Турист Людмила (Lyudmila_Klyopova)
Людмила — была сегодня 1:11
Время делиться воспоминаниями и планировать новые маршруты.

Гороховец — Россия Октябрь 2020

Будто застывший во времени город Гороховец почти не изменился за последние сто лет. Кто и когда создал его неповторимый архитектурный облик, на какие достопримечательности обратить внимание, чтобы потом не жалеть о том, что не увидели что-то интересное, кроме прекрасных ландшафтов и красивых пейзажей.

Добраться до «сховавшегся» города

Нет в Гороховце никакого гороха, совсем другую этимологию предлагают исследователи — сховавшийся (спрятавшийся) за горой. Вот до сих пор он такой, что доехать до него, несмотря на близость к Москве, не то чтобы непросто, а как-то неудобно. Обычно заскакивают проездом — из Москвы в Нижний или наоборот, потому что трасса проходит по окраине города.
Мы «ехали» до Гороховца два года… Вернее, два года назад как-то часто начали заговаривать о Гороховце в наших СМИ, скорее всего вспомнили в связи со знаменательной датой — 850-летним юбилеем города. Потом прошли слухи о том, что идёт реставрация — не хотелось видеть всё в лесах… Потом стали выбирать время, когда съездить. И речь не только о том, в каком месяце и в какие выходные, а банально о том, каким транспортом воспользоваться так, чтобы всем было удобно.

Архитектурный ансамбль Гороховца конца 17 века

Казалось бы, автопутешествия идеальны для поездок в выходные, но 320 км по Владимирке… Даже если выехать рано, считай, полдня потратишь на дорогу, столько же назад в воскресенье. Прикидывали варианты с поездом. Но вот незадача: не всякая «Ласточка», а тем более «Стриж», идущие до Нижнего Новгорода, останавливаются в Гороховце, есть рейсы в 9:33, 16:35 и 23:55, что означает, что приедем самое раннее в 12:45. Невыгодно! Есть ещё вариант: из Нижнего Новгорода есть утренний поезд, идёт до Гороховца около часа, но для этого надо оказаться в Нижнем. В общем, задача.
Эта задача ещё усложняется тем, что от станции «Гороховец» до самого города надо ехать 15 километров либо на рейсовом автобусе, либо на такси. Автобусы, как правило, приходят к поездам. С такси сложнее, если машин нет на станции, надо зайти в ближайший магазин и спросить, как вызвать такси, дадут телефон.
В конце концов остановились на таком варианте: поехать поездом в пятницу на «Ласточке» в 16:35, а уехать в воскресенье. Так получилось почти двое суток на прогулки по городу в прекрасную осеннюю погоду.

Купеческие истории Гороховца

Кроме приятных прогулок, красивых пейзажей и потрясающей природы, город привлекает своей историей, настолько интересной, что диву даёшься, как до сих пор о нём вообще мало кто знал, будто прятаться стало его привычкой с тех самых пор, как он был основан Андреем Боголюбским как пограничная крепость. С другой стороны, в реалиях нашей непростой истории оказалось, что чем меньше город был на виду, тем лучше в нём сохранилась старинная архитектура.

Из всех видов отдыха мы любим, как любит выражаться наш любимый туроператор, отдых «осмысленный». Покопаться в истории, узнать местные истории, легенды, традиции, имена людей, оставивших свой след…

Купеческий Гороховец 17 — 18 веков

Здесь, кроме древней истории, о которой многим, благодаря отзывам на «Туристере», известно, меня больше заинтересовал тот период в жизни города, который называют золотым веком. Материальные свидетельства именно этого времени в виде каменных и уникальных деревянных зданий город сохранил в довольно хорошем, несмотря ни на что, состоянии.

Улица Ленина, бывшая Благовещенская

Среди несомненных достоинств этого недооценённого туристами места такая архитектурная «чудесность», как целых семь купеческих домов посадского типа конца 17 века из двадцати сохранившихся в России, такого их количества нет ни в одном городе. Недаром Гороховец называют столицей каменных палат.
С самыми красивыми палатами, принадлежавшими последовательно купцам Ершовым и Сапожниковым, я уже познакомила в отзыве о музее купеческого быта «Дом Ершова (Сапожникова)».

