Турист Людмила (Lyudmila_Klyopova)
Людмила — была сегодня 1:22
Время делиться воспоминаниями и планировать новые маршруты.

Судак — Россия Сентябрь 2017

Мы в море бросили пятак, —

оно — не дура ж, —

чтоб нам вернуться бы в Судак,

в старинный Сурож.

Борис Чичибабин

После каждой из многочисленных поездок в Крым думаешь, что вот именно то место, где были в последний раз, самое зачётное. Только один раз поездка не порадовала — в Судак, в 1979 году. Не порадовала настолько, что почти 40 лет при слове «Судак» портилось настроение. А дело было так…

Мы с мужем жили в разных городах, я в Москве, он — в Ленинграде. Мы были одноклассниками, потом он поступил в ленинградское военное училище, после 4-го курса мы поженились. И вот, наконец, по окончании училища он получил назначение в Подмосковье, а я — диплом со свободным распределением (если помните, на работу нужно было ехать туда, куда Родина пошлёт), к работе нам обоим нужно было приступить в августе. В июле мы решили отдохнуть в Крыму. Не помню уже, почему, но выбор пал на Судак.

Судак 1970-х. Фотография из Интернета, сделана со стены Генуэзской крепости.

Многие помнят тогдашний отдых в Крыму: поездом до Симферополя, троллейбусом (или всё ж таки автобусом?) до Судака, съёмная комната у бабушки, удобства на заднем дворе, рынок, еда в столовой, подстилка на пляже…

Но всё равно в начале отпуска жизнь казалась прекрасной. Самое большое впечатление произвела, конечно, Генуэзская крепость.

Отпуск в Судаке. Полный релакс

Фотографий того времени не осталось, а вот кинофрагменты, снятые узкоплёночным киноаппаратом, лежат. При желании можно посмотреть, какими мы были в 22 года, и это приятно, несмотря на нечёткие кадры на выцветшей плёнке.

Но всё приятное закончилось через три дня: с температурой и дикой головной болью мой муж слёг. А ещё жара… Какой уж тут пляж? Лечиться в местных поликлиниках приезжим «дикарям» — легче было умереть. Обнаружили острый гайморит. Так и пришлось нам уезжать, не прокалывать же здесь… По приезде, подлечившись, муж отправился в часть на представление, а вечером вернулся с новостью: едем служить в Якутск. И завертелось…

Так и остался неприятный осадок от того «отдыха» в Судаке. З8 лет мы об этом городе даже не вспоминали. Евпатория, Керчь, Феодосия, Коктебель, Севастополь, Ялта — бывали везде, кроме Судака.

О Судаке вспомнилось в 2016 году, когда мы отдыхали на Южном берегу.

Южный берег Крыма. Кореиз

Красота неземная, но крутые спуски, а главное, подъёмы порядком утомили. Поднимаясь в очередной раз по многочисленным лестницам с пляжа санатория «Ай-Петри» наверх буквально с высунутым языком, заговорили о том, что Крым, конечно, любовь навек, но хотелось бы выбрать место для отдыха покомфортней. Решили — Судак! Там берег пологий.

Тот же вид, что на старой фотографии, я сделала, даже не зная, что такая существует

Как изменился Судак за то время, пока мы здесь не были! Вдоль пляжа тянется широкая набережная, множество ресторанов, кафе, отелей и частных коттеджей соревнуются друг с другом в удобстве и красоте.

Город разросся. Теперь не увидишь прежних развалюх.

Вид на западную часть Судака со стороны Генуэзской крепости

Правда, пляжи, которые раньше были доступны для всех, теперь поделены между санаториями и домами отдыха. Хотелось жить поближе и к морю, и к памятникам, которые, как ни крути, находятся ближе к Генуэзской крепости.

Отпуск в Судаке. Полный релакс

Выбор пал на туристско-оздоровительный комплекс «Судак». При желании там можно полечиться, как в любом другом крымском санатории, но только при желании, всё-таки статус определяется как ТОК ― туристско-оздоровительный комплекс. Но первая линия на берегу моря! Но свои пляжи с настоящим кварцевым песком! Говорят, Судак — единственный город в Крыму, где ещё сохранились такие пляжи. Это окончательно убедило нас в правильности выбора.

