Турист Андрей Смирнов (SAY)
Андрей Смирнов
был вчера 10:17

Иматра — Финляндия Июнь 2015

У меня есть отзыв с похожим названием. Он посвящен впечатлениям от славного города Кронштадта https://www.tourister.ru/responses/id_21065 .

Этот отзыв будет посвящен гораздо менее славному, но, по-своему, тоже очень провинциальному городку Иматра, где мы недолго отдыхали. Иматра появилась в планах довольно случайно. Настоящий отпуск тем летом не получился, а хотелось где-то скрасить будни. Мы давно собирались специально съездить в Финляндию — а то все проездом, пожить в коттедже, половить рыбку. Но мы люди «безлошадные», поэтому вынуждены выбирать места доступные для общественного транспорта. А тут еще знакомая рассказала, как проезжала через Иматру и наблюдала там шоу со спуском воды из водохранилища, на которое специально приезжают люди со всей Финляндии и даже из-за границы — ближней и дальней.

Для меня же Иматра, как выяснилось, была близка еще и тем, что в далеком 1978 году я работал в экспедиции недалеко от соседнего российского города Светогорска. Тогда местная природа очень понравилась мне своей карельской красотой. Отличное место для отдыха! Ну, а особого выбора места проживания не осталось после того, как увидел на Букинге, что одна из главных местных доминант — отель, расположенный в настоящем замке.

Провинциальные финские городки. Иматра

Дороговато, но на сутки — потянем, решил я и стал заказывать номер. Об отеле я пишу здесь https://www.tourister.ru/world/europe/finland/city/imatra/hotels/51801/response/7798. Транспортная проблема решается легко — огромное количество фирм предлагают как однодневные, так и специальные поездки в Иматру. Я выбрал «Альтертранс» — они отлично справились. Стоимость — 1000 руб. с человека в один конец. Из дома нас забрали в 5 утра, на следующий день в 5 вечера туда же и вернули. Машины новые, от границы ехали 3 часа, саму границу проходили минут 20. Очень кстати оказалась возможность отметить финскую визу, которая скоро закончится — «туристов» с таким желанием ездит в Иматру множество.

Главной целью ставилось: погулять, подышать чистым воздухом, посмотреть шоу и привезти рыбки. Все задачи были успешно решены. Но — по порядку.

Я не буду пытаться провести сравнительный анализ двух провинциальных городков — хотя очень бы хотелось. Но тогда придется говорить об уровне культуры, менталитете, окружении и т. п. — а я этого не люблю. Иматра гораздо более космополитична — русская речь там звучит так же часто, как и финская, хотя слышны и англичане и немцы. И это накладывает особый отпечаток — с одной стороны — глухая финская провинция, а с другой — международный туристический центр. И это не случайно — поразило умение местной администрации сочетать одно с другим и сделать, например, из такой обычной технологической операции, как сработка водохранилища, столь привлекательное шоу. Для россиян городок привлекателен еще и глубоким — и не всегда желанным, проникновением наших сограждан в его инфраструктуру. Из трех магазинов, где мы были — в двух с нами говорили на великом-могучем. Но особенно ярким свидетельством этого явились вот эти два объявления

Провинциальные финские городки. Иматра

Отгадайте с 3-х раз, что это за напиток — уай?

Но что-то я отвлекся — буду последовательным. Приехали мы в 9 утра по местному времени. Первым делом — завтрак. Мы зашли в небольшое кафе, где по причине раннего времени сидели несколько аборигенов с газетами, и заказали по кусочку торта и кофе.

Девочка-официантка на хорошем русском языке дала нам пару советов по осмотру городка. До заселения в отель у нас было 6 часов и мы пошли проникаться местной жизнью, что, кстати, без своего транспорта довольно затруднительно — город растянулся вдоль Вуоксы на несколько километров и до одной из главных достопримечательностей — Церкви Трех крестов, мы так и не добрели. Точнее, поначалу мы очень бодро шли по прекрасной сосновой тропе — аллее вдоль шоссе и берега реки отмечая для себя дикорастущие, но никого не интересующие маслята и сыроежки.

Провинциальные финские городки. Иматра

Рядом с нами, бегом и на велосипедах, перемещались местные жители. А мы хотели дойти до рыбного магазина, отмеченного на карте — он располагался где-то в новостройках. По пути нам встретился «крупный» торговый центр, где мы увидели один из забавных примеров местного менталитета — парковку для собак (может, ездовых?)

Сам «крупный» центр оказался пародией, но невдалеке маячила реклама крупного продовольственного магазина, куда мы и направились. Расположен он в местном районе «Черемушки», застроенном типовыми многоэтажками

Кстати, по пути мы заметили гораздо более привлекательны «новостройки» — очень «финские», где в квартирах много света и у подъездов построены специальные «зоны для общения» — или лавочки под навесом — по-нашему

Провинциальные финские городки. Иматра

Большой магазин — типа наших «Каруселей», поразил размерами и своеобразным ассортиментом — одними жевательными конфетами, выложенными на витринах, можно накормить всю Финляндию. Столько же и разновидностей корма для животных. А вот от мясных и рыбных витрин ожидал большего. Следуя давней традиции и зная о наличии чайника в номере — закупили перекус на ужин.

Промышленная же торговля представлена на местной пешеходной улице в центре — магазины там известных у нас марок, но вот работают они только до 17–18 часов. Мне понравилась мужская одежда любимой марки Bugatti.

На обратном пути обнаружились интересные постройки, опять-таки, характерные для местной жизни. Во-первых — большой спортивный центр и бассейн с хлорированной водой. Но следуя местным экологическим правилам, из бассейна специальная стеклянная галерея ведет к мосткам, с которых можно прыгать в чистую реку.

