны самые смелые задумки предпоследнего президента — металлические трубы, так и не нашедшие применения, футуристичный Мост Мира и здание в виде шляпок грибов на горизонте — Дом Юстиции.

Телевышка на горе Мтацминда, рядом с ней — шикарный, но по грузинской традиции очень милый и не очень дорогой ресторан «Фуникулер». Очень рекомендую!

Там, над Курой…

Тбилиси в яркой черепице крыш…

Вот и верхняя станция канатной дороги.

Там, над Курой…

Сюда, на самую верхотуру крепости, по сорокаградусной жаре и наклонному подъёму мы дошли пешком. Август. Тбилиси. Раскаленный полдень. На небе ни облачка — все части уравнения никак не ведут к результату «приятная прогулка». Но мы пошли. Зато обратно, вниз, решили спускаться на канатке! Воистину, неисповедимы пути мыслей в головах блондинок…

Кстати, минутка практической информации. Канатная дорога к Нарикале работает исправно, с 11.00 до 23 часов, стоит проезд 2.5 лари, это примерно доллар. Несколько минут полета — и вы на самой верхушке цитадели! Я вам очень рекомендую подняться сюда ночью — тот самый «Тбилиси в миллионе огней», о котором писали Ильф и Петров, в самом деле невероятно хорош!

Там, над Курой…

А сама крепость открыта круглосуточно и бесплатно. И тоже по вечерам шикарно подсвечена. Так что если вам не хватает романтики, тепла и ярких красок в серых буднях — срочно в Тбилиси!