Турист Галина Еремина (Galina_eremina-1)
Галина Еремина
была вчера 21:12

Иссык-Кульская область, Бишкек — Киргизия Июль 2008

Есть такое место на земле Кажи-Сай. Я не знаю, как правильно пишется название этого поселка и как оно переводится, просто это — очень хорошее место на берегу Иссык-Куля, куда я и отправилась в очередное путешествие. Сначала предполагалось заехать к одним друзьям в Алма-Ату, а они меня должны были передать из рук в руки другим друзьям в Бишкек:-) Пожалуй, это путешествие у меня получилось самым радостным из-за встреч с друзьями и самым беззаботным.

Выехала я из Новосибирска 14 июля 2008 года, с трудом выбив отгулы за недогуленный отпуск 2006 года. Поезд 301 Новосибирск-Алматы-2, купе, нижняя полка. Поезд отправился в 13.30, ехать мне предстояло 38 часов. На улице стояла 30-ти градусная жара, и я немного переживала, что поезд казахстанского формирования и будет жарко. Но вагон был чистый, полки мягкие, работал кондиционер — так что поездка была достаточно комфортной. За окном буйно зеленело сибирское лето, мои попутчики по купе снимали это на камеру, а я взялась за камеру на следующий день, когда началась степь, бескрайняя и практически пустая.

В конце первого дня пути у нас проверили паспорта и раздали для заполнения миграционные карточки для въезда в Казахстан. Ночью нас разбудили, пробежал пограничник, бегло осмотрев купе и попросив показать то, что находится под нижними полками. Затем прошли другие люди в формах, проверили паспорта. Потом, наверное, мы уснули, поезд поехал, потом нас опять разбудили, т. к. мы въехали на территорию суверенного Казахстана. Проверили паспорта, и мне поставили на гостевой карточке розовый штамп 15.07.08. Так как была ночь, то показалось, что все это прошло как-то быстро. Мы ехали еще целый день.

Алмата встретила меня теплым утром, свежим воздухом после только что прошедшей грозы и приехавшими меня встречать в такую рань (6 часов утра) друзьми. Как здорово было снова увидеть знакомые лица близких людей! (про это напишу позже) Я пробыла в Алмате сутки, и наутро серебристый Land Cruiser забрал меня на условленном месте. Дорога была хорошей, местность красивая с цепью гор слева от машины, ехали мы часа 3. На казахстанской границе я отдала свою гостевую карточку, а в Киргизию въезд был только по предъявлению паспорта без всякой погранично-таможенной волокиты. И скоро мы оказались в Бишкеке. Вскоре я увидела Диму, а потом и Лену. Как хорошо, что есть друзья, есть лето, отпуск и дороги, которые позволяют нам встречаться! Меня провели по офису и всем представили. Потом Дима показал на карте, куда мы завтра с ним поедем. Все уже было решено, мне оставалось только с радостью соглашаться.

После обеда Лена повела меня немного прогуляться по городу. Мой телефон отсюда не выходил на связь, и Лена дала мне сим-карту местного оператора. Вдоль улиц, как и в Алмате, тянутся узкие бетонные арыки, много деревьев и роз.

Киргизия со вкусом абрикосов

А в общем-то, город обычный, даже никакой. Меня поразило, что очень много русских, хотя это столица Киргизии. Сами киргизы довольно приятной внешности. На обратном пути мы прошли вдоль целой цепочки ресторанных заведений, дорога была сплошь заставлена мерседесами. Как сказала Лена, мерс — национальная машина киргизов.

