Турист Ирина Дементьева (tinka61)
Ирина Дементьева — была вчера 7:13
Европа!!!
Лауреат конкурса
«Россия 2017»

Болгар, Свияжск, Казань — Россия Август 2017

Когда я поняла, что август у меня в этом году почему-то ничем не занят, как-то сразу спонтанно возникла мысль, а не махнуть ли мне в Казань. И правда, ведь давно уже собираюсь в Татарстан, столько лестных отзывов слышала в последнее время об этом регионе. И вот уже куплены билеты из Москвы на удобный двухэтажный поезд, ночь в пути, и я очутилась в столице Татарстана, где и обосновалась на целых пять дней.

Отчётливо осознавая, что Татарстан это не только Казань, я запланировала себе к посещению разные места и местечки республики. Но, тем не менее, как в Италии все дороги ведут в Рим, так и знакомство с Татарстаном неизбежно начинается с его столицы.

Самое первое непроизвольное впечатление от города: Казань очень приветлива и гостеприимна к своим гостям, здесь чувствуешь себя спокойно, комфортно и уютно. Это город на редкость дружелюбный к туристам, где всё устроено с учётом наших потребностей. Судите сами — все остановки в транспорте дублируются на русском и английском, в автобусах продают билетики приветливые кондукторы, которые охотно объясняют нашему брату, где, что и как, на остановках везде висят электронные табло с указанием времени прихода автобусов и их маршруты. Метро новое, удобное, чистое и красивое, с восточным колоритом.

В центре (и не в центре тоже) повсюду установлены удобные скамейки, с туалетами тоже проблем нет. Казалось бы, всё это мелочи, но из таких мелочей и складывается первое впечатление о городе.

Я уже не говорю о том, какой это красивый и ухоженный город, который буквально купается в деньгах. Да, размаху Казани не занимать! Понятно, что всё дело во вложенных сюда немалых средствах к Универсиаде 2013 года, но, тем не менее, как приятно видеть повсюду вокруг отреставрированные исторические здания, построенные с фантазией новые кварталы, спортивно-развлекательные комплексы оригинального дизайна или самобытные татарские постройки.

Татарстан это не только Казань...

Центр Семьи в виде огромного казана на другом берегу Казанки стал истинным украшением города, сразу же превратившись в одну из его визитных карточек.

Татарстан это не только Казань...

К тому же, это еще и отличная смотровая площадка на город, особенно здорово оттуда виден Кремль, прямо как на ладони.

Татарстан это не только Казань...

И окружение у Казана под стать — древнебулгарские божества барс и василиск стоят на страже Семьи в Казани, расселись так живописненько вокруг Казана, охраняют семейный покой и счастье.

А уж сколько там женихов и невест, просто не счесть! Зачётное место!

А помпезный Дворец Земледельцев, это же самое настоящее произведение искусства, несмотря на очень противоречивые отзывы!

Татарстан это не только Казань...

Как по мне, так это здание просто фантастика. Гигантское дерево в самом его центре с первого взгляда кажется чуть гротескным, но стоит получше к нему приглядеться, как становится очевидным, насколько это здание гармонично и оригинально, и насколько удачно оно вписалось в ансамбль Кремлёвской набережной по-соседству с Кремлём.

Или взять, к примеру, Театр кукол Экият.

Татарстан это не только Казань...

Не театр, а самый настоящий сказочный замок, где дети могут окунуться в волшебный мир. Внутри не была, пускают только по билетам, но по отзывам начинка театра не менее красива, чем его экстерьер.

Казанский Кремль буквально сразил меня наповал, и в первую очередь своим симбиозом православной и мусульманской культур, необыкновенным синтезом татарского и русского архитектурных стилей.

Татарстан это не только Казань...

Это то, что поражает там в первую очередь и сильнее всего, берёт, что называется за душу. Ну, в самом деле, где ещё увидишь столь гармоничное сосуществование бок о бок древних православных храмов и совсем молодой мусульманской мечети Кул-Шариф, поражающей своим великолепием и грандиозностью!

