Турист Алексей Панин (ulvrid_tourist)
Алексей Панин — был сегодня 6:59
03.05-12.05 Сеул, Кёнджу, Пусан

Стокгольм — Швеция Сентябрь 2017

На посещение родины умного, красивого, в меру упитанного мужчины я запланировал два полных дня. Как оказалось, это был оптимальный выбор. Посмотреть всё самое-самое в Стокгольме я успел, а вот заскучать не получилось.

Одним из самых популярных способов добраться в столицу Швеции из Санкт-Петербург являются паромы. Но тратить более полутора суток на дорогу только в один конец — не для меня. Я воспользовался самым быстрым способом — авиаперелёт. Дорога до аэропорта Арланда заняла чуть больше чем через 5 часов с двухчасовой стыковкой в Шереметьево.

Там, где живёт Карлсон

В день прилёта у меня оставалось не слишком много времени на осмотр города. Дорога из аэропорта, затем дорога до отеля. Поэтому я ограничился обзороной прогулкой без особых целей. Стокгольм — прекрасный средневековый город. Его мостовые, мощёные камнем, многие из которых идут с большим уклоном, изобилуют зданиями с наклонными же крышами. Всюду — туристы в компании своих верных спутников, чемоданов на колёсиках. Стук этих чемоданов по мощёным мостовым с непривычки можно принять за цокот копыт, что ещё больше подчёркивает средневековую атмосферу города.

Часть улиц перекрыта. В городе ведутся работы — перестраиваются и модернизируются туннели метро.

Там, где живёт Карлсон

На общем фоне города выделяются две высокие башни — это Ратуша Стокгольма (The City Hall) и более высокая церковь Риддархольмана. Церковь уже давно используется в качестве усыпальницы шведских королей, службы в ней проводятся лишь провожающие в последний путь.

На этом первый день у меня законился.

Следующий день я решил посвятить зданиям органов власти Швеции, как выполнявшим эту функцию ранее, так и ныне. Первым моей целью была Ратуша Стокгольма. Она находится в Старом Городе (Gamla Stan). Отправился я туда пешком, попутно любуясь видами города. Путь мой пролегал через парк Mariatorget. Я не силён в шведском, но по-моему это переводится как «Площадь Марии». Даже если и так, то никакой Марии в парке не оказалось, зато оказалась галерея скульптур и вот такой фонтан. Вроде бы похоже на Самсона, хотя зверушка в нижней части сооружения на льва похожа слабо. Больше на рыбу смахивает.

Здание Ратуши и по сей день выполняет функцию политического офиса. Поэтому осмотр его возможен только в рамках экскурсии (public tour), доступной на английском и шведском языках. Со слов экскурсовода, подъём на вершину башни занимает 10 минут.

Там, где живёт Карлсон

Тур небольшой, экскурсовод проводит по залам на двух этажах, рассказывая о них. Я не настолько хорошо владею английским чтобы воспринимать его на слух. Из того немного что успевал переводить обратил внимание на то, зал на первом этаже называется Синим (blue hall), а сама Ратуша — весьма популярное место для проведения свадебных церемоний. На втором этаже — что-то вроде зала совещаний, оснащённого разнообразной аппаратурой.

Больше всего мне понравился Золотой Зал (Golden Hall), выполненный в египетском стиле. Очевидно, он используется для каких-то очень специальных приёмов особо именитых гостей.

После экскурсии по ратуше я направился в сторону здания парламента. Швеция — монархия, но как и в большинстве развитых монархий, король является не более чем статусным символом страны. Реальная же власть принадлежит парламенту, который проводит свои заседания в здании под названием Риксдаг. А вот само заседание открывает король.

Там, где живёт Карлсон

Риксдаг расположен на небольшом острове. Сам остров достаточно высокий, но в нижнюю его часть ведут две лестницы. Спустившись по ним, я попал в очень интересный Музей Средневековья, который располагается таким образом практически под Риксдагом. Вход совершенно свободный. Часть экспонатов — воссозданные, например дом в натуральную величину, фигуры рыцарей в доспехах, макет города.

А есть и совершенно реальные экспонаты, найденные очевидно, в ходе археологических раскопок.

Там, где живёт Карлсон

Совсем рядом от Риксдага распологается Королевский Дворец. Перед входом в него на боевом коне красуется шведский король Карл XIV, как бы приветствуя посетителей.

