Турист Ирина Дементьева (tinka61)
Ирина Дементьева — была вчера 22:50
На Кипре

Берген — Норвегия Июль 2017

Подъезжая к Бергену я была морально готова к дождю и хмурому небу, ведь все путеводители пишут, что в этом городе всего десять солнечных дней в году. Но нам несказанно повезло, весь наш день в Бергене светило солнышко, а небо радовало синевой в лёгких облачках. Вот это повезло, так повезло! Если честно, я на такое даже не рассчитывала. И в такую расчудесную погоду Берген фактурно заиграл всеми гранями старинного ганзейского города, показал себя с наилучшей стороны, соблазняя портовой атмосферой, завлекая причудливыми деревянными домиками, красочными фасадами и ароматами рыбного рынка.

Разбивая стереотипы — солнечный день в дождливом Бергене

Но вот что удивительно — имея статус второго по величине города Норвегии и бывшей её столицы Берген выглядит очень миниатюрно и как-то по-домашнему уютно. Во всяком случае, в центре его компактный формат очень бросается в глаза. Это было первое, но далеко не последнее моё удивление в тот день. Во всяком случае, открытий было немало. Вот только некоторые из них.

Здесь понимаешь, что этот город буквально сливается с природой. Этим и определяется его уникальное звучание. Вот живописная бухта фьорда, где он стоит, вот зелёные холмы, по склонам которых разбросаны его аккуратные домики, ещё выше скалы.

Разбивая стереотипы — солнечный день в дождливом Бергене

Природа здесь первична, и этим всё сказано. И, наверное, совсем не случайно, что Берген признан одним из самых экологически чистых городов мира. Город, гармонично сливающийся с норвежской природой, а это дорогого стоит.

Здесь очень заметно, что это город с невысокими зданиями, низкого формата.

Разбивая стереотипы — солнечный день в дождливом Бергене

И это так приятно, так душевно, что хочется просто неспеша бродить между этими низкими домиками, наслаждаясь особенной атмосферой старинного рыбацкого поселения. Ну очень душевно!

Какими только регалиями не одарён этот город! Ворота в царство фьордов, культурная столица Европы, торговая столица Норвегии, родина Грига — всё это про Берген и всё это чистая правда!

Но была у меня ещё одна, личная причина, по которой меня разбирало ужасное любопытство по части именно этого города Норвегии. Признаюсь, когда-то моя жизнь могла сделать крутой вираж, повернувшись в сторону Бергена, и тогда я бы оказалась здесь на пмж. Лет эдак пятнадцать тому назад за мной серьёзно ухаживал один норвежец из Бергена, соблазнявший меня рассказами, фотографиями и картинами этого города. Но не сложилось, не заладилось, в Берген я не поехала и это, наверное, к лучшему. Ведь иначе не было бы в моей жизни ни Марио, ни Чили, ни фантастического мира по имени Южная Америка. Но в любом случае, увидеть город, где я могла бы жить, мне было очень интересно.

Разбивая стереотипы — солнечный день в дождливом Бергене

А теперь оставим лирику и просто прогуляемся по замечательному городу Берген, заглянем в его прелестные уголки, пройдёмся по его классическим туристическим тропам.

Для лучшего ориентирования на местности я структурно разделила город на три части:

Район вокруг озера Лилле-Лунгегордсваган
Район вокруг Рыбного Рынка и ганзейской набережной Брюгген
Гора Флёйен, так называемый Верхний Берген, куда можно подняться на фуникулёре

Пожалуй, начнём нашу прогулку с района вокруг озера Лилле — Лунгегордсваган.

Разбивая стереотипы — солнечный день в дождливом Бергене

Это очень нарядное парковое пространство города и в то же время очень демократичное. Прямо на полянке перед Музыкальным павильоном жители города вальяжно валяются на траве, в погоне за дефицитными солнечными лучами.

Чугунная ажурная беседка сделана в стиле мавританской архитектуры и здорово оживляет сквер. Здесь же памятник Эдварду Григу, самому знаменитому уроженцу Бергена.

Разбивая стереотипы — солнечный день в дождливом Бергене

В его Дом-музей мы тоже съездим, благо находится он совсем недалеко от центра и много времени это не займёт. Чуть подальше памятник второму именитому уроженцу Бергена — скрипачу и композитору Оле Буллю. Очень живой такой душевный памятник у водоёма, где всегда много народа.