Татарстан это не только Казань...

Здесь же дружно соседствуют падающая башня Сююмбике и белокаменная Спасская, дозорные кремлёвские стены, Благовещенский собор и Президентский дворец — великолепные памятники архитектуры разных эпох и культур. В общем, понятно, за что Казанский Кремль наградили регалией ЮНЕСКО, очень по заслугам.

А какая красивая там вечерняя подсветка!

Татарстан это не только Казань...

Не поленилась погулять по территории Кремля одним из вечеров, несмотря на жуткую усталость после напряженного туристического дня. Полюбоваться вечерней подсветкой Кремля — одно из непременных маст-ду в Казани, теперь я это точно знаю. И заметьте, все эти удовольствия можно получить там совершенно бесплатно и круглосуточно! Ну не фантастика ли!

Удивительно, но туристы в больших концентрациях кучкуются исключительно в Кремле и на Казанском Арбате, то бишь улице Баумана.

Стоит отойти чуть в сторону, как становится малолюдно и спокойно. Признаться, была удивлена таким раскладам. Я бы еще поняла, если бы речь шла о совсем отдаленных районах города, но нет, я говорю о таких центральных улицах как Кремлёвская, Карла Маркса, Большая Красная, буквально напичканных красивейшими старинными зданиями 19 века.

Татарстан это не только Казань...

Почему там так безлюдно, я так и не нашла объяснения, но особо расстраиваться от этого не стала, а, напротив, с превеликим удовольствием и почти в полном одиночестве нагулялась по этим великолепным артериям прошлых столетий, вдоволь налюбовалась роскошными образчиками изысканной архитектуры. Одни только Дома Ушковой и Кекина чего стоят!

Татарстан это не только Казань...

Дом Ушковой (эх, умели же в прежние времена делать свадебные подарки!), где сейчас разместилась библиотека, можно, кстати, посетить с экскурсией, что я и сделала и получила огромное удовольствие от увиденных там великолепных интерьеров прошлого.

Где ещё интересно, так это на Кремлёвской набережной. Это и понятно, красивый променад с открывающимися оттуда великолепными видами на другой берег реки Казанки. Отсюда и Центр Семьи Казан отлично просматривается, и Колесо Обозрения, и Ривьера, и даже Зилантов монастырь. Приятное место для прогулок, что и говорить.

Отдельное удовольствие неспешно прогуляться по Старо-татарской слободе вокруг озера Нижний Кабан.

Татарстан это не только Казань...

Вот где самая самобытность, восточный колорит и татарская аутентичность в квадрате! Каждый домик — загляденье!

Ну и что ж, что слегка лубочно, чуточку фольклорно! Ведь красиво же, просто глаз не отвести! И повсюду много-премного старинных мечетей. Обойти все 12 мечетей слободы я, конечно, не осилила, но самые знаменитые, разыскала. Процесс отыскивания той или иной мечети превратился для меня в увлекательный квест. Великолепная россыпь мечетей — Марджани, Апанаевская, Нурулла, Голубая, Закабанная, Розовая, Султановская

и, конечно же, Дом Шамиля, самое роскошное здание слободы — всё это самые известные хайлайты Старо-татарской слободы!

Татарстан это не только Казань...

От этой трёхчасовой прогулки с погружением в старо-татарский колорит и самобытность получила просто море удовольствия! Очень аутентичный, ухоженный, отреставрированный район города, где буквально всё радует глаз! Моё мнение — это место, обязательное к посещению в Казани.

Что ещё понравилось в столице Татарстана? В центре города много красивой городской скульптуры, и это тоже плюс. На улице Баумана можно полюбоваться фонтанами с бронзовыми голубями и лягушками, погладить Кота казанского или попозировать в екатерининской карете, а потом отдать дань восхищения знаменитому уроженцу Казани Фёдору Ивановичу Шаляпину.

Татарстан это не только Казань...