Внутри дворца находится множество залов (The Royal Apartments), посвящённые всему что так или иначе связано с царственными особами. Есть здесь экземпляры одной из самых престижных шведских наград — Ордена Меча, а также приёмные, спальни и апартаменты различных королей.

Там, где живёт Карлсон

Изначально на месте нынешнего дворца стоял деревянный замок Tre Kronor (Три Короны), но во время пожара 1697 он сгорел до основания. Сейчас в Королевском Дворце есть одноимённый музей, в котором представлены макеты старого замка, немногие сохранившееся предметы из него, фрагменты стен и построек.

Но самой интересной экспозицией в Королевском Дворце для меня оказалась Сокровищница (The Treasury). Здесь представлены реальные символы власти шведских монархов — короны, жезлы, скипетры, личное оружие. По понятным причинам, любая съёмка была запрещена, но посмотреть фото можно, например, здесь: https://www.visitstockholm.com/see-do/attractions/the-treasury/

На этом второй день подошёл к концу.

Последний, третий день, я посвятил интересующим меня музеям. И прежде всего я отправился в Шведский музей национальных древностей (Historiska museet or Statens historiska museum). На сей раз путь мой пролегал по набержной, вдоль которой выстроилось множество разнообразных судов.

Экспозиция музея охватывает всю историю Швеции от XI, когда она ещё представляла собой множество разрозненных поселелений, до наших дней. Шведы с гордостью рассказывают о становление монархии и принятии у них христианства. А вот о том как они проигрывали почти все войны, которые вели с Россией почему-то не слова.

Зато всего одному сражению с датчанами 27 июля 1361 года на острове Готланд посвящена отдельная экспозиция, в которой помимо реальных экспонатов ещё и воссозданы звуки боя. Хотя и в этой битве тоже шведы потерпели сокрушительное поражение. Впрочем один из плакатов утверждает что датчане не смотря на победу были очень злы т. к. никаких сокровищ им найти не удалось.

А вот золотая комната (Guldrummet) — это то, мимо чего никак нельзя пройти мимо. 52 килограмма золота и более 200 килограммов серебра, включая уникальные золотые воротники V—VI вв., золотые кулоны времён викингов, реликварии украшенные драгоценными камнями средних веков и другие потрясающие объекты из различных частей света.

Там, где живёт Карлсон

Ну и конечно же значительная часть эпохи викингов имеет в шведам самое непосредственное отношение. Оружие, модели короблей, даже модель портового города Бирка в масштабе 1:30 предположительно 800 г. н. э.

Закончив осмотр музея я отправился на остров Юргорден. Здесь меня ждало ещё два музея. Первый из них посвящён фактически одному-единственному экспонату. Это — корабль Васа.

Васа затонул 10 августа 1628 года почти сразу же после спуска на воду — сказались ошибки допущенные при строительстве. Спустя ровно 330 лет и 3 года он был поднят, отбуксирован на берег и практически полностью восстановлен. Сегодня этот корабль, состоящий на 98% из оригинальных деталей — единственный сохранившийся корабль XVII века. Вокруг него сооружен грандиозный павильон и теперь он представляет собой 8-этажный музей, в котором корабль можно рассмотреть в мельчайших подробностях.

Там, где живёт Карлсон

Корабль — огромный, поэтому целиком его заснять не представлялось возможным. Впрочем современные паромы типа Принцессы Анастасии и Силья Лайн всё равно больше.

Закончив осмотром Васа, я направился к последней из намеченный мною целей в Стокгольме. Этой целью был музей под открытым небом Скансен.

Там, где живёт Карлсон

На территории Скансена нашлось место самым разным объектам. Причём они разбросаны по всему парку — можно смело идти куда глаза глядят и будешь постоянно натыкаться на различные интересности. Так, например, по Скансену рассредоточено некое подобие музея деревянного зодчества

Нашлось в Скансене место и зоопарку. В этом зоопарке нет ни тигров, ни слонов, ни крокодилов. Самые обычные европейские животные, многие из которых давным-давно одомашнены человеком — свиньи, козы, курицы, коровы, олени. Однако представлены они таким образом, что наблюдать за ними не менее интересно, чем за различными экзотическими животными в других зоопарках.

Посещение Скансена было последним пунктом в моей программе — двухдневный тур подошёл к концу. Пора уже было собираться в обратный путь. Однако я уверен что в Швецию я ещё вернусь и с гораздо более насыщенной программой.