Турист Людмила (Lyudmila_Klyopova)
Людмила — была сегодня 9:12
Время делиться воспоминаниями и планировать новые маршруты.

Судак — Россия Сентябрь 2017

Да, я мечтала, лениво покачиваясь на тёплой морской волне, любоваться зубчатыми стенами и башнями Генуэзской крепости. И мне это удалось.

Отпуск в Судаке. Исторический променад

Но одно дело полюбоваться издалека, другое дело ― забраться на гору, задохнуться от восторга при виде панорамы, которая открывается с её вершины, побродить среди старых стен.

Многие выбирают Судак именно ради этого.

Отпуск в Судаке. Исторический променад

Крепость строили не для того, чтобы её можно было легко взять. Отвесные склоны защищают её с запада (см. фотографию наверху) и с юга (со стороны моря).

Поэтому тем, кто в Судаке впервые, вход на территорию музея-заповедника не всегда удаётся найти сразу. Давайте посмотрим на карту города.

Отпуск в Судаке. Исторический променад

Если идти от набережной, нужно подняться вверх по Морской улице и свернуть влево на Туристское шоссе. На месте поворота есть хорошие ориентиры. Первый ― гора Сахарная Головка ― остатки кораллового рифа отступившего моря, так же, как и Крепостная гора, на которой стоит Генуэзская крепость. Кстати, это не просто гора, а гора-актриса. В фильме Ю. Кары «Мастер и Маргарита» она снималась в роли Голгофы.

С этой горы открывается один из самых замечательных видов на крепость.

Отпуск в Судаке. Исторический променад

Второй ориентир ― рыцарь на перекрёстке Морской и Туристского шоссе. Благодаря рыцарю этот перекрёсток стал удобным местом встречи туристов, которые покупают путёвки в городском экскурсбюро: автобусы собирают их в нескольких точках города, кому какая ближе, а потом туда же развозят. Про эту точку говорят: ждите нас у рыцаря.

Итак, поворачиваем ― и вот уже открылась панорама крепости с северной стороны.

Но вход в крепость дальше, там, где возвышается барбакан ― круглая башня перед входом в крепость.

О Генуэзской крепости рассказано уже много раз, поэтому постараюсь не наскучить изложением известных исторических фактов. Лучше посмотреть, насколько искусно была спроектирована и построена крепость, какие следы присутствия генуэзцев здесь сохранились, что в последние годы сделали реставраторы.

Отпуск в Судаке. Исторический променад

Напомню лишь, что крепость была возведена не сразу. Её строили генуэзцы в течение почти 100 лет ― с 1371 по 1469 гг. как опорный пункт для своей колонии в северном Причерноморье, на месте, которое служило укреплением в предыдущие эпохи аланам, хазарам, византийцам, половцам, золотоордынцам, почти не оставившим на Крепостной горе следов своего пребывания. 14 башен крепости носят имена консулов, при которых они были возведены, о чём повествуют тексты на табличках.

Башня Пасквале Джудиче

Осмотр сооружений крепости удобнее, на мой взгляд, начать слева: так подъём к башням, расположенным на вершине, будет более плавным.

Отпуск в Судаке. Исторический променад

Предполагают, что с северо-востока крепость была защищена рвом, заполненным водой, однако именно с этой стороны она была наиболее уязвимой, ведь форсировать ров легче, чем взбираться на отвесную стену. Именно поэтому в крепостной стене с этой стороны наибольшее количество разрушений. Хотя и сохранилось много интересного.

Вы наверняка задержитесь возле необычных сооружений, названных цистернами. Емкость одной такой цистерны 185 куб. м. Они заполнялись водой из источников на горе Перчем, в трёх километрах к северу от крепости, по керамическим трубам. Фундаменты у этих цистерн значительно древнее их самих ― 9 века, когда крепостью владели хазары.

Чуть дальше от стены ― развалины здания с интересной деталью ― белокаменным крестом. На плане крепости указано, что это остатки войсковых казарм. Между нижней и верхней линиями укреплений располагались жилые кварталы.

Казалось бы, башни похожи, как близнецы. Но на самом деле есть различия. Например, здесь вы видите единственную во всём комплексе полукруглую башню. А рядом ― фундамент более старой постройки, в плане похожей на маленький византийский храм.

Вид на Круглую башню

Ещё одна неординарная башня, построенная во время правления консула Коррадо Чигала в 1404 году. Её особенность в том, что у неё четыре стены, в то время как у всех остальных башен их три.

Башня Коррадо Чикало
Отпуск в Судаке. Исторический променад

Наконец добрались до мечети. У неё тоже непростая история. Предполагают, что она была построена турками-сельджуками в 1222 году. Менялись хозяева крепости, приспосабливая здание для своих нужд. Чем только не было это здание, построенное для мечети: и христианским греческим храмом, и католическим, потом снова турецкой мечетью, после присоединения Крыма к России в 18 веке ― православной военной церковью, потом немецкой кирхой, потом армяно-католическим храмом…

Сейчас здесь находится экспозиция музея, где можно увидеть множество предметов, найденных на территории Генуэзской крепости.

Украшения жителей Сугдеи второй половины 10 ― 12 вв.

Видно, от сумасшедшей энергетики этого места, куда каждый призывал своего бога, ноги заскользили на песчано-каменистой тропе, и я плавно съехала на пятую точку. Будьте осторожней, круглые камешки перекатываются под подошвой на склоне, и упасть здесь ― нечего делать. Я не была одинока в своём падении. То тут, то там на всём пути вдоль крепостных стен периодически слышалось «Ой!» и разные другие слова.

А наш путь ― дальше, к верхней линии укреплений. Отсюда виден весь город!