А утром мы с Димой (мои друзья — геологи не в первом поколении) поехали «консервировать золотоносный участок»!. Не все так просто в Киргизии. Кто-то наверху решил, что пусть лучше киргизские овцы (или бараны:-)) ходят по киргизскому золоту, и иностранные инвесторы решили не рисковать своими деньгами. Поэтому участок, где было намыто 15 кг золота, решено было прикрыть. Часть оборудования вывезли и нашли сторожа, который должен охранять оставшуюся часть. Дима поехал ему все показать и отвезти продукты и вещи. Собрав в городе все необходимое, мы поехали. Интересно, что город как бы не имеет четкой границы, и населенные пункты тянутся его продолжением. По пути Дима мне купил стакан Шоро, или «жидкая булочка», как прозвала его Лена. Вдоль дорог стоят столы под зонтиками с двумя емкостями литров по 30–50, туда кладется замороженный квас с мелко дробленым зерном, на улице это постепенно тает, а пить надо эту взвесь. Я попробовала — вкусно. Потом мы остановились далеко за городом и поели настоящих мантов. Они не круглые, а овальные, и начинка — не фарш, как у нас, а мелко нарезанное мясо с луком — вкусно. А в бутылочке с уксусом был красный перец и какие-то травы, смотрелось красиво.

Ну, а потом начались уже настоящие горы, очень высокие, скалистые, мы въехали в ущелье Кара-Балта, в переводе Черный топор. По преданиям, какой-то киргизский батыр прорубил в горах черным топором это ущелье. Теперь здесь хорошая дорога и голубая чистая горная река, которая течет то справа, то слева, виляя под мостами. В каком-то месте в нее вливается мутный желтый ручей, и они некоторое время текут рядом, не смешиваясь, получается двухцветная река.

Киргизия со вкусом абрикосов

Мне, равнинному жителю, сначала было жутковато ехать по этому ущелью, когда высокие горы по обе стороны дороги почти закрывают небо и как бы нависают над тобой. Но потом я попривыкла и не переставала любоваться тем видом, что открывался из окна машины. Горы — они все разные, я даже назвала их разноцветными. Серые осыпи, а скалы и красноватые, и зеленоватые, и коричневые, и даже фиолетовые. Некоторые напоминали слоеный пирог — полосатые, причем полосы были и параллельно дороге, и под углом градусов 45. Были желтые горы с плоским коричневым верхом — как бисквит с шоколадной глазурью. На некоторых росла трава и кусты, какие-то представляли собой голые скалы.

Дорога, понемногу петляя, поднималась все выше, переходя в серпантин. Вместо реки Кара-Балта появилась речка Абла. Мы ехали к перевалу Тёо-Ашуу на высоте почти 3500 м. Закладывало уши.

Киргизия со вкусом абрикосов

Начался дождик, и горы подернулись серой мутью. На перевале нам пришлось простоять очень долго, часа 2. Там построен трехкилометровый тоннель, периодически его закрывают на ремонт. Вот мы стояли на дороге, ждали, пока его откроют. Потом наконец-то показались встречные машины. Когда их поток иссяк, разрешили движение нашей стороне. Жуткий тоннель, встречным большим машинам здесь разъехаться тяжело, видны поцарапанные стены. Водитель включил кондиционер. Когда-то здесь не смогли разъехаться две машины, образовалась пробка, и некоторые люди просто задохнулись от дыма.

Преодолев эти 3 км, мы выехали в совершенно другой мир — просторный и зеленый, перед нами открылась Суусамырская долина. Она просто колоссально огромная с зелеными холмами и цепочкой заснеженных гор на горизонте.

Киргизия со вкусом абрикосов

Вскоре с асфальта мы свернули на рыжую дорогу, которая вела к прииску. Она шла вниз и тоже была серпантином. Я вцепилась в ручку двери, потому что боялась, что после дождя дорога скользкая, водитель ехал быстро, а слева был бесконечный обрыв в низ Суусамырской долины. Но мы благополучно спустились вниз, и я сразу рукой попробовала дорогу, она не была скользкой, все-таки здесь горная порода, и я успокоилась насчет обратного пути. А вокруг по зеленым склонам паслись большие отары овец, причем некоторые кричали «бэ», а некоторые «мэ» :-). Полюбовались на игры двух молодых лошадей, который красиво терлись друг об друга, клали головы на шеи один другому, а потом вместе поскакали к остальным лошадям.

