Турист Kat Prokhorenko (Kat_Prokhorenko)
Kat Prokhorenko
была 13 февраля 2022 23:09

Хусавик, Рейкьявик — Исландия Апрель 2016

Мы прилетели в Исландию. Мечта сбылась — самая северная страна Европы открылась нашему взору. Не то чтобы мы могли многое увидеть в полночь, но и этого было уже достаточно. Пахло морским горным воздухом, который ни с чем не спутать. Эссенция чистоты и свободы. Исландия.

Урту, мою немецко-литовско-ирландско-испанскую подругу, мы дождались в аэропорту и уже все дружно поехали в хостел в Рейкьявике. Пожалуй, самую большую сумму за трансфер из аэропорта до города я заплатила именно в Исландии. Не много не мало 25 евро в одну сторону. Окей, вполне так много, но что делать. Мы знали куда ехали.

Дорога по Исландии. Часть 2

Утречком мы прошлись по городу, выпили кофе за обожесколькоденег и пошли забирать арендованную машину. Не помню уже что нам там обещали, но дали в итоге Пежо 206. Я в машинах разбираюсь наверное чуть лучше чем носорог в макраме, но Пежо 206 — памятная марка. В темные и далекие времена, кто-то очень зачитывался Донцовой, а у главной героини как раз была именно эта марка машины на которой она постоянно попадала в разные передряги. Оглядываясь сейчас назад, я думаю: «Да, не зря нам дали именно ее».

Получив ключи, мы плюхнулись в салон. Урта за руль, я рядом на место гпс с гугл картой в руках, Аня назад — в зрительный зал. Пристегнулись, поехали. Не с первого раза, но поехали. Кружить по парковке в поисках выезда в город, кружить по узким улицам Рейкьявика в поисках выезда из города, вовремя сказать «третий поворот на круге», вовремя понять, что это третий, а не второй и не четвертый поворот на круге. Ух! Первый раз как в первый раз.

Дорога по Исландии. Часть 2

Мало по малу, мы вырулили из Рейкьявика. Незамысловатая дорога вдоль гор и равнин вела нас к городку Вик с черными вулканическими пляжами. Потрясающие виды сменяли один другой, только и успевай фотографировать. В какой-то момент, я поняла что это бесполезно, и стала снимать короткие видео, хотя и они не могли в полной мере передать всю ту красоту и мощь природных явлений. Я не была на других планетах, но на Земле пейзажи Исландии самые потрясающие, невероятные, захватывающие дух однажды и не отпускающие уже никогда.

Дорога по Исландии. Часть 2

По пути мы проезжали черные вулканические пляжи поселка Вик, а ночь провели в городке Хоф. Ну как городке. От силы 10 домиков под черной как зола горой и больше ничего на обозримом расстоянии. Погода стояла пасмурная, поэтому гора процентов на семьдесят-восемьдесят была погружена в густые тучи.

Дорога по Исландии. Часть 2

Мы выгрузили вещи из машины и пошли заселяться. Гест хауз, в котором мы остановились, был не менее колоритным. Внутри, на стенах висели картины с изображением разных библейских эпизодов в тонах в стиле Линча. Чего только стоила «Тайная вечеря» в нафталиновых оттенках!

Дорога по Исландии. Часть 2

Вечерком, мы с Аней решили попытать счастья и таки увидеть северное сияние. Угольно черная гора ночью выглядела еще более зловеще и таинственно.

Распахнув дверь, мы выбежали на улицу и взглянули на небо. Оно было по прежнему в тучах. Исландская ночь была тиха, туманна и безлюдна.

Решив «не судьба», мы уже хотели идти спать, но тут раздался звук от которого сердце ушло в пятки. Переглянувшись, мы медленно обернулись. Деревянная белая дверь закрывалась сама, издавая при этом такой звук.. пожалуй, он мог бы стать отличным саундтреком для любого фильма ужасов.

