Турист Ирина Дементьева (tinka61)
Ирина Дементьева — была сегодня 7:13
Европа!!!

Олесунн — Норвегия Июль 2017

Если меня спросят, какой из норвежских городов понравился мне больше всех, я, не задумываясь, отвечу — Олесунн! Да-да, не старинный Берген, не столичный Осло, не белоснежный Ставангер, а именно Олесунн. И вовсе не потому, что я являюсь поклонницей стиля Ар-Нуво (хотя конечно и поэтому тоже), а скорее по причине его необычайной живописности и удивительной гармоничности рукотворного и нерукотворного, уникального симбиоза красоты природного ландшафта и великолепной архитектуры. Природа и архитектура бок о бок — в этом особая фишка Олесунна.

Кроме того, в окрестностях Олесунна находятся целых две топовых природных достопримечательности Норвегии — сказочный Гейрангерфьорд и умопомрачительная Лестница троллей. Всё это и делает этот провинциальный в общем-то город чрезвычайно привлекательным для туристов. Вот как охарактеризовал его журнал National Geographic, по его словам, Олесунн это воплощение волшебной северной сказки в модерновой версии. Очень в точку, этим всё сказано!

Олесунн — от пепла до модерна

День, когда мы оказались в Олесунне выдался на редкость удачным — синее небо в нежных облаках и яркое солнышко — в Норвегии это большая удача. И город заиграл всеми своими роскошными гранями, показал свою нарядную сторону, порадовал сказочными отражениями разноцветных домиков в канале,

поманил сногсшибательными видами со смотровой площадки на горе Аксла. Здесь ведь совершенно особый мягкий микроклимат из-за близости проходящего течения Гольфстрим, что мы и имели удовольствие прочувствовать там.

Олесунн — от пепла до модерна

Конечно, с первых же шагов по Олесунну поражает его единый архитектурный ансамбль.

Модерн, куда ни глянь всюду модерн в разнообразных его проявлениях.

Олесунн — от пепла до модерна

Башенки, рельефы, шпили, растительные мотивы — всё смотрится настолько гармонично и целостно, что просто диву даёшься! Гулять по улицам города и рассматривать вычурные детали Ар-Нуво — сплошное удовольствие!

Олесунн — от пепла до модерна

Этот игрушечный почти сказочный городок, выстроенный в лучших традициях стиля Ар-Нуво, норвежского модерна и национального романтического стиля вызывает восхищение пополам с удивлением.

Вот тут-то и понимаешь, почему по результатам всяческих рейтингов и опросов Олесунн считается самым красивым городом Норвегии.

Олесунн — от пепла до модерна

Здесь самая высокая концентрация зданий в стиле модерн, более 800 зданий, по этим параметрам Олесунн уверенно даёт фору многим европейским городам.

Этот город входит в Европейскую ассоциацию стиля модерна, в которой представлены города с богатым культурным наследием и памятниками югенд стиля, такие, к примеру, как Барселона, Вена, Брюссель, Будапешт. Очень почётно для маленького провинциального Олесунна стоять в таком списке, ведь правда?

Олесунн — от пепла до модерна

По иронии судьбы возникла вся эта красота на несчастье. В январе 1904 года деревянный город почти полностью сгорел. Восстановливать его решили в модном тогда в Европе стиле Ар-Нуво, пригласили молодых архитекторов и началось буквальное возрождение города из пепла. И вот результат — через три года после пожара на пепелище появился красивейший гармоничный город, выстроенный по единому архитектурному плану в стиле модерн. Так в результате трагедии и возник особый городской пейзаж Олесунна. Большинство зданий в городе были построены между 1904 и 1907 годами, многие дома имеют на фасаде дату постройки.

Олесунн — от пепла до модерна

Очень милая конкретная деталь, всё сразу становится ясно и понятно.

Если уж быть до конца объективной, то образчики модерна здесь попроще и поскромнее, чем скажем в Риге, Барселоне или Вене. Строили быстро, стараясь сэкономить в эпоху депрессии, поэтому особо роскошных зданий здесь нет и в помине.

