Турист Татьяна Котляр (vdorogu)
Татьяна Котляр
была 10 апреля 8:56

Россия Июнь 2017

Итак, исходные данные: две женщины, среднего возраста. Физически достаточно активные и выносливые. В Крыму второй раз (прошлый раз были в сентябре 2016, отзыв сразу не написала, а теперь уже иду по свежим следам).

Время поездки — 09—23 июня 2017 года.

Остановки путешествия — Севастополь, Бахчисарай, Судак (там же Новый Свет), Коктебель.

Транспорт: билеты Новосибирск-Симферополь куплены на сайте S7 еще в феврале, в этом году самый бюджетный вариант был 16500 руб. в обе стороны (в прошлом году летали Аэрофлотом за 12500 руб). К сожалению, это сразу половина бюджета поездки, но ехать на поезде 4 суток тоже не вариант (и почти не дешевле). Если бы брали билеты в июне, стоимость туда-обратно — 25000 руб. Вопрос дешевых авиаперелетов в нашей стране, к сожалению, остается без решения ((

По Крыму перемещались исключительно на общественном транспорте, он там дешев и ходит достаточно хорошо. Билеты на междугородние автобусы в пределах 150–250 руб., внутри населенного пункта 11–20 руб. Единственный нюанс — если планируете перемещаться между городами, приобретайте билеты заранее, в день поездки их может не быть. Проблема решается путем договоренности с водителем автобуса, но, возможно, придется ехать стоя, что совсем не приятно. Иногда нас подвозили по пути и без оплаты местные жители, за что им огромное спасибо. При этом всегда они рассказывали подробно про все окружающее и советовали, как нам лучше двигаться дальше. Нам всегда везло на хороших людей))

Жилье: в Севастополе бронировали заранее комнату в квартире с хозяйкой на Авито. Стоимость проживания 500 руб с человека в сутки. Квартиру выбирали только в центре, снимали прямо на пл. Ушакова, и не разочаровались. Место очень удобное по транспорту и для пеших прогулок по городу. Центр Севастополя — это самая красивая архитектура и самые любимые туристами места. Квартира чистая, хозяйка хорошая.

В Судаке тоже бронировали заранее комнату в частном секторе за 400 руб с человека.

По приезду условия и правила проживания не совсем нас устроили, нашли на месте гораздо лучше, и по 250 руб. с человека. Через сутки переехали. Частный дом, недалеко от начала Кипарисовой аллеи, уютный двор, увитый виноградом. Во дворе пристройка, в которой сдаются две комнаты. В комнатах все в отличном состоянии, душ и туалет рядом во дворе, все очень чистенько. Кухня летняя со всем необходимым. Нам там очень понравилось, а цена так вообще порадовала! Итак, общий бюджет на проживание — 5300 руб. с человека за две недели.

Питание: Еще в сентябрьскую поездку было предпринято несколько попыток питаться в столовых (в Крыму они на каждом углу). Оказалось, что это совсем не вкусно и достаточно дорого. Мы поступаем так: после обустройства на месте проживания заходим куда-нибудь перекусить в общепит. После того, как мы уже не голодные, идем на местный рынок, закупаемся продуктами примерно на неделю и готовим сами. Получается вкусно, экономично и не так хлопотно, как кажется. Не нужно готовить никакие сложные блюда. Покупается мясо на ваш вкус, молодая картошечка, макароны, растительное масло, овощи, местный сыр типа «Адыгейский», свежий творог (можно все пробовать), сметана, сливочное масло, чай, сладости к чаю, обязательно яйца. Фрукты по сезону докупаются по мере необходимости. На завтрак чай-кофе, яйца, сыр, творог, бутерброды (чередуем).

Варим сразу мясо на два-три дня, потом делим и добавляем картошку с луком, или макароны, или гречку. Все сдабриваем зеленью и получается вкусный и сытный супчик.

Плюс салат из свежих овощей. Это все было, как правило на ужин. И конечно, вино. Куда в Крыму без него)) Брали в бутылках местных производителей, с разливным не рисковали. Пиво тоже неплохо! Мы алкоголем особо не увлекались, регулярно, но умеренно. Обедать правда иногда приходилось в общепите, если на весь день куда-то уезжали или брали сухпаек с собой, если уходили в горы. Еще во время прогулки в Новом свете нашли место, где рыбачат местные жители, купили у них ставридку за 150 руб кг. Как божественно вкусна свежая рыбка! Ставридку не надо чистить и потрошить. Она без чешуи. Обмыли, присолили, чуть обжарили, головки нежно отрываете вместе с внутренностями и вкушаете, м-м-м! Жаль, что мы на это напали только в конце отдыха.

