Турист Наташа Габова (Natasha_Gabova)
Наташа Габова
была 14 ноября 2017 5:28

Байкальск — Россия Июль 2017

Помните, как это было у Вас впервые? По полу разбросана одежда, Вы не понимаете, какая — где и не можете решить, что важнее: носки или нижнее бельё…

И всё это катастрофически не умещается в чемодан! :)

Привет! Это история о моей первой поездке на поезде, об отдыхе на природе и, конечно, сибирских пейзажах.

О русской природе, поездах и походах

Моё место в поезде — верхняя полка. Для тех, кто не знаком с этим ощущением, лучше всего представить себя внутри аппарата МРТ. С той разницей, что я могла вытянуть в сторону правую руку.

Ехать предстояло в течение полутора суток. Это было моё первое путешествие на поезде. И, честно сказать, разочаровалась я в первый же час. Не знаю, что там рассказывают о романтике поездов, наверное, компания хорошая попадается. Лучшим же качеством моих соседей оказался крепкий продолжительный сон, что, пожалуй, не самый плохой вариант.

Оставаясь верной себе, я загодя скачала побольше книг в электронный носитель — мой верный спутник. Ах, какая наивность — читать в трясущемся вагоне практически невозможно. Явно не то занятие, которое поможет скоротать хотя бы полдня. Вскоре, я направилась в тамбур.

И знаете, пейзаж за окном действительно впечатлил! Что-то подобное описывают русские писатели: поля, чащи, дали. Они мелькали перед глазами, разворачиваясь в удивительную русскую сказку (или довоенный фильм, как Вам больше нравится). Там совсем не было домов. И я подумала, сотни людей проезжают мимо, любуются, но не могут к этому прикоснуться. Так что, кто знает, какие тайны хранят лес или озеро? Кто ходит по тропам, что ведут в небытие, невозможное разглядеть из окна несущегося поезда?

Проезжая же мимо равнины с подозрительно низкими берёзами, я невольно вспомнила о Бильбо Торбинсе и прочих обитателях Шира.

О русской природе, поездах и походах

На следующий после прибытия день экскурсовод повёл нас на берег Байкала. Да, вопреки ожиданиям читателя, мы жили не на берегу и даже не совсем рядом с озером.

По программе, «Уха на костре». И пока проводник наш колдовал над костром и продуктами, я отправилась на прогулку. Насколько же далеко от дома я оказалась, если пейзаж казался столько незнакомым. Русскую природу здесь выдают, пожалуй, только березы. Кругом скалы, папоротники, крутые берега и … настоящий паровоз, представьте себе! Железная дорога была проложена в начале XX века примерно в 1903 году. В настоящее время паровоз ходит в качестве экскурсионного. В моём списке, правда, такого развлечения не числилось.

Один только вид паровоза, появляющегося в клубах дыма, заставляет думать, что ты провалился во временную петлю. Эдакий оживший памятник.

Следующим днём, нас повели на скалу, именующуюся «Чёртов палец». Она, конечно же, является местной достопримечательностью и имеет собственную легенду: если взобраться на скалу и дотронутся до «Пальца», тебе будут отпущены все грехи.

Думаю, половину из них стоило бы отпустить еще за время пешего похода до «Пальца», который составил 5 километров по узким, поросшим корнями тропинкам. Справедливости ради, замечу, в байкальских лесах нет мошек и комаров. Мы не пользовались репеллентами и порошком ванилина, в этом попросту не было необходимости. Лес, в котором можно спокойно гулять!

Итак, перед нами «Чёртов палец». Высота 300 метров. Возможно, заядлым путешественникам эта высота не покажется стоящей, но я, во-первых, редко путешествую, во-вторых, живу на равнине. «Греховный» аргумент не был решающим, скорее забавным, но, так или иначе, я оказалась в числе тех, кто полез, а честнее сказать, вскарабкался наверх. Экскурсовод подбадривала тем, что забираются даже пенсионеры.

Ничего сложного, конечно. Я и долезла, и постояла, и дотронулась. Но всё равно от раскрывшегося вида захватило дух. Дело не в высоте, скорее в окружавших нас горах. Высокие, она закрывали горизонт, и это было странно, будто поверхность Земли исказила свою привычную геометрию.

