Турист Darina Ustich (TravelWoman)
Darina Ustich — была вчера 18:10
Мир - это книга, и тот, кто не путешествует, читает лишь одну ее страницу...

Горная столица империи инков, где останавливается дыхание от красоты и нехватки кислорода

Куско — Перу Июль 2017

Не успев оправиться от джунглей, всего местного колорита и приключений, я, переночевав одну ночь в Икитосе (как рада была цивилизации!), собрав вещи в кучу, вылетела в Лиму, а оттуда — в бывшую столицу империи инков — город Куско, о котором и пойдет сегодняшний рассказ.

Уже по пути в город из самолета открываются такие виды, что куда-то уходит вся усталость и желание спать!

Это Анды! горы, которые по праву являются символом всей Южной Америки и проходят через несколько государств. Их значимость можно понять прямо по прилету, когда проходишь паспортный контроль, выдают миграционную карточку, которая так и называется — «Андская карта») Еще из самолета горы завораживают и манят, а уж когда приземляешься, дух захватывает от этих, далеко еще не самых красивых, видов Куско!

Аэропорт находится в черте города, да еще в горах на высоте 3,5 километра! Поэтому посадка здесь иногда бывает несколько эмоциональной — потрясет малость. Но наш пилот сделал все на высоком уровне: почти не трясло, и сели быстро.
Начитавшись отзывов (хотя их очень мало) на разных сайтах, пошла брать официальное такси и обомлела от цен: 40 соль (почти 13 долларов!). На такое, тем более после Лимы, не рассчитывала… Но т. к. поблизости других таксистов не увидела, взяла… И тут сразу подсказка тем, кто будет там: не берите официальное такси! Куско — не Лима, в нем вполне безопасно. Просто выходите на улицу и ловите первое попавшееся такси. ОБратно я так и добиралась, и, знаете, стоило это ровно в 2(!) раза дешевле… Опыт — лучше всяких отзывов…)

Ну, а пока едем к хостелу. Забронирован был, как и все, заранее. Стоил всего 6 долларов в сутки! После Лимы это просто подарок! И находится в центре, до главной площади минут 5 пешком. Более подробно напишу о нем отдельно, не все там гладко, но для его цены сойдет.

Куско находится, как уже писала, на высоте 3500 м в Андах. На этой высоте сложно дышать, разреженный воздух и мало кислорода. Даже может начаться горная болезнь. Я это знала и еще в Лиме купила Soroсhi pills — таблетки от этого недуга. Начала пить заранее, вечером еще в Икитосе одну проглотила. Ну, и потом через каждые 6–8 часов нужно их принимать. Кто-то даже писал, что им понадобился кислородный баллончик — настолько было плохо первое время… Баллоны продают и в аэропорту, и в городе, етсь они и при отелях, при некоторых хостелах тоже. Так что сэтим проблем не будет.
Мне было нормально поначалу, уже обрадовалась. Но ночью и на утро началось… Выразилась у меня горняшка в легкой форме, но все же была: очень сложно дышать, ощущение, что задыхаешься, постоянно хочется пить, сухой рот, как будто с песком, ноги ватные и немного тошнит. Состояние еще то) Если учитывать, что в Куско горные улочки из камня, идущие то вверх, то вниз, это стало настоящим испытанием…

Это была моя (и перуанская тоже) третья климатическая зона. В Перу их три: costa — побережье (в моем маршруте это была Лима), где океан задает климат, потом — сельва (Икитос и джунгли Амазонки), там 100% влажность и +40 круглый год, и горы. Здесь днем доходит до +14+15, а утром -0. Лично видела на термометре) Ночью спала под 4 одеялами, хостел был без отопления(Так что встряска для организма продолжилась перепадом высот с низменности до 3,5 км и температурой.

