Турист Владимир (acvazul-v2010)
Владимир — был вчера 16:30
https://www.tourister.ru/forums/tourister/faq/4657 ссылка на тему форума.Стоит оставаться на сайте?

Армения Январь 2018

— Валик-джан, зачем тебе большая авиация? Поедем ко мне домой, мама долму готовит. Ты любишь долма?

— Нет.

— Потому что у вас не умеют готовить долма. Настоящий долма — ух…

(Из фильма «Мимино»).

Долма — блюдо, представляющее собой начинённые овощи или листья (как правило, виноградные), голубцы в виноградных листьях. Начинка обычно готовится на основе риса, может также содержать отварной мясной фарш. Долма широко распространена в кухнях народов Закавказья, Балканского полуострова, Передней и Центральной Азии, а также Северной Африки. Каждая из национальных кухонь имеет свои варианты приготовления долма.

Вкусная Армения...

Вот такую долма мы отведали, ну кто бы сомневался, в Дилижане. Такое же блюдо «толма» мы кушали у крымских татар и в Баку «долма». Скажу что это одно из моих любимых блюд мира.

И какие только народы не доказывали что «долма» — это их национальное кулинарное изобретение.

Но всех опередили и заткнули за пояс азербайджанцы. В Азербайджане долма считается неотъемлемой частью азербайджанской кухни, а Национальный кулинарный центр Азербайджана обвиняет Армению в «присвоении» этого национального блюда. В декабре 2017 года на 12-й сессии Межправительственного комитета по охране нематериального культурного наследия UNESCO, традиция приготовления долмы в Азербайджане была признана одним из элементов нематериального культурного наследия человечества.

Это решение тут же начала опротестовывать Армения.

Справочник Оксфордского университета The Oxford Companion to Food отмечает, что по мнению некоторых, долма возникла как армянское блюдо, а затем перешло в турецкую кухню. Долма была блюдом придворной кухни Османской империи.

По мнению историка, автора кулинарных книг Вильяма Похлёбкина, само кушанье возникло первоначально в армянской кухне:
 «С XVII до начала XIX в. Армения была поделена между Турцией и Ираном. В этот период хозяйство Армении, её людские и материальные ресурсы пришли в упадок, но духовная и материальная культура не изменилась, не погибла и армянская кухня. Наоборот, армяне внесли свой вклад в кухню турок-сельджуков, так что многие истинно армянские блюда стали позднее известны в Европе через турок как якобы блюда турецкой кухни (например, долма)»

Вкусная Армения...

Ещё закусили в Дилижане грузинскими хинкали. Они за пределами Еревана в провинциях Армении такие же восхитительные как и в Грузии

А вот хачапури имеритинский (с сыром внутри) в Грузии вкуснее. Ибо тут в Дилижане слегка пожадничали с сыром и он получился суховат. Вот не угодишь привередливым путешественникам, что объехали всё Закавказье. Ибо плавали, знаем!

Вкусная Армения...

Зато пивко из чудесной дилижанской воды — то что надо!

— У нас в Дилижане на кухне воду открываешь — второе место в мире занимает!

— А первая в Ереване, да?

— Нет, в Сан-Франциско.

— А Боржом? Сначала подумай, потом говори.

«Мимино».

Вкусная Армения...

Но то что мы летим именно в Закавказье, а не в какое-то другое место мира, мы ощутили ещё когда летели из Воронежа в Ереван

Так как «Грузия Эйрлайнс» нас потчевала своим грузинским Чахохбили

Вкусная Армения...

И поила прекрасной персиковой карабахской водкой. Очень крепкая 51 градус, но пьётся легко и градусы не ощущаются.

Так что знакомство с армянским спиртным мы начали ещё в самолёте

А продолжили в тот же день по прилёту в Ереван. Цены в армянских драмах. Чтобы понять сколько этот армянский коньяк стоит в долларах — просто поделите на 500. Что касается армянского коньяка, то ему я посвятил отдельную заметку, которую Вы наверняка читали https://www.tourister.ru/world/asia/armenia/city/yerevan/placeofinterest/17560/responses/3845

Вкусная Армения...

