Турист Михаил Странник (Chedty)
Михаил Странник
был вчера 23:22

Армения Октябрь 2017

В этой заметке я хотел предложить вам путешествие по Армении и Арцаху по новому круговому маршруту. В своих автомобильных поездках я не люблю возвращаться той же дорогой, по которой приехал, поэтому очень обрадовался когда этом году в Арцахе завершили строительство или точнее реконструкцию северной дороги. Теперь из Еревана можно где то за шесть часов доехать до столицы Арцаха, Степанакерта по одной дороге и за то же время вернуться по другой.

Замыкая круг

При том, что общее время чистой езды всего двенадцать часов, я бы заложил на путешествие дней пять или лучше неделю. По дороге очень много достопримечательностей да и просто красивых гор и ущелий, которые не правильно проехать не посмотрев и не сфотографировав.

По понятным причинам я ни когда не ездил по этому маршруту как турист, но за то проехал его уже раз тридцать и из этих своих поездок могу собрать, довольно представительную коллекцию достопримечательностей. Заранее хочу предупредить, что это не все интересное, что можно посмотреть во время поездки по этой дороге. Это то что мне кажется самым интересным. Проблема в том что места, которые мне очень нравятся в заметку не помещаются, зачем мне еще писать про то что мне не интересно.

Замыкая круг

Итак прилетаете вы в Ереван, смотрите город, ходите по хорошим не дорогим ресторанам, культурно отдыхаете в музеях. Ешьте долму, хашламу, хинкали, аджапсандал, кюфту. От шашлыка и прочего мяса на костре за эту неделю вы успеете обалдеть. Если вы не фанат чего ни будь армянского зарезервируйте на Ереван сутки и еще полдня на Эчмиадзин и его окрестности церкви Репсме, Гайане, Звартноц.

Рано утром еще в темноте выезжаете из Еревана в сторону Гориса. Где то через час на рассвете вы у древнего монастыря Хор Вирап расположенного у подножия Арарата. Утром облаков меньше и можно увидеть Арарат во всей красе, при этом солнце восходит у вас за спиной, что тоже способствует.

Одна из немногих не рукотворных христианских реликвий

Выезжая так рано вы лишаете себя удовольствия залезть в глубокую яму (Хор Вирап), где много лет просидел главный армянский святой. Если вам туда надо, можно подождать, он семнадцать лет ждал чтобы вылезти. Если терпеть можете, посмотрите монастырь снаружи и езжайте дальше. Я бы сделал бы следующую остановку в монастыре Нораванк.

Замыкая круг

Это совершенно дивный монастырь расположенный в красных скалах. Монастырь древний, умный, но если сейчас полезу в подробности потеряю скорость. Если интересно просто посмотрите про него в других заметках.

В районе Нораванка, вдоль реки бесконечной чередой идут ресторанчики. Рекомендую. При этом хочу отметить, что хотя большинство людей воспринимают Закавказье как район мясной кухни, следует не забывать о рыбной. В стране очень хороши радужная форель, ишхан (севанская форель), сиг, стерлядь (на самом деле, это не стерлядь, а енисейский осетр, но этого ни кто не знает, только я и теперь вы). Ребята ее просто, но не плохо готовят.

Замыкая круг

После обеда можно пойти налево, направо или прямо. Налево это в Джермук, где сразу после обеда можно плавно поужинать. Ни чего там особенного нет, но город курортный много хороших гостиниц и ресторанов.

Водопад из газировки

Если направо, в районе Сисиана можно посмотреть Караундж — армянский Стоунхедж, место древнее и не понятное. Если прямо то можно доехать до Гориса. В Горисе красивые скалы из вулканического пепла, мне там очень нравится. В городе много гостиниц и ресторанов.

Замыкая круг

Очень не советую сразу ехать в монастырь Татев там у нас дел на полдня. Переночуйте, ну например в Горисе и с утра вернитесь (километров десять) к повороту на Татев. В Татев можно доехать по канатке очень быстро или на автомобиле по дороге долго. Я бы советовал канатку, если погода хорошая виды потрясающие.

Монастырь древний, многие его элементы уникальны. Например на фотографии ниже качающийся столб. Толковые, несмотря на средневековье, инженеры умудрились посадить тяжелую конструкцию на шаровой шарнир. Столб до сих пор качается даже при приложении относительно не большого усилия.

Замыкая круг

От станции канатной дороги минут за двадцать можно доехать до Чертова моста. Под природным мостом уникальная пещера, красоты не обыкновенной. Правда, там совсем не много по тросу нужно спустится, но это не очень тяжело и того стоит.

Если у вас много времени, то в районе Татева можно провести месяц и скучно не будет можно плавать по бурной реке Варатан, можно лазать по старым скитам вокруг монастыря. Все это очень красиво и интересно, но я в глубине души понимаю, что вы этого делать не будете. Давайте ограничимся монастырем и пещерой и поедем в дальше Арцах.

Монастырь Татев

От поворота на Татев до границы с Арцахом где то час езды, когда я проезжаю Горис я обычно звоню в домой в Шушу, чтобы ребята разводили костер))). По дороге можно остановиться и посмотреть пещерный город Хндзореск, но не обязательно. На границе Арцаха и Армении прокатные машины и машины с иностранными номерами останавливают. Существует некая система виз в Арцах. Их можно заказать и получить в Ереване или получить прямо на границе. В случае получения на границе придется заехать в министерство иностранных дел Арцаха в Степанакерте и заплатить им сколько то (мало, типа одного доллара) денег. (Устарело, теперь визы не нужны.)