Куско прекрасен! он был столицей империи инков, самой известной во всей Южной Америке. Хостел располагался вверху такой вот пешеходной горной улочки, так что утром открылся самый типичный вид города:

Вечером накануне еле подняла по ней чемодан. С виду невысоко и недалеко вроде, но как тяжело!… Наверно, все же влияние высотности такое…
А в номере сидеть некогда — на все меньше 2 дней! 1 до Мачу Пикчу и 1 — после. Так что, напившись таблеток (пришлось их пить с интервалом в 3 часа, больше не выдерживала) и кутавшись потеплей, пошла осматривать город.

Улочки Куско — это целая история… история инженерного чуда, я бы сказала! Все эти кладки огромных и не очень камней созданы без единого слоя цемента — инки его попросту не знали. Они вытачивали камни, как пазлы, соединяя и подгоняя их, сцепляя друг с другом. И до сих пор стоят! И более того — испанцы строили свои здания на инкском фундаменте, что четко видно на фото! Такой цивилизации еще поискать!

Начну с тех достопримечательностей, что находятся немного за пределами Куско. Это 4 крупных археологических комплекса: Саксайуаман, Кенко, Пука-Пукара и Тамбомачай. Все это — руины инкских построек. Располагаются в горах, именно в такой последовательности. Туда ходят автобусы местные, стоят всего 1 соль, а также, конечно, такси. Можно идти и пешком, от главной площади. Есть неплохое туристическое предложение на все 4 этих комплекса — за 70 соль (чуть больше 20 $) вас провезут по весм 4 комплексам и вернут обратно) как экскурсия. Туры эти продаются повсемместно, как и любые другие. Из того, что видела — на av. Sol 103.

Я была в одной из этих достопримечательностей, самой популярной, Саксайуамане. Опять же, бюджет был уже очень ограничен. Отдельно вход на Саксайуаман стоит 20 sol, но елси успеть подняться (доехать) туда до 7.00 утра, то вход бесплатный) что, собственно, и сделала. Была там очень недолго, еще Куско весь был впереди, да и самочувствие оставляло желать лучшего. Но эти руины очень впечатляют! На их примере как нельзя лучше видна изумительная кладка!

Там был церемониальный комплекс, от этого атмосфера еще более мифическая… Как они так строили — загадка даже для ученых… Ведь, спустя века, нет ни зазора, ни трещинки! Настоящий феномен инков! Один мегалит в человеческий рост! А их там сотни… Можно бродить вечно… Но очень уж хотелось увидеть Куско) А он и виден! Да еще как — с высоты птичьего полета!

В центре фото — как раз знаменитая Plaza de armas, к которой я и направилась.

Эта площадь потрясает с первой минуты, с первого взгляда. Не успев толком войти на нее, я уже была, как во сне!

Это место, столько раз виденное и в журналах, и в книгах, и на экране ТВ, теперь воочию! Эти ощущения сложно передать… Что бы ни написала, это будет сотая доля всего, что чувствуешь, находясь там…

Эта площадь с давних времен привлекает местных жителей, а теперь — и туристов. Во времена инков на ней проводились местные торжества, в том числе знаменитый Инти-Райми, праздник Солнца. А во времена конкистадоров испанцы вещали с нее о завоевании города… Раньше эта площадь была в разы больше, и храмов было больше, но современный ее облик не менее величественный! В инкские времена это было не то иное, как площадь Уакайпата, откуда, по их представлениям, брали начало 4 стороны света!

Утром были еще облака, но днем небо было удивительно-голубого цвета, не было ни облачка!

Это — главный кафедральный собор Куско. Строили его на фундаменте инкского дворца Виракоча почти 100 лет, закончив к 1654 году. Он, как сторожевая башня Куско: возвышается над городом и оберегает его жителей. Величественное здание, которое, помимо религиозной ценности и великолепного внутреннего убранства (снимать внутри нельзя), хранит уникальные художественные полотна колониальной эпохи и другие реликвии.

