Турист Галина Еремина (Galina_eremina-1)
Галина Еремина
была сегодня 10:39

Новосибирск — Россия Октябрь 2017

Частенько бывает, что ты приехал в город, а до поезда еще часа 2–3. Сдав багаж в камеру хранения, можно идти погулять. И как правило, вокзалы находятся близко к центру.

Хочу предложить прогулку по Новосибирску. Если время будет поджимать, то можно в любой момент вернуться на вокзал на транспорте. А если поджимать не будет, то можно по пути посетить музеи, кинотеатр или картинную галерею, да и просто посидеть на скамейке в парке. С едой проблем нет: на пути много киосков, чтобы перекусить, и кафе, чтобы подкрепиться основательно.

Немного истории. Новосибирск «родился» в 1893-м году, следовательно, ему сейчас 124 года. Видимо, звезды благоприятствовали, и место было выбрано настолько удачно, что сейчас этот город — третий по численности в России, и даже считает себя третьей столицей, хотя на это звание имеются и другие претенденты. Сначала это было небольшое поселение Кривощёково на левом берегу Оби, а с началом строительства Транссибирской магистрали и железнодорожного моста через Обь начала расти правобережная часть, и через 10 лет здесь уже был город Ново-Николаевск. Строительство железнодорожной ветки до Семипалатинска стимулировало экономический бум и бурное развитие. Город даже получил прозвище «Сибирский Чикаго», с лёгкой руки народного комиссара Луначарского. Советская власть в городе была провозглашена в январе 1918 года, а в 1926 Ново-Николаевск был переименован в Новосибирск.

Итак, вокзал Новосибирск-Главный. Построенный в 30-е годы ХХ века, он большой, какой-то основательный и красивый. По первоначальному проекту, он должен был напоминать паровоз, мчащийся на восток. Центральная часть вокзала имеет композицию типа триумфальной арки, поэтому внутри много света.

Прогулки по Новосибирску

Рядом с Главным вокзалом находится молоденький пригородный вокзал, а между ними небольшая площадка с фонтаном, на которой стоит закрытый стеклянным куполом макет паровоза «Проворный». Это был первый паровоз на первой российской железной дороге — Царскосельской.

Перед вокзалами расположена площадь имени Гарина-Михайловского. Именно он выбрал место для строительства железнодорожного моста через Обь и является одним из отцов-основателей города. На площади находятся остановки общественного транспорта практически во все районы Новосибирска, здесь же вход в метро.

Напротив такого красивого вокзала возвышается серое здание гостиницы, но ни больше ни меньше как «Маринс Парк Отель Новосибирск». Эта бетонная коробка была построена в 70-е годы и долгое время оставалась самым высоким зданием Новосибирска (24 этажа). Возможно, когда-нибудь фасад украсят.

Прогулки по Новосибирску

Площадь Гарина-Михайловского пересекается улицей Ленина (куда ж без него), и от площади отходят влево улица Челюскинцев, вправо Вокзальная магистраль. На улице Челюскинцев в пешей доступности находится визовый центр и цирк. На улицу Ленина мы выйдем позже, а пока пройдем по Вокзальной магистрали (примерно 1 км). По обеим сторонам улицы стоят девятиэтажки образца развитого социализма, ну и втиснутые точечной застройкой здания поновее, пестрящие вывесками разнообразных магазинов. Внимания заслуживает здание ЦУМа. Открытый в 1967-ом году это был самый крупный универмаг за Уралом. Работали там комсомольско-молодежные бригады.

За зданием ЦУМа в серой девятиэтажке (Вокзальная магистраль, 11) находится Новосибирский государственный краеведческий музей. Экспозиция Музея природы включает залы «Птицы и звери Новосибирской области», «Палеонтология», «Минералы со всего мира». Я там была несколько раз с детьми и внуками. Мы с удовольствием рассматривали и животных, и летучих мышей в пещере, и скелет мамонта, и разнообразные минералы. Беглый осмотр музея займет полчаса. Кое-какие интересные сувениры можно приобрести в киоске.

Вокзальная магистраль от ЦУМа тянется немного дальше, переходя после пересечения с улицей Советской в улицу Орджоникидзе, и выходит на центральную площадь Новосибирска — площадь Ленина. Мы же выйдем на площадь Ленина по улице Ленина. Для этого, став спиной к ЦУМу, перейдем дорогу и спустимся немного вниз по проспекту Димитрова, «любуясь» высотками слева, возникшими в результате «точечной» застройки, это бизнес-центр «Кобра» и здание Сбербанка. А по-настоящему мы полюбуемся памятником деревянного зодчества, построенного на рубеже XIX–XX веков. Это здание является образцом жилого особняка зажиточного горожанина.