Киргизия со вкусом абрикосов

Наконец мы доехали до того, что осталось от прииска, т. к. многое было вывезено. Сторож уже поджидал нас. Ему передали продукты, газовый баллон, одежду. Дима дал ему необходимые инструкции. Ну и мы пошли на то место, где золото добывалось. Золотоносная порода подавалась на большой железный стол с дырочками, пушкарь водяной пушкой размывал ее, камни летели в галевый отвал, а мелкая фракция проваливалась сквозь дырки. Потом с ней тоже производились определенные действия, в результате чего здесь было намыто 15 кг золота. Дима показал на соседние горы, где он нашел месторождение золота, но оно будет ждать своего часа. Я конечно вознамерилась почувствовать себя старателем. Мужчины нашли мне какое-то деревянное корыто, набрали породы. Но ручеек, где я собиралась мыть золото, оказался узким, корыто было тяжелым и не помещалось в воду. Нашли мне еще какую-то ржавую железяку, Дима показал, что и как нужно делать. Но у этой железяки была щель, так что наверное, золотой песок вылился вместе с водой через нее. Обидно немножко, хотелось же это увидеть, потрогать. Зато Дима подарил мне зеленый камень эпидот с этого прииска.

У меня была еще желание — увидеть эдельвейсы. Но моя обувь да еще после дождя делала это проблематичным. Однако Дима поднялся на склон и принес мне букетик эдельвейсов. Это светло — серые небольшие цветочки, я их потом в книжке засушила на память.

Мы тронулись в обратный путь. Машина остановилась возле юрты, Дима пошел поговорить и купить кумыс. А мне разрешили взобраться в седло и посидеть на лошади.

Обратный путь проходил быстрее: тоннель функционировал, а после перевала дорога шла вниз. Дождь кончился, и мы останавливались кое-где пофотографироваться. А потом еще остановились на речке Кара-Балта половить форель. Прозрачная холодная вода, сквозь нее видны камни, лежащие на дне. Дима с Михаилом побросали удочки, но времени у нас было мало, поэтому улова мы ждать не стали. А проходящие мимо рыбаки показали пойманную ими радужную форель (она см 20 длиной, жирненькая) и объяснили, какие нужны снасти.

Киргизия со вкусом абрикосов

Растительность на берегу скудная и почти вся колючая. В Бишкек вернулись поздно. Вот такой интересный день у меня получился.

В субботу к обеду мы ждали прибытия еще группы друзей. С утра с Леной съездили на рынок за продуктами. Конечно поразили цены на фрукты: арбузы 7 сом, виноград, персики 50 сом, молодая картошка 20 сом, в Новосибирске это все в 2–3 раза дороже. (1.5 сома=1 руб). Я купила 2 кг фисташек разных сортов для гостинцев в Новосибирск. Притащили покупки домой, приготовили обед. И вскоре приехала шумная компания — итого гостей со мной 10 человек! Как здорово было встретиться и пообщаться! Выпили, поели, повспоминали, поговорили. А вечером решили прогуляться до рынка, чтобы немного пройтись и поменять деньги. В результате зашли в турецкий обувной магазин Lion и купили себе обувь. Вернувшись домой, попили чаю с тортом, поели арбуза и начали размещаться. Места, хотя бы и на полу, хватило всем, а я устроилась лучше всех: на раскладушке на лоджии.

В воскресенье наша большая компания разделилась: кто-то поехал на большой вещевой рынок, я пошла на местный, кто-то остался дома. Потом мы опять собрались все вместе и вечером должны были пойти в немецкий ресторан, чтобы выпить пива и отведать рульки.

Ресторан Steinbräu состоит из большого здания, где варят пиво и есть 2 зала, а мы сели на улице рядом с фонтаном. Нам сдвинули столики, постепенно собрались 16 человек. Пиво полилось рекой, Лена заказала 4 рульки, тушеную капусту (квашеную и свежую), картофельное пюре, колбасную нарезку. Пир был славный, рулька, особенно копченая, показалась обалденно вкусной, пиво легким. Я выпила 2 кружки. Сидели мы долго и основательно, а потом на маршрутке добрались домой.