На все питание за две недели ушло примерно по 7000 с человека.

Где были и что видели:

Не буду описывать, как добираться до каждого места, это все можно найти в интернете с подробными советами. Перечислю места и немного своих эмоций.

Севастополь.

1. Прогулка по центру города — пл. Ушакова, Исторический бульвар, пл. Нахимова, графская пристань, памятник затопленным кораблям, ул. Ленина, ул. Большая Морская и т. д. Белые здания в едином архитектурном стиле, очень много деревьев и цветов, какая-то особенная атмосфера в этих местах. Здесь обязательно нужно пройти, останавливаясь, разглядывая все, читая таблички и никуда не торопясь.

На набережной понравилось кафе «Рыба моя», попробовали там вкуснейшую барабульку впервые. На ул Большая морская кафе «Лепим сами», очень вкусные вареники и адекватные цены. Еще интересная кондитерская «Безумное чаепитие», но мы туда не зашли, наверное, зря J)

На набережной вечерами много разной музыки на любой вкус. Нам очень понравилась местная группа «Рояль в кустах», ходили слушать их выступления каждый вечер. Ребята действительно молодцы!

2. Херсонес. Посещение без экскурсии — бесплатно. Если хотите попасть в музеи или присоединится к экскурсии, то платно. Очень большую территорию раскопали, впечатляет! И остатки оборонительной стены, и амфитеатр, и базилики с мозаикой, и сохранившиеся очертания улиц. Мы там провели почти целый день, ходили не спеша, много фотографировали.

Крым – такой разный и удивительный

Мы попали в удивительный период, когда цветут маки. Это очень красиво и незабываемо! Вот цветущие розы так не трогают, а от маков прям сердце волнуется и замирает от восторга J)

Крым – такой разный и удивительный

Прогулялись там около моря, было не жарко, поэтому купаться не стали.

Крым – такой разный и удивительный

Вечером по местному телевидению шел документальный фильм о жизни в древнем Херсонесе, с удовольствием посмотрели, так лёг на наши свежие впечатления.

3. Балаклава. Яшмовый пляж. В Балаклаву приехали на автобусе утром. Прогулялись по красивой набережной, поотбивались от назойливых предложений прокатиться за несколько тысяч на морскую прогулочку, это не наш вариант.

Крым – такой разный и удивительный

Поднялись на вершину горы с крепостью. Крепость так себе, но виды с горы прекрасны.

Крым – такой разный и удивительный

После спуска хотели посетить музей подводных лодок, пешочком прошагали километра полтора до него, а он в понедельник не работает ((Досадно, но ладно. Вернулись на пристань и за 200 руб. отправились на Яшмовый пляж (или пляж Фиолент). Вот это наш вариант! Прекрасно прокатились, а виды Фиолента с моря просто космические.

Крым – такой разный и удивительный

Такая красота осталась после извержения вулкана. И там действительно камушки яшмы можно найти. Водичка на пляже чиста и прозрачна, как слеза. Но 17 градусов! Очень быстро окунаемся, очень быстро выбегаем, и так несколько раз. Бодрит неимоверно!

Остальное время греемся на солнышке, гуляем по пляжу, созерцая всю эту красоту и удивляясь могуществу творца.

Крым – такой разный и удивительный

Обратно можно вернуться на катере в Балаклаву, а можно подняться с пляжа до дороги, пройдя 800 ступеней вверх. Мы, конечно же, не ищем легких путей и пошли пешком. Не так и страшно оказалось, на пути есть площадки с лавочками, где можно отдышаться и еще раз сверху на все полюбоваться.

Поднявшись, на автобусе возвратились в Севастополь.

4. Военная тематика. Честно сказать, я не хотела идти в места военной тематики, но время осталось, решили все же приобщиться. Посетили Панораму «Оборона Севастополя» и 35 батарею.

Панорама «Оборона Севастополя» посвящена событиям Крымской войны 1854—1855 гг.