Олесунн — от пепла до модерна

Но то, что есть, всё равно производит неизгладимое впечатление в первую очередь своим необычным дизайном и целостным ансамблем.

Есть опасность надолго застрять на улицах города, рассматривая изысканные детали декора, всякие растительные мотивы, орнаменты и рельефы.

Олесунн — от пепла до модерна

А это чревато — город хоть и компактный, удобный для пешеходов, несмотря на крутые подъёмы и спуски, но посмотреть там есть что. Идёшь вот так совершенно хаотично, а глаз выхватывает самые разные разновидности Ар-Нуво. Немецкий стиль представлен элегантными органическими линиями и ассиметрией, американский — каменными строгими зданиями, а есть ещё особый национальный романтический. Неоклассика, неоготика, здесь всё вперемежку.

Олесунн — от пепла до модерна

Вот только ярко выраженных достопримечательностей в городе нет и в помине, не тот формат. Говоря о местных достопримечательностей, пожалуй, в первую очередь можно выделить Музей стиля модерн (Jugendstilsentret) на улице Апотекергата 16.

Олесунн — от пепла до модерна

Очень красивое изысканное здание музея расположено в здании бывшей аптеки, построенной после пожара 1904 года.

Наверное, интересно зайти в этот музей, но нам приходилось выбирать между музеем, прогулкой по городу и смотровой площадкой на горе Аксла. Второе, само собой, перевесило.

Один только канал Бросундет, разделяющий два главных острова Олесунна чего стоит! Удивительно красочные картинки ганзейских домиков предстали там перед нами!

Олесунн — от пепла до модерна

Раньше в этих домиках хранили рыбу, а теперь в них разместились отели и хостелы.

А в такой погожий денёк ещё и волшебные отражения в воде везде и всюду! Так что, зависнуть здесь можно очень надолго. Необычайно живописное местечко!

Олесунн — от пепла до модерна

Я лично с трудом заставила себя оттуда ретироваться. Это и есть, по сути, старый город, самое сердце Олесунна. Чуть подальше виден старинный Маяк Молья, стоящий прямо у входа в гавань.

Маяк этот непростой. В нём оборудована мини-гостиница на один номер, который пользуется бешеной популярностью у молодожёнов. Повести медовую ночь в таком месте, по-моему, очень романтично! Тоже местная достопримечательность.

Олесунн — от пепла до модерна

Что ещё понравилось в Олесунне? Ну, конечно же, обилие оригинальной городской скульптуры.

Правда, попадаются очень неординарные и подчас трогательные экземпляры. Вот сестра с братом, а вот разносчик газет.

Не говоря уже о рыбацкой тематике. Селёдочница и Рыбак давно стали брендом города.

Олесунн — от пепла до модерна

А вот интересная скульптура Странник.

Олесунн — от пепла до модерна

Это прижизненный памятник Харольду Грюттену — местному филологу, историку и гиду.

Тролли здесь тоже на редкость выразительные, фактурные.

Олесунн — от пепла до модерна

По дизайну троллей ставлю Олесунн на первое место среди всех увиденных мною норвежских городов.

О, чуть не забыла! Вот ещё одна достопримечательность города. Неподалеку от гавани находится главная церковь Олесунна — Ålesund kirke, построенная в 1909 г. Очень лаконичная и строгая кирха из серого камня.

Олесунн — от пепла до модерна

А иногда город удивляет совершенно неожиданными находками. Вот в этом здании со старинной башней, к примеру, находится кинотеатр.

Никогда бы не подумала! А в этом, смахивающем на сарай доме разместился самый престижный исторический отель города Бросундет.

Олесунн — от пепла до модерна

Оказывается, ничего удивительного в таком сходстве нет — раньше здесь был рыбный склад.

В порту тоже интересно — здесь можно увидеть огромные круизные лайнеры (большинство туристов прибывают в город именно на них)

Олесунн — от пепла до модерна

и совсем иную архитектуру.

