Турист Maksim S. (097mcn)
Maksim S. — был вчера 17:18
Если ты в душе поэт, выпей на ночь Pierre Huet :)

Ийзаку — Эстония Апрель 2009

Все болота, на которых я был до этого момента, находились довольно далеко от Нарвы. Но неужели в нашем Ида-Вируском уезде мало своих болот? По всему выходило, что у нас этого добра тоже должно быть в достатке. К примеру, в районе поселка Ийзаку, который мы каждый раз проезжаем по дороге из Нарвы в Тарту. Вот даже в путеводителе про это написано.

Когда орхидеи еще не зацвели

Туристическая тропа Котка в районе Ийзаку (6 км) пролегает через верховое болото Рюйтли, где можно ознакомиться с различными лесными сообществами и увидеть деревья с различными любопытными пороками роста. Вдоль тропы можно увидеть также лесосеку, живописное болотное озеро и болотный остров, хижину Карьюзе, шалаш и «золотой рудник».

Ну, насчет «золотого рудника» это конечно переводчики с эстонского перестарались. В другом месте я встретил такое название — Rahaauk («денежная дыра» — место, где некогда был найден клад).

Но вот в первый раз, отправившись по этому описанию в Ийзаку никакую тропу найти не удалось. Мы тогда довольно долго бродили вокруг смотровой вышки, что на холме, но ничего похожего видно не было. В этот же раз я произвел тщательный поиск информации в Интернете, сверился по карте, и поехал, уже точно зная, где и что искать.

Итак, заезд к тропе происходит по проселочной дорожке, что ведет направо вскоре после выезда из поселка Ийзаку, если ехать в сторону Тарту. На указателе так и написано — Kotka matkarada (по-эстонски — походная тропа «Орлиная»).

Когда орхидеи еще не зацвели

Такое название тропа получила в честь хищной птицы, которая водится в здешних местах и по-эстонски называется Kalakotkas, дословно — «рыбный орел». Википедия говорит, что по-русски это будет — Скопа (лат. Pandion haliaetus). Фото — Википедия.

А дальше на лесной дороге образовалась развилка. Я повернул направо и, проехав немного, увидел, что походная тропа здесь как раз пересекает дорогу, и по ней можно пойти как вправо, так и влево. Оставив машину прямо у дороги, я пошел по тропинке влево, надеясь выйти на болото. Метров через 300 мне попался мостик.

Когда орхидеи еще не зацвели

А вот после мостика тропинка закончилась, и я зашел в какую-то чащобу. Пришлось возвращаться назад. Как оказалось, я не заметил покрытый снегом деревянный настил, который вел в глубину леса сразу за мостиком. По этому настилу я и вышел на болото.

Надо сказать, что в такое время года — а было 18 апреля — я оказался на эстонских болотах впервые. И также надо сказать, что весна — это не самое комфортное время для их посещения. Деревянные мостки почти везде еще покрыты снегом, идти неудобно, а кроме того, на солнце снег тает, и оттого мостки становятся еще более скользкими. Плюс еще весенний паводок, кое-где мостки идут прямо на одном уровне с водой, и когда на них наступаешь, под ногами выступает вода. А в одном месте так и вообще доски прогибались настолько сильно, что ноги уходили под воду по щиколотку. Я попытался это место перескочить, но в итоге все равно промочил ноги.

Когда орхидеи еще не зацвели

Вот по таким дощечкам пришлось идти

На дощечках лежит снег. Скользко — аж жуть.

Когда орхидеи еще не зацвели

Здесь дорожка поворачивает под прямым углом. На столбе висит какая-то информация.

Вот так устроена болотная дорожка. Внизу плоское дощатое основание, распределяющее нагрузку на вязкую болотную почву, сверху поперек уложены чурбаки, поверх которых уже прибиты основные доски. Дорожка довольно узкая, разойтись со встречными можно не везде.

Когда орхидеи еще не зацвели

Самое интересное место на каждом таком болоте — это смотровая вышка. Если она конечно есть. Здесь вышка оказалась невысокой, всего из двух ярусов.

Сверху можно было посмотреть на болото, откуда я только что пришел

Когда орхидеи еще не зацвели

Вон там как раз идут те самые дощечки

А еще здесь из леса выходила дорога, по которой, судя по следам шин, можно было подъехать к самой башне. Тут я конечно допустил ошибку, надо было сворачивать налево и подъезжать к самой башне, это было бы гораздо удобнее.

Когда орхидеи еще не зацвели

Спустившись с вышки, я пошел осматривать место, куда привела тропинка. В середине здесь находится оборудованная зона отдыха с печкой, запасом дров и неким вигвамом. Вот уже не первый раз замечаю, что такие вигвамы очень популярны у эстонцев, регулярно их вижу во многих местах.

От площадки мостки вели куда-то дальше, возможно там и был описанный в путеводителе «болотный остров». Ну, я конечно решил дойти до конца и посмотреть, что там.

Осторожно — скользкая дорога

На дереве также висело предупреждение, что из-за высокого уровня воды деревянные дорожки в некоторых местах могут быть под водой

Когда орхидеи еще не зацвели

Не знаю, растут ли на эстонских болотах орхидеи, но тут они еще явно не зацвели ;)

А на болотном острове меня встретила вот такая вырезанная из дерева голова. Как я ее назвал — «Злой дух Гримпенской трясины» :)

Когда орхидеи еще не зацвели

Тут, честно говоря, стало несколько не по себе. А вдруг сейчас и правда откуда-нибудь выскочит собака Баскервилей, а народу вокруг на километры — ну абсолютно никого. И тишина. Так что решил двигаться назад к машине.

Снова поход через болото. Всю дорогу приходится думать о том, как бы не поскользнуться и не упасть в воду.

Когда орхидеи еще не зацвели

Пока я ходил, ноги уже успели высохнуть, а тут впереди опять показалось то самое топкое место, где я их промочил. На этот раз я не стал прыгать, а поступил разумнее — разулся и прошел по этим дощечкам босиком.

Вставлю еще раз карту и покажу, как сюда добраться. На этот раз задам не пешеходный, а автомобильный маршрут прямо к смотровой вышке (vaatetorn), а уж от нее можно будет выйти и на болото.

А на обратном пути я заехал и в сам поселок Ийзаку. Там на холме среди сосен возвышается вот такая белоснежная лютеранская церковь, построенная в 1846 году.

Когда орхидеи еще не зацвели

Тут же по деревьям бегали белки, которых все никак не удавалось поймать в кадр :)

Магазин типа «сельпо» в Ийзаку раскрашен ядовито-яркой сиреневой краской. Для нашей унылой погоды — самое то :)

Когда орхидеи еще не зацвели

А вот тут вполне мог скрываться Шерлок Холмс :)