Хоф стал нашим исландским Сайлент Хиллом, с «тайными вечерями» в нафталиновых тонах, скрипучими дверями и мини-кладбищем. Ах да, на заднем дворе у ребят было маленькое кладбище семейного типа. Видимо, для тех девочек и мальчиков, которые плохо себя вели и топтали исландский мох. А мы не топтали, мы уже любили Исландию.

ПУТЬ НА СЕВЕРО-ВОСТОК

Из потустороннего и мистического Хофа, мы держали путь в непроизносимый исландский городок Egilsstaðir. Дорога вела через известную — для любителей серфить интернет по запросу «Исландия ледники» — долину ледников. Описывать ее смысла не имеет, там надо быть: пройтись неспешно вдоль берега, усеянного глыбами льда о которые разбиваются северные волны; понаблюдать за морскими котиками, которые то плещутся в воде, то загорают на льдинах. абсолютный дзен. Мы провели там несколько часов как минимум, хотя можно было бы и остаться на весь день. Говорят, закаты в тех местах необычайно красивы.

Дорога по Исландии. Часть 2

Однако, впереди у нас было около 200 км, и до ночи их хотелось проехать. Ехали мы, ехали, пока Урта не сказала: «Нам пора заправиться». Не то чтобы мы сейчас заглохнем, но уже стоит присматриваться к заправкам. Километров через 30-ть замаячило нечто похожее на заправку в поле. Breaking Bad я тогда видела пару серий, но антураж очень напоминал сериальный: пару людей в безлюдному местности, минимализм и никакого мета.

Примечание автора: следующий эпизод я называю «королевы бензоколонки».

Выходим на заправке из машины, а тут бамс! — она автоматическая. Для человека, который никогда в жизни не заправлял машину бензином, подобное самообслуживание покажется японским ребусом и русской рулеткой в одном лице. Урта, мягко говоря, не являлась автолюбителем, и понятия не имела как пользоваться этой штуковиной, а мы уж тем более. Прям так и просится сюда: «Я и моя молодая команда…!" но вопрос надо было решать.

В итоге, оказалось, что бензина там уже не было. К тому времени, найти рабочую заправку стало жизненно важно и необходимо. Погуглив, оказалось, что в 30-ти км от нас как раз такая есть. Доехав до места, мы выдохнули. Городок — был ли это город? — был тих. Слишком тих. Людей не было вообще, в принципе. Ни души. Дома стоят, все вроде ухожено, но ни одного живого человека. Картина Репина «Приплыли». Зато красиво.

Дорога по Исландии. Часть 2

Стоим мы, значит, три барышни на безлюдной заправке, дупля не отстреливаем как этим всем лакшери пользоваться. Не буду вдаваться в подробности как мы тыкались-мыкались с этим автоматом, вызванивали живую душу, дабы она помогла наполнить бак и не разориться, и какой спектр эмоций мы испытали в процессе. У девушек должны быть свои маленькие тайны для сохранения лица даже виртуального.

Сия бензинная перипетия напомнила мне, что не всегда будет шанс на импровизацию. Повезет — будет, а нет — застрянете в горах, с пустым баком, севшим телефоном, в сотне километров от ближайшего населенного пункта, на непопулярной дороге… непопулярной среди людей. В стране, где количество лошадей превышает численность населения стоит вспомнить все вариации историй о необитаемых островах, и сделать все возможные телодвижения «до», дабы не стать стариком Робинзоном «после».

Как бы там ни было, мы ехали дальше. До пункта назначения еще километров 100, а перенервничать успели на неделю вперед, лимит исчерпан. Казалось. Дорога вела нас в горы, точнее гпс вел нас в горы. И все бы ничего, пока мы не доехали до маленького знака 'Road closed', скромно висящего на двух цепочках прямо посреди дороги.

Вот что ты будешь делать, клоузд так клоузд.

— Поедем тогда по этой, — кивнула Урта в сторону соседней дороги, — пока мы будем ехать, гпс перестроит маршрут.

И он перестроил.

Дорога по Исландии. Часть 2

Чем выше мы поднимались в горы, тем сильнее накалялась атмосфера в салоне, и холоднее становилось за бортом. Туман сгущался.