Купеческие истории Гороховца

Теперь логично будет прогуляться по тем местам, где остались здания, построенные на средства гороховецких купцов. И вы точно удивитесь, увидев, что этот город фактически они и построили.
С каких доходов такая щедрость? Повезло с местоположением города. Здесь протекает полноводная и судоходная в те времена Клязьма, она впадает в Оку, Ока — в Волгу, самый главный торговый путь.

Одной из главнейших статей доходов местного купечества было производство и продажа вина. Когда я об этом услышала, задумалась, из чего же здесь вино можно было производить, разве что местный сидр? Оказалось, что в 17 веке этим словом называли водку — хлебное вино. Обязательное уточнение водки и вина было введено лишь в 1765 году. Сырье привозили из Арзамаса и Алатыря, потому что земли в округе бедные, песчаные и суглинистые, и достаточного количества пшеницы, ржи и овса невозможно было вырастить. Производство хлебного вина было весьма выгодным, ведь себестоимость одного ведра в то время составляла 45 коп, а отпускная цена равнялась 1 рублю серебром.

Буфет в купеческом доме

Простое городское ремесло стало превращаться в мелкое товарное производство. Это привело к тому, что в Гороховце стали заметно выделяться «торговые люди». Зажиточные купцы значительную часть состояния нажили на поставке юфти (кожи), владея в Гороховце кожевенными заводами. Но что самое невероятное, богатели они преимущественно на производстве и продаже вина, поставляя его в разные города в неимоверных количествах! Гороховецкие купцы вели «отъезжий торг», установили связи со среднеазиатскими и европейскими рынками. Восемь местных купцов были членами Гостиной сотни, особого сословия, то есть входили в список богатейших купцов России рубежа 17 и 18 веков.
Богатые купцы строили для своих семей каменные дома, которые теперь составляют особую гордость города. Кроме палат Ершова (Сапожникова), наиболее известны палаты Ершова (Судоплатова), по большей части потому, что в них сейчас одна из самых популярных гостиниц «Дом Ершова».

Купеческие истории Гороховца

Свидетельств, что именно этот дом принадлежал Ершову, нет, известно, что здесь, на главной городской площади, был его двор. Впервые имя владельца этого дома, купца Николая Гавриловича Ширяева, появилось в документах 1771 года. В 1828 году хозяином дома стал купец Ларин, а со второй половины столетия и до начала 20 века он принадлежал представителям многочисленного купеческого рода Судоплатовых. Отсюда название дома, которое вы найдёте во всех путеводителях: дом Ершова (Судоплатова). В советское время здесь были коммуналки, впрочем, как и во всех остальных каменных домах, внутренние помещения в значительной степени перестроены, но, говорят, сохранилась большая палата под сводами.
Дом Ширяева (Шумилиной) находится неподалёку, стоит только пересечь центральную площадь Патоличева. Эти палаты скрыты от любопытных глаз, самая их красивая часть с каменным крыльцом находится за скромным фасадом здания, примыкающего к Сретенскому монастырю.

Купеческие истории Гороховца

С гороховецкими купцами связано строительство большинства каменных церквей, соборов, монастырей. Именно по их заказу руками неизвестных талантливых мастеров и на их средства бы возведены церковные строения. Пожертвования купцов Семёна Ершова, Ивана и Григория Ширяевых были особенно значительными, их усилиями создан архитектурный облик города, мало изменившийся за прошедшие с тех пор столетия.
С этой точки зрения интересна история Сретенского монастыря. Основанный по указу патриарха Никона, он был упразднён уже через 100 с небольшим лет по указу Екатерины II. До революции храмы на его территории были приходскими. В 1868 году МВД Российской империи присмотрело монастырь для расположения там тюрьмы. Но мы же знаем, что Гороховец мастер «ховаться», и в этом ему помогали добрые люди. Архитектор Иван Васильевич Штром, профессор Императорской академии художеств, которому было поручено оценить качества монастыря на предмет перепрофилирования его в тюрьму, подал рапорт, что здания на сей предмет не годятся. Сдаётся мне, что профессор слукавил, потому что мы-то знаем, что под тюрьму можно использовать любое здание, особенно монастырское. Ещё интересный факт: после упразднения монастыря его ризницу и два больших колокола велено было передать в Успенский собор во Владимире, но жители Гороховца отстояли их, сказав, что монастырь построен «не из казённого иждивения», а на деньги гороховецких купцов, и неча на чужую собственность облизываться. А купцы нам уже знакомы — Семён Ершов и братья Иван и Григорий Ширяевы.