Но и кроме этих растиражированных скульптур в городе то тут, то там натыкаешься на какую-нибудь милую скульптурную композицию. То скульптуры играющих дети на улице, то малый Казан в парке Тысячелетия, в который мне так и не удалось заглянуть, то очень трогательный памятник Благотворителю у стен Кремля, то порывистый Муса Джалиль, а то совсем юный Ленин напротив казанского Университета.

Татарстан это не только Казань...

И всё очень к месту, очень по делу. Не говорю уже о крылатых Зилантах, давно ставших одной из главных фишек Казани.

Татарстан это не только Казань...

Город очень ухоженный и зелёный — скверы и парки удивляют своим изысканным ландшафтным дизайном, площадки для отдыха в этническом стиле радуют своим удобством и познавательностью.

Из топовых хайлайтов Казани нельзя не сказать несколько слов о Петропавловском соборе. Наверное, этот собор стал для меня одним из самых интересных открытий в Казани. Ярчайший образчик нарышкинского барокко, причудливо декорированный растительным орнаментом.

Татарстан это не только Казань...

Как видишь это Чудо, так непроизвольно ахаешь, а это, согласитесь, дорогого стоит. И внутри просто чудесно. Очень светлый, душевный храм, воздвигнутый когда-то в честь Петра Первого. Интересно заглянуть как в нижнюю, так и в верхнюю церкви и конечно полюбоваться Петропавловской Башней. Весь ансамбль Петропавловского собора это неповторимое произведение архитектуры, очень необычный, уникальный храм, пропустить который в Казани никак нельзя!

А вот на другую башню, Благовещенскую, что в самом начале улицы Баумана, можно и нужно подняться.

Не скажу, что виды оттуда какие-то суперские, но все, же это главная смотровая площадка на центр города, поэтому пропустить её я никак не могла.

Татарстан это не только Казань...

Съездила я и в Храм Всех Религий или Вселенский храм, что в селе Старое Аракчееве (от жд вокзала туда идёт автобус номер 2) — архитектурный символ всех религий, своеобразный музей религии.

Можно по-разному относиться к таким экспериментам, несомненно, одно — этот эклектичный храм стал самым спорным и необычным украшением Казани, одной из её фирменных фишек, которая неизменно вызывает интерес пополам с удивлением. Тоже одно из сильных впечатлений в Казани.

Говоря о хлебе насущном, признаться, была приятно удивлена, насколько дёшево можно в Казани питаться. Повсюду бюджетные столовые, блинные, сетевые кафе.

Многие хвалят Дом Чая, я туда тоже заходила, но выбор блюд там показался мне не очень разнообразным. Гораздо больше понравилась Столовая Каравай в самом начале улицы Баумана прямо напротив Благовещенской башни. Там на мой вкус и антураж поинтереснее, и народу поменьше, и выбор блюд побогаче.

Ну, а крыша над головой в Казани тоже не проблема. Я нашла себе пристанище в мини-отеле Бахет почти в самом центре. Уютно и недорого, четыре ночи в одноместном номере со всеми удобствами и неплохим завтраком обошлись мне в 7500 рублей. Вообще, говоря о бюджете я была удивлена, насколько экономичной получилась эта поездка. На всё про всё, включая жд билеты, отель, питание, экскурсии, транспорт и сувениры я потратила 18 тысяч, то есть, 300 долларов. Ну просто фантастика! Вот они, прелести импортозамещения!

Насытившись красавицей Казанью, я отправилась дальше, знакомиться с другими интересными местами Татарстана.

