Турист Дмитрий Потоцкий (Dmitrijj_Potockijj)
Дмитрий Потоцкий
был 11 сентября 2022 15:16

Охрид — Северная Македония Август 2017

На следующий день у нас был большие планы — посетить хоровой фестиваль (хост нам подробно объяснил как туда пройти) и посетить монастырь Святи Наум и по возможности посетить Бухту Костей.

С утра мы, как обычно, проспали. Сборы прошли достаточно оперативно, что позволило нам опоздать только на ¼ представления. Нужная нам церковь находилась не в старом городе, что позволило оценить нам житье-бытье македонцев без купюр. Влияние социализма тут прослеживается примерно так же, как и в Албании, то есть, кричит и вопиит. Контраст с ухоженным старым городом просто поражает. Даже как-то не верится, что это не только одна страна, но и один город. Серые однотонные здания, где-то обшарпанные, где-то неухоженные, где-то заброшенные… Но католическая церковь св. Петра и Павла, вписанная в новый жилой квартал, оказалась очень даже ухоженная, небольшая и достаточно уютная. Но во многом не привычная. Итак, Охридский хоровой фестиваль. Этот фестиваль — одно из крупнейших культурных мероприятий в Македонии, проводимое в конце августа. В день нашего посещения исполнялась духовная музыка. Надо сказать, что лучшими голосами обладают представители славянских народов — белорусы и русские. Нашими фаворитами стали московский хор «Возрождение» и детский белорусский хор.

Честно говоря, до конца мы не досидели — времени было уже много, а сделать тоже предстояло много — нам надо было попасть в монастырь Свети Наум. Очень удачно, что остановка автобусов/маршруток, следующих туда, была рядом — вышел из церкви и практически по прямой до бульвара Туристичке (автобус едет мимо Бухты костей и там есть остановка). Но тут выяснилось, что македонская логистика не менее занимательная, чем албанская. Мы час прождали маршрутку в одно из самых популярных мест Македонии! В итоге мы поймали забитую битком маршрутку. Чтобы попасть в нужное вам место — внимательно смотрите на лобовые стекла. Если повезет — вы увидите город, который вам требуется. Но нужно быть очень внимательными! Ехать туда в районе сорока минут — часа. Стоимость проезда не назову, ибо не помню. Но каких-то понятных денег.

В гости к Святому Науму

Монастырь святого Наума Охридского, по территории которого прогуливаются павлины, представляет собой комплекс различных строений. Монастырский комплекс расположен на территории национального парка Галичице.

Монастырь основан в конце VIII — нач. IXвв. Существует множество легенд основания этого монастыря. Но мне нравится, согласно которой, святые братья Наум и Климент решили одновременно основать и построить два монастыря: тот, что ныне зовется монастырем Св. Наума и монастырь св. Пантелеймона, что в Охриде. Начало строительство должен был оповестить удар колокола — между колоколами протянули веревку, чтобы дернув за нее, посередине, оба колокола должны были позвонить одновременно. Но неожиданно на один из концов веревки села чайка и, таким образом св. Климент первым заложил камень своего монастыря. Стоит обратить внимание, что оба храма двух монастырей должны были быть идентичными. Несмотря на то, что время было нещадно к обоим монастыря, похожесть обоих церквей действительно бросается в глаза. А вот история у монастырей разная — как я писал выше, монастырь св. Пантелеймона был превращен в мечеть, а вот монастырь св. Наума — нет. Он пользовался почетом даже у мусульман и за исцелением приходили сюда люди со всей округи, несмотря на свое вероисповедание. И тем не менее, как и большую часть церквей на Балканах, это не спасло монастырь св. Наума от разрушения — в XIX в. в церкви произошел сильный пожар и все фрески, которые сегодня можно увидеть — восстановленные.

