Турист Станислав Новиков (Spinkedzzz)
Станислав Новиков
был 4 августа 2019 7:10

Россия Июнь 2017

«Еще можно вернуться. Еще можно вернуться. Еще можно вернуться». — с такой мантрой я засыпал в своей палатке всего в километре от входа в Кавказский природный заповедник.
С самого начала в нашей волонтерской экспедиции все пошло не по плану. Вместо опытного веселого инструктора нашей команде достался странноватый тип Андрей, кем-то работавший в заповеднике. Вместо перехода к приюту «Инструкторская щель» мы зависли на самом входе в заповедник, из-за непогоды (вообще все случившееся произошло именно из-за нее) не смогли доставить стройматериалы для нашей работы. Переговоры о нашей помощи заповеднику велись с зимы; как часто бывает, в итоге на местах никто не знал, что с нами делать. Дождь начался именно в момент, когда мы прошли в главные ворота, за двое суток он прекращался всего на пару часов, прогнозы на вторую половину недели были неутешительные. Нет работы, нет погоды, настроение на нуле. На третий день кое-как удалось добиться разрешения развести костер из сырых валявшихся веток, вся еда готовилась строго на горелке. С собой были овощи, из них делали суп, варили классические походные гречку с тушенкой, овсяную кашу с курагой, делали салаты из капусты. Пили чай с печеньками.

Пешком через горы

Сейчас фотографии первых дней кажутся особенными изза тумана, но когда у тебя плохое настроение изза дождя, все фото выглядят серыми и скучными. А вот костер создает настроение.

Пешком через горы

Мимо нас раз в полдня проходили туристические группы разной степени мокрости, но мы смотрели на них с завистью — в движении (нам казалось) жизнь.

Судный день настал 20 июня. Решили, что сидеть на месте дальше бесперспективно, погода может вообще не измениться, замотались в дождевые накидки и полиэтилен и двинули в путь.

Пешком через горы

Перед походом я просил высшие силы дать мне испытание - то, что я огреб в ответ от высших сил в тот день, совершенно не передают фотографии, которые вы видите ниже.

Пешком через горы

24 километра с 23х килограммовым рюкзаком — по песку, земле, льду, жиже, гнилым листьям, траве, снегу, камням, ручьям, вверх и вниз, задыхаясь от усталости. В тумане и под хлещущим дождем. По размытым тропам. Абсолютный рекорд трекера за 2,5 года использования — 44 тысячи шагов. Синяки на плечах и бедрах от лямок рюкзака. Два тяжелейших перевала — Гузерипльский и Армянский. Человек на 80% состоит из воды, в тот день мы состояли на 95, она была везде, приветственно хлюпала в наших сапогах и ботинках. Проходившие этот маршрут в сухую погоду рассказывали о том каким комфортным он может быть — сложность в условиях невиданного количества осадков выросла раза в три. Обидно было еще и потому, что сил воспринимать, пропускать через себя красоту вокруг — почти не оставалось. Хорошо что при мне был любимый фуджик, и я сквозь усталость включал камеру и делал несколько снимков.

Пешком через горы

Весь путь туристического маршрута промаркирован значками - их можно было найти на деревьях, скалах, камнях. За время похода мы встретили три-четыре коммерческие группы. "Тридцатка" очень живописен и потому популярен еще с совеских времен, тогда он назывался "Всесоюзный маршрут №30" - прошедшим его туристам выдавался значок "Турист СССР". Сейчас туристам в коммерческих группах также выдают значки "Турист России" и памятные грамоты.

Пройдя плато Лаго-Наки, мы дошли до первоначальной цели нашей работы - приюта "Инструкторская щель". Деревянные вагончики на скалах посреди снежников. Там мы остановились чтобы подкрепиться и выпить чаю, сразу же все начали остывать и замерзать, дальнейший путь казался невозможным, но все понимали что пути назад уже нет.

Собрав волю в кулак, двинули дальше - и о чудо, небо чуть-чуть прояснилось. Изменился ландшафт - теперь мы шли посреди величественных гор. Мы согрелись от ходьбы, преодолели экватор перехода этого дня - настроение чуть улучшилось.

Пешком через горы

Вечером мы вышли к туристическому приюту Фишт — и все, что случилось с нами в последующие дни было наградой за этот невероятно трудный день.