— О, смотри, знак с цепями на колесах.

— Ага, цепи сейчас бы очень пригодились. — сказала Урта, и сильнее вцепилась в баранку, — теперь я о.ч.е.н.ь надеюсь, что у нас зимняя резина…

Тем временем, между нами таял лед. Фактически. Начинался снегопад, под колесами уже образовалась каша из снега и грязи, а мы проезжали над обрывом, тихо вжавшись в сидения.

A post shared by Kat (@prokhorenko_o) on

— Мм. А ты уверена что мы сможем проехать здесь?.. — осторожно интересуюсь я.

— We have n.o. f.u.c.k.i.n.g choice… — отвечают мне скрепя зубами, и ее можно понять. Ты бы не хотел, дорогой читатель, оказаться третий раз за рулем в таких погодных условиях.

— Ничего, — говорит, — мы, конечно будем плестись 20 км в час, но все будет окей.

И мы плелись. Через метель, дождь, ветер, а я нервно хихикала.

— Слушай, — говорю, — это ж нас при такой погоде толком не видно на дороге. Могут не заметить.

— У них есть фары, заметят, а вот я уже почти не вижу дорогу, и это меня действительно пугает!

Ржом. Все втроем, до слез. Медленно, но уверенно мы пробрались через непогоду, умудрившись не спустить с обрыва наш маленький Пежо.

— После сегодняшнего дня мне точно понадобится виски. — выдохнула Урта, когда мы спустились с гор и подъезжали к Egilsstaðir. — Это был самый адский день, который только можно себе представить!

Мы были в этом уверены аж до следующего дня.

ПУТЬ НА СЕВЕР СКВОЗЬ ОБЛАКА

Из Egilsstaðir мы выезжали рано утречком. По плану было наведаться на один из самых известных водопадов на острове под названием Goðafoss. Когда жители Исландии приняли христианство, туда были скинуты все языческие идолы. Отсюда и название — водопад Бога.

Пока мы мирно спали в своих кроватках, ночью шпарил ливень, а под утро температура опустилась ниже нуля.

— Знаешь, — говорит Урта, аккуратно скатывая машину вниз по обледеневшей дороге, — я уже совсем не уверена, что у нас зимняя резина…

Съезжая вниз с очередной горы, перед нами открывались заснеженные равнины.

— That’s a proper winter wonderland. I wonder if we survive.

Дорога по Исландии. Часть 2

Нас с Аней тоже интересовал этот вопрос, но солнце светило ярко, осадков не намечалось и мы наслаждались невероятными, постоянно меняющимися видами за окном.

В «зимней» части острова своя особая атмосфера. В какие-то моменты, казалось мы телепортировались в Антарктиду или в Гренландию, по меньшей мере. Здесь уже не паслись лошади на полях, количество машин от минимального снизилось почти до нуля и ощущение необитаемого острова обострялось с каждым мгновением. Однако, одним из свойств вулканических островов является их холмистость и перепады высоты. Так и мы плавно и практически незаметно въехали в тучу.

— So, we are oficcially in the winter Iceland.

— Yeah, and we’ll be oficcially fucked soon.

Дорога по Исландии. Часть 2

Погода вносила свои коррективы под видом. Впрочем, вида мы как раз уже не видели, туча была настолько густой, что дай бог увидеть дорогу на ближайшие 10 метров. Помимо туч, началась снежная буря.

— Не, ну я теперь понимаю почему у них вдоль дороги такие высокие и именно желтые столбы для маркировки. Так ты хотя бы понимаешь, что еще на дороге, а не где-то в широком поле — говорит Урта, а я тем временем наблюдаю как количество снега на обочинах и под колесами увеличивается в геометрической прогрессии.

— Ты там говорила вчера, что это был самый жесткий день…

— М-да, я беру свои слова обратно. Надеюсь этот водопад того стоит…

Тучи густели, мы потели, снег шпарил, а дорогу мы прокладывали скорее интуитивно. Поднимаясь все выше, погода становилась все веселее. Ветер шатал наше маленькое Пежо как ветвь осины, а мы упрямо двигались вперед потому что как же ж, водопад! «Мы обязаны взглянуть на водопад!» — вторили чокнутые дамочки.