Вид на Сретенский монастырь с противоположного берега Клязьмы, слева направо: церковь Сергия Радонежского, церковь Сретения Господня, колокольня

Иван Авдеевич Ширяев в самом конце 17 века стал крупнейшим подрядчиком вина в городах Среднего Поволжья — Чебоксарах, Цивильске, Свияжске, Казани. Причём поставлял он вино в немыслимых объёмах, сметая на своем пути всех конкурентов, включая известных промышленников в деле винокурения — нижегородских купцов Калмыковых. Кроме вина, Ширяевы занимались кожевенным производством и торговали хлебом, отправляя его на север. В Сретенском монастыре они построили церковь Сергия Радонежского. Ершов вложился в церковь Сретения Господня и колокольню. Кстати, возможно, на колокольню можно подниматься, но мы были во время пандемических ограничений, и увидели объявление: «Вход на колокольню запрещён», хотя так было заманчиво увидеть в её высоты панораму города!

Церковь Сретения Господня

Кто проектировал Сретенскую церковь, неизвестно, однако некоторые её детали настолько интересны, что архитектор В. О. Шервуд посетил город в 1870 году и практически скопировал портал и кованые железные двери гороховецкого Сретенского собора для того, чтобы использовать как образец при проектировании здания Исторического музея на Красной площади в Москве.
С тандемом Семёна Ершова и Ивана Ширяева мы встретимся ещё раз, в Троице-Никольском монастыре. Для этого надо подняться на Никольскую гору, самое высокое место в городе.

Троице-Никольский монастырь просто парит над городом, но это не мешает ему отражаться в водах Клязьмы

Вершина Никольской горы поднимается над уровнем Клязьмы на 70 метров. Понятно, что такое место было удобным для поселения — пока до него доберёшься, дух вон! Первое славянское поселение возникло здесь в 9 веке, а в середине 12-го, при князе Андрее Боголюбском, возвели город-крепость. В те времена в нижнем течении Клязьмы существовала целая цепь сторожевых городов Владимиро-Суздальского княжества. Южную часть гороховецкого «кремля» защитили выкопанным рвом и валом, достигавшим высоты 5 метров. Фрагменты этих сооружений сохранились до сих пор, на вал можно подняться и сфотографировать «кремль» с доступной высоты.

Купеческие истории Гороховца

От кремля времён Андрея Боголюбского ничего не осталось. Известно, что в период 13–17 веков под Гороховцом было не менее 9 сражений, в результате которых город неоднократно горел. Последнюю осаду город пережил в эпоху Смуты. В 1618 году его сожгли черкасы (казаки на службе у поляков). После этого, при царе Михаиле Фёдоровиче, здесь был основан Троице-Никольский мужской монастырь.
Архитектурный ансамбль монастыря сложился в золотой век Гороховца, когда он был административным центром уезда, статусы Владимира и Гороховца в то время были одинаковы. В 1679 году «гостиной сотни торговый человек» Семён Ершов воздвиг на свои средства каменный храм Знамения Божией Матери за Клязьмой на территории основанного в 1598 году мужского монастыря (теперь он женский, и рассмотреть его можно отсюда же, со смотровой площадки).

А здесь, в Троице-Никольском монастыре, Ершов построил главный храм, вернее, два храма на одном фундаменте: тёплый зимний Никольский и верхний, летний храм Живоначальной Троицы.

Купеческие истории Гороховца

Мне удалось войти в нижний храм в то время, когда не было службы.

Купеческие истории Гороховца

Интересно, что Знаменский монастырь можно увидеть через ворота Троице-Никольского. Будто невидимая нить связывает эти две святыни. Есть городская легенда о том, что от Никольского храма и далее под Клязьмой к Знаменскому монастырю на другом берегу реки идёт подземный ход и в этом обширном подземелье хранится библиотека Ивана Грозного. Легенда не беспочвенна. Подземный ход под храмом был открыт во время упразднения общины в 1930-х годах, тогда же часть монастыря была взорвана, монахи репрессированы. Рассказывают, что они успели многое спрятать в подземельях, откуда храмовые сокровища и реликвии местные жители доставали последующие полвека. Но мы-то знаем точно, что монастыри объединены ещё и именем человека, который участвовал в их создании — Семён Никифорович Ершов.

