Турист Дмитрий Потоцкий (Dmitrijj_Potockijj)
Дмитрий Потоцкий
был 11 сентября 2022 15:16

Скопье — Северная Македония Август 2017
Город статуй, или Немного гигантомании

Вот и закончились наши чудные дни на озере Охрид. Пора было выбираться с нашего курорта и двигаться дальше. На повестке дня стояли Маврово, Скопье и каньон Матка. В Маврово мы решили не останавливаться и у нас получилось чрезвычайно обзорный осмотр заповедника, поэтому, останавливаться на нем я не буду. Скажу лишь, что при следующем посещении Македонии мы обязательно уделим этому месту больше времени.

А сейчас немного о столице Македонии. Мы остановились не в самом городе, а в пригороде Скопье — Водно — отеле Macedonian Village Hotel & Resort (https://www.tourister.ru/trip/5224e4). Этот отель стоит отдельного отзыва. Это большая территория, на которой есть два ресторана и одна винотека, несколько ремесленных лавочек (ювелирная мастерская, сувенирная лавочка, ткацкая мастерская, музей национального костюма, продуктовый магазин и экскурсионное бюро).

Респешн находится в отдельном корпусе и там вам организуют все, что Вы пожелаете. Экскурсию? Не проблема. Причем, о стране расскажут все, что Вы не спросите: и в какое время года или суток ехать, сколько ехать, сколько это стоит, допустим, с общей экскурсией или самостоятельно, в каких конторах найти… Отправить Вам открытку после вашего отъезда? Отправим. В общем, решат абсолютно любой вопрос. Даже самые странный. Вещи и Вас доставят до вашего номера на специальной машине. Собственно, номера находятся в различных корпусах (каждый корпус носит название какого-либо города Македонии — заблудиться сложно). Сами корпуса двухэтажные, все постройки выполнены в национальном стиле из необработанного песчаника (и это не декор — они реально выстроены так!). В каждом подъезде по 4 номера на каждом этаже. Первое время мы жили вдвоем во всем корпусе. Сам номер также выполнен в национальном стиле: кровать, шкафы, столы, занавески и даже душ. Изумительно удобное спальное место — кровать таких размеров, что можно лечь хоть вдоль, хоть поперек, хоть по диагонали — когда лежишь «по-человечески», можно вытянуть руки наверх и тогда касаешься спинки (мой рост 174 см). В душе надо быть осторожнее — поскольку стены также не обработаны, то можно поцарапаться.

Город статуй, или Немного гигантомании

В ресторане кормят очень большими порциями и целесообразно брать одно блюдо на двоих. Цены достаточно бюджетные — ниже, чем в какой ни будь «Шоколаднице» в Москве. Сервис в ресторане нельзя сказать, что безупречный, но все-таки достойный — например, по моей просьбе мне доставили ужин в номер и никаких дополнительных доплат. Завтраки просто фантастические. Не шведский стол, но они огромные. Три или четыре смены блюд: фрукты, холодные закуски (несколько вид колбас, ветчины, сыров, соусы, что-то похожее на лечо, грибы, деревенский классический йогурт, йогурт из козьего молока), хлеб и основное блюдо (можно выбрать из меню и очень разнообразные позиции), соки, воды по желанию клиента. Съесть все до конца нам не удавалось — все фрукты уезжали в номер, как и половина закусок. Готовят достаточно долго, но оторваться от этого просто нельзя.

Завтрак, часть 1

Завтрак, часть 2

Немного о лавочках. Везде можно купить сувениры ручной работы, и даже по доступным ценам, что удивляет.

Так получилось, что у нас всю дорогу получается эко-отдых семьи интровертов, с очень интересной логистикой, способной озадачить многих. Весь следующий день мы проболтались по округе, которая называется Водно (округ в Скопье, в котором как раз находится наш отель). В округе обнаружились:

Город статуй, или Немного гигантомании

Монастырь св. Пантелеймона (удалось тайком сделать несколько фотографий фресок),

мечеть (в нее мы не стали заходить),

Город статуй, или Немного гигантомании

церковь св. Илии-пророка (старая церковь 1884 года, а рядом строится новая) и крест Миллениум Македонии.

В церкви Илии пророка живет одинокий сторож, в прошлом дальнобойщик, бывал в России. Он очень словоохотливый и рад, мне кажется, каждому посетителю. Он нас напоил чаем, надавал различных конфет и поболтал с нами. Фотографии креста мне не нравятся, поэтому, вы можете пробить его в гугле. Крест расположен на высоте 1066 м и виды, открывающиеся сверху, действительно завораживают.