— Where the fuck is the road?

Смех раскатывается по салону. Дорогу не видит никто.

— No, seriously, I can’t see the road anymore! — не на шутку начинает переживать Урта, а мы переживать уже не можем, уже нечем.

Караван ехал дальше и видео записи лучше передавали погодные условия, нежели фото.

Периодами, тишину прерывали внезапные восклицания:

— It’s incredible!

— What’s incredible?

— This weather conditions! We’re fucking in the clouds!

Дорога по Исландии. Часть 2

Снега на обочине уже было практически в мой рост, а видимость дороги близилась к нулю. В плеере еще играла какая-то веселая музычка а-ля «High way to hell», что вселяло уверенность в собственных силах. Ровно до тех самых пор, пока мы не доехали до ребят, застрявших в снеговых заметах.

Мы остановились. Перед нами стояло двое мужчин, которые пытались завести мотор одной из заглохших машин. Мы, конечно же, достали телефоны и давай снимать все происходящее на видео. А что? Мы-то им точно не поможем, а память останется. Плюс, мы все еще были в туче. За счет сильного ветра, она двигалась с невероятной скоростью, что приоткрывая дверь начинало свистеть в ушах. Даже Аня достала телефон, что я не смогла не отметить.

— О, ты тоже решила поснимать?

— А что если это последнее видео в моей жизни? — отвечает Аня, и мы начинаем нервно хихикать.

Минут через десять, ребята освободили нам дорогу, и мы поплыли дальше. И чем дальше мы продвигались, тем ярче становилась трасса. По обеим обочинам стояли легковые машины и джипы, занесенные снегом по самую крышу.

— Okay. — говорит Урта, медленно продвигаясь вперед, сантиметр за сантиметромб — that’s a lot of stuck cars. we’re gonna have a big problem… shall we try to turn somewhere guys? 'Cause it’s gonna get worse.

Доля секунды и. туманн рассеивается, а нашему взору открывается чистая обкатанная дорога.

— Hm, no, it’s getting better.

Oт неожиданности и облегчения по машине раскатывается истерический смех.

— Fucking hell, we just passed a graveyard! Okay, I’m officially not the worst driver in the world. Those guys are! If you get stuck with a jeep and you do not get stuck with a Pegaut. I shouldn’t probably say that, yeah. not yet.

Дорога по Исландии. Часть 2

Мы ехали к водопаду Бога в снегах, по ослепительно белой пустыне.

ПУТЬ НА СЕВЕРО-ЗАПАД

Годафос оказался массивным и вполне себе божественным детищем природы. Вместе с хлыщущей водой падал снег. Крупными пушистыми хлопьями, он превращал водопад Бога во врата Небесной Канцелярии. Минимальное количество туристов сделало свое дело — все вокруг выглядело волшебно.

Дорога по Исландии. Часть 2

В полной мере насладившись водопадом, мы поехали в наш гестхауз в Лаугаре. По цене он был самым дорогим из всех где мы останавливались, но и самым добротным. На троих за комнату мы заплатили около 50-ти евро, и оно того стоило. Хозяин дома показал нам прямоугольную бетонную «ванну» на улице, куда подавалась вода из горячих источников. Там-то мы и отвели душу: отмокая в горячей воде, высунув стопы для минимального проветривания, мы любовались местными красотами.

На следующее утро, оценив минусовую температуру и наши возможности, мы медленно отправились по трещащей кромке льда в городок под названием Хусавик. Там нас ожидала шхуна, на которой мы отправлялись в плаванье на три часа.

Хусавик — один из самых популярных городов откуда шхуны уходят в море для наблюдения за китами. Раньше китов здесь убивали и ели, но теперь в Хусавике с этим строго. Don’t touch, jus wtch!