Вход 300 руб. Экскурсовод проводит экскурсию. Масштабно и зрелищно.

Музей «35 батарея» — это про оборону Севастополя времен Великой Отечественной войны. Вот это место действительно «по струнам души». Вход в музей бесплатный (при этом музей частный, содержит его «Таврида-Электрик»). Замечательные экскурсоводы, очень проникновенно рассказывают. Очень много фотографий и реальных историй людей, некоторые из которых еще живы, проделана просто огромная работа. А когда заходишь в конце всего в Зал памяти, там уже просто невозможно удержаться, слезы сами льются и льются. Наверное, я подсознательно не хотела таких эмоций на отдыхе, когда сопротивлялась против поездки сюда. Но я ничуть не пожалела, это действительно нужно живым! И это не пафосные слова.

После экскурсии сразу не уезжайте, там есть столовая, где можно отдохнуть и пообедать.

А потом советую пройтись до Казачьей бухты, это сразу за музеем берег моря.

Там очень красивые слоистые породы разных цветов, чистейшее море, где мы искупались и сделали шикарные фотографии.

Крым – такой разный и удивительный

5. Бахчисарай. Чуфут-Кале, Ханский дворец.

На поездку в Бахчисарай выделили целый день. Билеты взяли заранее, туда и обратно.

Выехали из Севастополя в 09.00, вернулись в 19.30.

Главное — что для нас представляло интерес — это Чуфут-Кале, древний пещерный город.

От автостанции Бахчисарая ходит маршрутка до начала тропы. Но мы нашли еще двух девушек и договорились с таксистом по 50 руб. с человека. Далее пешком. Тропа вначале очень приятная, идти комфортно, потом начинается не совсем ровно и подъем, но тоже нормально. Обувь, конечно же, обязательно спортивную! Мы зашли в Чуфут-Кале не с ближних ворот, а прошли сначала мимо караимского кладбища (на кладбище тоже зайдите, оно очень необычное и древнее), зашли с другой стороны и двигались уже навстречу всем организованным группам.

Крым – такой разный и удивительный

Вход 200 руб, если с экскурсией — дороже (не помню сколько). Мы, как обычно, сами)) Иногда примыкали к какой-нибудь группе, слушали по чуть-чуть. Предварительно мы сами поизучали в интернете, и после поездки тоже много читали, что недопоняли. Ну очень мистическое, интересное с точки зрения истории и красоты место! Эмоции переполняли!. Если вам позволяет здоровье, обязательно посетите это удивительное место! Целый древний город в камне, на огромной высоте, с многоярусными жилищами, с улицами, вырубленными в камне дорогами, молитвенными домами и т. д.

Крым – такой разный и удивительный

С обеих сторон красивейшие ущелья, просто дух захватывает!

Крым – такой разный и удивительный

Хотя, все люди разные. Кто-то, подойдя к воротам, узнав, что вход платный, говорили «А, ну его» и возвращались назад, ограничившись посещением Свято-Успенского монастыря.

Монастырь можно посетить на обратном пути, но ничего особенного после Чуфут-кале J)

Крым – такой разный и удивительный

Ханский дворец — вход тоже платный (не помню точно сколько), достаточно компактный дворцовый комплекс в восточном стиле. Можно посетить, раз уж вы приехали в Бахчисарай. Колоритны и улочки старого Бахчисарая.

Обязательно посетите одно из местных кафе, кормят вкусно.

Чем дальше от монастыря и ближе к автостанции, тем дешевле. Цены сразу советую смотреть в меню на входе. Если не устраивают — идите дальше. Очень поразили «каменные грибы» на заднем плане улиц Бахчисарая. Жаль, уже не было времени и сил туда сходить, а было бы тоже интересно.

Крым – такой разный и удивительный

6. Судак. Новый свет. В Судак мы влюбились еще в первый приезд в Крым. Тогда же посетили там Генуэзскую крепость, Тропу Голицина и Царский пляж в Новом свете, мыс Алчак и мыс Меганом. Это все места, обязательные для посещения. В этом году решили вернуться в Судак, так как там приемлемые цены на жилье, нормальные пляжи, самые красивые виды в Новом свете и активная вечерняя жизнь. Все эти факторы были для нас важны, хотя, на первый взгляд — Судак — это большая деревня (прошу прощения, если кого обидела). И тем не менее — это место с душой, куда хочется вернуться. Про жилье уже писала выше. Пляжи по всему побережью бесплатные, песок с мелкими камушками. Водичка уже немного прогрелась (+21), купались каждый день, но на пляже мы долго не лежим, нам бы все в походы J). Вечерами на набережной музыка (в сентябре было гораздо больше, может быть еще не активный сезон в июне). Играет местный духовой оркестр с 21 до 22, потом остаются три человека из них, переодеваются и играют рок-музыку. Своеобразное исполнение такое, но имеет право быть, тоже интересно послушать.

