Турист Denis Tarabarov (denis111)
Denis Tarabarov
был 7 апреля 15:31

Севан — Армения Май 2017

Прогуливаясь по центральным улицам армянской столицы, я стал задумываться над тем, что через пару дней придет пора покидать этот интересный край под названием Армения. Уже побывав в центральной части этой страны, посмотрев не мало интересных мест там, было решено посетить знаменитое озеро Севан, целиком расположенное на территории Армении.

Подавляющее большинство туристов, находящихся в Ереване, едут на озеро Севан на полуостров Севан, где находится известный монастырьский комплекс Севанаванк.

Из-за дефицита времени, вариант с автобусом до места назначения, мной был отвергнут. Автобусное сообщение в республике развито плоховато. Автобус в сторону озера Севан конечно есть, но нужно еще знать, откуда именно из Еревана он отправляется и во сколько.

Еще и на обратном пути нужно как то поймать нужный автобус уже в сторону Еревана. Поэтому я решил воспользоваться такси. На центральной площади Республики в Ереване можно без труда найти таксиста, который с радостью отвезет Вас куда пожелаете) Таксисты почти всегда стараются озвучить завышенную стоимость своих услуг. Поэтому всегда нужно стараться сбить цену, хоть на какую-нибудь величину. Я не особо люблю и умею торговаться, тем не менее мне удалось немного удешевить изначально озвученную таксистом цену по интересующему меня направлению с 1800 до 1500 армянских драмм. 1500 армянских драмм, это ориентировочно 1800 р по курсу на май 2017 года. Естественно в эту цену входит дорога Ереван-Севанаванк-Ереван, с ожиданием возле самого монастыря.

Расстояние от Еревана до монастырского комплекса Севанаванк приблизительно 70 км. Так что на автомобиле до цели можно добраться достаточно быстро, не более полутора часа, если считать от Площади Республики.

Дорога из Еревана в сторону озера Севан достаточно хорошая, пролетела быстро. Сначала показалась береговая линия озера, потом уже и наш объект назначения: монастырь Севанаванк, который находится на высоте чуть более 1900 метров от уровня моря. Разница по погоде между Ереваном и озером Севан может быть достаточно значительна. Когда выезжали из Еревана, там была солнечная и жаркая погода, когда приехали на озеро Севан погода кардинально изменилась: было прохладно и облачно.

Озеро Севан и монастырь Севанаванк

Сам монастырский комплекс находится на высоком холме. Поднимаясь по порожкам на одной из площадок увидел местного умельца, который мастерил каменные статуэтки из местного материала

Озеро Севан и монастырь Севанаванк

Теперь давайте подробней остановимся на истории этого места.

Севанский полуостров когда-то был маленьким островом посреди Севана. Когда в 301 году была крещена Армения, святой Григорий Просветитель лично основал здесь два храма: Сурб-Арутюн и Сурб-Карапет. В 874 году был построен храм Сурб-Аствацацин (Богородицы) и храм Сурб-Аракелоц (12-ти апостолов). Инициатором постройки была Мариам, дочь царя Ашота I и жена сюникского царя Васака. Храмы были построены вроде бы в виде обета после смерти этого Васака. Из-за этой Мариам монастырь иногда называют Мариамашен.

В 925 году на острове или около произошло крупное сражение с арабской армией, известное, как Севанская битва. В этом бою царь Ашот II Железный разгромил арабов и с этого момента как бы начинается армянский «Золотой век». Монастырь можно считать свидетелем и памятником этому историческому событию.

В последующие эпохи монастырь насколько раз разрушался. К разрушению приложили руку и сельджуки и тимуровцы. В советское время монастырь закрыли, а в 1931 году произошло немыслимое: храм Сурб-Аствацацин (IX века) разобрали на камни и построили из них санаторий.

В 1981 году начали строить водоотводный туннель, который достроили в 2003 году, и в результате уровень озера упал почти на 20 метров, и остров превратился в полуостров. Сейчас уровень пытаются вернуть обратно, и он плавно повышается на 20 сантиметров в год. Планируется ли превращать полуостров обратно в остров — непонятно.

Озеро Севан и монастырь Севанаванк

Поднявшись на верх к монастырю, я заметил, что тропинка идет дальше в глубь полуострова. Поэтому я решил, сначала прогуляться далее вглубь полуострова, а потом вернуться и уже более детально осмотреть сам монастырский комплекс. Виды с тропы открываются конечно шикарные! И на озеро и на монастырь и даже на горы противоположного берега Севана

Озеро Севан и монастырь Севанаванк

Полюбовавшись на озеро Севан и природу п-ва Севан, я потихоньку начал возвращаться к монастырю

Вот на подходе к монастырю появились хачкары

Озеро Севан и монастырь Севанаванк

Вообще с полуострова вид на монастырь просто отличный, очень живописно и романтично смотрится сам монастырь на фоне озера. Из двух сохранившихся храмов самый крупный — это храм Сурб-Аракелоц. Купол у него чуть более острый, чем у соседней церкви Сурб-Карапет. Оба храма построены не из известняка или любимого армянами туфа, а из какого-то темного вулканического камня. Храм Сурб-Карапет — это тот самый, построенный Григорием Просветителем одновременно с Сурб-Арутюн, но в VIII веке его полностью реконструировали и теперь нам уже неизвестен его первоначальный вид.

Конструкция обоих храмов несколько необычна. Они оба куполные и трехапсидные, то есть, закругления наличествуют у северной, восточной и южной апсиды, и отсутствуют у западной. Такая композиция обычно называется триконх (так построен кахетинский собор Алаверди), но в VIII веке вроде бы еще не строили триконхов. В ту пору более популярны были тетраконхи. Можно предположить, что эти храмы первые экспериментальные армянские триконхи. Тогда они будут весьма ценны с точки зрения истории архитектуры.

Озеро Севан и монастырь Севанаванк

Тем временем нужно уже спускаться. Бросаю еще несколько взоров на озеро и начинаю спуск к машине

Озеро Севан и монастырь Севанаванк

Несомненно это место не просто так пользуется такой популярностью. Тут почти всегда людно (по крайне мере в сезон). Само озеро обладает неповторимой энергетикой, собственно, как и сам монастырский комплекс, который так органично вписан в окружающую его природу этого уникального высокогорного озера.