Красотой с ним спорит многие годы другая великолепная постройка площади — Иезуитская церковь Компанья-де-Хесус, строишаяся так же долго, как собор, но зато в ней все на славу: от множества уникальных картин внутри («Кусканская школа живописи»), красивейшего золотого алтаря и пр., до стен: эта церковь — одна из немногих, которая не пострадала после страшного землетрясения 1650 года. И она же является еще одним образцом слияния двух культур: конкистадоры в ней венчались с инкскими невестами)

О том, что красивее, спорят многие. По мне, все же эта церковь побеждает)

Вообще, площадь очень похожа на испанскую, колониальный стиль здесь чувствуется, как нельзя лучше, но все же она с местным колоритом)

Это типичная национальня одежда местных женщин — шляпа, кофта и много юбок слоями) Перуанки очень низенького роста — 1,4 — 1,5 метра. Но очень выносливые! Эта ноша за спиной — тоже типичная, заменяет и продуктовые авоськи, и детские коляски — детей носят так же, в платке за спиной. Видела несколько раз еще более сложную картину: женщина с ребенком за спиной, а в руках 2 таких же тюка. Очень радует, что это не маскарад для туристов — они действительно так ходят в повседневной жизни. Смотрится безумно колоритно! Особенно на фоне улочек Куско!

Есть на Пласа де Армас, может, менее известное туристам, но очень важное сооружение — Iglesia del Triunfo, первая христианская церковь Куско, построенная здесь в честь победы испанцев над индейцами. В ней хранится крест, которым один из сподвижников Писарро осенил город.

Здесь очень яркое и жгучее солнце, днем нагревается достаточно быстро, воздух прохладный, +14+15, а жарко, — настоящая империя Солнца! Не зря инки выбрали для поклонения светилу это место: несколько лет назад ученые доказали, что уровень ультрафиолетового излучения в Куско — самый высокий в мире!

Прямо посреди главной площади Куско находится очень живописный фонтан, венчает который огромная статуя самого великого и известного правителя инков — Пачакутека. Невероятно красивый, он придает площади еще больший шарм и колорит!

О Plaza de Armas можно говорить бесконечно: она вобрала в себя столько церквей и разных достопримечательностей, что по ней можно смело писать отдельный рассказ)

Оказавшись на ней, я вспомнила любимую передачу «Орел и решка», в числе выпусков которой был Куско и в которой упоминался рынок Сан-Педро — самое колоритное и бюджетное место в городе, чтобы перекусить, купить сувениры и, так сказать, прочувствовать атмосферу) Но в передаче казалось, что вход на рынок прямо рядом в церковью иезуитов, но, осмотревшись вокруг, конечно, никакого намека на рынок я не нашла. Не долго думая, пошла по одной из улочек, отходящих от Плаза-де армас, думая, может, я что-то напутала, и надеясь найти этот рынок, т. к. на еду тратиться не хотелось из-за горняшки, а сувениров бы прикупить — самое то)

Улочки Куско еще раз поразили! Каменная красота во всем великолепии…

Пройдя дальше, увидела такую резную красивую арку и пошла просто по наитию, как позже выяснилось, не зря)

Здесь тоже колорита сполна! И как-то оживленнее, меньше туристов, больше местных.

Снова по пути — огромная инкская стена с типичной кладкой. Когда касаешься этих блоков, кажется, что слышишь музыку… какую? Индейскую флейту! И снова, как 700 лет назад… Не описать!

А прямо за этой стеной церковь… ничего не напоминает? Вылитая Церковь иезуитов на главной площади!!! Я, конечно, не архитектор, можете что угодно сказать, но с экрана ТВ, тем более, один в один! И рядом с ней — вход на рынок Сан-Педро! Вот почему я их перепутала…)

Рынок просто поражает колоритом! Но это другой, отличный от Икитоса колорит: здесь чисто, еда не порченая (конечно, и температура воздуха ниже в 3 раза!).

