Турист Vladimir Danilov (Volodimire)
Vladimir Danilov
был 30 мая 2021 9:35

Архыз — Россия Август 2017

Лето подошло к концу. Трава на склонах гор начинает желтеть, от луговых цветов не осталось ни вздоха, ни воспоминания. Переливавшиеся через край озёра за полтора месяца потеряли в объёме больше, чем женщины из рекламы Фиточая. Из ущелья в ущелье, задевая гребни, где-то ползут, где-то мчатся тяжелые непрозрачные тучи. Неделя-другая, и луга хребта Абишира-Ахуба окрасятся в рыжий, а внизу, в долинах, леса расцветут своими прощальными красками. Впрочем, это совсем другая история, а пока…

Туманный поход к горным озёрам

Мы свыклись с мыслью, что будет долго и тяжело и сделали шаг наверх. За ним ещё и ещё, по капле приближая скрытый тучами перевал. Впору сказать «долго ли, коротко ли», но мы всё-таки вскарабкались на хребет, чтобы своими глазами увидеть, как выглядит безнадежность.

Там, где должно было блестеть горное озеро, стояла глухая стена облаков. Временами можно было различить ближайшие скалы, иногда скрывало и их. Ветер переливал тучи туда и обратно, они клубились, парили, меняли форму и густоту, но упрямо не желали растворяться полностью или подняться хоть чуть-чуть выше. Ждать милостей от природы было самонадеянно, и мы отправились на тёмную сторону Луны. В туман, пелену, молоко.

Туманный поход к горным озёрам

Одна из прелестей маршрута на Абишира-Ахубу — «марсианские пейзажи», каких не встретить, наверное, больше нигде. В этот раз безжизненные серые скалы проявлялись лишь в секунды просветления, да и то лишь наполовину: небо плотно лежало на наших макушках, придавливая к и без того длинной и трудной тропе. Наконец, перевал Мылгвал остался позади, а под ногами открылось чистое, чёрное, сверкающее Подскальное озеро. Где, как не здесь, достать из рюкзака припасенную снедь и с нарушающим благоговейную тишину хрустом съесть её всухомятку?

Здесь, над озером, проявляется одна очень неприятная черта маршрута. Вот ты сидишь, мнёшь зубами бутерброд, подсчитываешь время, необходимое для возвращения, оцениваешь собственные силы. А фантазия тем временем подбрасывает дровишки в костёр сожаления: «Всего 300–400 метров — и ты увидишь ещё одно озеро, совсем не похожее на все предыдущие; ещё 600 — и покажется Кяфар, самое крупное озеро в этих краях; ещё час ходьбы, и достигнешь Лазурного или Рыбного… А потом, за перевалом…" Всё, что остаётся — пообещать себе вернуться с палаткой дней на пять, без спешки и суеты удовлетворить жажду нового. Встретить рассвет и проводить закат на берегу обжигающе-чистого зеркала, услышать, наконец, истинную тишину больших гор и смириться с тем, что рюкзак — это уже неизбежное продолжение тебя самого.

Туманный поход к горным озёрам

Обратный путь ни тяжёл, ни лёгок. Бежишь почти вприпрыжку по травянистому склону, цель, — верхняя станция канатной дороги, — всё время маячит перед глазами. Только вот приближается неохотно, а за каждым перегибом, за каждым холмом показываются всё новые и новые просторы. Прозрачный воздух укорачивает метры, только ноги по-прежнему живут по своим, правильным физическим законам. Как бы ни хотелось ускорить, ужать, обкорнать безмолвное расстояние, но остаётся только встать и идти.

Туманный поход к горным озёрам

Зато какое наслаждение оказаться, наконец, внизу. Удивительно, но стремясь уйти туда, где кроме нас — только безжизненные камни и тяжелое небо, мы радуемся возвращению в цивилизацию. Сохраняя при этом где-то внутри новое чувство, новое знание. Что-то тёплое, живое и близкое, за чем мы и ходим в горы.

Лето подошло к концу. Большие горы ещё вытерпят нас месяц-полтора. Хочется верить, этой осенью нам удастся выбраться к озёрам и водопадам, хребтам и вершинам ещё на неделю-другую. Ведь, в конце концов, так и выглядит простое человеческое счастье.