Говорят, люди идут сюда за вдохновением, говорят, Оле Булл действительно помогает в этом деле.

Отсюда отлично просматривается национальный театр

Разбивая стереотипы — солнечный день в дождливом Бергене

и красная громада Собора Святого Иохана, Johanneskirken, самой высокой церкви города.

Продвигаясь по направлению к центру по улице Torgallmenningen невозможно пропустить семиметровую скульптурную композицию из 12 статуй.

Это памятник морякам, олицетворяющий вклад норвежцев в освоение океана, появившийся здесь в 1950 году. Дух морской истории норвежцев от времён викингов и до наших дней отражен в этом монументе на редкость выразительно.

Чуть подальше у здания DnB прямо на асфальте видим очень необычную скульптуру Бездомного, созданную местной церковной миссией.

Разбивая стереотипы — солнечный день в дождливом Бергене

Издалека можно запросто принять её за настоящего живого бомжа. Очень неожиданно! Надпись у скульптуры гласит «Никто не является только тем, что вы видите». С подтекстом, в общем, заставляет задуматься. Говорят, что это самая фотографируемая скульптура в Бергене. Очень может быть, уж очень она выразительная и нетривиальная.

Оказавшись на маленькой площади Торгет мы знакомимся с известным норвежско-датским писателем Людвигом Хольбергом, памятник которому стоит в центре этой площади.

Разбивая стереотипы — солнечный день в дождливом Бергене

Конечно, мы о норвежских писателях и композиторах имеем весьма смутное представление, одного только Грига и знаем. Но тем ценнее такие поездки, расширяющие кругозор и поднимающий общий уровень культуры.

По дороге в центр видим вот такой необычный туристический автобус в стиле ретро.

Разбивая стереотипы — солнечный день в дождливом Бергене

Если бы не наша организованная экскурсия, вполне можно было бы на нём прокатиться.

Отсюда уже и до рыбного рынка рукой подать, но сюда мы вернёмся ближе к обеду, а пока прогуляемся по ганзейской набережной в знаменитом квартале Брюгген, включённый в список объектов ЮНЕСКО.

Но сначала давайте полюбуемся красивым зданием Биржи в стиле голландского Ренессанса, где сегодня разместился мясной рынок.

Разбивая стереотипы — солнечный день в дождливом Бергене

Сразу за ним Ганзейский Музей, куда мы естественно не попали, ничего не поделаешь, групповой тур есть групповой тур, и времени на посещения музеев такой формат не предполагает. А жаль, по слухам и отзывам, музей этот очень интересный, воспроизводящий жизнь и быт в ту далёкую эпоху.

А дальше уже начинается непосредственно самое известное место в Бергене, ганзейский квартал Брюгген. В 14 веке Берген вошел в могучий торговый союз — Ганзу. Столицей Ганзейского союза был Любек, а четырьмя главными форпостами стали Берген, Брюгге, Лондон и Новгород. Вот Вам и связь с Россией!

Обычно осмотр города все начинают отсюда, с самого старинного, живописного и аутентичного района Бергена.

Разбивая стереотипы — солнечный день в дождливом Бергене

Это главная визитная карточка города и маст-си № 1. Вдоль залива вытянулись по ровной линии разноцветные деревянные домики торговцев, это и есть знаменитый купеческий квартал Ганзейского союза.

Эти яркие красочные домики, которые можно увидеть на обложках любого путеводителя о Бергене, давно уже стали самым узнаваемым брендом города. После пожара 1702 года от былого великолепия осталось всего 11 домиков возрастом под 900 лет, которые и были в 1979 году внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО, как одно из самых значительных сооружений средневековья.

А всё остальное, что мы видим на подходе к ним — восстановленное и отстроенное заново, хоть и стилизованное под старину.

Разбивая стереотипы — солнечный день в дождливом Бергене

Этот торговый квартал средневекового Бергена и есть самый лакомый кусочек города, самый живописный и выразительный, поэтому и туристов здесь всегда очень много. В тот день Берген был буквально заполонён испанскими туристами, повсюду слышалась испанская речь. Не знаю уж, почему, может круиз какой, а может ещё, но только в городе наблюдался самый настоящий испанский десант! К китайским толпам мы все уже давно привыкли, и китайцев в Бергене тоже было немало, но вот увидеть в такой концентрации испанцев мне было в диковинку.

