Турист elena volkov (lenabash)
elena volkov
была 1 сентября 2018 20:37

Япония Февраль 2017

Первая неделя

Мы прилетели в Кансай 30 января в девять часов утра. Аэропорт находится в сорока километрах от Осаки на искусственном острове. В аэропорту мы сели в заранее заказанный автобус до Киото, который привез нас прямо к дому. Дорога заняла около двух часов, пейзаж индустриально унылый. Осака производит гнетущее впечатление — какое-то нагромождение небоскребов вперемешку с одноэтажными сараюшками и портовыми ангарами. По авторуту идут одни грузовики. Небо и вода свинцового цвета. Пошел проливной дождь.

Мы живем в одном из одиннадцати округов Киото — Сакио-кю. Это один из наименее населенных районов Киото, где находится университет и институт теоретической физики Юкавы. Округ тянется вдоль холмов и с запада ограничен рекой. Императорский дворец располагается в пятнадцати минутах ходьбы за рекой. Квартира на удивление просторная и удобная, только очень холодно в кухне. Стиральная машина стоит на балконе. Все инструкции по использованию домашних приборов на японском.

Зима в Киото холодная. Утром холмы покрыты снегом. За неделю выдался только один солнечный день, сразу стало жарко и ожила сакура. Еще немного и все зацветет. 2 февраля вышла из дома и услышала музыку в соседнем храме. Празднуют конец зимы. Во дворах храмов жгут костры, народ толпится вокруг прилавков с амулетами и разными заедками. Ходят ряженые.

В ожидании цветения сакуры

Взяла напрокат велосипед и исследую окрестности. Случайно попала в квартал, где живут гейши.

Увидеть гейшу — редкое удовольствие. Это совершенно удивительные существа, скорее напоминающие цветы, чем людей. Кимоно у них отличается от повседневного, которое до сих пор многие носят в выходные дни.

В ожидании цветения сакуры

Прическа гейши — произведение искусства. Волосы представляют собой словно вырезанную из дерева массу, украшенную цветами и заколками. Лицо и шея спереди покрыты толстым слоем белой пудры. Шея сильно открыта сзади и остается небеленой. Движения неспешные, очень грациозные. Одно и то же движение повторяется многократно. Это может быть движение рукой, покачивание ступнями ног или игра зонтиком. Лицо остается спокойным, почти безразличным с тенью улыбки.
В субботу необыкновенное оживление. Народ надел кимоно и развлекается. Женщины в цветастых одеяниях порхают стайками и весело щебечут. На храмовой горе столпотворение. Видели настоящую японскую свадебную процессию. В точности, как свадьба лис у Куросавы во «Снах». Невеста в белом одеянии, на голове что-то среднее между капюшоном и венцом. Мужчины в черных хаори, надетых на белое кимоно. Процессия передвигается под игру на флейте.

Вторая неделя

Очень холодно. Каждый день идет снег. К Мишке на работу можно идти по холмам. По пути встречается несколько буддистских храмовых комплексов.
Один из них окружен изумительным садом с прудом и бамбуковым фонтаном.

В ожидании цветения сакуры

В четверг ходили есть суши с мишкиными коллегами в странное место, где можно приносить и распивать свои напитки. Сидели за обычными столами, обувь не снимали. Пили игристое саке, обычное саке и Шабли. Суши чудесные, много новых с непонятными ингредиентами. Их готовит за стойкой старик лет ста. Англичане поражают своей образованностью, неленивостью в отношении чужих культур.

В субботу поехали на другой конец города посетить Санджюсангендо, но опоздали и пошли в городской музей. Музей находится в совершенно европейском дворце, построенным, видимо, после участия Японии в международных выставках в Париже. Интересная коллекция японской и китайской живописи, керамики и скульптуры. Несколько залов посвящены предметам повседневного обихода. Очень красивы старинные кимоно и предметы для церемоний с благовониями. У японцев три официальные церемонии: коодоо (путь благовоний), кадоо (путь цветов) и садоо (путь чая).
В воскресенье попали-таки в храм с тысячью буддами. Будд, действительно, тысяча и у всех по сорок рук. Там же находятся индуистские древние боги, которые перешли затем в буддизм. Во дворе храма проходили самые известные состязания по стрельбе из лука, здесь Миямото Мусаши победил Сасаки Коджиро. Затем проехали к Фушими Инари. Прошли через тысячу красных ворот и видели тысячу лис. Японцы трудолюбивы — очень много будд, ворот и лис. На каждых воротах указаны меценаты, которые поддерживают ворота в хорошем состоянии, некоторые ворота отсутствуют, так как их ремонтируют.

