Турист Дарья Орлова (DariaO)
Дарья Орлова
была 26 июля 2023 15:15

Псков, Опочка — Россия, Полоцк, Лида, Брест + 3 города — Беларусь Январь 2018

Этот Новый Год мы решили отмечать именно в Беларуси, потому что хотелось новых впечатлений, попутешествовать и при этом не хотелось нанести сильный удар по бюджету, а Беларусь для этого идеально подходила. Отправиться в путешествие мы решили в составе аж трех пар, и в процессе планирования меня терзали сомнения, не провалится ли наша затея, потому что при таком количестве народа учесть все желания крайне сложно. Но мои сомнения не подтвердились, и всё прошло очень хорошо и гладко: за один вечер мы определились с датами и маршрутом и довольно быстро разобрались с жильём.

Поскольку график работы перед новым годом у всех был разным, выезжали мы в разное время. Одна из пар выехала на поезде еще 27 или 28 декабря и провела в Минске больше времени, другая пара выехала из Санкт-Петербурга на машине 30 декабря около 10 утра) и прибыла в Минск к 9 вечера, а мы, третья пара, выехали из СПб 29го декабря, остановились на ночь в промежуточном пункте — городе Опочка — и утром 30го тоже отправились в Минск. Дорога от Санкт-Петербурга до Опочки была вполне нормальной, за исключением одного участка под Лугой со снятым асфальтом, но на пути обратно этот участок уже был заасфальтирован. Пробки были лишь на выезде из города, и то не значительные. Боялись затрудненного движения в районе Пскова, но эти опасения не подтвердились.

Опочка

Про Опочку скажу лишь пару слов. Она нужна была нам лишь для того, чтоб переночевать в дороге до Минска. Городок совсем небольшой, но магазинов в нем достаточно. Для тех удобств, которые предлагал отель, в котором мы остановились, мы сочли его дороговатым, но, поскольку он всего один в этом перевалочном пункте, это понятно. В предновогодний вечер найти, где поесть, оказалось непросто, потому что практически все заведения были закрыты на корпоративы. В итоге ужинали мы в небольшой уютной кафешке DejaVu напротив главной ёлки. Ёлка, кстати, классная — большущая настоящая раскидистая ель.

Новый Год галопом по Беларуси

Еще мы поразвлекались на местной мойке, где за 10 р./минута можно самостоятельно помыть автомобиль, при этом при желании тикающее время можно поставить на паузу и передохнуть:) хотя, конечно, поскольку на такой мойке нельзя применять механическое воздействие, полностью отмыть машинку не удалось

Далее нас ждал путь до Минска. Платная дорога от Опочки до границы периодически напоминала стиральную доску — вся в каких-то рельефных полосах, но, в остальном, была нормальной, для сокращения расстояния до Минска сойдет. Прямо перед границей будки для оплаты этой дороги, оплачивали картой, без проблем, по дороге туда перед нами была пара машин, по дороге обратно — штук пять. На границе есть только российские пограничники, которые издали заглядывают в паспорта и на этом всё, в обратную сторону та же история. А беларусы, похоже, экономят ресурсы, поэтому у них даже таможенной будки нет, не то что таможенников.

Дорога до Минска после границы нам сначала казалась просто кошмарной, потому что нас напугали тем, что превышать скоростной режим ни в коем случае нельзя даже на километр, а населенных пунктов там пруд пруди, в первом же из которых стояла машина ДПС, уже остановившая 3 российских машины. В общем, ехали мы медленно и с опаской, каждый раз ругаясь на очередной посёлок на нашем пути и думая, что мы так никогда не доедем. Но после того, как выяснили, что 10 км по законодательству можно и превысить, расслабились и уже не было такого напряга на дорогах, да и дорога стала лучше.

