Турист Дмитрий Серебренников (robertlavanski)
Дмитрий Серебренников
был 22 июня 2019 21:37

Однажды на юге, или два моря, солнце, горы, вино и морепродукты

Сенной, Темрюк, Анапа, Большой Утриш, Краснодар + 2 города — Россия Сентябрь 2017

Сентябрьский отпуск оказался предопределен. Родители покинули Сибирь и перебрались «на юга» — на Таманский полуостров в Темрюк. А так как мы давно не виделись, то можно было совместить приятное с полезным, то есть и отдохнуть на море, и родителей повидать и посмотреть, как они обустроились. Помимо Темрюка жена настояла на том, чтобы мы провели несколько дней в Красной Поляне с заездом к семье ее брата в Краснодар. Изначально я был скептически настроен на Красную Поляну. Сам не знаю почему. Возможно, сложился стереотип, что на Юге России отдохнуть невозможно, а цены необоснованно завышены.

Родители встретили в аэропорту Анапы и повезли в свое новое жилище. По сравнению с Москвой погода стояла шикарная — 27–30 градусов тепла, точнее жары. Не осень, а самое настоящее лето. По пути они с воодушевлением много рассказывали про новую жизнь на новом месте. От аэропорта до их дома в Темрюке мы доехали за сорок минут. Первое, что бросилось в глаза, это отсутствие высоких и непроницаемых для взглядов заборов у домов. Все участки огорожены сетками или самыми простыми заборчиками. Складывалось странное ощущение, что жители как бы не скрывали свою жизнь и свои участки от окружающих. Дом родителей не стал «сибирским» исключением. На участке растет пять сортов винограда, абрикосы, вишня, два сорта груш, инжир.

Однажды на юге, или два моря, солнце, горы, вино и морепродукты

У родителей мы остановились на шесть ночей. Каждый день мы видели одно из двух морей: в Азовском купались, а на Черное любовались. К слову о ночах. Темнеет рано. Очень рано и быстро. А звездное небо настолько звездное, что видно Млечный путь.

Утро понедельника и вторника начиналось с заплывов в Азовское море. Потом центральный рынок Темрюка — кефаль, барабуля, белый амур. Каждый день свежие овощи и фрукты. Каждый вечер как праздник живота. Рыбу мы и жарили, и коптили. Про мясо я вообще молчу. Ну и, конечно же, домашнее вино, которое осталось от предыдущих хозяев дома. Ужинали исключительно на веранде. А почему нет! Тепло, уютно и очень спокойно. Тишину и уютность нарушали только цикады или ночные птицы, а также мотыльки размером с указательный палец и богомолы. Хюгге на южный мотив.

Однажды на юге, или два моря, солнце, горы, вино и морепродукты

Кстати, в самом Темрюке не так много достопримечательностей. Мне запомнились всего две: музей «Военная Горка» (его точно не пропустишь) и грязевой вулкан Гефест. Если взять ближайший лиман, то там еще есть Долина Лотосов. Но в сентябре там нечего смотреть.

В среду я уговорил съездить в Большой Утриш. Узнал заранее, что там есть мидийно устричная ферма. Когда я прочитал, что под Анапой выращивают мидий и устриц, не поверил. В этот отпуск выдалась возможность проверить и поверить. Что могу сказать: выращивают, готовят и подают. Но ощущение от ресторана оказались противоречивыми: расположение превосходное, а вот обслуживание и блюда — так себе. Зато отец впервые попробовал устриц. По дороге из Темрюка в Утриш замечаешь как меняется природа, как меняется растительность, как подступают горы. В этот же день дома у родителей я насобирал винограда для дальнейшего превращения его в вино. Где как не на Юге можно почувствовать себя виноделом. В этих краях только ленивые не делают вино. Сентябрь — самое подходящее время.

Однажды на юге, или два моря, солнце, горы, вино и морепродукты

В четверг утром снова визит на Азовское море с песочно-ракушечным пляжем. А после обеда с женой поехали в Анапу на встречу с друзьями. Город-курорт кипит и бурлит. Прогулялись по набережной от морпорта до Высокого берега. Проводили солнце. Черное море очень нежно на горизонте прибирает его. Закат на Черном море кажется ближе, чем на Азовском.

Однажды на юге, или два моря, солнце, горы, вино и морепродукты

В пятницу к обеду поехали в Сенной в винный ресторанчик. По отзывам там подают вкусные мидии. Как оказалось аж в четырех форматах: в сырном соусе, в томатном соусе, под шпинатом и в сыре. По дороге в Сенной вид один — на виноградники: от самого Ахтанизовского лимана и до поселка. Как оказалось, в Сенном располагается одно из крупнейших винодельческих предприятий Краснодарского края. Вкусно отобедав, прогулялись до Таманского залива. Люди умудряются и там купаться. А за всем этим наблюдают бакланы и наглые чайки.