Мы почти каждый вечер ходили в кафе «D…Z» (вдруг удалят, как рекламу) на Кипарисовой аллее, там играет группа «Дикие люди», старый русский и зарубежный рок. Мы их поклонники еще с прошлого приезда! Правда, ребята очень честно работают, профессионалы своего дела.

Вход платный, 50 руб. Так как у нас бюджет был ограничен, мы только один раз посидели с алкоголем и закуской, остальные дни платили за вход и кофе. Да простят нас хозяева кафе, зато мы были завсегдатаи J)

В Новом свете на этот раз взобрались на все доступные вершины: Пик Космоса, гора Орел, мыс Капчик, вершина, где лестница тавров (не знаю, как называется) и другие, названия которых не знаем.

Крым – такой разный и удивительный

Просто искали тропы, и шли. И это так здорово! Когда ты поднимаешься на самую высоту, прямо над тобою облака, а внизу просто космические виды — это какие-то особые ощущения!

Крым – такой разный и удивительный

И главное, совсем нет усталости. После работы в офисе и пробок городских приползаешь домой, и сил совсем нет. А здесь целый день в горах проходишь, и подъемы и спуски, и никакой усталости, наоборот энергия тебя наполняет. Какое счастье, что мы к этому приобщились и научились получать от этого удовольствие! Еще раз утвердилась в мысли, как точны тексты Высоцкого, точнее не скажешь: «Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал»

Крым – такой разный и удивительный

После спусков обязательно купаться на Царском пляже, одном из красивейших пляжей Крыма.

7. Коктебель. Заповедник Кара-даг.

В Коктебель выехали из Судака утром, водитель высадил нас возле поворота на Щебетовку, там нас подобрала на машине местная жительница, хозяйка мини-отеля. Довезла почти до заповедника, показала и рассказала куда идти. Спасибо хорошему человеку! Вход в заповедник только с экскурсионной группой, группы набираются по 25 человек, мы ждали недолго. Стоимость экскурсии — 600 руб. Дороговато, но выбора не было. Продолжительность экскурсии 3,5–4 часа. По сложности прохождения — средняя сложность, есть совсем где легко идти, есть, где тяжеловато подниматься. Рассчитывайте свои силы заранее, там уже не вернешься. В целом, нам понравилось. Необычные горные массивы вулканического происхождения, перевалы и альпийские луга, новые красивейшие виды на море и горы.

Единственное, не разрешают отклоняться от маршрута, а нам хотелось самим еще полазить))

Общая высота подъема чуть больше 370 м.

Крым – такой разный и удивительный

Обратно спустились в Коктебель, там искупались и на автобусе обратно в Судак.

На все экскурсии, переезды и т. д. ушло примерно по 4000 руб. с человека.

Общий бюджет путешествия за две недели — 33000 руб. (вместе с перелетом), что не так уж и много.

Конечно, многие скажут, что в Турции дешевле, сервис лучше, и они тоже будут правы. Я очень люблю отдыхать в Турции, мне понравилось и в Греции, Таиланд обожаю. Но это нельзя сравнивать с Крымом. В Крым едут не за высоким сервисом, не за пляжным отдыхом, в Крым едут за новыми эмоциями. Если ты полюбил Крым, это любовь на всю жизнь! Это душа и сердце! Да, такой отдых не всем подходит, да и не нужно всем. Если хоть кому-то пригодится мой рассказ, я буду счастлива))

PS: Вернусь ли я еще в Крым? На данный момент мы посмотрели там все, что планировали. В ближайшие несколько лет точно нет, ведь в мире еще так много мест, где хочется побывать, хотим в Грузию на следующий год. А дальше… Никогда не говори никогда. Когда-нибудь обязательно вернусь!