Турист Галина Еремина (Galina_eremina-1)
Галина Еремина
была вчера 21:39

Астана — Казахстан Июнь 2011

Немного истории. Город Акмолинск был основан русскими в 1830 году вначале как казачий форпост для защиты от возможных набегов бродячих степных разбойников. Форпост был расположен рядом с крупным поселением казахов Акмол, границы которого со временем соединились с поселением русских, которые отбыв службу, поселялись за стенами форпоста с семьями. При советской власти в 1961 году Акмолинск, став центром целинного края, был переименован в Целиноград. И хоть урожайность зерновых была невысокой, большие урожаи собирались за счет площадей и энтузиазма целинников. После распада СССР городу вернули практически первоначальное название Акмола, что переводится как «белая святыня» или «белая могила». Второй вариант, возможно, подходит больше, так как с 1938 по 1953 год здесь находился так называемый А.Л.Ж.И.Р. — Акмолинский лагерь жён изменников Родины — крупнейший советский женский лагерь, один из трех «островов» «Архипелага ГУЛАГ». В 1998 году дальновидный Назарбаев (русскоязычный северный Казахстан немного бурлил и хотел автономии или даже вхождения в состав России) перенес столицу Казахстана из Алматы в Акмолу. Акмола стала Астаной, что переводится просто и незатейливо — Столица.

В Целинограде я была несколько раз по профсоюзным делам, и с пересадкой в нем пролегал наш маршрут Новосибирск (где жили родители) — Степногорск, где жили мы после университетского распределения. Тогда это был, в общем-то, ничем не примечательный, небольшой обычный советский город.

Мы вернулись в Россию в 1995 году, поэтому в Астану, как северную столицу Казахстана, я поехала в первый раз. И так получилось, что показывали мне ее, новую, те же друзья, с которыми я гуляла по Алмате. Сначала мы проехали к развлекательному комплексу «Думан». В нем находится уникальный океанариум — кусочек моря в бескрайней степи. Билет в Думан стоил 1000 тенге (тогдашний курс тенге: 1 рубль = 5.2 тенге).

Две столицы Казахстана: северная столица — Астана

Этот океанариум расположен на расстоянии в более чем 3 000 км от самого океана. Объем воды — 3 миллиона литров. Для его создания специально были завезены 120 тонн морской соли. В океанариуме живет более 2 000 разновидностей морских жителей, представителей морской фауны из различных частей мира. Уникальная система жизнеобеспечения состоит из 11 км трубопровода (трубы изготовлены из материала абсолютно безопасного для рыбы), 34 мощных насосов, 6 больших фильтров песка (вместимость каждого из этих фильтров — 200 тысяч литров) и системы очистки воды, которая обеспечивает необходимый химический состав воды и ее прозрачность.

Океанариум очень большой, много аквариумов с разнообразными рыбами, водорослями и кораллами. Есть тоннель с движущейся дорожкой, где за толстыми прозрачными стенами плавают акулы, скаты и другие рыбы. Посещать такие места и наблюдать совершенно другой — подводный — мир всегда интересно.

Полюбовавшись рыбами, мы прошли в Купольный зал.

Две столицы Казахстана: северная столица — Астана

Он состоит из 4-х тематических зон: Казахстан, Америка, Греция и Китай (почему именно эти — не знаю). Этот зал представляет собой музей, где расположены макеты достопримечательностей Казахстана и зарубежных стран. В экспозиции фрагмент мавзолея поэта и проповедника Ходжи Ахмеда Яссави, строительство существующего мавзолея было начато по указу Тамерлана.

Копия Золотого человека. В начале 70-х годов прошлого века в окрестностях Алматы в ходе раскопок кургана Иссык был обнаружен золотой человек, ставший впоследствии символом Казахстана. Реконструкция расшитой золотыми бляшками одежды и головного убора, захороненного в кургане сакского царя, явила миру образ древнего правителя, которого назвали «казахским Тутанхамоном». Детали, украшавшие его корону — крылатые кони-тулпары, — стали частью национального герба Республики Казахстан, а скульптура Золотого человека установлена на площади Независимости в Алматы.

Также в тематической зоне находятся Монумент независимости страны, копия ракеты со смотровой площадки космодрома «Байконур», макет древнего городища, памятник, посвященный единству Сакских народов, фонтан «Казахстан», макет американской Статуи Свободы, вигвам — жилище индейцев Северной Америки, фрагмент Великой китайской стены и многое другое.

