Турист Светлана (Svet-lanka)
Светлана
была 16 июля 2023 17:57

Великий Новгород — Россия Август 2017

«На заре русской истории мы обязаны новгородцам тем, что мы такие, какие есть, что мы русские».

(Д. С. Лихачев)

Есть такой город, откуда все начиналось. Город духовных, культурных истоков, город истоков нашей государственности. Имя его Новгород. Здесь кипела жизнь еще в ту пору, когда великое Московское княжество даже не думало зарождаться. Город древнее многих столиц мира. Город без которого Россия была бы уже не Россией…

Откуда все начиналось. Великий город Новгород

Сейчас, гуляя по улицам этого скромного по размерам городка (с населением чуть больше 200 тысяч), сложно представить, что когда-то он был центром всего нашего государства. Здесь происходили знаковые события, творилась история, и роль Новгорода в становлении России сегодняшней нельзя недооценивать. Наверное, поэтому в 1999 году ему заслуженно присвоили «Великий». А давайте отправимся в Новгород и убедимся, что он действительно такой. Великий. Это путешествие не просто в один из древнейших городов, это путешествие в веках, в коридорах нашей славной, местами трагической и такой сложной истории. Путешествие, которое сделает нас хоть чуточку ближе к истокам, хоть чуточку приоткроется завеса знаний о том, кто же мы такие на самом деле, дети русских лесов и степей.

Все основные достопримечательности города сосредоточены в центре — по обеим сторонам реки Волхов, которая впадает в озеро Ильмень. Уже одни названия как бы намекают нам, что места очень древние, за каждым кроется своя многовековая история. Как и полагается древнему городу, здесь есть средневековая крепость — Новгородский Детинец. Первые упоминания о нем еще в 1044 году. Но первоначальный Кремль не сохранился, и сейчас мы можем любоваться построенным немного позднее — в XV веке. Надо сказать, что это был первый Кремль из красного кирпича на Руси, и для его строительства Иван III пригласил итальянских мастеров и немецких строителей. Крепость с девятью башнями служила отличным образцом военно-оборонительной архитектуры, взять ее было невозможно.

Откуда все начиналось. Великий город Новгород

Для Новгорода XV век, можно сказать, стал переломным. Ведь на протяжении нескольких веков он был вторым по значимости центром после Киева. И только Иван Грозный осмелился подчинить новгородские земли Московскому княжеству. Как он это сделал, лучше бы и не знала история: сжигали дома, а жителей пытали и топили в Волхве. Настолько были не покорны, независимы и сильны духом новгородцы.

Откуда все начиналось. Великий город Новгород

Однажды, прилетел голубь и сел на крест купола Софийского собора, глянул вниз и окаменел от ужаса, который увидел… сотни убитых, замученных тел новгородцев. Так и остался каменным сидеть на кресте. Теперь голубь, как символ святого духа, оберегает город. Присмотритесь — на одном из крестов он и сейчас сидит на Софийском соборе (во время Великой Отечественной войны голубя вывезли испанцы в качестве трофея, несколько лет он находился в Мадриде, но позже был возвращен Новгороду).

А что же сам Софийский собор? Главная достопримечательность Великого Новгорода? Нет, это больше. Это главная духовная достопримечательность нашей страны! Самый древний собор на территории России, старше его только киевские. Для меня было большой неожиданностью такая информация. Сколько древних городов в России, сколько красивых церквей, одно «Золотое кольцо» сколько православных ценностей хранит… а самая оказывается здесь. Вот вам еще одно доказательство того, что отсюда все начиналось.

Откуда все начиналось. Великий город Новгород

Софийский собор был заложен Владимиром, сыном Ярослава Мудрого еще в 1045 году и дошел да наших времен почти в своем первоначальном виде (лишь во время второй мировой войны немецкий снаряд попал в купол). Сохранились и древние фрески внутри собора. Конечно же, этот памятник входит в список культурного наследия ЮНЕСКО. К слову сказать, они взяли под охрану еще 29 объектов в Новгороде. Так что сомневаться в уникальной исторической значимости города не приходится.

Откуда все начиналось. Великий город Новгород

Об этом нам напоминает и величественный памятник 1000-летия России, который находится на территории Кремля. Он был установлен по приказу царя Александра II в. 1862 году, в честь 1000-летия призвания варягов. Считается, что именно в 862 году первый князь Рюрик пришел править в новгородские земли (под Новгородом было их первое поселение — Городище, до сих пор археологи ведут раскопки и находят все новые артефакты). Памятник сложный, многослойный. Его фигуры олицетворяют православную церковь и саму Россию, царскую власть, также там изображены выдающиеся личности — писатели, художники, государственные деятели.