Отвлекаясь от испанцев, скажу, что квартал Брюгген совершенно очаровательный, хоть и сильно перегруженный туристами. И по правде говоря, после прогулки по Брюггену остаётся ощущение некой декоративности. Но всё равно красиво.

Разбивая стереотипы — солнечный день в дождливом Бергене

Кстати, даю наводку — эффектнее всего парадные фасады брюггенских домиков смотрятся с другого берега залива Ваген, откуда открываются отличные панорамы на весь ганзейский квартал.

Так что, за панорамными снимками нужно непременно отправиться на другой берег залива, благо это совсем близко.

Ну, а мы пока углубляемся в тесные переулки торгового квартала, где можно прикоснуться к укладу жизни той далёкой ганзейской эпохи. Деревянные, почерневшие от времени дома смыкаются крышами, будто поддерживают друг друга, с балок свисают верёвки, по которым поднимали грузы, а внутри малюсенькие комнатушки, где ютились в жуткой тесноте купцы и подмастерья.

Сейчас даже сложно представить такое — спали они по двое в одной кровати, а кровати имели двери, которые на ночь закрывались, чтобы экономить тепло. Непростой был быт, очень непростой. Жили без света, без воды, повсюду стоял запах рыбы! Отопления никакого не было и в помине, помещения никак не отапливались и не освещались из-за боязни пожаров. В ганзейскую эпоху здесь могли жить исключительно мужчины, соблюдавшие целибат. Вот это да! В общем, ходишь там и думаешь — Ведь как жили, как жили, это же уму непостижимо!

И те милые фигурки животных, что мы видим сегодня на фасадах домиков, тоже неспроста

Головы животных и образцы продукции наглядно указывали неграмотным морякам, где и какой товар продаётся. Для визуальной помощи, в общем.

Во внутренних двориках тоже очень интересно, здесь можно увидеть самые разные хозяйственные постройки

и самое главное, деревянный памятник норвежской треске, вырезанный из ствола огромного дерева, как символ заслуг этой рыбы, на которой и строилась вся торговля Бергена.

Разбивая стереотипы — солнечный день в дождливом Бергене

Кстати, все эти традиционные старинные постройки лучше всего просматриваются с параллельной улочки Оврегатен. Оттуда можно получить целостную картинку всего ганзейского квартала изнутри.

Пройдёмся немного по этой тихой улочке,

Разбивая стереотипы — солнечный день в дождливом Бергене

которая выведет нас к церкви Святой Марии, Mariakirken. Это романская церковь считается самым старинным зданием в городе датирующаяся 1130 годом. Долгое время она служила купцам приходской церковью и сохранила облик 12 века.

Рядом с церковью — две интересные скульптуры — памятник погибшим во Второй Мировой войне солдатам

Разбивая стереотипы — солнечный день в дождливом Бергене

и огромная статуя Снорре Стурлусона работы самого Густава Вигеланда.

Продолжим наш норвежский ликбез — Снорре Стурлусон это известный персонаж скандинавского средневековья, автор исторических трудов и всё в таком духе. Вообще, в Бергене очень много интересной скульптуры, хотя мы далеко не всё из этого увидели.

Ну, а теперь нам пора отправиться в средневековую крепость Бергенхус.

Разбивая стереотипы — солнечный день в дождливом Бергене

Правда, от старины здесь мало что осталось, показательная норвежская крепость оказалась по сути новоделом. Крепость была сильно разрушена в 1944 году при взрыве немецкого военного корабля. И сегодня на её территории воссоздано всего два сооружения той эпохи- башня Розенкраца и дворец Хакона в стиле английской готики, названый по имени короля Хакона Хаконссона.

На башню можно подняться, говорят, виды оттуда преотличные. Что особенно приятно — вход в крепость совершенно бесплатный, платить нужно только, если идёте в музеи.

Разбивая стереотипы — солнечный день в дождливом Бергене

Настало время обеда, а значит нужно срочно отправиться на рыбный рынок.

Это тоже известная достопримечательность Бергена и просто очень живописное народное местечко, где жизнь бьёт ключом. Даже если Вы не планируете здесь обедать, на рынке всё равно обязательно нужно побывать.

