Турист Marianna (Marsik)
была 22 марта 12:36

Москва — Россия Октябрь 2017
Храм преподобного Феодора Студита у Никитских ворот

«Ну, сколько можно восхищаться заграницей?» : подумала я, прочитав очередной рассказ о европейской столице. А как давно ты видела свою? Все чаще уезжая к теплым морям в свободное время, а в будни кружась между домом, дачей и работой, Москву стала видеть урывками. Просто погулять по столице уже давно не получалось. Робкие попытки заставить себя пройтись по ней, находили немедленное оправдание большой занятостью. Вдруг поняла, так давно не видела свой город, что стала забывать его лицо. О Москве слышу в основном из новостей. Там что-то снесли, там построили, там дождем смыло плитку, положенную месяц назад. А может просто взять и посмотреть, как все это выглядит сейчас? Так захотелось пройтись по Москве, что не стала ждать ни повода, ни праздника и сейчас же решила исправить этот досадный пробел. Настрой был решительный — не остановить! Мы ведь как — запрягаем долго, да едем быстро. Радостная от удачной мысли, меня посетившей, пошагала быстренько к метро. Метро наш супертранспорт, который быстро и с комфортом, доставит в любое место. Поехала по любимой красной ветке, интересную тем, что это первая линия, открытая в мае 1935 года (Сокольники — Парк культуры). Расстояния между остановками короткие, на какой станции не выйдешь, везде есть что посмотреть и чему удивиться. Вышла на Кропоткинской — рядом много основных достопримечательностей, можно идти в любом направлении и найти много интересного.

Прогулки по Москве осенней

При выходе из метро, первое, что предстает пред вами — это самый большой собор Русской Православной Церкви — Храм Христа Спасителя. У каждого свои чувства при виде этой величественной святыни. В Храме была не один раз, поэтому сейчас просто полюбовалась куполами на фоне голубого неба, помолчала в немом восхищении и с радостью и миром в душе пошла дальше, по делам своим мирским. А дела мои мирские были просты и незатейливы — хотелось пройтись по улицам, посмотреть что сохранилось из старинных московских домов, храмов, монастырей, которые люблю с детства. И очень волновало, в каком все это состоянии — заброшенном, наводящим грусть-тоску, или отреставрированном и вселяющим радость, уверенность и гордость. От Храма Христа Спасителя пошла по улице с очень певучим названием — Остоженка. История улицы ведется с XVII века. А название такое потому, что жители окрестностей заготавливали сено на пойменных заливных лугах этого берега Москвы-реки и укладывали в стога, стожки, удивительно украшающие местный ландшафт. Остожье, Стоженка — как звучит! К сожалению, в облик дореволюционной Остоженки были внесены не самые лучшие изменения и в начале, и в конце XX века, постарались и в XXI в. связи со строительством элитного жилья. Улица входит в рейтинг 10 самых дорогих улиц мира, это так называемая золотая миля Москвы.

Чудом уцелевшие Красные палаты, построенные в стиле московского барокко в 80-х годах XVII века.

Остоженка

Прогулки по Москве осенней

Доходный дом Филатова Я.М. — известен так же как «Дом под рюмкой». По московской легенде Филатов Я.М. мягко говоря любил пропустить рюмочку, другую. Но как гласит старинная поговорка:«Нет такого молодца, который обманет винца. Все винца обманет молодца." Так и Филатов Я.М., увлекшись сим неблагородным занятием, чуть было не пропил свое состояние, но смог найти силы и волю выбраться из этого омута. В знак этого незаурядного события, он попросил архитектора установить над угловой башней перевернутую рюмку, как бы говоря: «Всё!» Пройдя немного по Остоженке, свернула в переулок к монастырю, в котором давно хотела побывать. Зачатьевский женский монастырь был основан в 1360 году по благословению митрополита Московского Алексия, а первыми монахинями монастыря стали его родные сестры — преподобные игумения Иулиания и монахиня Евпраксия.