Проще и ближе всего съездить из Казани в Раифский Богородицкий монастырь. (Расписание автобусов Казань-Раифа № № 552,554 — 8:15, 10:05, 12:00, 14:10, 16:00, 17:30 Раифа-Казань № № 552,554 — 6:35, 7:40, 10:25, 12:20, 14:00, 15:05)
Сорок рублей, 27 км. дороги и полчаса на автобусе от Северного вокзала, и я уже очутилась в совершенно ином измерении в Богом хранимом месте (именно так переводится Раифа с древнееврейского). В будний день народу там было совсем немного, так что удалось в полной мере прочувствовать спокойствие и умиротворение этого места. Что сказать! Очень красивая территория, очень энергетически сильное место, очень живописная природа вокруг. Ухоженный, белоснежный, просветлённый, всё это Раифа! Архитектурный ансамбль монастыря, основанного в 17 века — один из самых величественных в среднем Поволжье складывался в течение столетий.

Вроде и совсем небольшая у Раифы территория, но, сколько же на ней сконцентрировано шедевров! Самый нарядный храм Живоначальный Троицы в неорусском стиле, самый большой Собор Грузинской иконы Божьей Матери и очень необычная Церковь в честь Святых Отцов в Синае и Раифе избиенных.

Татарстан это не только Казань...

В монастыре строгие порядки, фотографировать внутри храмов запрещено, так что я не стала нарушать правила. Но поверьте, внутри там необыкновенно красиво и величественно!

Очень понравилась прогулка вокруг озера рядом с монастырем. Гуляя вокруг озера создаётся впечатление, что ты в настоящей лесной глуши. Только Алёнушки у озера не хватает.

На озере я решилась взять напрокат катамаран (всё удовольствие стоит 200 рублей за полчаса) и отправилась на середину озера в погоне за панорамными видами монастыря. Вот что из этого получилось.

Татарстан это не только Казань...

На территории монастыря много красивых скульптур, и не только на религиозную тематику.

Безусловно, в Раифу можно было бы съездить и с экскурсией, но тогда у меня бы не получилось побродить вокруг озера в полном одиночестве, покататься на катамаране и просто полюбоваться красотой древних храмов практически один на один. Надо просто выехать пораньше первым автобусом и обязательно в будний день. Тогда уединение Вам гарантировано.

На остров-град Свияжск я добиралась само собой по воде. Сделать это очень просто. От Речного порта в Свияжск ежедневно в 08.20 утра отправляются теплоходы и метеоры (летом билеты лучше покупать хотя бы за один день до поездки, всё раскупается моментально). Не ахти что, но с другой стоны, какая разница, что теплоход старенький и потрёпанный жизнью, если всё равно все два часа проводишь на палубе, любуясь волжскими просторами.

Татарстан это не только Казань...

Билет стоит до смешного дёшево — 111 рублей в одну стону. Единственный минус такой поездки, что на самом острове получается слишком много времени и последний час до отплытия в 16.20 совершенно не знаешь, куда себя девать. Но это мелочи по большому счёту.

Остров-град, хоть и давно потерял статус острова, оставил очень яркие и очень неожиданные, даже я бы сказала, двойственные впечатления.

Татарстан это не только Казань...

Место, безусловно, совершенно уникальное с богатейшей историей, ведь Свияжск покорил в стародавние времена саму Казань. Когда-то на этом маленьком островке побывал Пушкин, с тех пор Свияжск считается прообразом острова Буяна в Сказке о царе Салтане. Вряд ли эта легенда соответствует действительности, но остров настолько красивый, что в неё охотно верится.

В 18 веке Свияжск стал монастырским, истинным оплотом духовности и красоты. После революции с приездом Троцкого здесь начался красный террор, когда разрушались храмы, закрывали монастыри, казнили священников. Дальше больше, в советское время в Свияжске была исправительная колония для подростков, лагерь НКВД и психиатрическая больница.

Говорят, ещё совсем недавно, город выглядел мрачно и убого. А сегодня в результате активных реставрационных работ он волшебным образом преобразился, подобно Золушке на балу.

Гулять по Свияжску очень приятно. Повсюду много нарядных отреставрированных зданий, старинных одно-двухэтажных домиков с яблонями в палисадниках. Не городок, а самый настоящий портал в прошлое — ни транспорта там нет, ни промышленности, ни современных зданий — только красивейшие памятники архитектуры и живописные волжские просторы.