О русской природе, поездах и походах

Дорога до «Чёртова пальца» проходила вдоль горной реки Солзан. Как и положено горным рекам, она быстрая, водоворотистая. Вода в ней (и прилежащих ручьях) очень чистая, местные без опасения пьют ее. Ручьи носят названия, например, орхидеевый. Согласитесь, жаль было бы не попробовать. Вкус, и правда, необычный, совсем не то, что из фильтра. Очень свежий и, на удивление, мне удалось уловить слабый цветочный привкус.

А чтобы не набирать воду в грязные ладони, экскурсовод отломила трубочки тростника.

Сам город Байкальск небольшой. Особенно по сравнению с Новосибирском или тем же Иркутском. Три школы. Дома по внешнему виду простые и добротные, а некоторые откровенно старые. (Хотя, последних хватает в любом городе). А вот высоток в двадцать этажей я не нашла.

Отель, в котором мы жили — «Белый соболь» — ориентирован на горнолыжников. В зимний период здесь наступает настоящая «движуха». А летом спокойно. Любители побродить в одиночестве оценили бы. Даже внутри отеля я редко встречала посторонних.

Прилегающая территория ухожена и даже оригинальна. Обратите внимание на сферически постриженную ель.

Всюду лавочки, тропинки, посадки и нехарактерное для мест отдыха безлюдье. То есть отдыхающие были, но ввиду малого количества мы существовали разобщенно, в пределах своих компаний. Иными словами, для интроверта лучше и не сыщешь.

О русской природе, поездах и походах

На одном из берегов озера разбита небольшая база отдыха. Зимой и летом работает баня для туристов. Вдоль берега стоят юрта, деревянные столы и стулья, часть из которых -обработанные пни. Что может быть приятнее, чем пить чай, глядя на воду?

Хозяева — муж с женой и кот с кошкой. Животные гуляют вдоль берега, ластятся к приезжим. Про кота рассказывают, что он ходит пешком в гору, полакомиться в местном кафе. Очевидно, его встречают там с радостью.

Я почувствовала особую атмосферу гостеприимства здесь. То ли от личного знакомства с хозяевами, то ли от болтовни с хозяйкой, пока та заваривала чай, невольно чувствуешь, что как бы много людей ни гостило здесь за эти годы, каждого они искренне приветствуют. Может быть, о тебе расскажут следующим гостям, если, конечно, чем-то запомнишься. И уж точно вспомнят тебя, встречая в следующий раз.

Город Слюдянка. Объекты туристского интереса: вокзал, Храм и музей минералов. Храм старинный, построен ещё по указу Николая II. Изнутри небогатый, но по-православному светлый, спокойный. Убранство небогатое. Подобные я встречала и раньше. В них особенно сильна атмосфера старого времени. В таких местах искренне начинается хотеться надеть и платок, и юбку подлиннее.

Музей минералов для меня не самое интересное место. Я абсолютно не интересуюсь камнями. Даже наша экскурсовод, которая рассказывала с огромным увлечением, не смогла этого изменить. О чём я в действительности думала, так это, как раз, о ее искренней заинтересованности. Откуда вообще экскурсоводы черпают свой энтузиазм?

Однако, обращу ваше внимание на фигуры, выполненного из камня. Бегемот, пожалуй, мне по вкусу. Сейчас, пока пишу эту статью, задумала о технике выполнения. В любом случае, мастер поработал на славу.

И, что интересно, музей — это частное семейное предприятие. Такое не часто встретишь. Нашим бодрым экскурсоводом оказалась бабушка семейства. А продавщица каменных изделий — внучка.

О русской природе, поездах и походах

Купаться в Байкале — не самое ходовое развлечение. Вода слишком холодная, да и воздух нежаркий. Вообще, мне такой климат показался идеальным. На Байкале не бывает сильных морозов зимой, а летом нет настоящей жары, изнуряющей и долгой. Большую часть времени я носила тонкую футболку с длинным рукавом. Дело вкуса, конечно.

В один из дней нам было предложено переплыть озеро на моторной лодке. Тут, разумеется, не обошлось без тёплых курток. Их выдал желающим водитель судна.

Отдаляемся от берега. А дальше, смотри — не смотри, Земли не видно. Поверхность воды вдалеке сливается по цвету с небом, и невозможно отделить одно от другого.