Отдельного повествования заслуживает многострадальная история монастыря (пожар 1547 года, разорение 1812 г., послереволюционное разрушение). Лишь в 1991 году начались работы по возрождению женской обители, возведен новый монастырский Собор Рождества Персвятой Богородицы, а в 1995 году монастырь вновь стал ставропигиальным — подчиняющимся непосредственно Патриарху.

Надвратная церковь Спаса Нерукотворного Образа

Прогулки по Москве осенней

Старый трапезный корпус. Территория монастыря не очень велика, но очень ухожена/

Необыкновенно красив и изящен Собор Рождества Пресвятой Богородицы. На территории монастыря совсем забываешь о суете городской жизни, трудно представить, что за его стенами многомиллионный мегаполис спещащих, бегущих. А здесь на душе становится светло и спокойно. С удовольстием посидела на лавочке, от души восхитилась собором, благо погода этому способствовала. От монастыря пошла по переулкам на Пречистенскую набережную. Но в переулках на смену восторгу и восхищению пришло разочарование, как часто они рядом. Прошла-то всего сотню метров и с грустью отметила, что архитектурные «шедевры XXI» безжалостно вытесняют милые дома неповторимой Старой Москвы.

Таких домов в этом районе остались единицы. Переулки показались холодными и безликими. Посмотрев на полупустые элитные комплексы за заборами, с большим удовольствием вышла на Пречистенскую набережную. А на набережной никак не пройти мимо творения Зураба Церетели — памятника Петру I, одного из самых высоких памятников России. На этом, на мой взгляд, его достоинства заканчиваются. Не мне судить представляет ли памятник Петру I культурную ценность, об этом и так много сказано и написано специалистами, но возможно на океанском побережье, этот памятник-исполин смотрелся бы более органично. Как-то великоват мощный Петр в лилипутской лодке на реке, не самой широкой в России.

Прогулки по Москве осенней

В это время по Москве-реке один за одним шустро проплывали прогулочные теплоходы, открытые и закрытые, на любой вкус и кошелек. Вот плывет не самый дешевый ресторан-теплоход «River-Palace», предлагающий совместить приятное с полезным — прогулки по реке с обедом или ужином.

А на том берегу, на Берсеневской набережной, старейшая кондитерская фабрика России «Красный Октябрь»- кузница сладкого счастья не только для детей, но и для взрослых. Официальной датой ее открытия считается 1851 год. Представляете, что уже не первое столетие эта уникальная фабрика дарит радость, а знаменитые марки конфет «Мишка косолапый», «Красная Шапочка» и другие, любимы не только в России, но и за ее пределами. Их можно с гордостью дарить друзьям в любом городе мира. В советское время это было большим дефицитом, а при поездке за рубеж шоколад и конфеты «Красного Октября» были роскошным сувениром, только для начала их нужно было «достать» — в то время слово «купить» употреблялось гораздо реже, чем «достать». Сейчас на Берсеневской набережной музей фабрики, а производственные цеха переведены на Малую Красносельскую.

Продолжая свою прогулку, ласково себя поругивала, ну как можно было столько времени сиднем сидеть? Это же Москва! Вокруг столько интресных храмов, монстырей, фабрик, особняков, каждый из которых, история. Восхищаясь всем увиденным, подошла к очень нарядному особняку, похожему на терем. Двухэтажный теремок, богато декорированный элементами древнерусского зодчества, напоминает сундучок, за сходство с которым в народе его прозвали «Дом-ларец».

Прогулки по Москве осенней

Особняк Цветкова — бывший дом и картинная галерея мецената и коллекционера живописи Цветкова И. Е. Авторами этого оригинального проекта были архитектор Кекушев Л.И. и художник Васнецов В.М.