Киргизия со вкусом абрикосов

В понедельник утром Дима с Леной поехали на работу, часть гостей уехала на северное побережье Иссык-Куля в заказанный пансионат Каприз, а я решила осмотреть достопримечательности Бишкека, о которых прочитала в интернете. Села на маршрутку и доехала до центра города. Недалеко был парк, о котором я и прочитала. Но он оказался совсем небольшим всего с тремя скульптурами. Я решила пройти дальше, дошла до художественного музея, перед ним стоит какая-то нелепая фигура без головы, в клетке, с сердцем в вытянутых руках.

Напротив — Оперный театр, рядом с ним какое-то современное здание. Чуть дальше — Вечный огонь. Сам огонь горит как бы в центре юрты, за ним стоит женщина. На фоне далеких заснеженных гор этот мемориал очень красив.

Киргизия со вкусом абрикосов

Вот, собственно, и все достопримечательности, которые я увидела. Еще я зашла в ЦУМ, посмотрела национальные товары и сувениры. Потом на маршрутке вернулась, поездка была недолгой.

Вскоре приехали Дима с Леной и мы поехали на Иссык-Куль. По дороге нас остановил местный гаишник в белой рубашке (превышение скорости), подошел, козырнул и пожал Диме руку. Я думала, что это знакомый, но здесь так принято. Этой же рукой он спокойно взял 100 сом, и мы поехали дальше уже без проишествий. Через какое-то время остановились покушать в кафе «Поплавок». Террасы со столиками находятся над озерком. Хозяина не было, не было и обещанных рекламой 10 видов шашлыков, но мы покушали лагман, выпили чаю и покормили рыб, плавающих вокруг. Следующей была остановка, чтобы купить яблок, но они оказались кисловатыми.

Дорога от Бишкека до Кажи-Сая составляет примерно 350 км, далековато. Сначала она идет по Чуйской долине, а потом уже вдоль южного берега Иссык-Куля. Вдоль дороги часто попадались юрты, в них продается кумыс и горный мед.

Киргизия со вкусом абрикосов

Местность довольно пустынная, иногда гористая.

Озеро Иссык-Куль расположено в северо-восточной части Киргизии между хребтами Северного Тянь-Шаня: Кунгей Ала-Тоо (обращенные к солнцу) и Терскей Ала-Тоо (обращенные от солнца) на высоте 1609 м над уровнем моря. Иссык-Куль — одно из крупнейших горных озёр мира, протяжённость береговой линии — 688 км, средняя глубина — 278 м, наибольшая же глубина почти в 2,5 раза больше и равняется 668 м, протяжённость Иссык-Куля с запада на восток равна 182 км, а с юга на север — 58 км. Вследствие большой глубины озера вода не успевает полностью охладиться — озеро никогда не замерзает, разве что у некоторых берегов. Иссык-Куль в переводе с киргизского — «Горячее озеро». Древние же киргизы звали эту жемчужины страны «Туз-Куль» — «Соленое озеро» за солоноватый вкус воды, которая не пригодна для питья ни для людей, ни для животных. В озеро втекают более 80 рек и речушек-притоков, но ни одна река не уносит своих вод их этого лазурного озера, что и обуславливает скопление солей.

И наконец — Кажи-Сай. Расположен этот поселок в живописной нише, со всех сторон его окружают горы, только к озеру есть выезд. Над окраиной Кажи-Сая впечатляюще нависла крутая горная гряда, покрытая морщинами расщелин. Строительство и развитие Кажи-Сая были обусловлены ростом уранового производства, а потом добычей каменного угля. Сохранились несколько четырех- или пятиэтажек, теперь заброшенных, без стекол, почти руины. Сам поселок утопает в зелени, а рядом пустынная гористая местность с редкими пучками колючих растений. Зимой здесь практически не бывает заморозков и снега, климат мягкий, урожаи большие. Я приехала в такое время, когда абрикосы действительно валялись под ногами. На въезде в поселек на высоком холме стоит Ленин: «Вперед, к победе коммунизма». Иногда мы видели местных жителей, едущих верхом на ослике.

