Турист Алексей Панин (ulvrid_tourist)
Алексей Панин — был сегодня 14:00
03.05-12.05 Сеул, Кёнджу, Пусан

Псков — Россия Сентябрь 2016

Несмотря на то, что я являюсь убеждённым атеистом, я считаю что Крещение Руси дало огромный толчок в развитии нашей страны. Возникновение письменности, налаживание контактов с Византией, бурный рост зодчества и иконописи — этот список можно продолжать бесконечно. Первым правителем Киевской Руси, принявшим христианство, была равноапостольная княгиня Ольга Киевская. А спустя 30 лет её внук Владимир Святославич покрестил всю Русь, сделав христианство государственной религией. Родилась княгиня Ольга в деревне Выбуты, находящейся в 12 км от Пскова. В наши дни Псков отделяет от русско-эстонской границы чуть более 30 километров. Таким образом, Псков находится в самом начале России — и географически, и исторически.

Россия начинается здесь

Прямого сообщения между Санкт-Петербургом и Псковом по железной дороге нет, поэтому сюда я поехал на автобусе. Автобусная станция в Пскове находится в двух шагах от ж/д вокзала. С него, кстати, ходит фирменный поезд «Псков» до Москвы через Бологое. В общем-то так и надо было ехать — до Бологое и дальше пересадка на этот поезд. Автобус до Пскова идёт 5 часов, которые из-за пробок выливаются в 7 — я приехал выжатый как лимон. Благо до гостиницы добрался без проблем и завалился спать.

Следующий день в Пскове оказался ярморочным. Движение в центре города перекрыли и улицы покрылись многочисленными фурами. Прямо из открытых кузовов шла бойкая торговля самым разнообразными сельхоз продуктами. Картина, достаточно непривычная для петербуржца, обычно приобретающего овощи в гипермаркетах. Ассортимент достаточно богатый: самый главный российский овощ — картофель, капуста, тыква, мёд, цветы. Позади одного из прилавков я даже приметил клетки с гусями. Сдаётся мне, что участь этих птиц незавидна. А в самом центре города, на Октябрьской площади, шёл концерт.

Россия начинается здесь

Ярмарка нисколько не помешала мне добраться до Псковского Крома — Кремля. Это одна из древнейших русских крепостей была построена ещё в IX веке и выполняла важную оборонительную функцию.

И по сей день на территории Крома проводятся археологические раскопки.

Россия начинается здесь

Территория, прилегающая к Крому называется Довмонтовым Городом — в честь псковского князя Довмонта. В XIII в. это была парадная часть города, обнесённая крепостной стеной и включавшая гражданские здания и церкви. В наши здесь сохранились развалины Собора Святого Николая.

А вот величественный Троицкий Собор пребывает в гораздо лучшем состоянии, гордо вздымаясь из самого центра территории Крома.

В Приказных палатах(в прошлом — центра административного управления) расположены 3 выставки. Две из посвящены оружию и доспехам, третья — делопроизводству Приказных Палат

Россия начинается здесь

Кром расположен на мысу при впадении реки Псковы в реку Великую. Великая оправдывает своё название — это широкая река и именно на её берегу расположена огромная надпись, которую я выбрал в качестве названия своего рассказа. Пскова же более напоминает ручеёк.

Перейдя на противоположный берег Великой я двинулся вдоль неё по набережной. Не будет лишним отметить, что набережная носит название Ольгинской, а мост — тоже Ольгинский. Всё, как нетрудно догадаться, в честь первой христианской княгини Руси.

Столь славное прошлое Пскова не могло не найти отражения в виде строительства различных объектов поклонения. Некоторые старые храмы сохранились до наших дней. Храм Святых Бессребреников и Чудотворцев Космы и Димиана — 1463 г., Храм Богоявления Господня — 1496 г.,

Россия начинается здесь

Ещё один храм, хоть и не старый, но очень красивый. Храм Александра Невского из красного кирпича. Выглядит достаточно современно, хотя был построен в начале прошлого века. Недавно отреставрирован.

Мирожский Мужской Монастырь, основанный в начале XII века включает в себя Спасо-Преображенский Собор с уникальными фресками того же века. Собор пребывает в достаточно плохом состоянии — ведутся реставрационные работы с применением таких «современных» технологий, как подъём вёдер с раствором на верхний ярус по натянутой верёвке. С другой стороны, это означает что реставрируют его своими силами, а не на пожертвования верующих.

Россия начинается здесь

Впрочем внутри ситуация ещё хуже. Фрески где-то обвалились, где-то выцвели. Собор, как можно легко догадаться, не действующий.

Не только древними храмами может похвастаться Псков. К Мирожскому Монастырю примыкает Парк Дендрарий. Согласно гуглу, на его территории произрастает множество разнообразных деревьев, включая очень редкие. Я не силён в ботанике, но могу сказать что парк достаточно большой и прогулка по нему доставила мне удовольствие. А в пруду обитают самые распространённые в нашей стране водоплавающие птицы.

Россия начинается здесь

Ещё один парк в Пскове — финский. Псков и финский город Куопио — города-побратимы. Поэтому ещё 80-х годах прошлого века на берегу реки Псковы был построен финский парк. На мой взгляд, парк действительно больше похож на какой-нибудь европейский парк, чем на российский.

Псков — один древнейших русских городов. На этой земле создались предпосылки принятия христианства, сохранились древние храмы и ещё более древняя крепость. Этот город — одна из первых вех истории Российского Государства. Более тысячи лет минуло с его основания, но и по сей день он хранит память о первой христианской правительнице Киевской Руси.