Отпуск в Судаке. Исторический променад

Осторожно нащупывая ногой местами осыпающиеся ступени на лестницах без перил, направляемся к Консульскому замку.

Путь к Консульскому замку

Через донжон заходим во внутренний двор и поднимаемся по лестнице. Давно, когда мы были в Судаке впервые, возможности зайти внутрь замка не было.

Отпуск в Судаке. Исторический променад

Частично воспроизведены интерьеры Консульского замка.

Отпуск в Судаке. Исторический променад

В одно из окон открывается вид на самую высокую точку горы с полуразрушенной башней. У неё много названий: Св. Ильи, Дозорная и Девичья. Последнее связывают с душещипательной историей, без которой не обходится ни одно подобное место, о несчастной любви и страшной смерти заточённой в башне красавицы: не выдержав разлуки с возлюбленным, она бросилась в море. Как говаривали Жакоб и Маргадон в «Формуле любви»: «И сия пучина поглотила ея… В общем, все умерли».

Именно здесь одна из самых больших смотровых площадок: от Консульского замка она протянулась на несколько десятков метров.

Отпуск в Судаке. Исторический променад

Неуёмных туристов не остановить. Они поднимаются всё выше, не обращая внимания на отсутствие удобных подходов.

Отпуск в Судаке. Исторический променад

Как удержаться и не сделать фотографию на фоне крутого обрыва к морю?!

Отпуск в Судаке. Исторический променад

Как правило, спускаться с горы бывает труднее, чем на неё забираться. Всё дело в обсыпающейся под ногой каменистой почве.

Но не спешите к выходу, интересное ещё не закончилось. Пройдите к угловой башне, расположенной ближе всех к морю. Здесь был выход в Нижний город и порт, в который прибывали торговые корабли. Дверь, видимо, ведущая к спуску, крепко закрыта, но в её отверстие, своеобразный «глазок», в который, возможно, рассматривали желающих войти в крепость, можно увидеть берег.

Отпуск в Судаке. Исторический променад

Ещё один красивый вид мы обнаружили, выглянув через бойницу: одиноко стоящую Портовую башню и маленькую византийскую церковь возле неё.

Отпуск в Судаке. Исторический променад

Как мы потом узнали, это церковь Двенадцати апостолов, построенная в 13–15 вв. для греческой общины предположительно строителями-армянами.

Направляясь к выходу, вы увидите еще небольшие постройки, но исторической ценности они не представляют и предназначены для всяческих развлекалок: что-то типа триумфальной арки, арены для гладиаторских боёв и прочее.

Отпуск в Судаке. Исторический променад

На бродилки по крепости со всеми подъёмами-спусками ушло ровно полдня. Конечно, и сил потрачено и впечатлений получено немало, так что на один день походы по другим историческим местам лучше не планировать. Хотя… А вдруг у кого-то и силы остались, и времени на эти дела немного, а посмотреть хочется…

Если от барбакана крепости пройти по улице Генуэзская крепость до Приморской и повернуть влево, то можно увидеть ещё несколько достопримечательностей. На этой территории располагалась немецкая колония, которая была основана в 1804—1805 гг. Здесь жили очень известные люди, в частности, учёный-энциклопедист Петер Паллас и основатель Никитского ботанического сада Христиан Стевен. Кстати, в 1804 г. академик Паллас организовал в судакском урочище Ачиклар первое Российское государственное училище виноградарства и виноделия. Благодаря этому были построены винодельческие заводы в Судаке и Солнечной долине, дегустационные залы которых с удовольствием принимают туристов.

По адресу Приморская улица, д. 13 находится принадлежавшая колонии кирха, построенная в 1887 году, и лапидарий, где собраны надгробные плиты с бывшего лютеранского кладбища. Над входом кирхи — готическая надпись: «Да будет мир на этом месте. Так повелел Бог Саваоф».

Если обойти кирху справа, увидите ещё более старую постройку — византийскую церковь Святой Параскевы, построенную в 10–12 вв. Оказавшись на территории немецкой колонии, она была переоборудована под хлебный магазин. Сейчас храм отреставрирован, в 2010 году сюда была передана икона середины 19 в. «Святая великомученица Параскева», по выходным дням проводятся службы. Фрески в храме написаны современными художниками.

В Судаке есть места для любителей старины, ради которых не надо далеко ходить и тратить на их осмотр много времени. В самом начале набережной около поворота на Морскую, по адресу ул. Ушакова, д. 1, есть неприметная калитка с надписью «Исторический музей». О содержании музея вы догадываетесь, зато здание, в котором он расположен, представляет особенный интерес тем, что это ЕДИНСТВЕННОЕ сохранившееся дореволюционное имение. Оно было построено в 1913 году и принадлежало управляющему имением князя Горчакова «Архадерессе» Фёдору Федоровичу Функу. Здание построено с модными в те времена элементами неоготики,

а экспозиция, расположенная в меньших по сравнению с экспозицией собственно краеведческого музея нескольких комнатах, даёт представление о быте начала 20 века.

Ну и последние памятники, о которых стоит упомянуть, вы увидите в самом центре города. На улице Ленина стоит православный храм Покрова Пресвятой Богородицы, принадлежащий подворью Кизилташского монастыря. Он был заложен около 200 лет назад, в 1879 г., но достроен и открыт лишь спустя двадцать с лишним лет. В архитектурном отношении для нас он вряд ли представляет особенный интерес — таких в России тысячи. Однако постройка его в какой-то степени связана с графом Воронцовым (он сделал пожертвование на строительство). Несколько раз храм посещали члены императорской семьи, в том числе Николай II вместе с князем Голицыным.

Прямо у здания городской администрации в 2016 году был установлен памятник покровителю города, в русских летописях упоминавшемуся как Сурож, Стефану Сурожскому.