Так что о коньяке повторяться не буду. Только скажу, что по соотношению цена-качество мне в магазине посоветовали коньяк Прошанского завода. Недорого и вкусно действительно. Его и набрал домой. «Армянская крепость» коньяк Прошанского завода в красивой коробке. Привёз семь бутылок коньяка плюс водка, чуть не надорвался. На просвечивании на «рамке» в ереванском аэропорту девочка ковыряет в своём красивом армянском носу и количество бутылок не считает. Так что везите и пейте на здоровье сколько войдет в чемодан и сколько можете донести. Теперь пью коньяк дома и пишу эту «вкусную» заметку.

Разве что был удивлён вот таким дешёвым коньяком в супермаркете Еревана, но понятное дело попробовать его не решился, так как подозрительно дешёвый.

В 40 лет жизнь только начинается, я это теперь точно знаю. И погибнуть от плохого коньяка в Армении — это не то к чему должен стремиться настоящий путешественник, в планах у которого посетить в этой жизни ещё три десятка стран.

Вкусная Армения...

А вот такую карабахскую водку не купите в Армении. Потому что там какие-то акцизные тёрки. Но стоит она всего пару долларов за «поллитру». А вкус вполне себе хорош. Куплен по рекомендации местных арцахских жителей. Продегустирован мною лично. Рекомендую. Не «Смирнофф», но сойдёт по сельской местности, учитывая смешную даже по армянским меркам цену.

На закуску в Карабахе хороша жареная рыбка из искусственных водохранилищ.

Но по отзывам самая вкусная рыбка и потрясающий кебаб из раковых шеек можно отведать только в кафешках на западном берегу озера Севан. Правда в новогодние праздники мы не обнаружили ни одного открытого прибрежного ресторанчика!

Вообще на праздники за пределами Еревана найти работающее кафе — задача утопичная. Но мы в Карабахе и Армении за 6 дней путешествия таких нашли аж…..целых три! Это чудо случилось в Дилижане, придорожной харчевне типа столовой близ села Ван в Карабахе и по пути из Гориса в Ереван нашли вагончик-забегаловку где съели вкусный кебаб, приготовленный в печи на углях:

Вкусная Армения...

И это всё! Ни в Гюмри, ни в Спитаке, ни на Севане, ни по дороге никакого открытого кафе. Видимо погоду турпоток тут не делает, а армяне доедают салаты оливье что остались с новогоднего стола. Кто же пойдёт в кафе сразу после Нового года?

Чтобы у Вас не завернулся желудок от сухомятки, купленной от безнадёги в редких открытых армянских продмагазинах в новогодние праздники,

Вкусная Армения...

можете попробовать вот такие горячие блинчики с зеленью

Их поджарят и свернут вот таким образом прямо при Вас. Только не обожгитесь! Приятного аппетита!

Вкусная Армения...

Вот такое вино армянское вино «Джаз» мы пили в Гюмри в отеле «Домпольский».

Ну что сказать? После грузинского вина мы понимаем, что самое классное вино в Закавказье — это не про Армению, и не про Азербайджан. В Армении надо пить только местный коньяк. А в Азербайджане — «Азерчай».

Вечером 1 января хозяин отеля в Гюмри пригласил нас продолжать праздновать Новый год.

Вкусная Армения...

Кавказские тосты, вино, коньяк, водка местного производства шли на ура

Армяне живут небогато, но на праздничном столе должно быть всё! Чтобы перед гостями стыдно не было. Армяне все новогодние праздники ходят друг к другу в гости и активно уничтожают чужие разносолы и «горючее». Чтобы также потом в свою очередь быть неожиданно застигнутыми дома внезапными гостями и угостить их

Вкусная Армения...

Во главе стола стоит огромный окорок. Долма тоже была в Гюмри в отеле супер!

Да со сметанкой….

