Турист MaryaMerry
MaryaMerry
был 1 августа 2017 11:56

Плиска, Шумен — Болгария Июль 2017

Северо-восточные земли нынешней Болгарии были заселены людьми еще в IV веке до Рождества Христова. Жизнь началась в пещерах у полноводных источников — в Мадаре. Вот отсюда мы и начинаем свой путь знакомства с непознатой Болгарией. Непознатой для русскоязычного населеления, однако ставшей чуть ли не святым местом поклонения самих болгар.

В музей Мадары мы приехали к десяти часам утра. Попросили эксурсию и пошли осматривать немногочисленные экспонаты.

К истокам болгарской державы: Плиска и Мадара

Небольшое количество выставленных объектов вполне компенсировалось динамичной, живой и разносторонней беседой экскурсовода Вани. Она начала рассказ с того, что местные пещеры служили домом древним людям — об этом свидетельствуют найденные здесь орудия труда датированные I тыс. до н. э.

Послушали мы обо всем, вышли из музея и пошли вверх по тропинке искать святилища, таинственные камни и языческие храмы, о которых упоминала Ваня. По обе стороны нашего пути раскинулся тенистый парк, высаженный в 30-х годах ХХ века. Дошли до нависающей скалы, а потом повернули направо — смотреть Большую и Малую пещеры.

К истокам болгарской державы: Плиска и Мадара

Древние фракийцы сделали из Большой пещеры святилище нимф, где ученые нашли обломок мраморного зодиакального круга. Сегодня здесь ходим мы, а две тысячи с хвостиком лет прямо на этом месте судьбу всем жителям поселения пресказывал астролог-прорицатель.

Когда я в музее увидела зодиак от святилища, я удивилась — на этом белом мраморном обломке красовались знаки зодиака в таком виде, какими я их вижу сейчас в современных женских журналах (две разнонаправленные рыбки, телец, овен). Чуствуется греко-римский след, оставленный на болгарских землях.

Около Большой пещеры находится небольшая часовня. Поговаривают, что раньше на этом месте находилась маленькая церквушка, посвященная местной святой, но здание было разрушено в ХIV веке во время землятресения.

Если свернуть влево от главной тропинки, можно пройтись по развалинам римской виллы.

К истокам болгарской державы: Плиска и Мадара

Главная вишенка на торте — Мадарский всадник. Когда-то, давным-давно, я думала, что скальное изображение можно увидеть из окон поезда Варна-Шумен, но вот уже несколько месяцев я знала, что Конника можно различить лишь с довольно близкого расстояния. Он находится на высоте 23 м от земли, сам довольно непредставительный: 3 метра в ширину и 2,5 — в высоту. Ученые до наших дней не могут сойтись во мнении, что высечено на скале: хан Тервел, античный всадник или древнеиранский воин. Рядышком с фигурой высечены проболгарские надписи на греческом, датированные разными периодами. Их увидеть невооруженным глазом невозможно и остается только верить на слово экскурсоводу.

Наше чувство любопытства было удовлетворено и мы двинулись дальше.

А дальше по плану в нашем списке находилась Плиска, более двух веков являющаяся столицей Болгарского ханства. Сюда из Великой Болгарии пришел хан Аспарух и в 681 году основал новую державу.

К истокам болгарской державы: Плиска и Мадара

Огромная часть представшего перед нами комплекса — реконструкция 30-летней давности.

Но встречаются поистине уникальные элементы, среди которых не могу не отметить жертвенные камни и рунические надписи.

Мы послушали рассказ в музее, узнав, что раньше территория Плиски занимала 23 кв. км. и была обнесена защитным рвов и огорожена валом. Даже на картах Гугла сегодня видны очертания данного оборонительного укрепления.

Место, где находится музей, входило в Дворцовый комплекс, защищенный высокой каменной стеной. Ее останки в наличии. Дальше, вглуби двора мы увидели частично восстановленный фундамент ханских дворцов.

К истокам болгарской державы: Плиска и Мадара

Чуток правее — крытая арена.

Обычная площадка, мощенная булыжниками и предназначеннная для игрищ. Однако не тут-то было! Если походить по ней, да внимательно смотреть под ноги (чтобы ненароком не споткнуться — раз и чтобы рассмотреть узоры на камнях — два) можно заметить жертвенный камень, рунические символы, изображение християнской церкви, праболгарский орнамент и другие фишки. Главное — чуток внимания и терпения.

Дальше наш путь лежал к Большой базилике. Она находится в 1,5 км от Дворцового комплекса. После того, как князь Борис покрестил свой народ, он решил построить им такую церковь, которой на Балканском полуострове еще никто не видел. Представьте, 100 м длиной и 30 м шириной. Сейчас она находится на этапе реконструкции и о том, как она выглядела можно составить представление не только по макетам.

К истокам болгарской державы: Плиска и Мадара

День прошел познавательно. День прошел активно. День прошел насыщенно. Ведь недаром болгары признали эту местность лучшим туристическим направлением в 2016 году.