Минск, Новый Год

Жили мы в районе Зеленый Луг 6. Рядом, за МКАДом, был большой магазин Бигз, а около дома — Соседи, как нам сказали, цены в соседях куда приятнее — там мы и закупались. До центра ездили на маршрутке № 76 (еще, вроде, была № 64), которая стоила 1.5 бел. рубля (умножать на 30). Особой цели мы не преследовали при посещении Минска, важно было встретить Новый Год всем вместе, так что мы просто гуляли по центру без посещения музеев или каких-то определенных мест. На Октябрьской площади мы облюбовали ларьки с глинтвейном (всего за 2 рубля!) и бутербродами с салом, фоторгафировались в огромных светящихся беседках в форме ёлочных игрушек и наблюдали радостные гуляния горожан. Поднялись на обзорную площадку рядом с Дворцом Спорта, с которой было видно огромные часы и отсчет до Нового Года, пообнимались с белым мишкой, погуляли по ТЦ Столица под землёй. Обедали мы всё время в Лидо на площади Якуба Колоса — там и цены приемлемые, и кормят вкусно, хотя выбор в предновогодний день, например, оставлял желать лучшего, а 1 января был и того хуже:)

Наши друзья, которые приехали в Минск раньше, выяснили в центре, что работать всю ночь будет только один бар (кроме нескольких, в которых шли новогодние мероприятия за большие деньги), и что забронировать в нем места нельзя, поэтому мы решили сначала погулять, а потом, ближе к 12, прийти туда. Но потом постепенно пришли к выводу, что нет ничего лучше, чем встречать новый год дома за столом. Быстренько в 9 вечера в пустующем супермаркете затарились всем необходимым и побежали накрывать на стол. Послушали обращение Президента к белорусам (хорошо говорил), посмотрели клип на гимн страны (тоже, кстати, неплохой) и принялись праздновать. К слову, стол, полный яств на 6 человек обошелся нам всего в 6 тысяч российских рублей. Там тебе и дор блю, и копченые яйца, и (готовые) салаты, и куча нарезок, и соленья, и всё, что только можно. Шампанское и коньяк на стол, кстати, брали не из самых дешевых, а проконсультировавшись с местным охранником, взяли что повкуснее.

Мир

Следующим пунктом в нашем путешествии был Мирский замок. В него мы приехали 2 января около 12, и записаться на экскурсию уже было нельзя, поэтому мы взяли аудиогид и подслушивали экскурсовода, к которому за деньги попасть не удалось. Рассказывать истории не буду, это дело для экскурсовода, а вот фотографии покажу.

Несвиж

На ночь после Мирского замка мы остановились в Несвиже. Перед сном выбрались погулять в сторону Несвижского замка и наслаждались видами вокруг него. Освещения в Несвиже вечером почти никакого нет, оттого туманный вечер показался нам особенно таинственным.

Новый Год галопом по Беларуси

На следующий день мы пошли на заранее забронированную экскурсию с элементами театрализованного представления, на которую записались заранее на 9.30 утра (после посещения замка нам надо было ехать до Бреста, поэтому и решили встать в такую рань). И мы были очень рады, что выбрали именно это время, потому что к концу экскурсии в замке было не протолкнуться — было невероятное количество туристических групп большого размера, при том, что в начале экскурсии мы были в замке практически одни. Нам попалась великолепная экскурсовод Алла, которая всё настолько интересно рассказывала, что оторваться было невозможно. Шарм добавляли расставленные повсюду новогодние ёлки, а также выступления персонажей в костюмах тех лет. Нам даже спел старинную итальянскую песню один из князей Радзивиллов! В общем, Несвижский замок произвёл на нас неизгладимое впечатление, а после него и костел Божьего тела, в котором мы тоже взяли экскурсовода, имени которой я, к большому сожалению, не запомнила. И если экскурсовод Алла из замка была сдержанна и элегантна в своём рассказе, то экскурсовод из костела была экспрессивна и невероятно оживлённа, и обе экскурсии, которые мы прослушали, вызывали огромный интерес и желание вернуться в Несвиж:)

Брест

В Брест мы приехали вечером 3 января, заселились в квартиру рядом с Брестской крепостью и отправились в один из местных баров — Честная Пинта, который по отзывам должен был быть неплохим. Так и вышло. За вполне нормальные деньги мы наелись и напились до отвала (пиво за 90 рублей вообще огонь!), и побрели домой около полуночи в надежде по пути зайти в магазин за продуктами на завтрак, но не тут то было — ничего уже не работало. Может, где-то в отдаленных местах и были работающие магазины, но мы их так и не нашли.