Разнообразие и дешевизна сувениров и текстиля просто поражает! Нигде в Перу дешевле сувениров вы не найдете! И здесь можно торговаться! То есть только от вас зависит стоимость будущей покупки. Например, пончо можно купить за 20–25 соль, при начальной цене в 40. Сумочки из текстиля стоят сами по себе 15 соль, тут даже торговаться как-то неудобно) разные брелочки и кошелечки — по 1–2 соля. Здесь я очень сильно пожалела своих предыдущих трат. Вопреки мнению, что самый дешевый рынок в Ольянтайтамбо, Сан-Педро выигрывает начисто. Здесь и выбор огромный, и разнообразие, а главное — цены ниже в несколько раз!

Про перуанский шоколад — отдельная тема) Вкуснее не ела! Он горький, не сладкий, именно настоящий! Вкус необыкновенный! 2 плитки, ставшие отличными подарками родным, сторговала за 12 соль, а так стоят по 8 каждая. Напомню, что 1 соль — это примерно 0,3 доллара! Так что цены — просто восторг!

Ну, и здесь находятся те самые показанные в «Орле и решке» забегаловочки, где самая дешевая еда в Куско (да и всем Перу, исходя из опыта). Я не смогла пройти мимо и села в одной из них. Все очень скромно: скамейки и… все.

Первому ряду повезло больше — им служит столиком прилавок, а вот второй ряд кушает прямо из рук. Достаточно долго ходила в поисках свободного столика в «вип»-ряду) пока ходила, изучала меню. Оно отличается у одних, у других схожее. Но выбор огромный: от сендвичей всех видов, снеков а-ля «американский завтрак» до полноценных блюд, даже супа!

Помня передачу, давно хотела попробовать Arroz con huevo — арроз кон уэво — рис с яйцом. И искала именно его) На рынке много национальных блюд — ломо сальтадо во всех вариациях, чуррос и пр. Но это все уже было, хотелось именно риса с яйцом от «Орла»)) Наконец, нашла! И местечко, и блюдо) у такой вот милой девушки!

не прошло и минуты, как мне дали такую вот порцийку… на роту солдат)

Гора риса, сверху яичница-глазунья (полюбила ее именно в Перу), внизу огромная порция жареной картошки и салат из помидоров, лука и огурцов! Тянет так грамм на 500, а то и больше, а стоит…4 соля! Чуть больше 1 доллара!!! Молчу про Европу, но даже в Латинской Америке такая цена — редкость. Если только очень поискать) В кафе Куско цены на вторые блюда начинаются от 15 соль и то это редкость, в среднем — от 20. А тут — просто даром! Учитывая ограниченный бюджет, это было просто находкой. И как вкусно! Все свежее, вкусное, домашнее такое! С трудом осилив половину порции, я пошла в другую часть рынка, там делают изумительные фреши из всего, что душа пожелает, даже огурцов и кабачков!

Просто заказываешь и все. Цены — тоже от 4 соль. Ну-ка, кто помнит среднюю цену на фреш у нас в кафе? Даже с разницей в курсе, там — раза в 4 дешевле. Но у нас вам принесут малюсенький 200 мл стаканчик, а там… почти литровую кружку!

А фреши можно делать, как уже сказала, любые — и овощные, и фруктовые, хоть микс) все на ваш вкус. Есть простые, знакомые нам, фрукты, есть местные — манго, папайя, ананасы. Это Рай для любого туриста, не только для бюджетного)

Рынок поразил меня разнообразием, местным колоритом и, конечно, ценами. Прикупила там немного сувениров, торговалась. Опыт уже есть после Кубы, вхожу в азарт)

Здесь перемешано все обилие товаров, мыслимых и не очень: сушеные листья коки, лягушки для колдовских ритуалов и лечебных целей, всякие корешки и ростки, изделия из шерсти альпаки, шоколад, текстиль… Перечислять можно бесконечно. Это место, безусловно, стоит туристического внимания! Даже если вы кушать будете в кафе или ресторанах, а сувениры покупать в других местах, сюда стоит зайти за местным ярким колоритом и увидеть ту жизнь, без купюр, которой живут местные — как продавцы, так и многочисленные покупатели.