Прогулки по Новосибирску

Пройдя немного дальше, буквально упремся в очередной «точечный» новодел — гостиницу Domina Hotel Novosibirsk. После нее пересечем улицу Ленина и справа увидим серо-розовое здание с необычными окнами. Это возведенная в 1991 году поляками интуристовская гостиница Сибирь, теперь это, АZIMUT Отель Сибирь-Новосибирск.

Пройдя мимо нее еще метров 200 вниз к железной дороге, можно увидеть стоящий паровоз бригады машиниста Н. А. Лунина. Это памятник труженикам тыла.

Прогулки по Новосибирску

За железной дорогой — автомобильная развязка и Димитровский мост через реку Обь. Это второй наш мост, к сожалению, не решивший проблему транспортного коллапса, так как город разросся на обоих берегах Оби.

Вернемся назад до улицы Ленина и по подземному переходу (темному и грязноватому) пойдем направо, выйдем к зданию Сбербанка и далее пойдем уже по улице Ленина до центра, это недалеко. После Сбербанка увидим желтоватое здание драматического театра «Красный факел» с полукруглой ротондой и четырьмя колоннами. Здание было построено в 1914 году архитектором Крячковым, который сделал очень много для нашего города. Сначала это был Коммерческий клуб, затем «Дом революции», «Рабочий дворец», а с 1932 года театр «Красный факел».

Прогулки по Новосибирску

Напротив него — серое здание Дома культуры имени Октябрьской революции (ул. Ленина,24), немного необычной формы, с полукруглым фасадом, в конструктивистском стиле. Сначала это был Клуб совторгслужащих (1928 г.), затем клуб имени Сталина, а с 1961 года — Дом культуры Октябрьской революции (неофициальное сокращение — «Кобра», позднее это название перешло к пристроенному бизнес-центру). В 1942 году здесь — впервые за Уралом — была исполнена седьмая симфония Д. Д. Шостаковича, на которой присутствовал сам автор. Также во время войны здесь располагался Театр кукол Сергея Образцова. Сейчас здесь театральные и танцевальные студии.

Напротив (ул. Ленина,22) — двухэтажное кирпичное здание бывшей школы (1912 год, архитектор Андрей Дмитриевич Крячков), не так давно достроенное и ставшее Театром кукол. Зеленая луковица на крыше раньше предназначалась для хранения воды.

Прогулки по Новосибирску

Недалеко на противоположной стороне — очередной памятник деревянного зодчества: Дом купца Сурикова, переданного им для женской гимназии. Сейчас здесь ресторан.

Прогулки по Новосибирску

Минуя жилой дом с аптекой, мы подходим к кинотеатру «Победа». У этого здания тоже богатая история. Оно было построено в 1925 году в составе комплекса сооружений новосибирского «Дворца Труда» (ныне Новосибирская Академия водного транспорта). Кинотеатр был открыт в 1926 году и назывался «Пролеткино». Через 10 лет его реконструировали и переименовали в кинотеатр «Октябрь». Во время Великой Отечественной войны в этом здании размещались цеха ленинградского завода Коминтерн, выпускавшего оборонную продукцию. 9 мая 1952 года кинотеатр получил название «Победа». Тогда появился неоклассический фасад, портик с восемью колоннами, округлые стены с арками.

Напротив него — построенный в 70-х годах на месте снесенных дореволюционных построек магазин «Универсам» с тогда еще новой системой самообслуживания.

Прогулки по Новосибирску

Рядом с «Победой» на пересечении улиц Ленина и Советской находится здание, в котором разместился Главпочтамт. А ранее это был филиал Богородско-Глуховской мануфактуры московских текстильных фабрикантов Морозовых. Построенное в 1914—1916 гг. по проекту А. Д. Крячкова двухэтажное здание впервые в Ново-Николаевске имело монолитный внутренний железобетонный каркас. В 1922 г. Здесь разместилась почтово-телеграфная контора, позже было надстроено еще два этажа.

Справа от Главпочтамта по улице Советской находится здание опять же архитектора Крячкова (20-е годы), в котором сейчас находится Новосибирская государственная консерватория имени Глинки, а напротив него любимый новосибирцами Первомайский сквер, тихий зеленый уголок в центре города. До революции здесь была Базарная, или Ярмарочная, площадь. Летом здесь радуют красотой и прохладой фонтан с медвежонком и большой фонтан-каскад, который зимой становится световым (светодиодным). На рождество сквер превращается в выставку Сибирского фестиваля снежных скульптур. Каждый год хожу сюда смотреть на мастерство художников — резчиков по снегу. Иногда приходится удивляться их выносливости, ведь и морозы в это время частенько бывают за тридцать. Здесь можно отдохнуть и покушать в многочисленных кафе.