Совсем рядом оказался еще одно чудесное здание — доходный дом на углу Соймоновского проезда и Пречистенской набережной. Москвичи и гости столицы зовут его «Дом-сказка» и его история тесно связана с «Домом-ларцом». История возведения «дома-сказки» началась еще в 1902 году, когда инженер-путеец, проложивший в России тысячи километров дорог, Перцов П.Н. посетил Цветкова И.Е, построившего дом-галерею на Пречистенской набережной. Вид из окон дома на Храм Христа Спасителя и Москву-реку поразил инженера, о чем он и сказал хозяину. Обмолвился он и о том, что завидует Цветкову И.Е. и выбранному им месту для строительства. Коллекционер ответил, что он покажет еще одно замечательное место по-соседству, но с условием, что Перцов П.Н. построит на нем дом в русском стиле.

С удовольствием любуясь всем, что попадалось на глаза, добросовестно прошла всю Пречистенскую набережную, где все было действительно великолепным, ухоженным и радовало сердце, а впереди уже виднелись сияющие купола Колокольни Ивана Великого и рубиновые звезды Кремля.

Прогулки по Москве осенней

Вот такая картинка была на букваре в мои советские школьные годы. В Александровский сад пойти очень хотелось, а также хотелось охватить Волхонку, Ленивку, Знаменку и вообще всю округу обежать. Но нельзя объять необъятое, даже если очень хочется. Поняв, что уже прошагала немало, решила еще немного потолкаться среди гостей столицы на холме около памятника князю Владимиру, посмотреть по сторонам — на дом Пашкова, Боровицкую площадь, на Манежную.

Дом Пашкова одно из самых знаменитых и величественных зданий Москвы, горделиво возвышающийся на Ваганьковском холме. Этот роскошный особняк получил свое название по имени первого владельца — отставного офицера Пашкова П. Е. Этот дом хранит много тайн и загадок. Считается, что архитектором, построившим здание, был знаменитый зодчий Василий Баженов, но документов, подтверждающих это, не сохранилось. В этом месте как нигде понимаешь, как Москва красива и просторна.

Боровицкая площадь

Бывший доходный дом Егоровой-Скарчинской М.А. на Манежной улице.

Шел далеко не первый час моей прогулки. Начала подумывать о ее завершении, благо метро оказалось совсем рядом. Решила поехать домой, твердо пообещав себе, сделать такие обзорные экскурсии традиционными. Но спустившись в метро, подумала: «А не рановато ли мне восвояси?» Взвесив все за и против, все-таки решила доехать до Китай-города и пройтись по одной из самых древних московских улиц — Варварке. Улица длинной менее километра известна старинными церквями и очень колоритна. Названа так с 1434 года по имени Святой Варвары, в честь которой была построена церковь. Ни фотографии, ни слова не передадут самобытной красоты Варварки. Трудно поверить, что эта небольшая чудесная территория находится в невероятно огромном городе. Еще больше радуешься тому, что эти сокровища архитектуры целы, в великолепном состоянии и радуют москвичей и гостей столицы. Конечно по таким чудо-улицам не бегом бежать надо, а наслаждаться их очарованием не один день.

Прогулки по Москве осенней

Храм Варвары Великомученицы на Варварке.

Несмотря на собирающиеся тучи, уходить с этой милой, душевной улицы не было сил. Но всего в нескольких метрах отсюда уже виден неповторимый, уникальный Храм Василия Блаженного — памятник архитектуры и одна из самых красивейших и узнаваемых в мире, достопримечательностей нашей столицы, входящей в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России.

Прогулки по Москве осенней

Этим чудом России можно бесконечно восхищаться и гордиться!!! Народу вокруг собора и на Красной площади было неимоверно много. Толпа желающих сфотогорафироваться на фоне этого шедевра была огромна, ей не помешал и начавшийся ливень. Поняв бесполезностиь этой затеи и поглазев издалека на исторический музей, пошла в главный магазин страны. ГУМ — это символ Москвы, это магазин-истроия. Придя на Красную Площадь, пройти мимо ГУМа и не заглянуть в него, невозможно. И в хорошую погоду в него нужно зайти, а в плохую — он и вовсе обязателен к посещению. Его история начинается с 1893 года, когда были открыты Верхние торговые Ряды. ГУМ XXI века — это огромный торговый город с кафе и ресторанами, в котором можно купить практически все, особенно если ваши желания совпадают с вашими возможностями. В советское время здесь многое можно было купить, отстояв многочасовую очередь. Сейчас очередь только за мороженным, а в многочисленных бутиках стоят скучающие продавцы-консультанты с тоской в глазах и надеждой на покупателя с недюжинными финансовыми возможностями. Здесь представлено болле 100 ведущих мировых брендов. Туфли для женщины можно купить по цене автомобиля для мужчины, брендовую безделушку по цене чугунного моста. Но, а если пришли не за покупкамии, то пройти по уникальному инженерному сооружению, очень хорошая идея и для москвичей и для гостей, особенно когда на улице холодно и не очень приветливо.