В целом Свияжск выглядит картинкой, где всё радует глаз — облагороженные территории, восстановленные монастыри, отреставрированные домики.

Татарстан это не только Казань...

Есть конные дворы, площадки, где можно пострелять из лука и арбалета, приобщиться к гончарному и кузнечному ремеслу. И только одиноко торчащие то тут, то там кресты напоминают о невосполнимых потерях, ведь многие церкви в советские времена сравняли с землёй и восстановить их сегодня уже невозможно.

Татарстан это не только Казань...

Разные эпохи оставили здесь свой след, не всегда добрый.

Красиво в Свияжске, да, но всё же есть там некий элемент искусственности, видно, что по большому счёту это город новодел. Местами режет глаз. Элемент потёмкинской деревни там однозначно присутствует, если уж быть до конца откровенной.

Но есть там и места, где глаз не режет совершенно. Это два монастыря, смысловые центры и главное украшение Свияжска. Уникальный Иоанно-Предтеченский монастырь, где в первую очередь поражает деревянная Троицкая церковь, помнящая самого Ивана Грозного. Прикоснуться к её тёмным стенам, которым без малого пятьсот лет дорогого стоит. Вообще, удивительный в этом монастыре архитектурный ансамбль образовался — многокупольный краснокирпичный собор иконы Божьей Матери Всех Скорбящих Радость в русско-византийском стиле, скромненький одноглавый каменный храм Сергия Радонежского и старейшая деревянная Троицкая церковь. Смотрится эта троица на редкость контрастно, запоминается.

Татарстан это не только Казань...

Белоснежный Богородице-Успенский мужской монастырь основан всего лишь три года спустя после взятия Казани. Здесь сохранились одни из самых старейших религиозных построек Поволжья — Успенский собор и Никольская трапезная церковь.

Татарстан это не только Казань...

На самом краю острова стоит на пригорке церковь Святых Константина и Елены, которая раньше отделяла крепость от посада. Такая милая, пасторальная церквушка.

Татарстан это не только Казань...

Очень понравились виды на Волгу, открывающиеся с разных точек Свияжска. В таких местах по-настоящему начинаешь понимать красоту и величие нашей природы. Волжские просторы, это же такая мощь и сила! Процесс любования волжскими панорамами отнимает в Свияжске немало времени, это надо иметь в виду. Особенно мне приглянулись речные панорамы с крутого берега рядом с Богородице-Успенским монастырём.

Есть в городке и музеи, наверное, можно было в них заглянуть, но я предпочла просто хаотично бродить по самому островку, выискивая его самые живописные ракурсы, любоваться видами Волги.

На острове есть несколько кафе, всё вкусное, свежее, цены чуть выше, чем в Казани. Там главное не попасть на тургруппы, которые оккупируют все столы, тогда одиночек не обслуживают.

Свияжск в последние годы превратился в раскрученный брэнд со всеми вытекающими отсюда последствиями, но съездить туда из Казани нужно непременно. Место во всех отношениях уникальное.

А под конец был Болгар, древнее городище на берегу Камы, куда тоже совсем просто добраться, стартуя от всё того же Речного порта на метеоре. Два часа по Воле и Каме, и пожалуйста, я уже гуляю по огромной территории музея-заповедника под открытым небом, любуюсь уникальными памятниками средневекового мусульманского зодчества.

Татарстан это не только Казань...

Здесь становятся понятными и близкими исчезнувшие культуры и уклады жизни, оживают страницы истории безвозвратно ушедших древних государств. Основанный в 10 веке, Болгар считался одним из крупнейших городов Золотой Орды; в те времена он назывался Великий Булгар и был столицей Волжской Булгарии.

Огромную территорию городища можно структурно разделить на три части — центральная, где сосредоточены достопримечательности первого звена c музеями и Комплексом Соборной Мечети с Большим Минаретом,

дальняя с белой мечетью и Музеем Хлеба и средне-дальняя с такими памятниками как Малый минарет, Ханская усыпальница Чёрная и Белая палата.