Одной из главных достопримечательной монастырского комплекса является церковь, в которой помещены мощи святого Наума Охридского. Существовало предание, что мощи святого могут излечивать от недугов, причем как физических, так и душевных. Отсюда появилась пословица: «Или ум, Или Свети Наум». С могилой святого Наума связано предание — если приложить ухо к надгробию святого, то можно услышать сердцебиение. Подтверждаю — это действительно так! И это не звукозапись, и не звуковые эффекты. Камень совершенно иначе проводит механический звук. Звук действительно раздается как-то сразу в ушах и сознании. Он не глухой, а чрезвычайно отчетливый и более ясный, чем тот, который можно услышать через фонендоскоп. Но как только начинаешь сомневаться — звук практически моментально пропадает… Хотя у Василисы было как-то иначе. И я допускаю, что это в принципе очень индивидуально…

В гости к Святому Науму

После пережитого потрясения мы снова полюбовались на гладь Охридского озера. Я очередной раз поразился его чистоте и пожалел, что мы сваляли дурака и не взяли купальные принадлежности. Не повторите нашей ошибки! Сделав пару фотографий, мы пошли гулять по окрестностям.

Пару слов о территории парка-монастыря:

1. Вход в церковь — платный — 400 денар.
  2. Как водится — как водится, съемка внутри церкви запрещена и, как уже повелось, я этот запрет нарушил.
  3. С уступа монастыря открывается просто потрясающая панорама на озеро.

В гости к Святому Науму

1. Обязательно возьмите с собой купальные принадлежности — возле монастыря хороший пляж с хорошим заходом в воду

• Так же на территории монастыря разбит среднего размера рынок с сувенирами — тут продаются все типы сувениров, которые можно вывести из Македонии. Но, честно говоря, дорого и ничего особенно не впечатлило.
  • В гости к Святому Науму

1. Территория самого монастыря небольшая, но очень уютная и очень зеленая, много цветов, фонтанов, различных птиц и небольших животных. Детям понравится.

В гости к Святому Науму

Помимо самого монастыря, на территории национального парка вдоль пешеходной тропы находится еще 3 небольшие церквушки: св. Петки, св. Богородицы и св. Анастасии. Тропа делает большой крюк, но пройтись по ней любопытно — обилие местной растительности, цветов, достаточно необычная церковь св. Богородицы с бассейном с ледяной водой посреди храма-часовни, изумительный исток небольшой речушки, которая недалеко несет свои воды в озеро, сливовый сад, из которого можно потягать сливы… В общем, настоятельно рекомендую пройти по этой тропе и насладиться небольшим кусочком природы Македонии, вдали от туристов, транспорта и шума. На своем пути мы никого, кроме ящериц, птиц, белок и летяг, не встретили.

В Бухту костей мы решили не ехать — деньги уже заканчивались, а впереди была столица, и сколько там может потребоваться денег, было не совсем понятно, поэтому, Бухта Костей останется на следующий раз.

В гости к Святому Науму

Поскольку на следующее утро нам надо было уже выезжать, то требовалось переуложить чемодан. Но тут нас ждал сюрприз — под ним уже были жильцы. Точнее, жилец, но вовсе не такой, какого хотелось бы видеть. И тем более увезти с собой. Нет, не таракан, как мог бы кто-нибудь подумать. Скорпион. Большой (с фалангу пальца) черный скорпион. Определенно, он был рад познакомиться со мной примерно в той же мере, как и я с ним. И он сориентировался в том, что происходит, определенно быстрее меня — спустя полминуты, пока я его разглядывал, его хвост исчез под плинтусом. Честно говоря, это не успокоило. Перебирая вещи и вытряхивая из них всех, кого вообще можно было из них вытрясти, мы связались с хостом.

Но ему было немного не до нас — он был на свадьбе и на наши перепуганные вопросы он лишь поржал, сказал, что это норма, они не ядовиты и прислал свою фотку с мероприятия.

Для людей, впервые видевших живого скорпиона не террариуме, это не особенно придало уверенности. Особенно когда с утра встречаешь еще одного красавца. Ну да ладно, а сейчас спать и в путь! Нас ждет кусочек Маврово и Скопье.