Две столицы Казахстана: северная столица — Астана

Мы с удовольствием все осмотрели и зафотографировали. Остались довольны и поехали смотреть новый центр Астаны, начав с башни Байтерек.

Высота башни составляет 97 метров, с шаром, венчающим конструкцию — 105 метров. Диаметр шара 22 метра. Нижний уровень уходит на четыре с половиной метра под землю, где расположены кафе, аквариумы и минигалерея «Байтерек» (не ходили). Оттуда же можно подняться на лифте на самый верхний уровень. Монумент был построен по инициативе президента Нурсултана Назарбаева, как символ переноса столицы из Алматы в Акмолу в 1997 году. Значимость «Байтерека», как символа нового этапа в жизни казахского народа, подчеркивается художественной композицией «Аялы алакан», с оттиском правой руки президента, расположенной на высоте 97 метров, что символизирует собой 1997 год — год провозглашение Астаны новой столицей государства.

«Байтерек» своим расположением и композиционным строением выражает космогонические представления древних кочевников, по преданиям которых на стыке миров протекает Мировая река. На её берегу возвышается Дерево жизни — Байтерек, корнями удерживающее землю, а кроной подпирающее небо. Корни этого дерева, соответственно, находятся в подземном мире, само дерево, его ствол — земном, а крона — в небесном. Каждый год в кроне Дерева священная птица Самрук откладывает яйцо — Солнце, которое проглатывает дракон Айдахар, живущий у подножия дерева жизни, что символически означает смену лета и зимы, дня и ночи, борьбу Добра и Зла. «Байтерек» означает молодое, крепкое, растущее дерево, символизирует собой государство, сохранившее свои исторические корни, имеющее прочную опору и устремленность к будущему процветанию.

Выйдя из машины, мы бегом побежали к башне, так как поднялся ветер и начался дождь. Купив билеты (600 тенге), поднялись наверх, в прозрачный шар (неприятно поразила толкучка при входе в лифт). Ну, а вид был совершенно потрясающий: вокруг здания очень интересной архитектуры, необычных форм, красивые газоны с казахским орнаментом. Мы обошли купол кругом, иногда чувствуя, как здание колеблется под порывами ветра.

Две столицы Казахстана: северная столица — Астана

Поднявшись по ступеням на самый верх и отстояв очередь, положили свою ладонь в оттиск руки Назарбаева.

Спустившись вниз и купив магнитики-сувениры с видом этой башни, мы пошли по проспекту, который называется Водно-зеленый бульвар вдоль всей этой архитектурной красоты. Яркие клумбы, фонтаны, какие-то скульптурные фигурки. А здания и волнистые, и округлые, и небоскребы, и газпромовская зажигалка — в общем, архитекторы здесь смогли воплотить свои мечты. Это вам не серые скучные хрущевки.

Очень интересно, даже жутковато было смотреть наверх: облака бежали по небу, и казалось, что здание падает на тебя. Вообще, ветер был очень сильным, фонтаны осыпали нас брызгами, в некоторых местах даже идти было тяжело. В арку последнего здания мы еле прошли, преодолевая силу ветра, кто жил в Казахстане, меня понимает. Тем не менее, любуясь проспектом, мы дошли до шатра торгового центра Хан Шатыр. Он построен из новых (космических) материалов, его купол смещен от центра, что придает какую-то летящесть.

Две столицы Казахстана: северная столица — Астана

Шикарный торговый центр, но по магазинам мы не ходили. Наверху находится ярус с пальмами, бассейном и песком, а в бассейне есть даже волны.

Выйдя из него и сев в машину, мы поехали еще раз вокруг этого района, надеясь попасть на набережную. В результате путь к набережной не нашли, зато остановились посмотреть на построенную в китайском стиле очень яркую гостиницу «Пекин», проехали мимо здания-чаши,

здания-парусника, пирамиды.

Две столицы Казахстана: северная столица — Астана

Осмотром были очень довольны, единственное — тогда не знали, что находится в столь необычных зданиях.

Вот такой яркий день получился у меня в северной столице Казахстана. Новый район безусловно понравился. Конечно, я отдаю себе отчет в помпезности всего увиденного. Хочется, наверное, Астане походить на Дубай! Ну и пусть. Строительство ведется очень быстрыми темпами в голой степи. Приехать и самим посмотреть этот город-праздник, наверное, стоит. Тем более, что народ там очень дружелюбный, и с русским языком проблем нет.