Откуда все начиналось. Великий город Новгород

На новгородские земли выпало немало испытаний: это и войны с половецким и суздальским княжествами, и битвы со шведами, и страшная чума, и насильственное подчинение Москве… В Софийском соборе есть дивная икона Знамение Божьей Матери — это главная защитница Новгорода. Во времена распрей и войн с Суздальским княжеством, она буквально спасла новгородцев. Суздальское войско уже практически подчинило себе Новгород, и надеяться оставалось лишь на чудо, и чудо случилось. Когда один суздальский воин попал копьем в глаз иконы Божьей Матери, из глаза святого лика потекли кровавые слезы. И тут же набежали темные тучи, и перестали видеть суздальцы, без разбору размахивая оружием. Битву они проиграли и ушли с новгородских земель. Вот такими легендами обросла земля новгородская. Какие же темные мрачные времена были. Княжества воевали друг с другом, свои на своих шли… Да, большими кровью и потом далась нам эта государственность.

А как не вспомнить о том, что в Новгороде зародилась демократия? Именно в этом славном городе стали проводиться первые народные собрания — Вече. На собраниях горожане обсуждали и решали важные вопросы, и даже Владыку — архиепископа выбирали. Хотя сами считали, что выбирает его София. Каким образом? Достаточно забавным. Писали имена, претендующих на эту должность, и оставляли дощечки в Софийском соборе у икон. Потом заходил какой-нибудь слепой старец или несмышленый малец и выносил дощечки, оставляя одну. Вот та одна что оставалась в церкви, чье имя на ней было, тот и становился архиепископом, владыкой Новгорода. Вот так София выбирала!

Откуда все начиналось. Великий город Новгород

С Новгородом связано и имя великого князя Александра Невского, здесь прошло его детство. Не Новгород ли привил ему любовь к родине, к земле русской, не Новгород ли воспитал в нем такую силу воли и духа? Вот так поднимешься на мост, взглянешь в эти дальние дали, всмотришься в глубь этой широкой реки, да на могущественную крепость, и задумаешься, а разве могло быть по-другому? Разве могли другими быть новгородцы? Здесь сама природа призывает быть сильными, с наполненной душою плыть на встречу ветру и вершить историю…

Откуда все начиналось. Великий город Новгород

Давайте перейдем на противоположный от Кремля берег по мостику, с которого, кстати, открываются великолепные виды, и познакомимся не только с духовным и политическим центром, но и торговым. Именно торговля сыграла главную роль в развитии этого города и в преобразовании его в крупнейший центр Руси. У Новгорода с древних времен была налажена связь с Балтикой и Средиземноморьем, заключались договора с немецкими городами, через Новгород проходил знаменитый путь «от варяг к грекам».

Откуда все начиналось. Великий город Новгород

Напоминанием о той бойкой торговой жизни города является Ярославово дворище. Белоснежные торговые ряды, многочисленные церкви XIV–XV веков. Здесь они не случайны, новгородские купцы не скупились и строили церкви поближе к торговому двору.

Откуда все начиналось. Великий город Новгород

Сейчас Ярославово дворище тоже не пустует. Проводятся ярмарки, фестивали, народные гулянья. Место, где можно окунуться в атмосферу средневековой Руси. Примерить национальный костюм, отведать лакомств по старинным рецептам, поучаствовать в народных забавах, или послушать былинные песни, а еще погладить кроликов и козочек, самому расписать игрушку… в общем обязательно загляните сюда, скучно не будет!

Откуда все начиналось. Великий город Новгород

Если останется время, можно покататься на катере, который ходит по Волхве до озера Ильмень. А вот для тех, кто поставил задачу отведать исконно русскую кухню в Новгороде, следует запомнить, что в пятницу-субботу это сделать почти нереально. По крайней мере, нам не удалось. Оказалось, в самом древнем городе не так уж много заведений в русском стиле. Новгородцы давно уже перешли на суши, пиццы и прочие заморские яства. Для туристов, даже для иностранных гостей, которых в Новгороде немало, по пальцам можно пересчитать русские едальни. А если они еще и отличаются качественной и вкусной едой, то пиши пропало. Точнее закрыто на спецобслуживание. Мы попытали счастья в трех-четырех заведениях и безуспешно. Ну что поделаешь, если любят новгородцы свадьбы играть в исконно русских традициях, и блюда на столах должны быть соответствующими. Так что остались мы без пирогов и блинов, да и ну их эти блины, не за этим же ехали в конце концов. Главное, чтобы пища была духовная/эстетическая, а тут ее в достатке. Так что, продолжим.