Наутро 4 января мы пошли в Брестскую крепость-герой. Это было очень сильно. Тут не нужно лишних слов, это нужно увидеть, и обязательно нужно взять экскурсию.

А после посещения этого Памятника мы отправились смотреть на то, как фонарщик зажигает фонари на Советской улице. 5 января это происходило в 17.30, и каждый раз происходит в разное время, которое можно заранее посмотреть на той же улице в начале аллеи с фонарями на специальном циферблате. Фонарщик очень приятный человек, и, если б не толпы облепляющих его туристов, было бы интересно с ним пообщаться.

Новый Год галопом по Беларуси

На этой же улице расположены три кондитерских магазина с местными сладостями — Спартак, Коммунарка и Красный пищевик. В них мы закупились сладостями, очень свежими и вкусными. Наибольшее впечатление произвели «плиточки» Спартака.

Вечером мы направились в магазин, чтоб закупиться местной зубровкой в качестве сувенира, но, как оказалось, ее уже практически расхватали и осталось на нашу компанию всего две бутылки.

Беловежская Пуща

После недолгих колебаний, мы решили поехать в следующий город через Беловежскую Пущу, хотелось взять обзорную экскурсию и посмотреть на её красоты, пусть и бесснежные и немного унылые в такое время года. А еще очень хотелось попробовать дичи или стейк из лося, например. Но когда мы добрались до билетных касс, оказалось, что на сегодня мест на обзорную экскурсию нет, все автобусы заполнены, а на экскурсию «Посещение Деда Мороза» места есть, но на неудобное для нас время. Пришлось довольствоваться билетами в вольеры и в музей природы. В вольерах мы посмотрели на страусов, волков, медведей, оленей, лошадей и еще некоторых животных… Без экскурсии было не так интересно, но кое-какие факты помнила наша подруга, которая не так давно уже посещала Пущу. Так, например, мы узнали, что животные в вольерах дикие — их постоянно «обновляют» — одних отпускают на волю, а других ловят и помещают в вольеры, и так по кругу.

В музее природы все экскурсии тоже уже были разобраны, можно было подслушать экскурсию для группы с детьми, но мы не стали этого делать, и просто гуляли по музею — он и без экскурсии прекрасен.

После музея природы уже хотелось есть. Мы пошли в соседнюю кафешку, но там на нас не обратили внимания, а когда мы спросили у персонала — можно ли пообедать, нам сказали, что кафе занято под экскурсионное обслуживание. Точно так же было и в нескольких следующих кафешках. Только в ресторане при гостинице нас согласились принять, но сказали, что горячие блюда мы будем ждать не меньше часа. Нам такой вариант не подходил, поэтому мы двинулись дальше. Но даже в соседних городках все кафешки (даже самые небольшие!) были заняты под экскурсионное обслуживание! В общем, дичь мы так и не попробовали. Дичь. Обедать пришлось в промежуточном городе Слоним, потому что в остальных местах, судя по отзывам, останавливаться не стоило.

Дорогу мы выбрали через Слоним, поскольку она была менее извилистой и, если верить навигатору, хоть и более длинной по километражу, но более быстрой. В Слониме мы хорошо пообедали в кафешке Оазис рядом с гостиницей Щара (кстати, в этой Щаре тоже было кафе, но ровно когда мы приехали — в 16.30 — у них был какой-то перерыв с 16 до 17, который там есть каждый день). А в Оазисе всё было очень вкусно, если не считать отвратительного кофе.

Лида

В Лиде мы жили прямо рядом с замком, его было видно в наши окна. Там же недалеко был крупный магазин Евроопт и бар Чехов. Наученные опытом, мы закупились в магазине заранее и пошли в Чехов. Никого не хочу обидеть, но мы в этом Чехове очень сильно повеселились от того, как они пытаются быть пафосным и крутым заведением со своим интерьером, охраной и «сервисом», но со стороны видно, что они при этом всё равно остаются провинциальным кафе:) но еда там была вкусной и не очень то дорогой для такого «заведения», и даже с интересной подачей — один из бургеров, например, нам принесли под стеклянным колпаком с дымком внутри.