Югендстилем города можно любоваться часами, но в Олесунне есть одна на редкость соблазнительная аттракция природного плана — это гора Аксла (или скорее всё-таки холм), которую хорошо видно из разных точек города.

Олесунн — от пепла до модерна

А путь к ней лежит через старинный городской парк, где всем туристам в первую очередь показывают огромную араукарию.

Ну, меня-то это слегка улыбнуло, за настоящими гигантскими араукариями добро пожаловать в Чили, а здесь так, детский лепет! Но всё в жизни относительно, наверное, поэтому в Олесунне араукария считается достопримечательностью. Ну ладно, достопримечательность, так достопримечательность, пусть будет. В парке стоит статуя Ролло, мятежного викинга, основавшего когда-то герцогство Нормандию. Уроженец здешних мест, поэтому такая честь.

Олесунн — от пепла до модерна

Парк и сам по себе красивый и ухоженный, но погулять здесь особо нет времени, потому что все сразу бегут к лестнице, ведущей на самый верх холма.

Что нам стоит после восхождения на Прекестулен преодолеть 418 ступеньки, это же просто ерунда!

Олесунн — от пепла до модерна

И вот мы уже на смотровой площадке Fjellstua, любуемся совершенно фантастическим видом на город в устье живописного Сторфьорда, дальние островки и Суннмёрские Альпы.

Бог ты мой, да здесь по-настоящему захватывает дух! Это же самая настоящая норвежская панорама совершенства!

Олесунн — от пепла до модерна

Весь город как на ладони, длинным языком, уходящий за горизонт! Отсюда отлично видно, какие в Олесунне серые крыши, красной черепицы здесь нет и в помине.

Всё очень сдержанно и в то же время необыкновенно нарядно, изысканно.

Олесунн — от пепла до модерна

Я всё никак не могла налюбоваться удивительным строением залива с вырастающими из воды холмами и островками. Один холм даже навеял мне ассоциации с бразильским Панд-де-Асукар в Рио.

Определенно есть что-то общее, масштаб только иной. Смотровая площадка оборудована столиками, огорожена, всё как положено. Но меня слегка раздражал диссонанс красивейших панорам и некой чрезмерной обустроенности, причёсанности. В поисках лучших ракурсов я отправилась по дорожке вдоль холма.

Олесунн — от пепла до модерна

И, о чудо, совсем рядом обнаружила полянку с полевыми цветами, откуда открывались ещё более сногсшибательные панорамы, только на фоне травы и цветов.

Вот эти виды понравились мне намного больше, чем с огороженной смотровой площадки.

Олесунн — от пепла до модерна

И главное, совсем рядышком! Очень рекомендую!

Эх, думалось мне наверху, здесь бы задержаться до вечера, встретить закат, увидеть, как зажигаются огоньки в окнах домов и всё вокруг приобретает ещё более волшебный формат. Но, увы, увы, в рамках группового тура это было из области недосягаемого. Нужно было спешить обратно вниз, к автобусу и вновь отправляться в путь.

На гору Аксла, кстати говоря, можно добраться и не на своих двоих, а на туристическом поезде. А нашу группу привезли сюда сначала на автобусе, но меня настолько зацепили эти панорамы и так хотелось подольше там погулять, что я пришла сюда снова, поднявшись из парка по лестнице. Вот так мне там понравилось!

Пора прощаться с самым красивым городом Норвегии, за несколько часов его вполне можно подробно посмотреть и прочувствовать.

Олесунн — от пепла до модерна

Конечно, мы не успели ни в музей рыболовства, ни в Аквариум, ни в Этнографический музей в окрестностях Олесунна. Для этого нужно провести там хотя бы пару дней.

Вот таким увидела я современный норвежский Олесунн — рыбацкий порт с разноцветными домиками в стиле модерн, красивой набережной и доминирующей над городом горой Аксла. Во всяком случае, в погожий солнечный день игрушечный почти сказочный Олесунн раскрылся всеми своими гранями, порадовав атмосферой гармоничной безмятежности и умиротворенности и оставив своим гостям привкус радости и счастья.