Дорога по Исландии. Часть 2

Все это нам поведал прекрасный дядечка-экскурсовод (?) — немец от рождения переехал жить в Исландию еще в 90-х и не жалеет об этом. Занимается любимым делом, каждый день выходит в море и рассказывает туристам всяко-разное. Кстати, именно он нам сказал, что апрель этого года (16-го) оказался самым холодным еще со времен 90-х. Мы переглянулись и подумали примерно об одном: нам везет.

Дорога по Исландии. Часть 2

И нам повезло дважды! Мы оказались теми счастливчиками, кто таки увидел кита, хоть и часть, а все же. Прекрасное мощное животное, вызывающее уважение. Тогда я подумала, что надо дочитать Моби Дика, уж очень вдохновляюще рассказывал немец о китах, и все то что мы видели собственными глазами вызывало восхищение и пробуждало интерес к подводному миру.

ПУТЬ НА ЮГО-ЗАПАД

Сойдя со шхуны на берег, мы вспомнили, что надо заправится. Намного успешнее в этот раз проделав незамысловатую операцию, команда «Трое в Пежо» отправились на юго-запад, в поселок Блондюс. Припарковавшись рядом с фанерными домиками, мы пошли искать хозяина. Его все не было и не было. Мы обошли дом с разных сторон, прочитали несколько заклинаний по призыву владельца — ничего. Через пару минут, на наш стук таки откликнулись и дверь открыл. он.

Прошел год, я плохо помню его внешний вид, но собственные ощущения от хазяина и от его дома никогда не забуду: «Да это же классический техасский наркобарон!» — подумала я, глянула на девочек и осталась довольна. Не знаю какие мысли в тот момент крутились у них в голове, но они явно не далеко ушли от моих по масштабности. Мы таки зашли к нему в дом, осмотрелись, решили бумажные вопросы и с ключами от нашей халабуды, вылетели на улицу.

Фанерный домик у которого мы так удачно припарковались и стал нашим ночлегом. И если прошлый гестауз был лучшим где мы спали, то это чудо было худшим. Однако, он отапливался и этого уже было достаточно.

С жильем в Исландии вообще очень весело. Выбирая городок для ночевки, лучше целиться на более-менее большие города, иначе выбор с жильем будет не велик (впрочем, он и так не велик). Вы вполне можете угодить в домик из фанеры, который, обычно, не обогревается. С другой же стороны, у маленьких поселков есть свои прелести — тут очень спокойно.

Дорога по Исландии. Часть 2

Обычно, мы сами готовили в гест хаузах, но в этот раз надо было идти в ресторан, ибо готовить на кухне наркобарона никто не хотел, а без чего-то горяченького в желудке заснуть было бы сложно.

Мы нашли ресторан, кажется, единственный в округе (и правильно, зачем больше?) и уселись за стол. Через пятнадцать минут пришло классическое семейство: мама-папа сын и дочь. Сделав заказ, все вчетвером нырнули в телефоны.

— Смотри, — говорит Аня, — это же прям семейство Айфонов!

У каждого из членов семьи и правда был эпловский гаджет, что интересно — у всех разные модели. Никто ни скем не разговаривал, все были в своих девайсах. Со стороны зрелище весьма занимательное.

Покушав, мы отправились в сторону дома, и там, на берегу залива, мы встретили самый красивый закат в нашей жизни. Такой яркости и гаммы красок на моей памяти еще не было: свет заходящего солнца падал на водную гладь, и на короткий промежуток времени небо и море смешались. Не припомню заката красивее и насыщенее.

ДОРОГА ДОМОЙ

На следующий день, мы двинулись в сторону Рейкьявика, заехав по пути на экскурсию в ледяные пещеры.

Дорога по Исландии. Часть 2

О дороге туда, скажу только, что GPS в очередной раз нас чуть не убил, вывев на проселочкую дорогу вдоль обрыва с которой мы еле свернули. Урта только год спустя призналась, что тогда ей действительно было страшно не на шутку, потому как машину она не контролировала абсолютно, настолько скользкая была дорога.

Приятно узнавать такие подробности год спустя, твердо стоя на земле.