Купеческие истории Гороховца

Семён Ершов составил своё состояние именно на винных откупах. Произведённый на их винокуренных заводах продукт они поставляли в крупные центры потребления подрядного вина: в Среднее и Нижнее Поволжье, на Северную Двину, в Москву. И мы ещё не один раз удивимся его щедрости, ведь, согласитесь, вклад в церковное строительство Ершов сделал несравнимо больший, чем все остальные купцы, жившие с ним в одно время, в том числе в архитектурном отношении его церкви искуснее.
К монастырской ограде примыкает церковь Иоанна Лествичника с трапезной, напоминающей каменные палаты, и роскошным крыльцом. На эту несколько более позднюю (начало 18 века) постройку выделил средства Иван Авдеевич Ширяев, о котором мы уже говорили.

Купеческие истории Гороховца

Сколько храмов и общественных зданий было построено купцами! Весь Гороховец совершенно точно, и мы сегодня в этом убедимся. Иногда задумываешься, почему они не жалели на благотворительность денег, хотя в нашем сознании насаждался образ «купчины толстопузого»-мироеда. Не знаю, насколько верно, но мне кажется, что они были глубоко верующими людьми и исполняли заповеди, из которых вторая после любви к Богу: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им», в том числе «золотому тельцу». И потом, не надо забывать, что свои богатства они получили производством водки, а это не совсем, мягко говоря, богоугодное дело.
Но пока мы не спустились вниз, получим удовольствие от гороховецких видов, которые открываются со смотровой площадки.

Ну и, конечно, здесь была Люся.

Купеческие истории Гороховца

Как и все, я люблю неспешные прогулки в приятной компании по красивым городам, однако не менее ценно для меня знание истории и ощущение причастности к ней. К жившим здесь людям, простым и не очень, со всеми их достоинствами и недостатками, начинаешь относиться, как к знакомым, и гордишься их подвигами и добрыми делами. Так и здесь, любуясь пейзажами, волей-неволей «очеловечиваешь» дома, которые к этим людям имеют отношение, пусть даже не всегда они в хорошем состоянии.
Для начала досмотрим, что ещё оставил городу купец Семён Никифорович Ершов.
Церковь Воскресения Христова, на возведение которой Ершов пожертвовал средства, находится совсем недалеко от его жилых палат. Это единственная из «ершовских» церквей, которая находится в непотребном состоянии. Она пострадала в 1930-х годах, тогда же лишилась колокольни. Однако храм действующий, богослужения проводят в небольшой отремонтированной части храма.

Благовещенский собор был последним вкладом Ершова. Он был построен в 1700 году. Строгий, аскетически суровый, мощный, величественный и торжественный, без вычурной отделки. Ещё можно рассмотреть остатки фресковой живописи на незабеленных кирпичных полукружьях. Страшно теперь представить, что в 1930-е здание собора рассматривали на предмет размещения в нём электростанции, однако признали непригодным из-за дефектов в старом фундаменте, а его укрепление требовало больших денег. Здание отдали под зернохранилище. К юбилею города собор был отреставрирован, и его сияющие главы видны отовсюду.

Купеческие истории Гороховца

Перед Благовещенским собором со стороны центральной городской площади находится соборная часовня в память царя-мученика, императора Александра II, убитого в Петербурге 1 марта 1881 года. Часовня была возведена на средства уже известного нам купца Сапожникова и освящена 1 марта 1888 года.

Но прежде чем мы рассмотрим здания, построенные на пожертвования почётного гражданина Гороховца Михаила Фёдоровича Сапожникова, пробежимся по городу, чтобы посмотреть другие палаты, по крайней мере те, что попали в мой объектив на Набережной улице. Здания сейчас используются как общественные. Большой, скромно декорированный дом принадлежал семье Канонниковых (Дом Канонникова), сейчас в нём расположены археологическая экспозиция и арт-галерея.