Новый Год галопом по Беларуси

Наутро мы пошли на экскурсию, которую для нас забронировала наша квартиросдатчица. Стоила она всего 10 рублей, а входило в нее много интересного. Сначала мы прослушали получасовую экскурсию у замка (хотя, конечно, получаса для этого очень мало — наш экскурсовод оказался профессором истории из местного университета и ему явно было что нам рассказать), после нее мы посмотрели преставление со свадьбой короля и дегустацией самогона с бутербродом с салом, после которого нас согревали на выбор либо глинтвейном, либо травяным чаем, а затем можно было поучаствовать в интерактиве — ходьба на ходулях, стрельба из лука, драка на мечах, заключение в темнице и так далее. В общем, удовольствия море.

Новый Год галопом по Беларуси

В Лиде уже настолько тепло, что природа решила, что уже весна!

Новый Год галопом по Беларуси

Закончив с одной экскурсией, мы отправились на следующую, не менее интересную, экскурсию на завод Лидское пиво. Это надо видеть:) Владеет заводом сейчас финская компания Olvi, и это заметно. Завод в отличном состоянии, оборудование в нем современное и на вид качественное, и всё просто сверкает. Нас, конечно же, облачили в халаты с шапочками, и отправились рассказывать всё о технологии производства пива. Экскурсию вел нам, как мы в последствии выяснили, маркетолог, а не инженер производства, но это ничуть не мешало ему вести интересный рассказ (хотя местами, конечно, немного хромала терминология:)).

Новый Год галопом по Беларуси

После экскурсии мы отправились на дегустацию свежего пива в кафе при заводе. Это было настолько восхитительно, что мы пожалели о том, что в предыдущий вечер пошли в Чехов, а не сюда. К пиву мы заказали на двоих килограммовую рульку, и она была съедена влёт. Гренки тоже были просто прекрасны. Пиво после рассказов о нём казалось просто божественным, и даже чувствовался запах дрожжей, которых в одной партии пива остаётся 5–6 клеток.

Полоцк

Последним городом, в котором мы остановились в Беларуси, был Полоцк. Рождественским вечером мы прогулялись по главной улице и дошли до Софийского собора. Около него была карта с режимами работы музеев и церквей, и оказалось, что практически везде понедельник — выходной, и мы как раз попали на понедельник. Но, что делать, утром мы взяли пешеходную экскурсию по Полоцку на два часа. Именно на этой экскурсии впервые за весь отпуск пошел снег. Мело как будто за все бесснежные дни.

Новый Год галопом по Беларуси

Кроме того, что мы видели в предыдущий день, нам показали дворик Полоцкого университета, в котором был глубокий колодец (который мы до отвала наполнили мелочью, чтоб уж точно вернуться:)) и часы с автоматическим механизмом, выводящих фигурки местных знаменитых деятелей раз в час до 14:00. И мы как раз успели на них посмотреть. Почти как в Праге:)

Новый Год галопом по Беларуси

Хорошенько пообедав в местной пиццерии всего за 150 рублей с человека, мы отправились в путь домой.

Псков

О Пскове рассказывать мне почти нечего, вечером мы настолько разленились, что гулять даже не пошли, а заказали суши и пиццу на дом. Пицца была ничего, а вот от суши у пары человек разболелся живот, да и ждали мы заказ 2 часа. Зато на следующий день обед в кафе Сундук рядом с кремлём был вполне неплох, хотя цены в нем, конечно, после Беларуси, казались ужасающими.

У кремля к нам подошла милая старушка и рассказала пару слов из истории Пскова. После этого мы за ней еще понаблюдали и обнаружили, что это у неё место для заработка — она так подходила ко всем и рассказывала историю, в надежде, что ей перепадёт копеечка. Но у нас, к сожалению, деньги были только на карте и мы при всём желании не смогли бы ее отблагодарить.

Новый Год галопом по Беларуси

В общем то, после короткой прогулки по кремлю и по набережной, наше путешествие практически закончилось. Домой, конечно, не хотелось, но работа есть работа. Наполненные эмоциями и новыми впечатлениями, мы вернулись в родной Питер с намереньем еще хотя бы раз съездить в прекрасную Беларусь.

Гастрономические заметки:)

• Познакомились с местным блюдом — копчеными яйцами (которые, кстати, нигде, кроме Минска, больше не видели). Очень вкусные, напоминают колбасный сыр.