Город статуй, или Немного гигантомании

Увы, мой слабенький и старенький аппарат не сумел передать всю полноту картинки… Шли мы до этого креста около 4 км (хотя сдается мне, нас обманули — расстояние явно больше!), и восхищались местной природой. Пока мы шли к кресту начался закат и, честно говоря, я опасался, что мы не успеем к заходу солнца, но, все обошлось — мы застали практически последние лучи, прежде, чем наступили сумерки.

Обратно мы не рискнули идти по ночному македонскому лесу и попытались доехать на такси.

Город статуй, или Немного гигантомании

Но нам заломили такие цены, что как-то очень расстроились.

Но на наше счастье, нас предложили подвезти компания албанцев-подростков на своей машине и привезли к отелю. Стоповать в Македонии не страшно — подтверждаем на личном опыте.

Город статуй, или Немного гигантомании

Закончив изучать окрестности Скопье, мы все-таки решили выбраться в каньон Матку (честно говоря, пока мы ехали на такси до отеля, какое-либо желание посещать столицу у нас не был, и мы пытались отложить это до последнего).

Македонский рассвет

Утро началось с рассвета. Всегда интересно наблюдать как просыпается большой город и как солнце вырастает на небосводе. Но в этот раз мы его не дождались и снова задрыхли. Доехав до автовокзала на автобусе (у них дюже дорогой транспорт, однако цены на такси совсем грабительские, поэтому проще купить проездной «Скопска» на автобусы, по типу Подорожника/Тройки), мы с разочарованием поняли, что на все возможные автобусы до каньона мы уже опоздали либо их очень долго ждать (мы приехали к 11.30). Приуныв, мы решили тогда погулять по городу.

Город статуй, или Немного гигантомании

Столица Македонии мне не понравилась. Город запомнился мне пыльным, грязным, бедным и неприветливым.

Площадь Македония вызвала во мне смешанные чувства. Тут даже сказать особенно нечего… Обычный город из социалистического лагеря, разрушенный землетрясением в середине века и отстроенный с нуля. И не то, чтобы удачно. Мешанина стилей и эпох приводит в уныние.

Город статуй, или Немного гигантомании

Площадь Македонии. И, собственно, сам виновник торжества — Александр Македонский.

Напротив сына стоит отец -Филипп Македонский

Город статуй, или Немного гигантомании

А между ними — мать, Олимпия. Хотя официально это памятник материнству.

Площадь Македония — это китч, она напоминает мне склад декораций. Площадь пестрит статуями древних царей, полководцев и святых, которые должны стать символом государства — их мы насчитали 28 штук (на одной площади!) и туда же неясные современные инсталляции. Также складывается впечатление, что Македония страдает гигантоманией: огромные флаги, что ни один ветер не способен заставить их реять, непропорционально большие фигуры, какое-то фантастическое количество памятников — мы прошли несколько перекрестков, где стояло по 1–2 статуи на каждой стороне улицы.

Македонцы в свою историю приплели и Александра Македонского со всей семьей, и царя Самуила, мать Терезу… И грязь. Много грязи. Стоит пустая мусорка, а вокруг нее накидан мусор.

Город статуй, или Немного гигантомании

Но при этом, как ни парадоксально, именно спальники позволяют ощутить этот город. Еще и транспорт дорогой. Но с двухэтажными автобусами. Своеобразный город, в который нет желания возвращаться — только в качестве отправной точки. Все достопримечательности (за исключением мечетей) мы осмотрели за 1 день.

В общем, из города мы вернулись в растрепанных чувствах неудовлетворенности и разочарования. Единственный плюс состоял в том, что мы посетили город сегодня, а не в последний день и смазали бы тем самым все впечатление о Македонии.

Город статуй, или Немного гигантомании

Перед отъездом мы решили съездить в каньон Матка, один из самых известных заповедников Македонии, о котором нам не рассказал только ленивый.

Утро нас не порадовало — все дни нашего пребывания в Македонии было солнечно и жарко, но мы проснулись и расстроились — за окном шел противный мелкий моросящий дождь и +16 градусов- одеяльный монстр отказывался выпускать нас на улицу, а чудовищная подушка так и норовила приклеиться к уху. Но пнув придавившую нас лень, мы все-таки выбрались на промозглую и холодную улицу. По дороге к каньону немного распогодилось — температура приподнялась и дождь закончился.