Провинциальные финские городки. Иматра

Во-вторых — местный «Скансен» — подворье крестьянского дома На территории находится трехкомнатная изба с роялем хлев, сауна, колодец, амбары и загончики с птицей.

Всем управляют 2 маленькие девчонки, которые продают билеты по 2 евро для взрослых и самодельную выпечку. Детям там интересно побегать.

Есть обогреваемые удобства — хотя вокруг — лес

Провинциальные финские городки. Иматра

А в этом лесу устроено поле для гольфа и между лунками прорублены специальные просеки. Так вот, случайно, и к культуре приобщились.

В-третьих — большой рыболовный центр на косе, где можно купить лицензию на ловлю рыбы, тут же в специальном пруду ее поймать, а в ресторанчике — зажарить и съесть.

Кстати, о еде. Конечно, хотелось попробовать чего-то аутентичного. Но питательные заведения в центре города представлены итальянской и испанской кухнями. Мы выбрали главный ресторан Rosso, где без понтов съели рыбу с сезонными овощами и пюре, фрикадельки с сезонными овощами и пюре, 2 кусочка пармской ветчины с дынькой и пиво. Дороговато, но быстро и сытно. Как альтернатива — рядом Макдональдс и рыбный магазинчик, где русские хозяева предлагают рыбный суп за 5.5 евро и жареную рыбу за 5 евро — но на пластиковых тарелках.

Ну и в-четвертых — еще один очаг культуры — домашний музей финской армии. Вход туда был закрыт, но выставленная на крылечке фигура финского солдата работы местного Урфина Джюса (для тех, кто не в теме — это злодей, создававший деревянных солдат и оживлявший их) надолго отбивает охоту на них нападать — уже страшно

Провинциальные финские городки. Иматра

А тут и время заселения настало. Отдохнув в номере мы пошли готовиться к главному мероприятию вечера — пуску воды. Плотина выглядит зловеще

Жадный до зрелищ народ занимает места на мосту (ха-ха!) уже минут за 40 до начала. Само русло, не заполненное водой, выглядит очень зловеще настоящая теснина.

Смотреть можно сверху и снизу — поскольку процесс длится минут 20–30 можно успеть туда и туда. Я рекомендую начать просмотр с моста, а когда поток наберет силу — спуститься под мост к воде. А для особо продвинутых возможен просмотр и в движении.

Провинциальные финские городки. Иматра

Для этого над руслом протянуты канаты и местные самоубийцы пролетают по ним с берега на берег за 10 секунд. Помните, в «Короне Российской империи»: «Всего за 5 франков русский самоубийца пройдет на руках по всему парапету!». Здесь же, чтобы попробовать стать самоубийцей, надо заплатить самому. Причем расценки — ощеломляющие. Лететь в базовой позиции стоит 35 евро, вниз головой — 50, а в позе «супермена» т. е. горизонтально — аж 70! Я просто обалдел от таких расценок. Причем пролет над сухим руслом — в 2 раза дешевле. Видимо, считается, что упасть в ревущий поток более комфортно, чем просто на камни — а за комфорт принято доплачивать.

Кстати, на другом берегу находится, по-моему, единственный в мире памятник…самоубийцам-утопленникам. Много их тут было…

Это еще раз к вопросу о менталитете и способностях — на простом мероприятии люди зарабатывают неплохие деньги — отбою от желающих нет Вот ведь забавники какие! Само мероприятие, в целом, понравилось. Жаль только, что музыка Сибелиуса была «непричем» и плохо слышна, а подсветка из-за отсутствия темноты тоже отсутствовала. Вообще, наличие гидроэлектростанции с верхним бьефом и выставленной для обозрения турбиной для меня, как человека сдававшего 30 лет назад экзамен по гидротехническим сооружениям, были очень интересны, а представленные рядом изображения процесса — еще и наглядны.

Мы же решили осмотреть местные достопримечательности в лесной зоне, расположенной по обоим берегам ущелья. Там находятся, так называемая, Императорская беседка, какие-то валуны с надписями типа «Киса и Ося тут были» и датированные 1874 годом, а также смотровые площадки на которые надо в обязательном порядке водить будущих геологов — настолько там все наглядно

Провинциальные финские городки. Иматра

Насыщенный день подходил к концу и мы отправились на отдых. На утро была запланирована покупка рыбы в русском магазине — до арабского мы так и не добрели — как непременный атрибут посещения соседней страны — иначе люди не поверят, что там были. Повеселили элементы местного уличного декора

Кроме копченого сига и гольца нас еще заинтересовали консервы из бизона, медведя, лося и северного оленя, которому мы отдали предпочтение, прочитав на этикетке состав продукта:«северный олень — 78%, вода, крахмал, соль- 1.7% и т. д." Оставшуюся часть утра я посвятил сауне, а жена — прогулкам по окрестностям. В 12 часов мы расплатились за номер, а в 12–20 нас забрала машина, чтобы везти домой, в Мегаполис.

Краткое резюме — из двух упомянутых провинциальных городков финский понравился больше — хотя я и патриот родного города и окрестностей. Это я еще не стал его сравнивать с соседним Светогорском — расстояние между ними всего 6 километров, но тезис «Два города — две судьбы» просматривается отчетливо. У нас даже зелень не зеленая, а какая-то серая — то ли от пыли, то ли от местного ЦБК. Ну, а уж вся остальная инфраструктура… Конечно, жить в такой провинции я бы точно не стал, но если есть возможность ненадолго съездить продышаться — почему бы и нет?