У Лены с Димой и их друзей здесь куплены два соседних дома, окруженных большим садом. В саду много абрикосовых деревьев, есть черешни, вишни, персик, яблони, груши, грецкий орех. Дима заложил виноградник. Для меня, жительницы Сибири, увидеть все это, да еще плодоносящим было потрясением:-)

Киргизия со вкусом абрикосов

А еще здесь растет трава, которую Дима привез из Анголы, и теперь вынужден закрывать от собак. Трава внешне похожа на наш осот, а вкус у нее пряно-мятный. Она обладает какими-то целебными свойствами и понравилась собакам, которые ее практически съели. Собак зовут Колбаса и Волчок, последний любит хватать на лету половинки абрикосов, часто срывается с цепи и сидит рядом с будкой Колбасы.

Мы хорошо разместились, а потом, естественно, сели за стол. После ужина погуляли по поселку, а потом вышли в сад: тихо, ни комаров, ни мошки. Зажгли костер, Ваня (ему 12 лет) от него больше не отходил — любимое занятие мальчишек. Дима взял гитару, все пели — хорошо!

Утром, естественно, все решили ехать на Иссык-Куль, на пляж. От поселка до озера 4 км, а до места, которое уже облюбовали раньше, 10 км, поэтому Лене пришлось совершать 2 ездки, так все мы в одну машину не умещались. Неширокая полоса песчаного пляжа и синее-синее озеро! Песок темный, крупный, вода чистейшая, прозрачная, но холодная! Развернули зонтики, т. к. озеро высокогорное и ультрафиолета много. В этом месте пляж практически пустынный. В первый раз я заходила в холодную воду, конечно, повизгивая, а потом уже было замечательно. Зато песок быстро прогрелся, и после воды приятно было на нем поваляться. Но высыхая, он не слетал с тела, и приходилось смывать его водой. Неподалеку росли кустики с ярко-оранжевыми ягодками — эфедра.

Киргизия со вкусом абрикосов

Я пошла попробовать и сфотографировать. Ягодка сладкая, а вот сфотографировать не получилось: песок был настолько горячим, что я побежала обратно, думая, что на подошвах надуются волдыри от ожогов. Долго стояла, остужая ноги в озере, и потом по пляжу ходила только в обуви. Когда собрались все, то женщины пили шампанское вприкуску с абрикосами, которые я с Ваней утром собрала, а мужчину водку, закусывая вкусным салом, которое, оказывается, идет не только в холод. Так мы отдыхали до обеда, а потом вернулись в Кажи-Сай хозяйничать.

На обед у нас была уха из мелких иссык-кульских рыбешек, купленных у соседей. Затем Олег начал готовить думляму. Мы были у него на подхвате. В казане обжаривается мясо, а потом слоями туда кладутся крупно нарезанные всякие овощи, даже огурцы, и все это надо тушить, не перемешивая — получилось вкусно. Ну, а основное наше занятие — сбор абрикосов для будущей абрикосовки.

Киргизия со вкусом абрикосов

Мы собирали абрикосы, лежащие на земле, вытаскивали из них косточки, сидя в удобных раскладных креслах, и потом высыпали эти половинки в 200-литровую синюю пластмассовую бочку.

Потом Дима добавил туда сахар и воду, чтобы это бродило. А запах из бочки! Ну, а потом после перегонки получится чистая крепкая абрикосовка. Когда поспеют яблоки, из них аналогично будет делаться кальвадос.

Погода там своеобразная. Часов до 9-ти утра пасмурно, потом тучки расходятся и до обеда ясно, потом опять набегают тучки. Жары не чувствуется из-за близости озера.

Утром 23 июля до пляжа мы с Леной решили сходить в горы рядом с поселком, взяли с собой Ваньку. Практически пустыня начинается сразу за зеленым Кажи-Саем.