В оформлении витрин магазина чувствуется ностальгия по советской эпохе.

Прогулки по Москве осенней

Вот скромное кафе с видом на Главную площадь страны и Кремль, легкий перекус в котором, от 3000 рублей. Но выезжая в другие страны, позволяем же мы себе побарствовать в кафешечках, любуясь Дуомо или Эйфелевой башней, хотя там угощают тоже не за символические цены. Гуляя по ГУМу отогрелась, никуда не торопилась, вспомнила как в 80-м здесь купила свои первые французские духи и роскошные австрийские туфли и как просто так приходили сюда за вкуснейшим мороженным. Сейчас оно такое же вкусное. К фонтану не пошла, так как к нему было не подступиться. Подсластив свою прогулку мороженным, решила уже точно закругляться. Пошла к Театральной площади. Переулки, улицы дома были превосходны и дорога к метро доставила истинное удовольствие.

Роскошный «Метрополь».

Под занавес прогулки — Большой театр, гордость не только Москвы, но и всей России. Большой великолепен!!! Трудно переоценить вклад Большого театра в искусство. Попасть в него на оперу или балет считалось огромной удачей во все времена. В театре была много раз и до реконструкции и после, большое счастье было слышать великую Елену Образцову в «Пиковой даме». После реконструкции в театр собирались, но тут подвернулся интересный случай. Как-то скучая, случайно увидела, что журнал "Главбух" собирается отметить свое 20-летие в Большом театре. Не имея к этой славной профессии никакого отношения, зашла на сайт и увидела викторину. Подумав, что ничего не потеряю, если и лопухнусь, решила поучаствовать. Удивлению моему действительно не было предела, когда раздался звонок с приглашением забрать бесплатно два билета в Большой театр за правильные ответы в викторине. На некоторое время был потерян дар речи, и от ответов и от бесплатно. Но очнувшись немедленно не пошла, а полетела за билетами на оперу «Князь Игорь» в постановке гениального Юрия Любимова. Рассказывать о гранде мировой оперы и балета нужно отдельно, в двух словах не имеет смысла.

Прогулки по Москве осенней

Большой театр — 2017 год.

Большой театр — 1997 год.

Рядом с Большим не менее любимый Малый театр, один из старейших театров России. Любовь к Малому идет с советских времен. В Большой билеты достать было очень трудно, а в Малый билеты были всегда и пересмотрели там почти весь репертуар. Посмотреть спектакли с красавцем и уникальным актером Юрием Соломиным, актрисой редкой красоты и таланта Элиной Быстрицкой, неповторимой Ириной Муравьевой было, да и есть большое чудо. В сентябре посетили театр — спектакль «Ревизор». Обновленный театр, актерский состав, декорации производят такое впечатление, что даже словами в превосходной степени это не рассказать. Зал долгое время аплодировал стоя, выражая искреннюю признательность актерам за блистательную игру. Очень приятно отметить, что нет ни одного свободного места и очень много молодежи.

Прогулки по Москве осенней

Историческая сцена Малого театра — 2017 год.

В Малом театре — 2017 год.

В очередной раз убедилась в том, что Москва — красавица, город на все времена. Ее можно любить или не любить, от этого не быть ей менее красивой. Конечно обязательно нужно путешествовать, смотреть и восхищаться другими городами планеты, но не забывать и про свое родное, про то, что удивительное рядом!!!