Однажды на юге, или два моря, солнце, горы, вино и морепродукты

В субботу утром навестили Азовское море. Уже как родное. После обеда нужно было перемещаться в Краснодар. За шесть дней на Таманском полуострове я впервые за долгое время почувствовал, что я, наконец-то, на отдыхе. Причем мне не надо бегать менять деньги и не надо говорить на неродном языке. Солнце, два моря, тепло, свежие фрукты и овощи, рыба и морепродукты. Но впереди нас ждала неизвестная мне Красная Поляна.

Вечером мы переместились в Краснодар. И там провели всего две ночи. Сам город показался мне шумным, плотным и душным. Вечерний центр немного напомнил Ханой. Возможно надо было подольше погостить в столице края. Но городской ритм начал угнетать. На самом деле просто было мало времени на изучение достопримечательностей, а я уверен, что их хватает для столицы края. Ну и жара и духота мешали куда-то специально съездить.

В понедельник рано утром мы уже ждали «Ласточку», которая должна была нас «домчать» до Красной Поляны, точнее до Эсто-Садка. Если честно, то я думал, что «Ласточка» будет пошустрее. Шесть часов в пути — так ласточки не летают… Один плюс: можно детально разглядеть как меняется пейзаж за окном. Большая часть людей сошла в Адлере. Оно и понятно.

Итак, спустя шесть часов мы сошли на своей станции — Эсто-Садок. Не сразу я сообразил почему сошедшие с нами люди стремглав побежали с перрона на улицу. Выяснилось, что автобусы не очень часто колесят между Красной Поляной и Эсто-Садком. Мы не знали этого. Мы и не спешили.

Через десять минут на автобусной остановке перед железнодорожной станцией было всего три человека. Три человека в окружении солнца, асфальта и гор. Такая ситуация немного настораживала. Я думал, что в таких местах весьма многолюдно и шумно. Ленивые таксисты либо болтали друг с другом, либо просто читали газетки в своих автомобилях. В конечном счете мы вызвали такси через всем известные сервисы. Через семь минут мы достигли гостиницы в Красной Поляне. Так как мы были здесь впервые, то я считал, что весь этот горный район называется Красная Поляна. Уже потом все встало на свои места. Оказывается, что все это именуется Краснополянским поселковым округом, в который входят поселок городского типа Красная Поляна и село Эсто-Садок.

Вид из номера открывался потрясающий. Даже домик перед окнами его никак не портил. Вообще многие гостиницы и дома здесь напоминают шале. Со стороны выглядит очень впечатляюще и гармонично.

Однажды на юге, или два моря, солнце, горы, вино и морепродукты

Разместившись и отдохнув, мы вышли на разведку. Для начала пообедать. Ну или уже поужинать. С этим проблем в Красной Поляне нет. Разнообразные кафе и забегаловки, фаст-фуд (преимущественно греческий).

После ужина решили съездить в Эсто-Садок, а именно в «Горки Город». Просто погулять. Начали с улицы Времена Года. И вот тут-то начался легкий диссонанс. Вокруг чистота, никто не мусорит, никто не кричит, красивые здания. Если бы меня привели туда с закрытыми глазами, а потом сказали открыть их, то я бы непременно сказал, что я в Европе.

Однажды на юге, или два моря, солнце, горы, вино и морепродукты

Приличная набережная для неприлично маленькой, «но гордой» речки Мзымты.

С наступлением сумерек везде включаются фонари и иллюминацию. Всюду стоит легкая дымка.

Когда окончательно стемнело, мы решили вернуться в гостиницу. Вечером автобусы, как мне показалось, ходят чаще. За двенадцать минут мы добрались до остановки Вертодром, и еще столько же в горочку. Завтра нас ожидали горы и Роза Хутор.

Проснувшись раньше обычного, мы скорее позавтракали и ускорились, чтобы успеть к открытию подъемников. И с этим мы угадали. Тридцать секунд нас отделили от большой экскурсионной группы.

Взяли самый первый и, кажется, самый распространенный маршрут, который включает посещение долины водопадов. Но кассир предупредила, что «на водопады вы сильно не рассчитывайте». Не сезон. Потом краем уха услышал, что лучше посетить водопады весной.