Свобода немного ограничивалась тем, что не продавали путёвки без питания или с частичным (например, только завтраки) питанием, только полный пансион. Для семей с детьми ― идеально. Но мы этим не заморачивались. Надо куда-нибудь уехать — ехали, возвращались поздно вечером и шли ужинать в какое-нибудь интересное кафе, каких в Судаке великое множество. А вечером ещё и живая музыка.

Отпуск в Судаке. Полный релакс

Сейчас скажете: знаем мы эту умца-умца-музыку на российских курортах! Сплошной шансон или попса — громко и до утра. Но можно найти и что-нибудь другое. В одном восточном ресторане на Кипарисовой улице не удержалась и сняла ролик — так понравилась мелодия. Иногда дома слушаю.

MVI 3027

Нигде на побережье не ощущается так аромат Востока, как в Судаке, хотя везде в Крыму много татарских кафе и магазинов. 1 сентября в прошлом году был Курбан-байрам, один из самых главных исламских праздников. В честь праздника на Кипарисовой улице, где множество кафе, ресторанов и магазинов, всех желающих угощали пловом. Правда, эта фотография сделана в доме наших знакомых, но плов был красивым и вкусным везде.

Отпуск в Судаке. Полный релакс

Яркий и богатый в Судаке рынок. Он, как и давным-давно было, находится на Кипарисовой улице и работает с раннего утра до поздней ночи.

Крымский лукум все знают. Он продаётся в красивых коробках с видами Крыма. Честно говоря, мне он не очень нравится. А в Судаке продают лукум на натуральных соках — очень вкусно. Такой обычно привозят из Турции. В этом нет ничего удивительного: многие крымчане в мёртвый сезон ездят на заработки в Турцию и привозят оттуда полезные идеи для своего бизнеса.

Отпуск в Судаке. Полный релакс

Что меня поразило в этот приезд — огромный парк на территории ТОК «Судак». На старой фотографии 70-х (из Интернета) видно, что он молодой, все дорожки просматриваются среди невысоких деревьев, наверно, поэтому он нам и не запомнился.

Сейчас же я была поражена его размерами и разнообразием растений. Здесь намеренно высаживали хвойники, выделяющие огромное количество фитонцидов, поэтому воздух в парке исключительно полезный, а виды — красивые.

Парк огромный и, несмотря на большое количество отдыхающих, мало кого можно было встретить, гуляя по нему, как днём, так и вечером. Говорят, раньше сюда за небольшую плату пускали всех желающих, но я таких не заметила. Только однажды приходили теннисисты потренироваться на кортах ТОКа, кстати, очень хороших.

Мне в этом парке нравились тишина, спокойствие, какая-то умиротворённость. Иногда бродила там по дорожкам, читала, сидя на скамейке, отдыхала от суетной жизни в мегаполисе. Именно этого мне не хватает.

Был сентябрь. В Москве уже начался листопад, а здесь, несмотря на приближающуюся осень, — буйство южных растений.

Особенно радовали глаз растения цветущие или с яркими семенами, похожими на цветы.

А крымский гибискус вообще только начал цвести к началу сентября!

Кроме парка, радовало ещё море. Кроме двух дней шторма, оно было спокойным. Какое удовольствие совершить морскую прогулку!

А ещё здорово промчаться на моторке вдоль берега и увидеть Генуэзскую крепость с моря!

Отпуск в Судаке. Полный релакс

Или искупаться ночью, разбивая руками тысячи огней, которые отражаются в воде.

Да, чуть не забыла. Какая же поездка без котиков! Особенно в Крым. Их великое множество, но они всегда деликатны, неназойливы, знают своё место. И именно люди приходят покормить котиков в их места, а не наоборот.

Один хитрый котик стал героем дня. Встретились мы с ним на Кипарисовой улице, недалеко от рынка. Не то чтобы встретились — решили посмотреть, почему на одном месте люди останавливаются и щёлкают фотоаппаратами. А там вот такой мордасик сидит себе невозмутимо рядом с львом, позирует, как фотомодель.

Прямо как в рассказе Толстого Лев и собачка
Прямо как в рассказе Толстого "Лев и собачка"

Сидя в парке на берегу пруда в ожидании такси в аэропорт я, может быть, впервые за много лет, подумала, что не хочу возвращаться домой. Опять в ежедневную суету, в обычный свой темп жизни. Такого со мной ещё не бывало.