Лисы — посланцы, приносящие благосостояние и процветание в бизнесе. Языческие шинта прекрасно уживаются с буддистскими богами.

Третья неделя

В понедельник с Мишкой пошли прогуляться на речку в Шимогамо. Синтоиские храмы прозаичнее буддистских, но в то же время праздничнее.
Этот храм посвящен хорошим отношениям. Покупаешь листок бумаги, вымачиваешь его в ручье, сворачиваешь и подвешиваешь на веревку, загадав желание. Летом здесь купаются вместе с бумажками, сейчас прохладно для купания. Купили в лавке по колокольчику: Мишке — тигра, мне — кролика. У входа выставлены бочонки из-под Бургундского, которое очень любил император Мэйдзи.
В четверг едем в Токио на Токайдо-Шинкансэне. Это скоростная линия, обслуживающая большие города между Токио и Киото, построенная к летней Олимпиаде 1964. Поезда отправляются каждые 20 минут с шести утра до двенадцати ночи и перевозят 350 тысяч в день со скоростью до 320 км/ч.
Приезжаем в Синджюку, что означает Новая станция. Более современного пейзажа и не придумать — одни небоскребы по 50 этажей, километры светящихся и крутящихся реклам, магазины, рестораны и ослепительная молодежь в ослепительных шедеврах последней моды. После старинного Киото с пожилым населением поражает молодость токийцев, старости здесь не место.

К трем идем с Мишкой в Институт физики, нужную комнату ищем долго, наконец видим на двери знакомое лицо — Эйнштейн. В помещении в двадцать квадратных метров находится «кабинет» профессора, штук десять столов и тьма студентов и аспирантов. Из «кабинета», точнее из своего угла с компьютером, вылезает крохотный усатый человек в черном костюме и шлепках на босу ногу.

В ожидании цветения сакуры

Вечером приглашены в ресторан на 50 этаже. Очень тепло, но ждут ураган. Бесшумный лифт нас поднимает наверх за несколько секунд. Сижу прямо у стеклянной стены. Под ногами — огни Токио. Пьем шампанское, закуски следуют одна за другой, блюда маленькие, но их очень много. Едим знаменитую свинину, жареную на камне. На десерт французская дыня и клубника. На улице поднялся страшный ветер, похолодало. Если не ходить в театры или музеи, то в Токио нечего делать. Попробовали дойти пешком до императорских садов — неприятно, да и сады сами после Киото не слишком впечатляют.

Вечером посетили классический японский корпоратив, жены обычно туда не ходят, иностранкам можно. В маленьком отдельном зале умещается человек 20–24. Перед входом снимаем обувь. Два длинных стола находятся в углублениях почти вровень с полом, на котором сидим, ноги засовываем под стол. На столе — газовые горелки с большими котлами с прозрачной жидкостью. Приносят овощи, мясо и лапшу. Последовательно бросаем все в котелки и ждем несколько минут. В это время едим суши и пьем пиво или саке.

В ожидании цветения сакуры

На вокзале Токио наблюдаем сногсшибательную картину: обслуживание Шинкансэна. Поезд стоит 20 минут, десять минут уходит на уборку, десять — на высадку-посадку. За минуту до прибытия поезда на перрон выходит команда из 11 мужчин и 11 женщин, женщины в розовых комбинезонах и кепках с розовыми сумками, мужчины в голубом. После выхода пассажиров в каждый вагон входят парами с разных концов. Женщины моют туалеты и протирают кресла, мужчины меняют салфетки-подголовники и переворачивают кресла по ходу поезда. Смотря на все это, я думала — ни за что не отправимся вовремя. Но это Япония — здесь не опаздывают!