Пешком через горы

Степень подготовки к туризму у всех была разная, многие шли в первый раз, среди взятых в поход вещей обнаружили тяжелую керамическую кружку, фиджет спиннер и кожаную куртку. Я, хоть и готовился, прокололся на кружке – купил алюминиевую, которую невозможно было держать, пока чай горячий.

Конечно, нужно обладать определенной выносливостью и выдерживать аэробные нагрузки - если вы почти не ходите пешком, будет очень, очень трудно. Я уже больше двух лет стараюсь ежедневно проходить 15000 шагов, нерегулярно бегаю - но мне все равно было тяжело идти с тяжелым рюкзаком (вещи, палатка, спальник, продукты).

В приюте есть домики для туристов с деревянными койками и матрасами, при желании можно было также ночевать в своей палатке снаружи. Я так и поступил на вторую ночь - так хотелось проснуться, расстегнуть вход в палатку и увидеть перед собой величественный пейзаж.

Пешком через горы

Утром, при свете первых лучей солнца, которое не видели трое суток, мы осознали в каком потрясающем месте мы оказались. Туристический приют «Фишт» назван в честь одной из вершин Фишт и Аштен, здесь туристы устраивают ночлег и стоянку для отдыха при переходах через Кавказский хребет. Место фантастической красоты и гармонии. Здесь мы провели два дня, сами восстанавливаясь после первого перехода, помогая восстановить постройки приюта после зимовки — установили душевые, беседки, провели водоснабжение, сколотили мостки для мытья посуды у ручья, навели порядок в шатрах для приема пищи и посиделок. Прилетел вертолет - привез журналистку и скинул стройматериалы и лебедку для починки навесного моста через речку Белую.

Смотритель приюта Сан Саныч растрогался от нашей помощи и даже организовал желающим баньку, а затем провел с нами несколько часов, рассказывая об истории заповедника.

К самой ближней к приюту скале прикреплены несколько мемориальных досок - это спасатели и туристы, погибшие в горах. Далее дорога вверх ведет на малый ледник - но подняться туда можно только в специальной обуви, которой у нас не было.

Пешком через горы

Вообще, в поход по нашему маршруту можно пойти с туристической группой, несколько компаний организуют их на платной основе, вас поведет опытный инструктор-нянька (и не один), который будет готовить продукты, страховать вас при переходах через снежники, расскажет кучу интересных историй.

Туристы - это, несомненно, особый сорт людей. Все, кого мы встречали в горах, будто бы принадлежат к особой тайной организации, очень приветливые и естественные, дружелюбные - потому что в горах по другому, наверное, нельзя.

Если у вас нет своего туристического оборудования, можно одолжить у друзей или взять в прокате. Конечно, все нужно проверять - например, в нашей группе ребята брали палатки, три из четырех в первые дни непогоды дали течь. Очень важен удобный рюкзак, с широкими и мягкими лямками на бедра, на которые распределяется большая часть его веса. Не обойтись без спальника, термобелья, запаса сухой одежды, дождевика, головного убора. В поход старайтесь брать синтетику - если она и промокнет, то высохнет в разы быстрее хлопковой.

Первая ночь почти без облаков высыпала на небо тысячи звед, тут и пригодился мини-штатив, который я нес весь поход. Мы сидели на костровой, греясь у костра, разглядывая созвездия - из таких теплых моментов и складываются незабываемые воспоминания.

Пешком через горы

Фишт своей уникальной красотой, потрясающей природой вылечил нас от трехдневной депрессии; дал сил и энергии, даже больше, чем мы потратили; вдохновил и очистил нас от всего ненужного перед второй частью пути.

Пешком через горы

Покидая Фишт, мы решили разбить большой переход до приюта Бабук-Аул на две части и остановиться с ночевкой на пастушьих «балаганах» посредине пути. Снова два перевала, но после дождей идти было свежо и приятно, солнце не жарило. Самыми сложными участками по прежнему оставались так называемые "снежники" - склоны нерастаявшего снега, по которым приходилось очень осторожно проходить след-в-след, рискуя скатиться вниз в какой-нибудь овраг и затем долго выбираться оттуда. Мы справились.

