Турист Антон Исаков (Mahnozoid)
Антон Исаков
был 5 декабря 2018 9:24

Усьва — Россия Сентябрь 2017

В новое путешествие меня неожиданно втянул приятель-фотограф. Написал мне Вконтакте: «А поехали с нами!» Я собрал внутренний совет из экономиста, интроверта, фотографа и авантюриста. Проголосовали пополам, но я, как председатель комиссии, утвердил ответ «За». Меня ждала та самая российская глубинка, воспетая поэтами и писателями 19 и 18 веках. Я еду в Каменный город!

Каменный город

Для начала я добрался до турфирмы. Привязался к менеджеру с кучей вопросов. Какова сложность похода? Какой транспорт? Сколько человек в группе? Позанудствовал. Потом спросил про фото с сайта. Выяснил, что можно поснимать и показать им фото. Если турфирме понравится, то можно съездить бесплатно в новую поездку с обязательным фото-отчетом. Такой вот бартер. Фото я обязательно сделаю, но мой мрачный стиль турфирме точно придется не по нраву.

Путёвка куплена, охотничий костюм и кроссовки сняты с брата, аккумуляторы заряжены, фотокамеры упакованы, бутерброды с сыром и ветчиной приготовлены.

План поездки был простой. 8:00 — отъезд из Перми от Драмтеатра. 12:00 — прибытие на место, экскурсия. 14:00—15:30 — свободное время для самостоятельного исследования. 15:00 — обед. 16:00 — отъезд в Пермь. Поездка была назначена на воскресенье. На деле прошло немного не так.

С непривычки тяжело рано вставать, я опоздал на нужный трамвай и шёл от Центрального рынка до Драмтеатра пешком. И всё равно успел вовремя. Тут появился мой приятель-фотограф. Он ехал в составе небольшой группы своего рабочего коллектива.

Каменный город

Набрался полный автобус туристов. Почти 50 человек. Мы вдвоём сели в самый хвост автобуса. Приятель достал клюквенную настойку, чтобы отметить начало нашего первого совместного фото-путешествия. Было ещё немного коньяка, но мне так и не удалось его попробовать.

Едва стоит выкатить за границы городов на бесконечную сеть автодорог страны, как попадаешь в другой мир. Здесь буквально царство медитации, тишины и отсутствия движения. В такие моменты понимаешь, насколько велика Россия.

Каменный город

Затем начала вещать гид — немолодая женщина, которая картавила и везде вставляла слова-паразиты. Это нас очень бесило. Считаю это непрофессионализмом. Гид рассказывала всякие разности о Перми, которые казались притянутыми за уши к нашей поездке. На остановке мы попытались деликатно сказать ей о сложности восприятия её речи, и она обиделась, хотя говорить продолжила. Слушать её было невозможно, поэтому мы сами болтали громко и без умолку. Соседи оборачивались, смотрели с укором и пшикали на нас или отсаживались подальше.

Немного о моем приятеле. Он фотограф, причём более профессиональный, нежели я. Больше всего любит фотографировать обнаженную натуру. Хотя в поездке выяснилось, что любовь к пейзажам у него имеется тоже, и весьма большая. Как мальчишка, рвался сидеть у окна. Всю поездку он смотрел в окно и иногда восторженно охал: «Какой пейзаж!», «Ты смотри, какая долина», «Да сюда надо снимать ехать», «Чёрт подери, какой полуостров, офигеть!» Нам хотелось, чтобы автобус останавливался в каждом таком месте минут на десять, давая нам возможность поснимать. Возникла даже идея приехать сюда на рейсовом автобусе, на что я заметил, что объекты нашего интереса всё-таки находятся на определенном расстоянии, которое пешком преодолеть весьма сложно. Проще говоря, нам нужна машина. Мой друг ранее являлся обладателем полноформатной фотокамеры Nikon, но используя дешевую SD-карту памяти, сломал оборудование. Сейчас он грустит со старенькой моделью Nikon D3200, у которой тоже проблемы с картой памяти и почти не снимает ничего.

Только когда автобус въехал в Чусовой, гид начала рассказывать какие-то интересные вещи — про заводы, здания и памятники.

Каменный город

Затем была запланированная остановка на Белых камнях. Пассажиры высыпались из автобуса и гурьбой побежали в сторону кучи серых камней, которые были испещрены разными надписями, выдавая некультурность их авторов.

Белые камни — отличная обзорная площадка. В хорошую погоду отсюда виден хребет Басеги. Являются памятником природы, считаются одним из семи чудес Гремячинского района. В стороне от дороги сквозь просвет открывается вид на долину реки Большая Гремячая. Действительно, симпатичный вид.

Каменный город

Пока все туристы снимали себя на фоне камней и долины, я ползал по ближайшим кустам в поисках кадров. В поездку я взял целых две камеры: отдельно для фото и видео. В костюме цвета хаки я был похож на охотника или разведчика. Мой приятель уже положил глаз на потенциальную модель для фотосессии — симпатичную молоденькую блондинку из группы. Стоило мне отвернуться, а он её уже фотографирует. Затем он уже сам позировал мне, требуя хороших фотографий. Я после своего Fujifilm X-E2 весьма неохотно взялся за Nikon D3200.