Разбивая стереотипы — солнечный день в дождливом Бергене

Хотя бы ради того, чтобы попробовать знаменитое китовое мясо. Между нами говоря, вкус у него весьма специфический, а на мой взгляд, так вообще неприятный, но мы же в Бергене, а здесь обязательно нужно попробовать это мясо. Рынок совсем небольшой, в палатках продаются королевские крабы, лосось, треска, китовое мясо, креветки и другие всякие разные морепродукты, причём как в сыром, так в приготовленном виде. Всё дают попробовать, так что здесь вполне можно перекусить на халяву. Цены на готовые блюда, как в ресторанах, хоть и подают еду в пластиковой посуде. Мы с моей попутчицей решили шикануть и сели за столик, красиво заказав королевского краба и лосося.

Разбивая стереотипы — солнечный день в дождливом Бергене

Получилось очень вкусно и очень дорого. Да и порции у них там маловаты по размерам. Нам то было нормально, а вот мужчина такой порцией явно бы не наелся. Здесь же можно организовать себе здоровый ягодный десерт. Лотки с клубникой, малиной, черешней, ежевикой находится в самом конце рынка. Ягоды в Норвегии очень вкусные, но тоже недешёвые.

Разбивая стереотипы — солнечный день в дождливом Бергене

День близился к закату, а значит нам пора на гору Флёйен в погоне за самыми лучшими панорамами Бергена. Да и на фуникулёре Floibanen прокатиться интересно, нижняя станция которого расположена всего в 180 метрах от рыбного рынка, сразу за красивым ренессансным зданием бывшей биржи.

Семь минут и мы уже на высоте 320 метров на самом верху горы, на её смотровой площадке.

Разбивая стереотипы — солнечный день в дождливом Бергене

За это удовольствие придётся заплатить 90 норвежских крон или вполовину меньше, если подниматься на фуникулёре только наверх. Многие так и делают, поднимаются на фуникулёра, а спускаются с горы пешком, но у нас на это не было времени. Виды на островки, залив и центр Бергена

оттуда открываются восхитительные.

Разбивая стереотипы — солнечный день в дождливом Бергене

Здорово, можно рассмотреть с высоты птичьего полёта все те места, где мы совсем недавно гуляли!

Полный восторг! Но это я тогда ещё панорам Олесунна не видела, которые через два дня затмят всё остальное. Наверное, это и к лучшему, впечатления шли по нарастающей. Гулять наверху мне очень понравилось. Там есть разные тропы, где бродят козочки, с которыми можно устроить фотосессию.

Попадаются участки совсем дикого леса.

Разбивая стереотипы — солнечный день в дождливом Бергене

Вся территория очень красиво обустроена — то на спрятавшиеся в лесу домики наткнёшься, то на скульптуры троллей, а то смешные указатели с нечистой силой увидишь на деревьях.

Антуражно очень! При наличии времени можно устроить пикник на какой-нибудь полянке или поваляться в своё удовольствие на каком-нибудь пригорке, любуясь панорамами Бергена, как сделала эта парочка.

Разбивая стереотипы — солнечный день в дождливом Бергене

Уезжать оттуда совершенно не хотелось! Одно плохо, под вечер солнце слепило прямо в глаза, мешая сделать приличные фотографии.

Заката мы так и не дождались, время поджимало. Это конечно большой минус групповых поездок, закатом пришлось пожертвовать.

Кварталы Верхнего Бергена, нависающие над станцией фуникулёра тоже очень понравились.

Разбивая стереотипы — солнечный день в дождливом Бергене

Здесь царит совсем пасторально-деревенский дух, со множеством уютных уголков, коротеньких улочек, очаровательных палисадников с цветами. В этом квартале города тоже непременно стоит побывать, чтобы побродить в своё удовольствие по узким улочкам смау, чтобы увидеть настоящий Берген, так сильно отличающийся от его парадных улиц.

Вот так закончился наш день в Бергене, побаловавший нас прекрасной солнечной погодой, столь нетипичной для самого дождливого города Норвегии.

И если меня спросят, понравилось ли мне в Бергене, я не задумываясь, отвечу — «Очень»! Хороший город — удивляет, будоражит, западает в душу.

Но если меня спросят, испытала ли я хоть каплю сожаления, что когда-то могла уехать сюда на пмж, но не уехала, я не задумываясь, отвечу — «Нет»!