Киргизия со вкусом абрикосов

Это невысокие горы, они считаются молодыми и состоят из рыжей глины с каменной крошкой. Из-за рыхлости они очень изрезаны водой. Но зрелище просто фантастическое: рыжие горы с редкими кустиками колючек или синеньких цветов, голубое небо, синий Иссык-Куль с дальними заснеженными вершинами! Ванька, конечно, лазил, где только мог. Но подниматься-спускаться тяжеловато из-за того, что это все осыпается под тобой, и ты катишься вниз.

После этой прогулки, набрав ведерко абрикосов, причем самые вкусные всегда валялись на земле, мы полной машиной поехали в ущелье Барскаун к водопаду. Сначала ехали вдоль Иссык-Куля, потом повернули в горы.

Киргизия со вкусом абрикосов

И вот горы как бы немного раступились, и открылось совершенно изумительное по красоте место. Наверное, я хотела бы здесь жить. Сочная зеленая трава с лежащими на ней валунами, пушистые пирамидки елей, речка, бегущая среди камней, водопады, чистейший горный воздух и впереди скалистые заснеженные вершины, слегка окутанные облаками!

Киргизия со вкусом абрикосов

Здесь стоит памятник Гагарину (Дима сказал, что на это место часто приезжали космонавты, их санаторий находится не слишком далеко).

Полюбовавшись и погуляв по этой долине, мы решили подняться к водопаду. Было холодно, так что в качестве пледа здесь пригодились взятые с собой пляжные полотенца. Когда начали подниматься в гору, пошел крупный редкий дождь, а солнце сияло. Может, это из-за водопада. Сначала подъем был очень крутой, потом началась узкая пологая тропинка. Ну, а зрелище водопада всегда завораживает! Все очень красиво и гармонично.

Киргизия со вкусом абрикосов

Даже жалко было уходить отсюда. Спустившись, мы походили вдоль реки, я попила водички, она мне показалась сладковатой, пофотографировавшись на камнях, и поехали обратно.

Киргизия со вкусом абрикосов

По дороге заехали в кафе и покушали ашлямфу: внизу слой лапши, сверху кусочки круто заваренного крахмала (плотный кисель) и немного тушеных овощей и специй (для меня было остро). Решили искупаться в небольшом озере, которое связано с Иссык-Кулем через подземный песчаный слой. Вода в нем теплее, чем в Иссык-Куле и не столь прозрачная. Здесь мы пробыли недолго, так как небо затянули послеобеденные тучки.

Киргизия со вкусом абрикосов

Вдоль дороги шли невысокие плоские горы с вертикальными шахтами, промытыми водой.

Киргизия со вкусом абрикосов

Мы сделали еще одну остановку, чтобы посмотреть пещеры. Кругом росли колючие кустики и ярко-оранжево светилась эфедра. Так как вход в пещеру оказался не очень высоко, Ваня в нее быстренько залез. Я, естественно, полезла тоже, вверху он мне помог. Потом залез и Дима. Пещера узкая, высокая, но ход очень извилистый.

Интересно и немного жутковато. Сильно далеко мы углубляться не стали, но получили представление о пещерах. Дима помог мне спуститься, и мы пошли осматривать практически вертикальные шахты, или колодцы, выточенные водой. Грунт здесь сыпучий, так что вода, наверное, легко промыла такие шахты. Вернувшись в поселок, мы покушали и принялись дальше заполнять бочку абрикосами.

Наступило 24 июля, мой последний день на Иссык-Куле. С утра, набрав абрикосов, мы отправились посмотреть «масонский замок», как прозвали его ребята. На самом деле, это не замок, а какая-то каменная декорация, построенная корейцами, но око над входом есть.

Киргизия со вкусом абрикосов

Находится это рядом с Кажи-Саем. Полазили по этой крепости, а потом по рыжим сыпучим горам.

Киргизия со вкусом абрикосов

Ясно были видны заснеженные горы на северной стороне Иссык-Куля.