Следующая остановка была в поселке Усьва, который располагался по оба берега одноименной реки. Вооружившись камерой, я вновь побежал на фотоохоту, стараясь избегать людей в кадре и поблизости. Пейзажи в этом месте выдались на редкость дивные. Река протекала по дну небольшой долины, а берега под углом уходили вверх, образовывая чашу. Мост приятно дополнял картину. В такие моменты у меня просыпается дикая тяга искать красивые кадры и снимать без остановки почти до беспамятства.

Каменный город

Перед самым прибытием нам прочитали короткий инструктаж по технике безопасности под личную роспись. Действительно, любые горы — это опасность. Наш второй гид, который обеспечивал техническую часть поездки, потом рассказывал о падениях со скал, переломах и прочих ужасных вещах, которые регулярно происходят в Каменном городе.

Наконец, мы приехали. Некоторые переобулись в резиновые сапоги. Я ещё окончательно не представлял, каким будет «лёгкий путь на 15 минут» по словам менеджера, продавшего мне путёвку. На стоянке кроме нашего стояли ещё пара пассажирских автобусов и несколько легковых автомобилей. Приехавших людей было предостаточно. Я сразу потерял нашу группу, но это меня сильно не заботило. А вот когда я увидел дорогу, по которой предстояло идти пешком, то пришёл в ужас. Представьте себе небольшую протоптанную колею, по которой иногда ездят машины, после продолжительного дождя. И это целый километр.

Каменный город

В итоге я, словно ниндзя, передвигался, перепрыгивая по относительно не сырым и безопасным пятачкам, вызывая смех моего приятеля, шлепавшего в берцах, купленных загодя в магазине спецодежды. Знакомая нам блондинка была еще хуже подготовлена к пешему переходу. Она оделась в яркие красную куртку и розовое трико, а ее прогулочные ботиночки гид обмотал обычным скотчем для какой-никакой защиты от влаги. Она еще смеялась: — «Я вообще не представляла, куда еду.»

На груди у меня болтался фотоаппарат, поэтому я жутко боялся поскользнуться и упасть, был предельно аккуратен. Скорость передвижения была низкая, и вскоре я потерял из виду приятеля. Тем более, когда постоянно смотришь под ноги, то не замечаешь, что происходит вокруг. При этом я умудрился сделать несколько фотографий. Последние метров сто пятьдесят меня ждало облегчение в виде сколоченной из досок дорожки шириной восемьдесят сантиметров. Мысленно я ругал местное руководство, которое не может устроить нормальную инфраструктуру для столь популярного туристического места. По моим наблюдениям половина туристов приезжает в лёгкой обуви.

Каменный город

У входа толпилось столько людей, что я с трудом выделил свою группу. Тут же заметил моего приятеля, фотографирующего блондинку. Мешать процессу мне не хотелось, и я решил послушать гида, чтобы подчерпнуть полезную информацию. Однако сразу стало понятно, что гида с такой речью слушать не хочется. Перемещаясь с группой, я фотографировал и снимал видео, краем уха слушая местную легенду про принцессу, её губы на скале, злого волшебника и его профиль, скал-черепах и сам каменный город.

На самом деле это природный заповедник. Столпотворение скал посреди леса. Ветер и время обточили их самым необычным образом, создав настоящие памятники. Скалы заросли мхом, деревьями и кустарником. Изучить Каменный город можно спокойно за час, он очень компактно устроен. Смотровые площадки здесь имеются, но доступ к ним осложнён и опасен. Мой приятель в итоге забрался, а я нет.

Каменный город

Увлёкшись фотосъёмкой, я потерял нашего гида. Хотя, к этому все вело. Ведущий группы должен как-то выделяться, а здесь была обычная женщина, похожая на десятки таких же туристов, без каких-то опознавательных знаков. Невелика потеря, — подумал я и продолжил снимать. Вокруг ходили люди. Много людей. Все разговаривали и фотографировали. Нескольких я идентифицировал, как участников нашей группы.

Я хотел найти обзорную точку, но не догадался, что нужно забираться на самые высокие скалы. Нашёл лишь какую-то плоскую каменную платформу и устроился там на отдых подальше от снующих везде туристов. Здорово было, что погода, несмотря на общую пасмурную мрачность, не поливала всё дождём. Я захватил с собой зонт, но меня совсем не радовала перспектива скакать по скалам и грязи с зонтом в руке и фотокамерами в рюкзаке. Не за этим я сюда приехал.

Каменный город

После лёгкого второго завтрака и задумчивого отдыха на камне с парой автопортретных фото, я побрёл дальше. Почему-то меня тянуло дальше в лес, а не на каменные улочки. О чём ранее и говорил — очень компактное место — пятьдесят метров и обычная тайга вокруг — ни камней, ни ограждений или указателей. Наткнулся на группу школьников. Пока дети играли под огромным валуном, взрослые занимались приготовлением обеда. Я молча поснимал костёр на видео.