Город статуй, или Немного гигантомании

Василиса и селфи — ктобы мог подумать!

Каньон был создан рекой Треской, это она проложила себе путь через горный массив. В 1938 году речку перегородили дамбой. Так появилось озеро Матка. Там же мы посетили пещеру Врело. Она одна из самых глубоких в мире. Аквалангисты из Италии исследовали её на глубину 220 метров.

В глубине пещеры находится озеро шириной 8 метров, длиной — 15. Пятачок рядом с озером называют русским — при открытии пещеры присутствовал Уполномоченный Посол Российской Федерации.

Город статуй, или Немного гигантомании

Отдельное приключение добраться до каньона. С автовокзала Скопье ходит автобус № 60. Говорят, довозит прямо до каньона. Однако нас он довёз только в какую-то глушь и высадил всех туристов в пяти км от нужного места. Пока все растерянно озирались и пытались осознать, что делать, мы с Василисой оседлали местную машинку и за 100 рублёв доехали до каньона. Первое впечатление напоминало реакцию Леси («Орел или решка) на Албанию. Грязно, плохо пахнет (перегноем) и не то чтобы завораживающие виды.

С берега. Я уговорил свою Нехочуху сесть в лодочку и дать последний шанс этому месту реабилитироваться в наших глазах. И ему удалось — место действительно красивое.

Город статуй, или Немного гигантомании

Напоминает улучшенную и модифицированную Рускеалу и Абхазию. На лодочке за 800р на двоих, нас в течении часа прокатили по всему рукотворному озеру и показали местную пещеру (показали крошечную ее часть — пещера считается не изученной и очень опасной).

Пещера примечательна тем, что считается самой глубокой в Европе (есть догадки, что ее глубина до 330 м) и крупной популяцией летучих мышей. На счет глубины не знаю — дайвингом заняться не позволили. Спелеологией тоже. А вот колонию летучих мышей мы оценили — их действительно много.

Город статуй, или Немного гигантомании

Еще один плюс этого места — небольшое количество туристов, что выгодно отличает его от раскрученных европейских must see. Главный совет: осматривайте каньон с воды, а не с берегов! Оттуда завораживающих видов вы не увидите, а увидите в основном кусты и нанюхаетесь запахов перегноя. Обратно мы стопанули машину. Точнее, нас опередили корейцы, но, увидев наши грустные лица, попросили водителя подхватить нас тоже. Так и доехали с ветерком.

Город статуй, или Немного гигантомании

Итак, пора писать резюме по МАКЕДОНИИ.

За 7 дней были посещены: Охрид, монастырь св. Наума, Водно, Скопье, каньон Матка. Потрачено примерно 534€, включая гостиницы и дорогу. Оцениваю, как и в прошлый раз: сначала моя оценка, затем, через «/" Василисина.

1. Достопримечательности — 9. Балл снят за Скопье — город не понравился. Но Охрид настолько запал в душу, что он слихвой перекрывает весь негатив. К сожалению, осмотрено не так много, чтобы вывести окончательную оценку. В оценку вошли: озеро, потрясающая сохранность фресок XII—XVI вв., каньон Матка, свидетельство чуда. / Не могу сказать, что мы подробно изучили Македонию: мы побывали в Охриде, съездили в Свети Наум, погуляли по Скопье и Водно, добрались до Каньона Матка.
  2. Транспортная доступность — 6. Чуть лучше, чем в Албании, но все равно не ах. «Ждите и платите» — вот девиз транспорта Македонии. / Оптимальный способ передвижения: пешком, хотя с транспортом тут повеселее. Можно купить проездную карточку и кататься на автобусах. Будьте готовы к ожиданию.
  3. Питание — 10. Кухня просто прекрасна — где бы не приходилось есть — съедалось едва ли не с языком. Оливки на любителя. / Традиционная кухня — моя любовь
  4. Цена/качество — неожиданно на уровне. / Македония уже почувствовала вкус от прибыльности туристического бизнеса, однако, тут дороже, чем в Албании. Но все равно все дёшево.
  5. Отели — 10. Мы жили всего в двух местах, но оба места зарекомендовали себя на высочайшем уровне. В отелях огромные завтраки, в обоих местах потрясающе удобные комнаты и расположение за весьма небольшие деньги. / Нам оба раза феерично повезло с отелями.