Новый Год галопом по Беларуси

• Обнаружили, что сосиски в Беларуси куда вкуснее наших, российских, а еще понравились нам сардельки с сыром.
  • Полакомились более дешевым, чем у нас, развесным сыром дор блю.
  • Постоянно пили фанту, потому что она нам напомнила вкус детства! В белорусской фанте вкус гораздо более насыщенный, чем в нашей.
  • Сало было просто божественным! Как только мы его ни употребляли. Наиболее понравившийся вариант — кусочек сала на черном хлебе с солёным огурчиком, а после глотка самогона — двойной кайф:)
  • Свежее разливное пиво в Лиде в ресторанчике при пивном заводе оказалось просто божественным. Как нам рассказали, в одной партии пива сохраняется 5–6 клеток дрожжей, но даже при таком количестве можно почувствовать их запах — и мы почувствовали!
  • Да и вообще всё лидское пиво нам понравилось. И еще понравились ИПА и АПА фирмы Криница.

Особенности Беларуси, заметные для россиян

• Белорусы очень экономны, бережливы, но при этом стремятся к повышению качества и думают о себе.
  • Освещения на дорогах практически нет. В домах в люстрах подчас не хватает лампочек из соображений экономии. Везде в подъездах стоят лампы с датчиками движения, чтоб свет включался только тогда, когда в подъезде кто-то есть.
  • То, что белорусы думают, прежде всего, о себе было ярче всего заметно в новогоднюю ночь, когда русские бы в погоне за выгодой работали бы всю ночь, а вот у белорусов и кафешки рано закрывались, и таксисты, похоже, не особо рвались работать, и магазины, кроме продуктовых, или не работали или рано закрывались.
  • 60% рекламы на улицах составляет именно социальная реклама, причем лидирует плакат «Я люблю Беларусь» в разных вариациях. Кроме того, много других патриотических щитов, а еще щитов с высказываниями против курения, алкоголя, наркотиков, против нарушения на дорогах, в защиту леса и так далее.

Новый Год галопом по Беларуси
  • Очень были удивлены тем, что в дневное время суток белорусы не включают фары на машинах, но это, опять же, вписывается в портрет белоруса бережливого. Но для нас это казалось очень опасным, особенно в моменты обгона на дороге, когда ты привык, что встречка светит яркими фонарями, а тут внезапно на тебя приближается какая-то черная точка.
  • Автомобилисты всегда заранее уступают дорогу на пешеходном переходе.
  • В Беларуси очень чисто, в центре Минска постоянно сталкивались с дворниками, которые выискивали мусор на итак уже чистых площадях и улицах.

Полезные факты

• Сразу по приезде мы приобрели местную симку. Нам посоветовали оператора velkom, но только вот мы себе купили симку с тарифом «для иностранцев», на которой был всего гигабайт интернета, всего 2 любимых номера (и то платных) и больше ничего полезного, и стоило это 15 белорусских рублей, плюс еще пришлось добавить 5 рублей (умножаем все цены на 30), а вот наши друзья купили симки всего за 8 рублей у того же оператора с 28 гигабайтами очень быстрого интернета и с недорогими звонами. В общем, в разных салонах связи, как оказалось, к «иностранцам» относятся по-разному.
  • Лучше носить в темное время суток светоотражатели, потому что, как нас напугали в одном из городов, за их отсутствие могут оштрафовать.
  • В Беловежской Пуще лучше заранее записываться на обзорную экскурсию, иначе ничего не сможете посмотреть и рискуете остаться без обеда, потому что все окрестные кафешки будут забиты экскурсионными группами. 5 января даже в соседних городах всё было забито ими!
  • Да и вообще, на любые экскурсии (по крайней мере, на новогодние праздники) лучше записываться заранее. В том числе и на завод Лидское Пиво.
  • Новый Год лучше всего встречать дома, потому что из заведений будет работать процентов 5. При этом в 9 вечера 31 декабря магазины пустуют, поэтому можно спокойно затариться всем необходимым для новогоднего стола, и даже есть шанс отхватить остатки оливье:)
  • 1 января большинство магазинов (не считая продуктовых) не работает.