Первомайский сквер выходит на Красный проспект — центральную улицу Новосибирска, по которой в дальнейшем мы продолжим путь. Слева к скверу примыкает Городской торговый корпус, построенный в 1910–1911 годах (архитектор Крячков) и являющийся памятником федерального значения. Именно здесь в декабре 1917 года была провозглашена Советская власть в городе. Это двухэтажное здание из красного кирпича с белыми декоративными элементами и зеленой крышей. Центральная часть выделена аркой-витражом и завершена двумя декоративными куполами. В настоящее время здесь находится Краеведческий музей. Именно здесь я видела наряду с другими археологическими экспонатами мумию Алтайской принцессы.

Прогулки по Новосибирску

В дальнем конце здания находится вход в метро (станция «Площадь Ленина») и переход на противоположную сторону Красного проспекта к Новосибирскому государственному академическому театру оперы и балета (с недавнего времени сокращенно НОВАТ). Это крупнейшее театральное здание: мощное, красивое с колоннами и огромным куполом — наш «Сибирский Колизей». Здание театра строилось в 30-е годы ХХ века. Макет театра на Всемирной выставке в Париже в 1937 году был удостоен высшей награды — Гран‑при. А первый спектакль планировался на 1 августа 1941 года. Война внесла свои коррективы: театр превратился в хранилище экспонатов эвакуированных музеев. Но 12 мая 1945 года первый спектакль все же состоялся, это была опера Глинки «Иван Сусанин». Театр красив и внутри. Над зрительным залом огромная (диаметр 6 метров) хрустальная люстра, а верхнюю галерею театра украшают 16 скульптур, копии произведений античных мастеров.

Театр окружен красивым сквером. Перед ним высятся скульптуры: центральной является Ленин, справа от него рабочий, солдат и крестьянин — символы революционного движения; по левую сторону установлены юноша с факелом и девушка с колосьями — символы преемственности поколений. На государственные праздники здесь устанавливается трибуна, именно здесь проходят парады и движется «Бессмертный полк».

Прогулки по Новосибирску

Наш путь от вокзала составил 3,5 км. Осталось пройти еще 2 км до парка «Городское начало» на набережной Оби и 1 км по набережной до остановки «Речной вокзал», чтобы вернуться обратно. Хотя по пути движения будут еще остановки общественного транспорта.

Итак, от Оперного театра мимо «Рабочего, солдата и крестьянина» идем по Красному проспекту. На противоположной стороне можно хорошо рассмотреть нарядное здание Городского торгового корпуса, у которого мы уже были. Перейдя дорогу, мы оказываемся у серого здания нынешней мэрии Новосибирска (Красный проспект, 34), бывшего здания Промбанка, построенного в 20-е годы прошлого века — монументализм сталинской неоклассики.

За мэрией находится Дом Ленина, построенный в 20-е годы на «добровольные» пожертвования горожан, в котором должны были разместиться партийные организации и центр пропаганды ленинских идей. Верхняя часть здания несколько напоминает Мавзолей Ленина. В мои школьные годы здесь был ТЮЗ, теперь филармония.

Прогулки по Новосибирску

На площадке перед зданием летом радуют глаз цветочные часы, за которыми не очень приметный вход в Сквер Героев Революции. Сюда мы зайдем. Сквер небольшой, здесь много деревьев, так что он зеленый, тенистый и тихий. Здесь находится то, что наряду с Оперным театром было как бы символом Новосибирска: мемориал Героев Революции — рука, держащая факел, на фоне панно, посвящённого революционерам, похороненным в братских могилах (в мае 1918 года в городе произошёл контрреволюционный мятеж и свержение Советской власти, политзаключенные были зверски замучены колчаковцами). На панно серым цветом изображены рабочие, крестьяне и солдаты. Погибшие революционеры и скорбящие по ним люди изображены чёрным цветом, а знамёна — красным. Мне очень нравится этот мемориал.

Прогулки по Новосибирску

Выйдя из сквера и перейдя неширокую улочку Максима Горького, мы посмотрим на архитектурную композицию «Сибирские просторы»: четыре соболя держат стилизованный купол Новосибирского театра оперы и балета и фрагмент первого моста через Обь.