Даи просто догулять до этого места стоит из-за невероятных видов на церковь и горы!

Идя от рынка тем же путем, что и туда, я увидела шпиль, выступающий вверх, явно какой-то церкви, и решила пойти посмотреть. Чуть свернув, попадаешь на еще одну красивейшую площадь San Francisco, а шпилем оказалась еще одна известная достопримечательность Куско — церковь San Francisco de Asis.

У нее красивейший внутренний дворик, есть даже катакомбы с костехранилищем. Но внутрь я не попала, пришлось довольствоваться экстерьером) Но он очень величественный и красивый!

Рядом с церковью — очень уютный скверик, где можно посидеть в тишине, слушая только шум листьев, ну, и иногда — местных жителей) Но в целом это идеальное место для отдыха, да и тень не лишняя, солнышко припекает ооочень сильно. Еще бы — самый высокий уровень ультрафиолета!

Рядом с такими площадями и вообще по городу продают воду в передвижных и стационарных киосках и магазинчиках. Стоит 2 соля. Это в туристических местах. Но чуть только свернешь вглубь улочек, сразу вода становится по цене в 1 соль. Правило туристического городка)

Что касается связи, в Куско ее тоже не было! И в таких парадоксах весь Перу: в столице и самых туристических местах нет, а в городе среди джунглей — пожалуйста) Но мои друзья-таксофоны и в Куско были на каждом шагу. Нашла таксофон прямо в 2 шагах от хостела. Если на 5 соль говорила всегда минуты 2 кратко, то здесь — просто подарок для бюджетного туриста: на 1 соль я говорила 10 с лишним минут! Такая вот приятная неожиданность)

Еще Куско невозможно представить без ярких, одетых в национальную одежду женщин, которые с радостью фотографируются с туристами за символическую плату — 1 соль.

Эти тетушки только говорят, что они волонтеры и т. п., сколько дадите и ладно… А на деле — дашь меньше 1 соля каждой — обидятся) Но в сумме 1 доллар за фото — вполне нормальная цена. Зато воспоминаний — на всю жизнь!

Их «точки» не скажет никто, они перемещаются по Куско, по, поверьте, где бы вы ни были, обязательно встретите их — с козлятами, ламами, альпаками — на любой вкус)

Снова и снова тянет на главную площадь, а залитая солнцем, она еще более прекрасна! Как будто подтверждает свое прежнее название и предназвачение!

Куско меня восхитил, растрогал и влюбил, несмотря на симптомы горной болезни, на усталость уже от полетов и переездов. О нем можно говорить вечно… Одни музеи чего стоят! В них показана вся история инков, и они требуют отдельного рассказа.

Это город, который никого не оставит равнодушным! Любой атеист сдастся, увидев его храмы и часовни, любой скептик поверит в магию. А ее здесь хоть отбавляй! Начиная от огромных мегалитов, каким-то чудом сцепленных без ничего и не падающих столько веков, и заканчивая людьми, которые носят национальную одежду, создавая неповторимый облик города, которые с радостью вам подскажут дорогу и помогут.

Куско — это особый город. Особо прекрасный, особо загадочный. И где бы я ни была потом, он мне будет (и уже) сниться, возвращая на те горные улочки, где трудно дышать и еще труднее ходить, но невозможно не ходить, не дышать этим уникальным горным воздухом, наслаждаться самым палящим в мире солнцем, не изучать этот город, влюбляясь в него с каждой улочкой, с каждой часовней и площадью все сильнее и сильнее.
Про Куско точно могу сказать, что безумно хочу туда вернуться, затеряться в его узких улочках: его чудес и загадок хватит на сотни поездок! И, по традиции, говорю ему: «До свидания!»…