Из-за своей рассеянности, я прослушал точные указания на счёт обеда, и теперь никак не мог понять, когда мне возвращаться в лагерь. Всё казалось, что пропущу обед, и группа вообще уедет без меня. Спросить было некого. Погуляв немного ещё, решил отправляться в обратный путь. Никого рядом не было.

Каменный город

Теперь я поступил хитрее — сразу сошёл с грязной дороги в лес. Здесь везде вдоль дороги сетью протоптаны тропинки, вполне пригодные для ходьбы даже в кедах. Ощущения, когда идёшь по лесу один, сильно отличаются от ходьбы с кем-то. Сразу просыпаются какие-то внутренние инстинкты, появляется дух приключения. Конечно, ты уверен, что никакая опасность здесь и сейчас не угрожает. Заблудиться сложно, на диких зверей не натолкнёшься, в болоте не утонешь. Пока я пробирался сквозь лес, то смыл грязь с кроссовок.

Выйдя к основной дороге и заснувшим автобусам, увидел лоток, где женщина продавала пирожки. Дорогу они сделать не могут, а пирожки продавать вполне. Рядом мужчина торговал сувенирами на тематику Каменного города. Даже не посмотрел на его товар. Подумать только — кому придёт в голову здесь покупать магнит или открытку. Вот стопку коньяка или чая очень даже можно.

Каменный город

Выйдя на поляну, обнаружил нашего второго гида. Он скакал вокруг костра, готовя обед группе. Рядом был растянут большой тент из ткани, державшийся на веслах. Это показалось мне очень забавным. В разговоре с гидом выяснилось, что возвращаться в лагерь нужно было минимум через полчаса. Перекинувшись с ним парой слов, я пошёл бродить по округе. Вернуться в Каменный город ещё можно было, но мне совсем не хотелось вновь преодолевать километр грязи, поваленных деревьев и мокрого мха. Ещё я ушёл от места стоянки, чтобы не дразнить себя едой на столе. Там уже были блюда с порезанными овощами и бутербродами с салом.

Через двадцать минут начали подходить другие туристы из группы, скапливаясь у стола. Кто-то не выдержал и хапнул первый бутерброд. Известное дело, как на природе просыпается аппетит. Двое мужчин пили коньяк из маленьких стаканов. Тут подоспел свежесваренный суп, настолько горячий, что приходилось держать пластиковые одноразовые тарелки в перчатках. Некоторые ненароком сломали дно у тарелок, и суп проливался на стол. Учитывая общую влажную прохладную погоду, горячее сейчас было очень уместно.

Каменный город

Среди обедавших людей я заметил блондинку-фотомодель, а вот моего приятеля не было. Даже когда вернулись гид и последние туристы, он отсутствовал. Вышел из леса уже когда многие заканчивали с супом. «Да я гулял», — был его ответ. Мы стояли рядом и обсуждали поездку, симпатичную блондинку, погоду, обед и другие важные темы. Немного спрыснул дождь. Я сразу бросил очередной бутерброд и схватился за фотокамеру. Хотелось как можно больше привезти красивых фото из поездки, учитывая, что из Каменного города я ушёл ранее, чем требовалось. Ещё я тихонько заметил приятелю, что несмотря на уговор на счёт платного обеда и отдельно порции глинтвейна, можно было за это не платить, ведь никто здесь не спрашивал о факте уплаты, просто кормили. Вторым блюдом был шашлык. Туристы уже так наелись, что встретили мясо как-то вяло, а добавку вообще доедали человек пять — остальные к тому времени ушли в автобус. А ведь был ещё горячий чай с разными вкусными штуками. Обед — единственное, что мне понравилось из организационных вопросов в поездке.

Когда часы показывали четыре вечера, мы уже устроились в автобусе. Гиды на улице собирали последнее оборудование. Приятель показал мне фотографии с фотосессии и посмотрел мои, заметив, что снимаем мы совсем по-разному. Едва автобус тронулся, как через десять минут нас сморило в приятный послеобеденный сон. Проснулись уже после того, как минули Часовой. На обратной дороге гид пощадила наши уши и совсем не говорила, поэтому нам удалось без проблем пообщаться. Мы обсудили возможность пешего похода в пригородный лес, если случится солнечный день в ближайшие недели. Острой проблемой стало отсутствие термоса, но это ведь не станет помехой прогулки двух фото-романтиков.

Каменный город

В восемь вечера я оказался дома, притащив назад половину заготовленной еды. Также почувствовал, как начало гореть и саднить горло. Оказалось, я застудил его холодными съеденными помидорами на лесном обеде. Ещё я привёз около 40 фотографий и 10 минут видеоматериала, из которого планировал сделать короткий ролик.

Каменный город — интересное место для посещения. Однако страдает от таких же недостатков, как и большинство подобных мест: удаленность и плохая инфраструктура. Я в дороге провёл в четыре раза больше времени, чем в самом заповеднике. Один раз стоит увидеть это место. Иногда стоит прислушаться к внутреннему авантюристу и повести один выходной не дома, а в небольшом путешествии.