Замыкая круг

Если вы едете на машине с местным гидом, он обычно просто на границе не останавливается. Ни каких отметок в паспорт при пересечении границы Арцаха не ставят. Часа через полтора (это я везде пишу с фотографированием) вы доберетесь от границы до Шуши.

Да забыл, есть вариант прямо перед пограничным пунктом повернуть налево, там очень старая церковь Цицернованк и дальше посередине ничего бассейны с газированной водой. Туда съездить хорошо, но не обязательно. Дорога так себе, только если есть запас времени.

Замыкая круг

Дальше альтернатива остановиться в Шуши или Степанакерте. Они расположены совсем рядом, Шуши просто на пятьсот метров выше. Степанакерт современный город, столица и полностью восстановлен после войны. Большая часть старинного города Шуши стоит в развалинах, но даже в этом виде он, на мой взгляд, интереснее Степанакерта. Если будете в Шуши, кроме всего прочего зайдите в геологический музей. Его создал мой папа и он очень хороший получился.

Кроме этого из Шуши открываются потрясающие виды на долины расположенные внизу. Гостиницы и рестораны в Шуши есть.

Замыкая круг

Из обязательной программы в Шуши, я бы назвал вид сверху на ущелье Унод. Посмотрев на него сверху я бы спустился вниз и прогулялся бы по ущелью вдоль реки (в выходной не надо, слишком много шашлычников). Вариантов спуска несколько: свободный полет, несколько секунд (к сожалению исключает последующую прогулку), спуск вниз по скалам час — полтора (без местных не ходите, опасно, нужно знать тропу), по дороге на машине минут тридцать (наиболее реально). Далеко по ущелью не уходите, доберетесь до Зонтика и назад, на поход с заложите два часа.

После прогулки по Ущелью Унод можно пообедать в Степанакерте и поехать дальше. Древний город Тигранакерт стоит в часе езды от нашего кругового маршрута, но я бы поехал. Это единственное место в мире где вы можете себе позволить гулять без присмотра в городе построенном до нашей эры.

Замыкая круг

Комплекс Тигранакерта включает в себя четыре блока (четыре, а не два как говорит экскурсовод доброволец, которому не охота лезть на гору): персидская крепость, первохристианский храм, античный храм, собственно город. Экскурсовод просит что типа доллара, но и прока от него как раз на эти деньги.

Можете ходить сами, предварительно спросив на кассе как куда пройти (страшные рассказы про змей и скорпионов тоже производная природной лени (четыре объекта)). Идеальный вариант, если работают археологи походить с кем ни будь из них, они в отличии от экскурсовода делают это с удовольствием и доллар не просят)))

Замыкая круг

После Тигранакерта возвращаемся на наш круг и едем в Ганзасар. В Ганзасаре красивейший древний монастырь, гостиницы рестораны. Я бы остановился там на ночевку.

С утра отправляемся в Дадиванк. Это видимо одна из самых первых христианских церквей, во всяком случае проповедовали очные ученики апостолов.

Замыкая круг

Монастырь многослоен как торт Наполеон, где то средневековье, где то совсем седая древность. Даже в рамках того что сейчас находится на поверхности он очень эклектичен, что на мой взгляд его ни чуть не портит.

За Дадиванком опять провокационный поворот призывающий сойти с круга. Если есть лишние пару часов, можно съездить на горячие источники.

Замыкая круг

Если времени целый день и в наличии толковый сопровождающий можно побродить по фантастически красивому, малонаселенному ущелью, посмотреть гейзеры и затейливые петроглифы. Сами ни чего не найдете, на местных не надейтесь, их гейзеры не шибко волнуют. Обратите внимание, на то что пока в этом районе гостиниц нет. Рядом с горячими источниками стоит пара балков, которые похоже сдаются в аренду.

Стадо мустангов в районе Джермаджура

Все назад на круг. Ко времени заката нужно добраться до Севана.

Замыкая круг

Это вообще правильно встречать рассвет у Арарата, а закат на Севане. Не пытайтесь поехать сразу в Севанванк, оставьте на утро. Посмотрите Айраванк он будет прямо у вас на дороге и остановитесь на ночевку в гостинице на берегу. Не забудьте поесть раков и запить холодным белым вином. Столик только прямо на берегу, других вариантов не принимайте.

Айрованк, почему то здесь очень мало туристов, уж точно не потому что монастырь не достаточно фотогеничен

С утра как договорились Севанованк. Кстати супруга всегда покупает здесь серебряные украшение. Я не разбираюсь, но ей очень нравиться.

Замыкая круг

Опять альтернатива, отсюда не далеко до Дилижанской долины, там красиво и интересно, ну да ладно поехали дальше, решили по кругу так давайте по кругу. Вот здесь совсем немного с кратчайшей дороги соскочим и заедем в Гарни. Не заехать в Гарни нельзя. Такого больше нет, здесь без химсредств ловится ощущение полета.

От Гарни спускаемся к базальтовым столбам, не ходите пешком, слишком долго, езжайте вокруг на машине. Я поставлю одну фотографию, а вообще я там сфотографировал 543 и только севшая батарейка остановила творческий порыв.

Замыкая круг

Вот и все возвращаемся в Ереван. Это рамочка для Арарата, но самого Арарата нет, в деле организации сиесты Армения далеко опередила Испанию, предприятий питания это к счастью не касается.

Арка Чаренца, в ясную погоду в ней как в рамке размещается панорама Арарата

На этом заканчиваю эту странную, не похожую на меня, заметку. Это я так разговор поддежать. Просто очень хочется, что бы кому ни будь пригодилось.