Киргизия со вкусом абрикосов

Насладившись горами, вернулись в поселок, отведали вкусного плова и поехали на озеро на пляж. Лена с Ваней закопали меня в горячий песок, в нем я лежала и грелась, как в сауне, минут 20.

Киргизия со вкусом абрикосов

Мы снова купались, вода уже не казалась сильно холодной. Ребята, захватив грабельки, собрали мусор и сушняк на пляже, Ваня с удовольствием это сжигал. Погода была переменчивая, два раза на нас почти набегали черные тучи, где-то в горах временами сверкало и гремело.

Недалеко от этого места возводится «элитный юрточный городок» за сплошным разрисованным забором, который прозвали китайской стеной. Наверное, это будет турбаза. Мы с Леной решили туда сходить посмотреть, тем более, что там возведено большое искусственное «дерево желаний». Пошли вдоль озера, потом забрались на высокий склон, держась за веревку, привязанную наверху к камню. Но это частная территория, и пройти нам туда не разрешили. Ну и ладно, посмотрели все издали.

Киргизия со вкусом абрикосов

Вернувшись к своим, отведали арбуза, а скоро пришло время собираться. Вернувшись в поселок, я начала складывать вещи, копировать фотографии. Потом обошла сад, девочки помогли мне набрать коробку абрикосов с собой в Новосибирск, Лена дала баночку варенья, косточки для которого мы тоже кололи сообща. Очень жалко было уезжать: встретили хорошо, общались все тепло и с удовольствием, вместе пережили такие красивые моменты. Я вообще побывала, как в сказке! Но… пришла машина, и мы с Димой поехали в Бишкек, чтобы назавтра уехать в Алмату, у Димы там были дела. Обратная дорога заняла часа 4, кое-где на дороге лежали камни и грязь — остатки небольших селевых потоков во время дождя. Я крутила головой, стараясь увидеть и вобрать в себя те величественные картины, что были на горизонте: цепи гор, снежные вершины, черные тучи и далекие полосы дождя. Иссык-Куль казался серым.

Киргизия со вкусом абрикосов

Приехав в Бишкек, я сложила свои сумки, и в 6 утра мы поехали в Алмату. Киргизскую границу пересекли просто, а на казахской простояли почти час, так как работало всего одно окошко на пропускном пункте. В Алмате мы зашли в офис, я попила кофе, а потом попрощалась с ребятами, и меня отвезли на машине на станцию Алматы-1. Ехать было далековато. На вокзале я просидела часа 2, ожидая свой 326 поезд российского формирования.

У меня была нижняя полка в купе 10 вагона. Пока поезд стоял, бегали продавцы с небольшими ведрами, предлагая купить яблоки, персики, абрикосы. Я купила персиков. К сожалению, кондиционеров здесь не было, попросили проводника открыть окно. И вот через какое-то время к нам вваливается этот проводник без рубахи и с топором. Этим топором он что-то убрал внизу, и дальше мы ехали с открытым окном. Ночью пришлось баррикадироваться одеялами, потому что было холодно. Этот же проводник перед границей ходил по купе и давал пассажирам для сохранения купленные им в большом количестве кроссовки и сумки. В Семипалатинске (сейчас Семей) купила в магазине водку и коньяк, где-то покупала вареную молодую картошку с малосолеными огурцами, ела абрикосы. Границу пересекали днем, и это было утомительно, потому что стояли мы долго, из вагонов не выпускали, и было жарко, несмотря на раскрытое окно. Здесь уже по вагону прошлась овчарка. Документы были в порядке, поэтому отстояв почти по 2 часа с каждой стороны границы, поехали дальше.

Смотрю фотографии, но нет той шири и красоты, которую видят глаза. Фильм получился в этом плане лучше, хотя я снимала его практически весь из окна машин. Горы — вещь особенная. Ну, а окончание просится само: «Лучше гор могут быть только горы»…

Киргизия со вкусом абрикосов

Природа Киргизии красива. Чего только стоит Иссык-Куль! А горы!

А абрикосы! Я все-таки походила по ним скраешку, чтобы заснять и показать это охающим сибирякам:-)