На середине озера водитель остановил лодку. Рассказал о бурятской традиции, пополнив мой словарный запас глаголом «бурханить». Это означает, что для того, чтобы задобрить духов в воду брызгают вином. Делается это безымянным пальцем. А остатки (согласно, пожалуй, любой традиции) следует выпить. J

О русской природе, поездах и походах

Большинство городских жителей скажут, что гулять на природе — одно удовольствие. Но представьте, какого было бы жить здесь? На Берегу озера. Водить не машину, а моторную лодку. Плавать на ней на другой берег, в город Байкальск, например. Уметь разводить костер. Прикармливать не голубей, а нерпу.

Подумайте:)

На машине доехали до бурятского Храма, который называется «Ступа». Нам повезло, людей кроме нас не было, и мы, не мешая молящимся, осмотрели территорию. Говоря простыми словами, всё здесь будто собрание часовен. Она стоят закрытыми. Есть сооружение наподобие барабана, во время молитвы его крутят. Между сооружениями посажены деревья, на которые, согласно традиции, привязывают ленты или кусочки ткани, называя своё желание.

О русской природе, поездах и походах

А вот и я. В один из дней мы посетили, так называемые, «тёплые озёра». Отношусь к названию с недоверием, ибо тёплые они только по сравнению с самим Байкалом. Как я уже говорила, жары здесь не бывает. Помню, что в тот день было и вовсе прохладно, и утро я проходила в тёплой кофте. К обеду, уже на месте, нас застало солнце. Несмотря на это, в воду я решилась войти всего раз. Холодная! К ней не привыкаешь, начав плавать. Но, что интересно, купаются даже ребятишки, местные, наверное. Привыкшие.

По берегу и окрестностям озер свободно разгуливает пара осликов. Прикормленные, миролюбивые, они перестают обращать на себя внимание, спустя некоторое время. Так что я стала свидетелем того, как один из них залез в сумку и стащил какой-то лакомство у зазевавшейся туристки.

О русской природе, поездах и походах

Исключая местных жителей, купание в Байкале — развлечение не для каждого. Впрочем, пара человек их моей группы рискнули.

Зато многие разбивают палатки вдоль берега.

Для приезжих достаточно зайти в воду по колено. Одно замечание, у берега очень много камней. Вода и вправду прозрачная, чистая и эти самые камни, например, отлично видно.

Лежать на песке тоже приятно, в виду отсутствия жары. Думаю, такой отдых был бы идеален, для тех, кто привык приезжать на берег «просто полежать, не купаться».

О русской природе, поездах и походах

За внешнее сходство гору прозвали «Шапка Мономаха». Близко мы не подходили. Зато на расстоянии хорошо просматривается ее форма, она выглядит как равносторонний треугольник, с чуть закруглённым углом. (Какой мы, собственно, и представляем шапку). Так что название себя оправдывает. Экскурсовод рассказал, что в будущем на вершине планируют установку православного креста в несколько метров высотой. И, вероятно, следующим летом он уже будет запечатлён на фотографиях туристов.

Отдых на природе — это не самая красивая одежда, не архитектурные памятники и не бесчисленные музеи. Для одних — это идеальное времяпрепровождение, для других — не более, чем один из видов, который стоит попробовать.

За десять дней я прошла много километров, надела спортивную одежду столько раз, сколько не надела потом за оставшиеся полтора месяца лета. Первый раз в жизни проехала в поезде. Честно сказать, впечатления не самые лучшие, и я не стану постоянным клиентом РЖД. Радует то, что первая поездка длилась полутора суток, а не неделю. Так что профессия проводницы внесена мною в список неподходящих.

Но я смогла увидеть природу, какой не увидела бы в другом месте, потрогать воду озера, о котором пишут в энциклопедиях. Встреть людей, которые ведут несколько иной образ жизни. Не отшельники, (о которых тоже упоминают в специальных изданиях), а обычные люди. Интересно то, как влюблены они в окружающие ландшафт и в озеро Байкал, конкретно. У каждого есть что рассказать: научные данные, легенды, смешные случаи, обычаи. Здесь мало найдётся привычной занятости, как то офисная или административная деятельность. Поэтому население приспосабливается, привлекает нас — приезжих — экскурсиями, торговыми лавками, пешими походами. Много здесь тех, кто ведёт походный образ жизни. Зимой это, конечно, лыжи.

Вот и последняя фотография. Она, как и предыдущие, не способна передать живой красоты пейзажа. Всего лишь картинка на память. Но все эти живописные уголки мира их стоит посетить ради того, чтобы видеть потом цветные сны.