Рядом с этой композицией находится Дом Социалистического земледелия с вогнутым фасадом (сейчас здесь НИИИП),

Прогулки по Новосибирску

и проходит Октябрьская магистраль, на которой можно справа увидеть высокое здание Сбербанка, а слева сначала темный шар (кафе), а за ним здание Новосибирского молодежного театра «Глобус». Около театра небольшой сквер, в котором стоит памятник Высоцкому (о памятниках в следующий раз) и около него Аллея бардов с гранитными памятными досками.

Мы же после соболей немного вернемся, и через длиннющий подземный переход, весь заставленный киосками, перейдем под Октябрьской магистралью и снова выйдем на Красный проспект рядом со зданием, архитектурно похожим на Дом Соцземледелия. Это жилой дом «Под строкой» (долгое время на доме работала информационная «бегущая строка», которая дала имя дому). Первый этаж здания занимал очень хороший в те далекие социалистические годы гастроном с таким же названием.

Прогулки по Новосибирску

Напротив него на середине Красного проспекта расположена белая, изящная с золотым куполом Часовня Святителя Николая. Это один из символов города, возведенный по проекту опять же Крячкова в 1914 году, разрушенный большевиками в 1930 году и вновь построенный к 100-летию города в 1993 году.

От часовни начинается аллея, идущая вниз до площади Свердлова. Приятно пройтись по ней. Справа от Часовни находятся здания с магазинами, сверкающий стеклами новодел «Бутон», дальше уже историческое здание — Доходный дом Бузолиной, построенный в начале ХХ века, на первом этаже которого расположилась аптека, работающая уже 100 лет. После аптеки безликая коробка архитектуры развитого социализма — кинотеатр имени Маяковского, хотя в свое время это был хороший кинотеатр для широкоформатных фильмов. Это все на нечетной стороне Красного проспекта.

Прогулки по Новосибирску

А на четной стороне после дома «Под строкой» расположено Генеральное консульство ФРГ (Красный пр., 28),

а дальше Областная юношеская библиотека в старинном (начало ХХ века) красном кирпичном здании Русско-Азиатского банка.

Прогулки по Новосибирску

Перейдя улицу Коммунистическую, справа видим Дома купца Сурикова и Молчанова, где в революционные годы находилась типография.

А слева образец конструктивизма (30-е годы ХХ века) — Дом с часами (Красный пр.,11).

Прогулки по Новосибирску

К нему примыкает Новосибирское художественное училище (ранее дом купца Маштакова), в котором проводятся интересные выставки.

Аллея здесь заканчивается бюстом трижды Героя Советского Союза нашего земляка летчика А. И. Покрышкина. Перейдем на четную сторону. Ранее здесь находился Крайисполком, а теперь Правительство Новосибирской области (Красный пр.,18). Здание построено под руководством архитектора Крячкова, имеет довольно интересную форму за счет сильно выступающего ризалита главного фасада с полукружиями ленточных окон.

Прогулки по Новосибирску

А напротив, через дорогу от художественного училища, расположен государственный художественный музей (Красный пр.,5). Построенное в 20-е годы по проекту А. Д. Крячкова это было здание Сибревкома. В художественном музее есть своя постоянная экспозиция, и проводятся выставки.

Рядом со зданием Правительства несколько в глубине находится Государственный концертный зал имени Арнольда Каца, основателя, худ.руководителя и главного дирижера Новосибирского симфонического оркестра. Построенный совсем недавно, в 2013 году, зал очень выделяется от всего, что мы видели на Красном: огромные, отливающие синим, волнистые окна во всю высоту здания.

Прогулки по Новосибирску

А рядом с ним знаменитый «Стоквартирный дом» (Красный пр.,16) архитектора Крячкова для проживания работников Крайисполкома. Он такой по-сталински основательный. Проект этого дома был высоко оценен на международной выставке в Париже. Перед домом поставлен памятник архитектору Крячкову, так много сделавшему для нашего города.

Прогулки по Новосибирску

Напротив него серое здание с большими окнами (опять же архитектор Крячков) — бывшее Реальное училище имени дома Романовых, готовившее юношей для поступление в технические вузы, сейчас здесь детская больница.

Рядом с ним здание с адресом Красный проспект, 1. Это построенное в 30-е годы здание Управления «Запсибзолото».