Однажды на юге, или два моря, солнце, горы, вино и морепродукты

По мере подъема наземная локация становилась миниатюрной, почти игрушечной. Закладывало уши. Подступал восторг. Уже на самом-самом верху на Розе Пик открылась горная красота. Солнечная погода делала из всего этого незабываемую картину. Эту картину я запомнил на всю жизнь.

Однажды на юге, или два моря, солнце, горы, вино и морепродукты

Еще на подъеме я переживал, что навигация будет непонятной. Но уже наверху мои переживания растворились. Везде указатели и специалисты, все четко и понятно. Поэтому следуя указателям мы направились в Долину Водопадов. Путь к Долине шел опять же через подъемники, но открытые. В самой Долине два маршрута: короткий на сорок минут и длинный — на чуть больше часа. Начали с короткого.

Лично мне он показался более живописным, чем длинный: контраст природы лучше, солнце играет в деревьях… Длинный маршрут возможно живописнее весной, когда водопады больше похожи на водопады, а не на скалы с водичкой. Легкая усталость и наплывший поток посетителей в полной мере не дали насладиться видами на длинном маршруте. Перед тем, как покинуть Долину Водопадов, мы решили перекусить. Название кафе не помню, но готовят неплохо.

Далее вернулись на Розу Пик, чтобы просто погулять и сделать несколько фотографий. Приближаясь к спуску с подъемника, было видно, что посетителей значительно прибавилось. И это не сезон!

Еще на подъемнике мы увидели пасущихся лошадей. И к ним вела небольшая тропа. Когда мы дошли до тропы, лошади сами к нам поднялись. Получилось забавно.

Однажды на юге, или два моря, солнце, горы, вино и морепродукты

Время летело незаметно. Уже толпы посетителей как бы обозначили, что уже давно за полдень. Честно признаюсь, это раздражало. Создавалось ощущение, что ты находишься на многолюдной площади. Поэтому мы решили покинуть Розу Пик.

Уже внизу я обратил внимание на то, что на всех киосках и во всех кафешках цены на один и тот же товар примерно одинаковые. Например, бутылку воды, или краснополянский чай, или стакан глинтвейна абсолютно везде можно купить по одинаковой цене.

В итоге Розе Хутор мы посвятили восемь часов. Возвращаясь в гостиницу, мы испытывали приятную усталость. Ну и гордость за такое место.

Однажды на юге, или два моря, солнце, горы, вино и морепродукты

На следующий день хотелось все же к воде. Азовское море посетили, осталось и Черное море отметить (в хорошем смысле этого слова). Ехать-то всего ничего. Но планы скорректировались. Как оказалось в этом месте есть аквапарк.

Аквапарк находится в Общественно-культурном центре «Галактика». Надо сказать достойный центр для курорта на мой взгляд. В самом аквапарке от самого входа и до нахождения внутри очень понятная, почти на интуитивном уровне, навигация и дружелюбный (клиентоориентированный) персонал. Мы взяли абонемент на три часа. И, в общем-то, их хватило. А так можно находиться там хоть весь день.

В восторг я пришел от открытого бассейна. Вид на горы открывается незабываемый! Опять же ближе к обеду наполнение людьми происходит интенсивно. Но почему-то здесь это не так раздражает как в горах.

Вечером решили устроить себе праздничный ужин. Выбор пал на трактир «Трикони» в Красной Поляне. Его практически все рекомендуют, а от такой навязчивости появляется только отторжение. Но, как оказалось, это не про него. Одно из самых лучших заведений общепита в Красной Поляне. Морепродукты есть, пиво есть, даже устрицы есть! Вкусно готовят мясо и рыбу. Официанты весьма дружелюбные и проактивные. Как гласит табличка на входе, агентов ФБР и ЦРУ не обслуживают. Что не может не радовать.

На следующий день настроение было немного подавленное. Появлялась пустота. Мы покидали Красную Поляну, отпуск завершался. Никакой радости от возвращения. В голове коктейль из всех воспоминаний каждого дня отпуска, контраста природы столь богатого края. Даже таксист, который вез нас в аэропорт Сочи, всю дорогу молчал и не смотрел на нас в зеркало заднего вида. Хотя может нам просто попался таксист-интроверт.

Еще я думал про местных жителей. Они возможно уже не замечают всех красот этих мест. А может быть даже и устали. В том числе и от туристов. Если на море сезон с весны по осень, то в горах он почти круглый год.

Пока ехали я не переставал думать о том, как же я был неправ в отношении отдыха в России. Можно и нужно отдыхать у нас в стране! А особенно на Юге. Особенно не в сезон. Здесь я постиг краснодарский дзен, дзен Юга России. Я обязательно вернусь и на Азовское море, и в Красную Поляну. Теперь я знаю как же здорово на Юге России!