По пути на тропинках мы видели следы медвежьих лап, Сан Саныч рассказывал нам о косолапых "гостях", которые иногда приходят на Фишт со склонов в поисках еды. В бинокль мы разглядели медведицу с медвежонком, гуляющих на одной из горных лужаек. Никаких нападений на людей, по его словам, не было уже много лет, но инструкцию как вести себя при встрече с таким хозяином гор он нам рассказал.

Пешком через горы

Сложно передать эмоции фотографиями и текстом, но то, что я видел на закате того дня, было одним из самых восхитительных зрелищ, виденных в жизни. Плато усеянное тысячами камней, будто упавшими в зелень с небес, лучи заходящего солнца — на языке крутилась фраза из трейлера последних Звездных войн — «Это все было правдой…" Невероятно вкусная вода из ручьев, стекающих из снежников, нежные и редкие цветы, которые можно увидеть только в горах, ошеломительно чистый воздух — все тяготы прошлых дней были забыты, восторг превалировал, рядом друзья — это было потрясающее ощущение. И, наконец, балаганы пастухов, куда нас пустили переночевать, где впервые за 5 дней появилась связь — я позвонил домой и насколько сюрреалистичным мне показался разговор из этого места… Это были самые прекрасные моменты и кадры похода.

Пешком через горы

Мы зашли в заповедник со стороны Майкопа, прошли через КПП, плато Лаго-Наки к приюту "Инструкторская щель", после чего прошли два перевала - Гузерипльский и Армянский. Затем была стоянка в приюте "Фишт", снова два перевала - на этот раз живописные "Белореченский" и "Черкесский". Мы поднялись на высоту 1600-2000 метров над уровнем моря и вот, пришло время идти вниз. Так называемый "Веселый спуск" проходит среди высоченных пихтовых лесов, по корням и земле, более 7 километров. Поскольку в реальной жизни мы редко спускаемся так долго откуда-то, о себе начинают напоминать мышцы, о существований которых и не подозревали. Опасность травмы тоже присутствует, один из наших ребят подвернул ногу на одной из размытых тропинок и остаток пути шевстовал будто Гендальф с огромным посохом из найденной коряги.

Вообще трекинговые ботинки понадобились нам только в самом конце похода, было влажно настолько, что спасти ноги от сырости могли только обычные резиновые сапоги.

Пешком через горы

Последние два километра до приюта Бабук-Аул проходят по обычной дороге, засыпанной гравием, здесь и пригодились ботинки, сапоги мы оставили в наследство будущим покорителям маршрута.

Бабук-Аул - это практически цивилизация, сюда уже ездит транспорт. На приюте поставлены большие палатки с матрасами, есть горячий душ, волейбольная площадка. "Веселый" спуск таким, естественно, не оказался - хотя этот переход мы шли уже сухие, с минимумом продуктов - все единодушно сказали что решение разделить переход от Фишта на два дня было правильным.

Переночевав в приюте, попрощавшись с нашим проводником Андреем, мы прошли последний участок пути — примерно 15 км по горной дороге, иногда преодолевая вброд ручьи, встречая стада коров, мимо красивейших водопадов. Настроение было странное - с одной стороны радовались что маршрут почти пройден, с другой - была какая-то грусть оттого что мы скоро все вернемся в городской шум и хаос.

Пешком через горы

Наконец выйдя из заповедника, мы преодолели последний участок пути до Солох-Аула. По пути нам попадались "городские" туристы, которые приехали сюда на один день. Вот показались крыши домов, пасеки - это Солох-Аул, последняя точка нашего пути, финишная черта. Ах, это удивительное чувство, скинуть рюкзак и сесть в траву, понимая что весь поход уже позади...

Пешком через горы

Когда автобус привез нас из Солох-Аула в Лоо, первый день я чувствовал себя инопланетянином - звуки казались мне чересчур громкими, какие-то предметы - излишними, люди - совсем чужими. А еще неделя без интернета и связи, цифровой детокс.

Для меня волонтерская экспедиция стала сложным, интересным и ярким приключением, из которого я вышел изменившимся человеком. Я обрел новых друзей, почувствовал что-то очень важное, чего я раньше не знал о нашей планете и влюбился в природу Кавказа. И горы...