Турист Людмила (Lyudmila_Klyopova)
Людмила — была сегодня 9:12
Время делиться воспоминаниями и планировать новые маршруты.

Суздаль — Россия Январь 2018

Если бы пришлось писать об этом статью научную, мы бы пользовались понятием «вмещающий ландшафт». Но, любуясь пейзажем, забываешь всю научную терминологию и даёшь волю эмоциям. Красиво — и не хочется расставаться с этим местом, хотя придётся, и уговариваешь себя: «Не грусти, ещё вернёшься…»

В последние два часа перед отъездом захотелось пройти по дороге, которая лежит чуть в стороне от шумных, заполненных туристами улиц, и пройти берегом Каменки, несмотря на то, что сейчас зима, скользко и пейзаж… зимний.

Каменка, если можно так сказать о реке, — главный градообразующий элемент. Она петляет среди заповедных лугов и образует несколько полуостровов, далеко вдающихся друг в друга. Видимо, это обстоятельство и предопределило строительство города именно на этом месте. Река могла использоваться в качестве дополнительной преграды на пути врагов. Поэтому неудивительно, что один такой полуостров занят кремлём.

Вдоль Каменки, через Ильинский луг

Без Каменки это был бы другой Суздаль, может быть, не менее красивый, но другой. В летописях город упоминается в начале 11 века, настолько он древний. В музее истории Суздаля есть большой плакат с фотографией суздальского кремля, обнесённого высокими валами, внутри этого естественного кольца природной защиты.

Оставалось вырыть ров с востока — и территория города была защищена. Насколько был глубок ров? Да вот, пожалуйста, вид с Кремлёвской улицы. Из него и сейчас наверх подняться нелегко, особенно зимой.

Вдоль Каменки, через Ильинский луг

В этой поездке нам очень повезло с жильём — в доме внутри старого города, обнесённого валом. Поэтому я и решила пройти вдоль Каменки: вернусь к тому же месту, от которого отправилась в путь, времени хватит.

Из сада видна главка церкви Иоанна Предтечи. С неё и начнём наше маленькое путешествие.

Вдоль Каменки, через Ильинский луг

Церковь Иоанна Предтечи находится за старыми укреплениями. Чтобы подойти к ней, надо войти в арку дома со стороны Кремлёвской улицы сразу за валом. Каменное здание церкви было построено в 1720 году. По преданию, у южной стены церкви Иоанна Предтечи был погребён суздальский святой Трофим, который жил во времена царствования Ивана Грозного.

На вал со стороны улицы не пройдёшь, там решётка, поэтому пришлось вернуться на улицу Лебедева, где нам довелось жить. Кстати, кто такой Лебедев? Поэт, погибший в первый год Великой Отечественной войны, родом из Суздаля. Он жил на этой улице. Сами не зная этого, все знакомы с его творчеством: он автор стихов песни, которую мало кто не слышал: «Синее море, только море за кормой. Синее море, и далёк он, путь домой. Там за туманами, вечными, пьяными, там за туманами берег наш родной».

Вдоль Каменки, через Ильинский луг

Улица тянется вдоль вала. На ней, кроме нашего современного, но стоящего на фундаменте древней церкви дома, старинные постройки.

Вдоль Каменки, через Ильинский луг

Посмотрите, какие резные ворота ведут в один из дворов.

Вдоль Каменки, через Ильинский луг

Улица Лебедева ведёт нас к берегу Каменки. Здесь есть два старых храма: Никольский летний — построен после большого пожара, в 1719–39 гг., и рядом — зимний Христорождественский. Посмотрите, какие забавные у него печные трубы! В эти дни здесь отмечался престольный праздник.

Вдоль Каменки, через Ильинский луг

Недалеко от этих церквей, видимо, находились въездные ворота в Суздаль со стороны Владимира: об этом свидетельствует дорога, проложенная между валами. А вот теперь попробуйте сказать, что никогда в жизни вы это место не видели! Ни за что не поверю! Помните, как Миша Бальзаминов, герой кинокомедии «Женитьба Бальзаминова», сбегая от братцев-купцов, попадает в сад, где героиня Нонны Мордюковой скучает? Вся эта сценка снята именно на валу возле Никольской церкви. Там, на втором плане, именно его купол, и вдали — Рождественский собор.

Скользя и рискуя вернуться вниз на точке под определённым номером, я забралась на вал, чтобы запечатлеть великолепную панораму этого места.

Вдоль Каменки, через Ильинский луг

Улица резко поворачивает вправо (теперь это улица Варганова). Хочется перейти через Каменку по мосту на высокий берег. Вновь открывается вид на Рождественский собор. Надо сказать, он будет виден отовсюду, ведь Каменка обтекает кремль с трёх сторон.

Ближе к улице Ленина, бывшей Большой Владимирской, находится знаменитый Музей деревянного зодчества, в экспозиции которого настоящие деревянные постройки конца 18 -19 веков, привезённые сюда из сёл Владимирской области.

Вдоль Каменки, через Ильинский луг

Часть экспозиции находится за стеной, ограждающей территорию музея. Это сенные сараи на сваях. Их важно смотреть там, где они и стояли, по берегам рек, вдоль которых обычно строили деревни.

Среди этого древнего роскошества есть один легендарный объект — вот эти развалины жилого дома.