Купеческие истории Гороховца

У дома Опарина (Селина) интересная архитектура, его изображение можно увидеть в учебниках по этому предмету. Особенно обращает на себя внимание массивное крыльцо, прямо скажем, великоватое для небольшого дома. Говорят, что это была позднейшая пристройка, которая была сделана, когда дела Опарина пошли в гору, а состояние прежних городских богачей пошло на убыль: сын могущественного Семёна Ершова был вынужден брать деньги взаймы у ранее презираемого им Опарина. Однако история взаимоотношений Ершова и Опарина, совсем не такая смешная, как в повести «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», окончилась для купца Ершова разорением.

Купеческие истории Гороховца

На торгово-экономическую жизнь Гороховца и других городов оказали губительное влияние реформы Петра I и последующих российских правителей 18 века, они постепенно вели к ухудшению положения местных купцов. 9 августа 1765 года Екатерина II утвердила новый Устав о винокурении: «Вино курить дозволяется всем дворянам и их фамилиям, а прочим никому». Купечество и другие сословия были лишены права на винокурение. Гороховец постепенно потерял свое значение, став захудалым провинциальным городком. Остановилось и каменное строительство.

Купеческий Гороховец 19 — 20 веков

Больше ста лет Гороховец ожидал своего благотворителя М. Ф. Сапожникова. В конце 19 — начала 20 века Сапожников подарил городу здания, которыми пользуются до сих пор. Как вы понимаете, это было время краснокирпичного строительства. В основном это были гражданские здания, но и церковь одна, тоже краснокирпичная, была построена на его деньги. Она находится на городском кладбище, туда мы не ходили, поэтому её снимка нет, хотя сейчас об этом жалею — красивая.

Всехсвятская церковь. Фото из Интернета

Свою благотворительную деятельность в Гороховце Сапожников начал в 1882 году с пожертвования 4100 руб. на содержание гороховецкой богадельни, и это было далеко не последнее вложение. Чуть позже, купив участок земли, Михаил Фёдорович в 1906 году выстроил для богадельни каменный корпус, затратив на него своих 30 тыс. руб., и долгие годы содержал её. Именно за это пожертвование Сапожникову было присвоено звание почётного гражданина города Гороховца. Увидеть здание богадельни можно за музеем «Дом Ершова (Сапожникова)».

Купеческие истории Гороховца

Благотворительность М. Ф. Сапожникова этим не исчерпывается. Благодаря ему в Гороховце появился водопровод, а в 1904 году был учреждён городской общественный банк и городской ломбард. Михаил Фёдорович расширил здание городского самоуправления, пристроив особые помещения для ломбарда и банка, и под ними три торговые лавки. Многие годы он состоял почётным смотрителем городского училища, был попечителем нескольких начальных училищ. Им были построены здания или приспособлены уже имевшиеся для всех учебных заведений, существовавших в Гороховце. На постройку помещения для женской гимназии Сапожников затратил столько денег, сколько составляли почти три годовых городских бюджета Гороховца.

Здание прогимназии, нач. 20 в., ныне Центр семьи (социальная служба)

Краснокирпичное здание справа — высшее начальное училище, конец 19 в.

В 1904 году на деньги Сапожникова было построено здание первой в Гороховце больницы. В газете «Старый владимирец» сообщалось»: «21 мая в Гороховце была освящена вновь выстроенная церковь и заложена городская больница. … Городская больница начата постройкой в очень удачно выстроенном месте. Тишина, царящая здесь, не будет беспокоить больных, рядом прекрасная сосновая роща; вообще в санитарном отношении это лучшее место в городе». Это место находится на Пужаловой горе и фасадом выходит на Комсомольскую улицу.

Купеческие истории Гороховца

Интересные дома можно увидеть на улице Ленина, главной улице Гороховца. Здесь проживали дворяне и чиновники, располагались присутственные места. На центральной улице вы увидите дома из красного кирпича, в которых начинают просматриваться элементы модерна, построенные богатыми купцами в начале 20 века. Из красного кирпича построены и многочисленные торговые ряды, окружавшие Благовещенскую площадь (ныне площадь Патоличева) и располагавшиеся в посаде.

