Турист Галина Еремина (Galina_eremina-1)
Галина Еремина
сейчас на сайте

Алматы — Казахстан Июль 2008

Алма-Ата (не могу привыкнуть к новому названию — Алматы) встретила меня теплым июльским утром и приехавшими меня встречать в такую рань (6 часов утра) друзьями. Как здорово было снова увидеть знакомые лица близких людей!

Я ехала сюда 38 часов на поезде 301 Новосибирск-Алматы-2. В 2008 году, по-моему, прямых авиарейсов не было. В конце первого дня пути у нас проверили паспорта и раздали для заполнения миграционные карточки. Ночью нас разбудили, пробежал пограничник, бегло осмотрев купе и попросив показать то, что находится под нижними полками. Затем прошли другие люди в формах, проверили паспорта. Потом поезд поехал, потом нас опять разбудили, т. к. мы въехали на территорию суверенного Казахстана. Проверили паспорта, и мне поставили на гостевой карточке розовый штамп. Нудно это все и неприятно.

Когда-то это был город Верный. В 1854 году русским правительством было принято решение о строительстве укрепления Верное, для защиты от набегов горных кара-киргизов, на месте бывшего здесь прежде поселения Алма-Аты (Яблонное). Я считала, что Алма-Ата переводится как «отец яблок», но все-таки принято считать правильным: Алматы — «яблоневый». Конечно, сюда лучше всего приезжать или весной, когда весь город становится цветущим садом, и на земле вместо снега лежат лепестки яблонь, или уж к моменту поспевания этих самых яблок. Апорт — это душистая вкуснятина!

Сам город поразил меня тем, что домов было практически не видно из-за деревьев. Расположен он у подножья гор Заилийского Алатау — самого северного хребта Тянь-Шаня, на высоте 650–950 м, на реках Большая и Малая Алматинка. Алматы находится в сейсмоопасной зоне, поэтому дома здесь раньше строились малоэтажные, хотя потом мы проезжали и мимо строящихся многоэтажек. Очень много деревьев и парков. Понравилось и то, что над дорогами висят таблицы с наименованиями улиц.

Мы позавтракали, потом, естественно, поделились новостями, поговорили о наших детях и внуках, посмотрели фотографии. Нам предстоял интересный экскурсионный день. В Алма-Ате я была давно, когда занималась в детской комиссии при профкоме ЦГХК. Из той поездки я запомнила, как подлетая к Алма-Ате, в окно самолета увидела над слоем облаков вершины гор. Меня это поразило и напугало. Сам город я запомнила плохо. Поэтому все для меня было практически новым.

Сначала мы, естественно, поехали на Медео. Наверное, в каждом городе есть места, о которых знают или слышали все. Для меня Алматы — это, прежде всего, Медео. Этот высокогорный каток расположен на высоте 1700 метров над уровнем моря недалеко от города и сейчас находился на ремонте. Дорога, конечно, живописная. Я сразу вооружилась камерой и не уставала радоваться окружающему пейзажу. Немного не доехав, мы остановились около беседки, чтобы попить чистой родниковой воды. Потом прошли через дорогу к речке Малая Алматинка. Это шустрая немноговодная горная речка. Немного походив по берегу, мы поехали к самому катку. Знакомая всем картина с бегущими конькобежцами. Рядом разноцветная скульптура верблюда, верблюд называется «радостный». Ну такой красивый горестным быть и не может. Кстати, живых верблюдов я не видела.

Две столицы Казахстана: южная столица — Алматы

От катка вверх надо было либо подняться по ступеням, а их примерно 850, или проехать по серпантину. Я выбрала золотую середину: проехала половину и дальше, в общем-то, легко одолела примерно 400 ступеней.

Оля с Лешей на своей Хонде добрались по серпантину и ждали меня наверху. Вид, конечно, открылся замечательный: внизу овал катка,

Две столицы Казахстана: южная столица — Алматы

а с другой стороны плотины — селехранилище, это как бы большая чаша, которая будет заполняться, если пойдет сель. И это окружено зелеными горами, поросшими тяньшанскими елями. Высокие темные пирамидальные ели на фоне светло-зеленой травы, горы, снежные вершины вдали — просто восторг!

Сама плотина была возведена в 1966–67 годах направленными взрывами. Леша сказал, что помнит, как всех людей вывели на улицы, и были слышны взрывы. Высота плотины 150 метров и построена она была для того, чтобы защитить Алмату от возможных селевых потоков. Объем селехранилища 12.5 млн куб.м.

Две столицы Казахстана: южная столица — Алматы

Походив по площадке плотины, мы поехали еще выше в горы, в урочище Чимбулак. Зимой это — горнолыжные трассы, а сейчас горы со светло-зелеными лугами, цветущим розовым иван-чаем, темными елями и облаками, лежащими на вершинах.

Для туристов здесь построены добротные бревенчатые дома.

Две столицы Казахстана: южная столица — Алматы

Дальше наш подъем проходил по канатной дороге. Она делится на 3 участка, мы проехали по двум примерно по 20 минут каждый, а третий уходил куда-то в серый туман облаков.

Так здорово было ехать, любуясь фантастически красивыми видами и почти касаясь иногда ногами вершин елей. На площадке перед вторым участком канатки нам предложили одеть теплые куртки, да, без них мы бы замерзли. Под нами деревьев уже практически не было, а только трава, каменные осыпи и серые облака впереди.

Поднявшись по второму участку канатки, мы увидели оранжевый экскаватор (наверно, доставленный вертолетом) и работающих людей.

Две столицы Казахстана: южная столица — Алматы

Возможно, здесь построят дорогу через перевал. Ольгина сестра рассказывала, что они в юности через Чимбулак добирались до Иссык-Куля. Обратный путь был почему-то холоднее, так что с куртками мы не расстались до самого низа. А спустившись вниз, посидели в открытом кафе, причем, по просьбе Леши, нам дали пледы: все-таки достаточно высоко и прохладно. Заказанный шашлык был очень вкусный.

Подкрепившись, мы продолжили поездку по Алматы.

Две столицы Казахстана: южная столица — Алматы

В городе было жарко, но от зноя хорошо защищали парки, фонтаны и вода, текущая с гор по арыкам. Мы проехали и походили по центральной части, посмотрели Святовознесенский кафедральный собор (высота 56 м). Он был построен в 1904 году из голубой тяньшаньской ели после сильного землетрясения 1887 года, когда практически все постройки города были разрушены, в том числе Туркестанский собор, стоявший на месте постройки Святовознесенского. А. П. Зенков создал новые методы строительства в сейсмоопасных зонах, благодаря которым собор выдержал землетрясение силою 10 баллов в 1911 году.

Этот собор находится рядом с парком героев-панфиловцев

Две столицы Казахстана: южная столица — Алматы

по соседству с домом офицеров.

После еды и небольшого отдыха экскурсия по достопримечательностям Алматы продолжилась, и Лёша повез нас в ущелье Алма-Арасан. Здесь недалеко от города построен гостинично-ресторанный комплекс Тау-House. Ехали мы по дороге вдоль резиденции президента и коттеджей, построенных на месте яблоневых садов (!). Этот комплекс очень красивый, ухоженный. Гостиницы небольшие, двухэтажные. Вокруг кустики, водоемы, цветы, несколько клеток с животными, павлины. Рестораны разных кухонь мира, круглые уютные беседки для небольшого количества людей. Осталось очень хорошее впечатление от этого места.

Вечер мы посвятили разговорам и воспоминаниям. А наутро серебристый Land Cruiser увез меня к другим друзьям в Киргизию.