Преимущество наших апартаментов Snegar Apartments (https://www.tourister.ru/trip/a1e12b): старый город, комфортный и тихий номер, вид на Охридское озеро, приветливый хост. Один минус: знакомство со скорпионом меня впечатлило.

Отель Македонско село/Macedonian village: я влюблена в номер, плотный нажористый завтрак, персонал (администратор Александр), который в миг решает любую твою дурацкую проблему, но значительно удален от города: таксисты сдерут кучу денег (но есть свой трансфер), от ЖД вокзала ходит 28 автобус.

1. Сервис — 9,9. В отеле Macedonia Village выполнят любую, даже самую бестолковую прихоть. Например, пойдут на почту и отправят открытку. Бесплатно. 0,1 за неосведомленность хозяина хоста в Охриде.
  2. Природа — 10. Зелена, разнообразна. И чистейшее озеро, и горы, и леса, и пещеры — на любой вкус. / Зелено, красиво, НО: загажено аборигенами
  3. Безопасность — 9. Стоп приветствуется и безопасен. Опасаться следует цыган и дикую природу — много ос, в комнату может заползти скорпион, в воде и лесу реально встретить змею или лису. / Одна опасность: албанцы, которые ведут себя несколько развязно. Ещё здесь много цыган, в некоторых районах лучше не появляться.

Во избежание краж, как и везде, держите всё ценное при себе.

1. Коммуникация с местными — 9. Хоть на русском, хоть на английском. Достаточно легко вступают в контакт и готовы помочь, если есть необходимость.
  2. Оправдание ожиданий — 9. Не все, что хотелось посетить удалось это сделать. Зато, есть задел, почему можно вернуться.

Общий балл: 9,09

Македония удивительная страна — не дорогая, живущая на контрастах, прибирающая к своим рукам чужую историю, страна крестов и минаретов. Сильнейшее влияние как Афин, так и Стамбула. Необычайное переплетение запада и востока. Место, где становишься свидетелем чуда и гор мусора на улице. Македония — определенно та страна, которую стоит посетить — она гарантирует самые яркие и незабываемые впечатления!

Македония — нетипичная славянская страна. Находясь ближе других экс-югославских республик к Стамбулу, Македония больше остальных прониклась турецким колоритом, будучи в составе Османской империи. Если столица произвела на меня неприятное впечатление, то про увиденную страну могу сказать, что Македония не заканчивается только Скопье.

Про Македонию мне было известно только то, что она была бывшей Югославской республикой. Поэтому я не знала, что можно ожидать от Македонии. В Охриде и Водно мне очень понравилось, я бы, будь такая возможность, здесь бы задержалась, но увы. Жаль, что мы не смогли посетить Маврово и Кокино, на них были большие планы. Но в эти места мы обязательно вернёмся.

Ну и напоследок.

За 2 недели нашего отпуска мы посетили две достаточно необычные для поездок страны — Албанию и Македонию. Как можно в общем оценить наш отпуск?.. Весьма и весьма положительно. В эти 14 дней удалось впихнуть невпихуемое — море, горы, леса, озера, пещеры, звездное небо, вкусные фрукты, памятники истории, вкусную еду, покорение горных карнизов и козьих троп над морем, встречу с различными животными — приключения, о которых можно долго вспоминать. Были среди них и позитивные, и не очень, но все они оставили очень яркий след в нашей памяти.

Несмотря на то, что Албания и Македония — соседи — они совершенно разные. Огромный контраст между ними добавляет остроту ощущений.

Албания — более «дикая» для туристов. Мусульманское государство, до сих пор сохранившее свою самобытность и остроту ощущений, связанную с этим. Главный акцент — море и культурное наследие. Повторюсь — Албания — это отдых активный, и не предполагающий высокого уровня сервиса или удобств передвижения. И явно не страна для начинающих путешественников.

Македония — это вариант Греции, в которой не случился массовый туристический поток, и в которой можно обойтись без переводчика. И главный акцент в Македонии — это удивительная природа. Македония больше адаптирована для туристов и в ней проще сориентироваться.

В качестве заключения: пробуйте направления, о которых мало кто знает — почувствуйте себя первооткрывателем, который видел то, что мало кто видел. Откройте для себя жемчужину и удивитесь этому открытию!

Часть 1 - https://www.tourister.ru/responses/edit?id=21877

Часть 2 - https://www.tourister.ru/responses/edit?id=21887

Теги: Культурно-познавательный туризм, Отзывы об отелях, Самостоятельные путешествия