Турист Андрей Панин (arxitektor)
Андрей Панин
был вчера 19:23

Олонец — Россия Май 2017

В республике Карелия, где-то под Олонцом, останавливаются передохнуть перелетные дикие гуси.

Несколько столетий назад крестьяне вырубали леса, осушали болота, засаживали земли зерновыми и травами. Трудились они трудились, и сейчас олонецкие поля оказались крупнейшими в Северной Европе стоянками перелетных гусей. До тундры далеко и таких удобных полей птицам дальше уже не найти.

Однажды, майским днем, мы решили посмотреть на это перелетное чудо. Оказалось, у деревни Алексала есть гусиные поля, к которым можно подъехать не испачкав автомобиль. Но чтобы подойти к гусям поближе — необходимы резиновые сапоги.

Надо иметь в виду, что поля все загажены пометом. Поэтому сапоги обязательны!

Ну и штатив обязательно! А у кого есть, то тащите объектив побольше. Сама дорога до полей с нормальным асфальтовым покрытием. Заправки есть, но не часто. Магазины есть в Олонце, а вот с точками питания сложнее.

На этом вступлении заканчиваю. Садимся в автомобиль и поехали согласно намеченному маршруту.

В погоне за дикими гусями. Поездка выходного дня.

Первым интересным объектом на дороге оказался построенный при Минихе (1730 г.) гранитный шандорный мост (водоспуск) на «Третьей версте». Эти гидротехнические сооружения применялись для регулирования уровня воды в Староладожском канале. Находится на выезде из Шлиссельбурга по дороге вдоль упомянутого канала.

Далее мы выходим на трассу и пересекаем по мостам несколько крупных широких рек — Волхов, Сясь, Паша.

В погоне за дикими гусями. Поездка выходного дня.

Последний мост через реку Свирь — подъемный.

Если вы-таки попали в пробку на выезде из Петербурга и уже проголодались, то советую перекусить на заправке ПТК через 19 км после моста через Свирь с левой стороны. Все, мчимся по хорошему шоссе до Олонца.

Доехав в Олонце до моста через реку Мегрега, которая уже несколько километров сопровождает нас слева, переезжаем ее и едем по главной дороге в сторону Ладожского озера. Теперь справа нас сопровождает река Олонка.

В погоне за дикими гусями. Поездка выходного дня.

Когда проедете деревню Рыпушкалицы, уже можно посматривать по сторонам. Первых гусей мы увидели на полях с левой стороны. Припарковались на обочине, одели сапоги, вооружились штативами и отправились на охоту. Гуси птицы осторожные и близко не подпускают.

Приведу несколько интересных фактов об этих птицах. Я с интересом узнал, что гуси — промежуточное звено между мелкими водоплавающими птицами (утками) и крупными (лебедями, казарками). Хотя сами относятся к утиным. Но считаются крупными: птица длиной до 70–90 см и весом около 2,1–4,5 кг, размах крыльев 147–180 см

В погоне за дикими гусями. Поездка выходного дня.

Еще, гуси, как и лебеди, выбирают пару на всю жизнь.

В то же время, гуси во время перелетов собираются в огромные стаи, насчитывающие несколько тысяч особей.

В погоне за дикими гусями. Поездка выходного дня.

Как оказалось, гуси по уровню интеллекта уступают лишь попугаям и воронам.

Интересно, что легенда о том, как гуси спасли Рим, имеет под собой все основания. Эти птицы действительно в темноте подымают шум, заслышав чужие шаги.

В погоне за дикими гусями. Поездка выходного дня.

А полет клином, как у журавлей, позволяет гусям экономить силы. Первая птица разрезает воздух, создавая на концах своих крыльев завихрения воздушного потока. В этих завихрениях гораздо легче лететь следующим. Лидирующим гусям приходится тяжело — поэтому первые птицы меняются.

Гуси привлекали людей тысячи лет назад. Для них гуси были загадочными птицами, приносившими весной тепло на своих крыльях. Их изображения есть даже на древних петроглифах Белого моря, возраст которых насчитывает 7 тыс. лет. Рядом с ними всегда нарисован танцующий человек — древние люди считали гусей вестниками новой жизни и радовались им.

В погоне за дикими гусями. Поездка выходного дня.

Образ гусей в северном фольклоре — это символ жизни и смерти. Способность этих птиц быть вестниками умирания и воскрешения природы побуждала людей обращаться к ним с просьбой о возвращении умерших близких.

Весной, огромные гусиные стаи кружатся над городом, а затем садятся на зеленеющие поля. В эти дни в Олонце традиционно устраивается необыкновенный праздник «Олония — гусиная столица». На центральной площади города проходит его главное событие — Олонецкие гусиные бега. В забегах участвуют домашние гуси, подгоняемые жокеями.

На подъезде к деревне Алексала, с левой стороны, есть вышка для наблюдения за гусями.

В погоне за дикими гусями. Поездка выходного дня.

Когда мы были — там никого не было. На это место вероятно привозят организованных туристов из Олонца.

Мы залезли на вышку, но гуси были далековато.

В погоне за дикими гусями. Поездка выходного дня.

Решили пройти ближе к полям по земле. Здесь кадры получились получше.

Мы попробовали проехать дальше вдоль реки Олонка, но ничего подобного больше не увидели.

Вот в общем то и все. Полюбовались вдоволь. Это трудно передать фотографиями и словами. Впечатления были интересные и поездка стоила того.

Вернувшись в Олонец, остановились, чтобы полюбоваться Смоленским собором, живописно расположившимся на острове Мариам при слиянии рек Мегрега и Олонка.

В погоне за дикими гусями. Поездка выходного дня.

Двигаясь далее вдоль реки Мегрега, сфотографировали гнездовья ворон.

В погоне за дикими гусями. Поездка выходного дня.

На обратном пути, проезжая деревню Мегрега, рекомендую свернуть налево до моста через реку. На выезде из деревни, с правой стороны, будет кладбище с деревянной церковью начала 17 века. Это редкость в наши дни.

Далее выезжаем на трассу Кола, покидаем Карелию

и снова пересекаем реки по уже знакомым мостам в обратном порядке.

Да, после моста через Волхов,

В погоне за дикими гусями. Поездка выходного дня.

с правой стороны будет рыбный рынок. Рекомендую затариться. Выбор рыбы там хороший, въезд-выезд удобные.