Вдоль Каменки, через Ильинский луг

Как рассказывают суздальцы, жила в этом доме бабушка Наталья — не сказать, чтобы колдунья, но вроде бы ведунья: давала советы, лечила, заговаривала боль. Её хорошо помнят, она умерла не так давно. При её жизни было много желающих купить её дом вместе с участком — место-то какое живописное! Бабушка ни за что не хотела его продавать, а все, кто очень настаивал на продаже, заболевали или терпели какой-нибудь убыток. Нет желающих приобрести участок и после её смерти. Приходившие к дому строители массово «страдали животом» или другими заболеваниями. Так и считается это место проклятым.

Не перестаю удивляться тому, как в русском человеке уживаются такие, казалось бы, противоположные качества как вера и суеверие, одновременное общение с бабками-ведуньями и многочисленными монахинями суздальских монастырей, которых иногда приглашают в семьи в качестве нянь для своих детей.

Вдоль Каменки, через Ильинский луг

Каменка возле кремля — место очень красивое. Когда-то она была судоходной, по ней проходил торговый путь из варяг в греки — отсюда торговые суда выходили в Нерль, потом в Клязьму, Оку, Волгу, чтобы попасть, наконец, в Каспийское море. Одна из версий её названия: вода в Каменке была такой чистой, что каменистое дно было видно как на ладони.

Сейчас это уже в прошлом: летом поверхность реки зарастает кувшинками (уже завидую тем, кто сюда приедет летом), купаться запрещено. Однако рыбу ловят, это официально разрешено и бесплатно. Вот и сейчас здесь любители рыбной ловли. Как не боятся, ведь снег выпал только позавчера, морозов почти не было, ниже по течению ледяного покрова вообще нет! Как говорится, кто не рискует, тот… и рыбки не ест. Говорят, здесь водятся окунь, лещ, плотва. Счастливчики могут вытянуть щуку.

Вдоль Каменки, через Ильинский луг

Несмотря на то, что реке сейчас нелегко, она пытается не только выжить, но и, как истинная женщина, выглядеть моложе. Проходя по берегу, пока заросли травы не очень густые, в нескольких местах можно увидеть родники. И это в историческом центре города!

Увлёкшись рекой, я чуть не забыла оглядеться по сторонам. А здесь много интересного. Например этот дом. Видно, что старый, про себя я назвала его «Воронья слободка» — так много у него мансард.

Вдоль Каменки, через Ильинский луг

Современный и очень популярный отель «Река времени» (уж не с Каменкой ли связано это название? А что, действительно…)

Трогательный ангел встречает гостей. Наверно, тоже не случайно. Все знают, что невдалеке было архиерейское подворье.

Вдоль Каменки, через Ильинский луг

И, наконец, то, что издалека манило меня — Ильинская церковь на Ивановой горке. Я видела её в совсем другом состоянии. А сейчас — красавица!

Иванова горка, несмотря на то, что на ней построена церковь, хранит память о далёком прошлом. Когда-то на ней было языческое капище. В тот период, когда наши предки вроде бы уже крестились, но в душе продолжали почитать и древних богов, Иванова горка была местом празднования Ивана Купалы. В Купальскую ночь проводили обряды, связанные с водой, огнём и травами. Считалось обязательным к празднику искупаться до захода солнца. Ближе к закату на возвышенностях или у рек разжигали костры.

Вдоль Каменки, через Ильинский луг

За церковью простирается большой Ильинский луг, названный так по церкви Ильи Пророка. Название важно. Нельзя сказать просто — луг, потому что в черте города 11 (!) лугов, и каждый имеет своё название: Кремлёвский, Варваринский, Покровский, Спасский, Болтоусов, Михайловский, Васильевский, Дмитриевский, Коровинский, Знаменский и этот, Ильинский — самый большой из них, его площадь больше 40 гектаров.

В 2006 году музеем-заповедником совместно с проектным институтом ОГИП «Экоград Наследие» была проведена работа по охранной паспортизации суздальских лугов как объектов культурного наследия — «достопримечательных мест». Так что Ильинский луг — заповедная зона. Здесь много чего нельзя. Можно только, спустившись с Ивановой горки, пройти по специально проложенной дорожке и полюбоваться видами города не со стороны центральной улицы, а с противоположной.

Вдоль Каменки, через Ильинский луг

Слева, северо-западнее луга, находилась Андреевская слобода, первоначально монастырская. На месте бывшего монастыря сохранилась каменная Тихвинская церковь 18 века.

В северо-восточной части расположен ещё один ансамбль приходских церквей 18 века: Богоявленская и Предтеченская.

Вдоль Каменки, через Ильинский луг

Справа видим знакомые очертания церквей, расположенных на Кремлёвской улице (за крепостным валом) и за Гостиным двором.

Дорожка направляет нас на Набережную улицу. Отсюда видны колокольни Ризположенского монастыря — самая высокая в городе и церкви Антипия — самая яркая и весёлая.

Вдоль Каменки, через Ильинский луг

Надо только перейти Каменку по мосту. Река убегает влево, чтобы, петляя среди суздальских монастырей, убежать дальше — к Нерли.

А мне пора возвращаться домой. Вон уж Торговые ряды хорошо видны.

Вдоль Каменки, через Ильинский луг

Полюбуюсь напоследок старинными домами.

В последний раз поднимусь на высокий берег.

Вдоль Каменки, через Ильинский луг

Брошу последний взгляд на кремль и Ильинскую церковь с высокого берега Каменки.