Некоторые строения стоят прямо в чистом поле, присутствует какой-то элемент дикости, естественности, что только добавляет очарования болгарским достопримечательностям.

Расстояния там немалые, где-то можно прокатиться, где-то лучше пешком. В любом случае, время летит быстро и незаметно. И хотя до отхода метеора в 15.40 можно в принципе все успеть посмотреть, но всё же экскурсию брать я бы не советовала. В этом случае слишком много внимания уделяется музеям, а на само городище остается совсем немного времени. И тогда прогулка по самым интересным местам под открытым небом получится скомканной и бегом. В музее болгарской цивилизации и Корана, безусловно, есть, что посмотреть,

но всё же мне кажется гораздо интереснее полазить по древним руинам на воздухе, непосредственно прикоснуться к древности.

Начав свою прогулку с главных центральных памятников, я вновь и вновь дивилась необыкновенному симбиозу традиций и культур Поволжья. Соборная мечеть, а рядышком православная Успенская церковь, гармоничное соседство мусульманства и христианства.

Татарстан это не только Казань...

Главная современная жемчужина Болгара, Белая мечеть находится достаточно далеко от центральной части городища, по это не беда. В Болгаре везде курсируют микроавтобусы и электрокары, которые за 40 рублей и пять минут доставят всех желающих на другой край заповедника.

Мечеть совершенно потрясающая, белоснежная, величественная, с отражениями в бассейне. Нечто среднее между Тадж-Махалом и Белой мечетью в Абу-Даби. Я пока не была ни там, ни там, наверное, поэтому наша Белая Мечеть меня так восхитила. Сногсшибательная просто!

Татарстан это не только Казань...

Очень впечатлила Кама — красивые берега этой реки достойны отдельного внимания, хотя здесь они идут в качестве приложения к достопримечательностям древнего города.

Татарстан это не только Казань...

Во всяком случае, уж Ханскому то дворцу, построенному на самом обрыве, Кама придаёт особенное очарование.

В общем, это надо видеть своими глазами. А увидев этот возрождённый город, становится понятно, за что и почему в 2014 году Болгарский историко-архитектурный комплекс стал объектом Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Ну очень по заслугам! И это очень хорошо, что в 2000 году многие здания на территории заповедника восстановили и отреставрировали. Получилась просто конфетка!

И в завершении немного практики по Болгару:

Проще и приятнее всего добираться туда из Речного порта на метеоре. Метеор отправляется из Казани ежедневно в 08.00, обратный рейс из Болгар — в 15.40. Время в пути — 2 часа 20 минут. Стоимость билета 345 рублей в одну сторону.

На пристани туристов встречают автобусы, которые за 10 минут и 40 рублей доставят Вас к самому музею-заповеднику. Обратно — таким же способом. По территории городища курсируют микроавтобусы и электрокары к дальним достопримечательностям. Тариф тот же — 40 рублей.

В центральной части есть кафе, блинные, чайханы. Выбор небольшой, но голодным остаться сложно. Цены чуть выше, чем в Казани, но вполне себе демократичные.

Вот так незаметно и стремительно пролетели мои пять дней в Татарстане. Отличная поездка получилась — комфортная, познавательная, насыщенная. И с погодой в начале августа мне повезло — все дни стояла ровная умеренная погода, градуса 23, солнышко, ветерок и красивые облака. Говорят, это совсем нетипичная погода для Казани в августе. Обычно летом здесь очень жарко и душно. Но в этом году всюду какие-то аномалии.

Подводя итоги этого вояжа, могу сказать, что Татарстан сумел произвести на меня впечатление. Этой республике определенно есть чем похвастаться, что предложить своим даже самым взыскательным гостям. Красавица Казань и остров-град Свияжск, древняя Раифа и самобытный заповедник Болгар — уникальные места, отражающие в срезе особый татарский мультикультурализм. Думаю, теперь всем понятно, что приехать в самую многонациональную республику России непременно стоит!