М-м-м……Вкуснота!

Я Вас умоляю!

Вкусная Армения...

Салат из конского щавеля очень понравился.

Немного о ценах в кафе. В Ереване дороже и не так вкусно как в провинции.

По ощущениям в Армении покушать в туристических кафе подороже чем в Грузии, но значительно дешевле чем в Баку.

Но как говорится, места надо знать.

Идите кушать в Ереване куда идут или где уже сидят местные

Вкусная Армения...

И будет тогда Вам бюджетное и вкусное счастье

Мы заказали вот такие вкусные блинчики

Вкусная Армения...

А также чудо армянской кулинарии — кисломолочный горячий супчик «спас»

И этот супчик из всех других блюд Армении мне понравился больше всего. Ибо вкусно, полезно и ничего подобного раньше я не едал.

«Спас» или «танапур» (от армянского «тан» — «разведённый мацун», «апур» — «суп»). Это блюдо армянской кухни, суп на кисломолочной основе

Вкусная Армения...

Первым компонентом супа является зерновая часть. Традиционно это пшеничная каша, приготовленная из особого сорта цельнозерновой крупы, под названием дзавар. Эта крупа известна в Армении с древности, представляет собой зёрна горной мелкозернистой пшеницы, предварительно отваренные, слегка подсушенные, лишённые плёнок (обрушенные) и затем окончательно высушенные . Дзавар в некоторых рецептах заменяется рисом

Вторым компонентом супа является мацун, разведённый до желаемой консистенции. Иногда к мацуну добавляется сметана. Третий компонент супа — куриные яйца.

Сырые яйца смешиваются с небольшим количеством муки, затем в смесь добавляется мацун и вода, после чего заранее приготовленная пшеничная каша из дзавара. Смесь доводится до кипения при постоянном помешивании, после закипания некоторое время может вариться на слабом огне.

Вкусная Армения...

В готовый суп может быть добавлен жареный лук (но по моему мнению зелёный лук лучше). Добавляется зелень (традиционно кинза и мята) и пряности, впрочем последнее необязательно.

Суп в летнее время употребляется холодным, в зимнее — горячим

Вкусная Армения...

Вот такую сухую закваску «мацун» мы нашли на Степанакертском рынке в Карабахе.

На покупке настоял именно я, поскольку уж очень мне суп «спас» понравился.

Мацун нужно растолочь в порошок и развести с водой. Крупу дзавар мы не нашли в Армении, но можно заменить её на рис.

Теперь эти «мацунистые шарики» лежат у нас целёхонькие в холодильнике. И у меня ещё теплится надежда что супруга соберётся с духом и приготовит мне армянский потрясающий «спас». А иначе я сам его приготовлю и только пусть откажется его лопать!

А в следующем кафе в тусовочном месте на площади Свободы Еревана было не так вкусно и дороже вдвое чем в вышеописанном местном ереванском кафе.

В общем, всё самое-самое в Армении находится не в Ереване, а за его пределами. Так что потусите в столице денёк и……..валите смотреть потрясающе интересную страну Армению!

А теперь ещё об одной сладкой фишке Армении.

Вкусная Армения...

Вот такие потрясающие сувенирные тарелочки продают везде по стране, в любых супермаркетах и во многих туристических местах. Потрясающе вкусные сухофрукты с сахаром. Некоторые из сушёных фруктов в тарелке были нами попробаваны впервые в жизни и повергли нас в ступор. Так как не поняли что это такое, но было пипец как вкусно! Рукомендую в качестве подарка из Армении для родственников и коллег

Ну и много где продают туристам вот такие персики. Внутри персиков сахар. Сахар с сахаром. Сладкий сахар. Очень — очень много сахара! Настолько много сахара, что у них приторный сахарный вкус. Короче, не понравилось. Можете покупать если Вы любитель «сладкой жизни» — долче вита, и Вам в кайф жевать сахар и хрустеть им на зубах.

А в остальном всё очень и очень было вкусно!