Дом Носкова, дом А. Шорина, нач. 20 в., ныне ОВД Гороховецкого района

Дом Е. Шумиловой, дом Ларина, 1914 г.
Торговые ряды и Городская дума

Дом Семёнычева, нач.20 в., ныне Историко-архитектурный музей

В конце 19 — начале 20 века облик исторической части города определяют деревянные дома, созданные топорами знаменитых гороховецких плотников-якушей (якушами называли мастеров-плотников, проживавших на территории села Якушево Гороховецкого уезда Владимирской губернии). Их коньком была глухая и пропильная резьба, которой гороховчане любили украшать свои жилища. Позднее возник так называемый новомосковский стиль. В сочетании этого стиля с гороховецкими традициями строили и украшали некоторые особняки, которые и сейчас выделяются из рядовой городской застройки.
Самое большое впечатление производит, конечно, дом Пришлецова (нач. 20 в.), украшенный богатыми наличниками с глухой резьбой. Построенный в 1915 году для председателя земской управы Фёдора Ксенофонтовича Пришлецова, он потом перешёл к гороховецкому градоначальнику. Недолго в нём располагалась аптека. А в 1919 году здесь размещалась уездно-городская ячейка РКП(б).

Купеческие истории Гороховца

Рассматривать этот домик можно долго: богатый растительный узор и особенно русалки-берегини, из-за которых дом так и называют — «дом с русалками».

Купеческие истории Гороховца

На этой же стороне улицы, но несколько в глубине, у подножия Пужаловой горы, стоит дом Краснощёкова (нач. 20 в.) аж с четырьмя башенками с чешуйчатой кровлей. И дом Пришлецова, и дом Краснощёкова жилые, как и подобные дома в Кимрах.

В доме Морозова с флигелем (нач. 20 в.) расположился ещё один гороховецкий музей со странными и смешным названием Музей технической мысли «Марфа Посадница». Оказалось, что это название вовсе не случайно. Владелец дома, выходец из крестьян-староверов Иван Александрович Шорин, начав свой трудовой путь котельным мастером, стал основателем и владельцем Гороховецкого судостроительного завода. На этом заводе в 1907 году по проекту инженера В. Г. Шухова построили баржу «Марфа Посадница» грузоподъёмностью 9 150 тонн, которая на тот момент была крупнейшей в мире! Когда я об этом узнала, поняла, что уже хочу в этот музей.

Купеческие истории Гороховца

Построив этот дом, Шорин потом подарил его своему зятю, купцу Морозову. Домик очень интересный и по оформлению значительно отличается от предыдущих деревянных домов и архитектурой, и декором пропильной резьбой. Обратите внимание на мелкоячеистые рамы, которые создают красивый рисунок окна.

Вот уже два раза я назвала фамилию Шорина. Назову и в третий, потому что шикарный деревянный особняк, стоящий на въезде/выезде из города прямо на трассе Москва — Нижний Новгород, принадлежал ещё одному Шорину, сыну Ивана Александровича Михаилу Ивановичу, и именно этот дом видят все проезжающие. Не исключением стали и мы. Уезжали из Гороховца на такси и попросили остановиться на несколько минут, чтобы рассмотреть дом поближе. Он большой, в объектив входит плохо, наверно, поэтому все находят одну точку для снимка, и фотографии выходят одинаковыми. Но ничто не мешает рассмотреть его детали.

Купеческие истории Гороховца

Михаил Иванович Шорин успешно участвовал в деле отца, но в 1918 году Иван Александрович подписал документ о добровольной передаче завода государству, после чего вскоре умер в возрасте 58 лет. Михаила оставили на заводе управляющим, но жизни придирками не давали, а после нескольких необоснованных обвинений во вредительстве он принял решение увезти семью в Москву (в доме семья жила до 1928 года), где получил должность в наркомате судостроения, откуда его направили на работу в Читинскую губернию. Однако это не спасло Шорина от репрессий: в 1938 году он был осуждён на 15 лет. В лагере он умер, и семье, несмотря на реабилитацию в 1957 году, не удалось найти его следов.
В доме Михаила Шорина сейчас Дом народного творчества и ремёсел, однако он был закрыт, да и, честно говоря, времени для его посещения у нас не было.

Купеческие истории Гороховца

Вот так, нет уже людей, которые строили эти великолепные дома, давно нет купеческого сословия, а город стоит и радует нас своей нестандартной старинной красотой.
Мы поехали дальше, в Нижний Новгород. Почему вдруг не сели на поезд в Гороховце? Была причина, но об этом в следующий раз.

В рассказе использованы материалы Гороховецкого историко-архитектурного музея.