Прогулки по Новосибирску

Перейдем на нечетную сторону, чтобы осмотреть Собор Александра Невского. Очень гармоничный и торжественный храм из красного кирпича, построенный в самом конце ХIХ века в неовизантийском стиле. Храм был построен как памятник Александру III, устроителю великого Сибирского пути. Как и многие другие церкви, во время Советской власти он был закрыт и частично разрушен. В нем в разное время находились проектный институт и даже студия кинохроники. Но в 90-е годы ХХ века храм был восстановлен, и сейчас это действующий храм. В июле этого года перед ним установили памятник Николаю II и цесаревичу Алексею. Царю Николаю, так как город был Ново-Николаевском.

Прогулки по Новосибирску

А мы идем дальше вниз к набережной реки Обь, оставляя справа железнодорожные пути. На противоположной стороне Красного проспекта находятся невысокие здания товарищества «Доверие» (1908 г.), заезжего двора (1915 г.) и общежития Промбанка (1927 г.). Пройдя под путепроводом, слева мы видим, пожалуй, самый длительный и позорный долгострой города — автовокзал. Новосибирская область по площади превосходит некоторые страны, но до сих пор не может позволить себе нормальный автовокзал. Междугородние автобусы вынуждены стоять где-то под путепроводом или под мостом на Южной площади.

Перейдя по светофорам через несколько дорог, мы, наконец, оказываемся в парке «Городское начало», пройдя от вокзала почти 6 км. Первое, что мы видим, это памятник Александру III.

Прогулки по Новосибирску

Установили памятник в 2012 году рядом с сохраненным пролетом первого моста.

И если пролет моста — символ того, с чего начинался Новосибирск, то статуя императора напоминает о том, по чьему указу строилась Транссибирская магистраль. На постаменте памятника надпись: «Повелев ныне приступить к постройке сплошной через всю Сибирь железной дороги, имеющей соединить, обильные дарами природы Сибирские области с сетью внутренних рельсовых сообщений 29 (17 с. с.) марта 1891 г.»

Теперь мы можем ублажить уставшие ноги, посидеть на скамейке, полюбоваться могучей Обью, летом посмотреть на фонтан, струи которого бьют прямо из реки. А если это вечерняя прогулка, то фонтан становится цветомузыкальным. Осенью этого года набережная была реконструирована, и гулять по ней стало еще приятней. Весной здесь благоухает сирень и радуют цветущие яблони, летом — прохлада от реки, осенью — разноцветье насаждений, зимой — белоснежность.

Справа от пролета первого моста мы видим его преемника — новый железнодорожный мост, возведенный в 1985 году. Дав ногам отдохнуть, прогуляемся по набережной, чтобы выйти к остановкам общественного транспорта. Впереди мы увидим Коммунальный (Октябрьский) мост, строительство которого было завершено в 1955 году. «Интересный» случай произошел в 1965 году. Летчик-ас Валентин Привалов, проходивший военную службу, на реактивном самолете МИГ-17 пролетел под мостом в метре от воды. Конечно, такое летное происшествие имело широкий резонанс. Летчика арестовали и хотели отдать под суд за воздушное хулиганство, но… в дальнейшем Привалов продолжил службу в легендарной эскадрилье асов в подмосковной Кубинке. Он повторил «подвиг» Валерия Чкалова, пролетевшего в Питере под Троицким мостом.

До 1955 года районы города на левой и правой стороне Оби связывал понтонный мост летом и ледовая переправа зимой, ну и конечно железнодорожный мост. Если приглядеться, то под пролетом моста можно увидеть вдалеке красную арку нового красивого Бугринского моста. А сразу за Коммунальным мостом расположен метромост, движение по которому началось в начале 1986 года. Это самый длинный крытый (зимой же без этого нельзя) метромост.

Прогулки по Новосибирску

Михайловская набережная уводит нас дальше, до Речного вокзала, откуда в навигацию уходят теплоходы по Оби. Зимой здесь устраивается Ледовый городок, летом функционируют аттракционы, а на праздники проходят концерты и устраиваются салюты. Салют на реке — зрелище непередаваемое, когда разноцветьем полыхает небо и вода. Особенно хорошо смотреть салют счастливчикам на теплоходе (специальная прогулка).

Мы же свою прогулку закончили, и перейдя по подземному переходу, попадаем ко входу в метро и остановке автобусов-троллейбусов-маршруток. На метро до Главного вокзала нужно ехать с пересадкой, зато можно увидеть очень красивую станцию пересадки «Сибирская». Стены станции отделаны светлым мрамором, поверх которого смонтированы восемь мозаичных панно. Художественные мозаики выполнены из разноцветных камней и посвящены различным темам природы и истории Сибири. Очень красивые панно, на них стоит посмотреть.