Откуда все начиналось. Великий город Новгород

С развитием торговли связано еще одно умение новгородцев, отличавших их на то время от всех остальных. Почти все жители Новгорода были грамотными, писать умели даже дети. Конечно, во многом это объяснялось тем, что без письменности вести торговлю ну никак было нельзя. Тут тебе нужно и договор заключить, тут и долговую расписку написать… Но как было неожиданно для археологов найти берестяные дощечки с бытовыми записями — письмами! Там были и любовные истории, и ссоры, и прочие бытовые монологи/диалоги. Таких берестяных писем уже найдено более 900… О том, что письменностью владели не только купцы и высшие слои населения говорят и стены некоторых древних соборов. Знаете, где появилось первое граффити в России? Ну вы уже догадались, конечно же в Новгороде! Некоторые не очень благопристойные горожане не постеснялись нацарапать на стенах собора свои мысли-послания, которые дошли до наших времен. Где умеют писать, там естественно и читать. Самые древние книги-молитвенники, опять же, нашли в Новгороде. Да что там говорить, новгородцы вообще были гражданами очень продвинутыми. В лаптях никогда не ходили, предпочитая кожаную обувку, новгородские дамы одни из первых на Руси начали красоваться перед зеркалом. Даже новгородские дороги были замощены раньше, чем в Париже. Так как местность болотистая, догадались жители мостить балки, которые до сих пор находят на раскопках. Вообще для археологов, историков, искусствоведов Новгород — крайне притягательное место. Еще бы! Здесь столько сохранилось… и средневековые стены, и самые древние фрески, предметы быта и останки людей. Последние, кстати, дошли в налучшем виде до наших времен благодаря все той же болотистой местности. Оказывается, в такой сырой почве все сохраняется куда лучше.

Откуда все начиналось. Великий город Новгород

Если вам хочется поближе познакомиться с древними традициями и бытом новгородских земель, то загляните в Витославлицы. В 10 километрах от Великого Новгорода возле озера Мячино, находится музей народного деревянного зодчества. На большой территории разбросаны церквушки, часовни, деревянные избы, относящиеся к XV–XVI векам. Собрали их из разных поселений Новгородского княжества.

Откуда все начиналось. Великий город Новгород

Интересно не только гулять по территории, но и заглянуть в некоторые избы. Внутри все как и несколько столетий тому назад. Кажется, что просто купец вышел на минутку во двор, а ты тем временем пробрался подглядеть. Даже хлеб на столе, и ягоды в кадке и те не тронуты, а как хочется забраться на печку и хоть немножко побыть на месте персонажа какой-нибудь доброй русской сказки! В Витославлицах тоже бывают народные представления и гуляния, но больше всего здесь любят справлять свадьбы, строго по всем новгородским традициям.

Откуда все начиналось. Великий город Новгород

Еще один повод приехать в Витославлицы — чудесная природа. Как приятно гулять в тени хвойных деревьев, вдыхать разнотравье, наслаждаться тишиной, а вокруг стрекозы, стрекозы… Только смотрите аккуратно, не утоните — все-таки местность болотистая.

Откуда все начиналось. Великий город Новгород

Прогуляйтесь к живописному озеру, или к рукаву речушки — оттуда открывается великолепный вид на Свято-Юрьев монастырь. Это еще одна важнейшая достопримечательность — монастырь XI века, на протяжении многих столетий он являлся духовным центром Новгородской земли. Посетите и его.

Откуда все начиналось. Великий город Новгород

Многое удалось увидеть за один день в Новгороде, но далеко не все. Главное, удалось проникнуться этим городом, его величественной историей, хоть немножко прикоснуться к истокам нашей русской земли, ее богатой духовности и культуре. Сделать хотя бы маленький, но уверенный шажочек в сторону познания себя и осознания того, кто есть мы, русские люди на русской земле. Спасибо тебе за это Новгород, который, безусловно, теперь мы знаем, Великий. Великий Новгород, с превеликим уважением к тебе!