Турист Лариса Киселева (larkis8)
Лариса Киселева
была 22 апреля 18:37

Томар — Португалия Январь 2017

Томар — небольшой городок в центре Португалии, знаменит крепостью — замком тамплиеров. Это очень известное место среди туристов. В моей программе он значился обязательным местом для посещения. Изначально, сидя в Москве, я хотела совместить посещение Томара и города Батальи с находящимся в нем монастырем Санта-Мария да Витория. По карте они находятся не очень далеко друг от друга, и на машине или в экскурсионной поездке, наверняка, объединяются в один день. Но мы ездили самостоятельно на общественном транспорте, я не успела перед поездкой изучить варианты передвижений, так что то, что получилось в тот день — стечение совокупности факторов неопределенностей…

Но начну я рассказ с начала того январского дня. Утром мы планировали поехать в Синтру. Однако, выглянув утром в окно, я увидела такую плотную пелену тумана, что поняла, что Синтру надо отложить до лучших погодных условий. Конечно, в тумане Замок Пена может быть сказочным, как было у Натальи Семченой (NataliaC), но мне хотелось увидеть его во всей яркой попугаечной раскраске. И мне это удалось, но об этом — в другом рассказе (кому интересно — https://larkis8.tourister.ru/photoalbum/31676). А в то утро возник вопрос: «Куда нам ехать?». Хорошо, что мы не были связаны никакими обязательствами и вольны выбирать, что нам делать. Итак, интернет нам в помощь! Посмотрев погоду в тех местах, которые мы хотели посмотреть, солнце, по информации с сайта, было только в Томаре. ОК! Значит едем в Томар! Но, как я уже писала, мы заранее не изучили варианты трансферов, в чем была наша большая ошибка. Пошуршав на сайтах, муж сказал, что поезд в Томар идет в 12–30, а автобусы ходят, КАЖЕТСЯ, часто. Решили поехать на автовокзал Sete Rios, находящегося около станции метро Jardim Zoologico. Кстати, там же расположена ж/д станция, от которой ходят поезда до Эворы. Приехав на автостанцию, мы узнали, что ближайший автобус на Томар будет в 14–20!!! Для информации — автобус едет до Томара 2 часа и стоит 9,5 евро.

Дневной квест до Замка тамплиеров

Вы прекрасно понимаете, что я хотела высказать мужу, но скандал бы испортил весь день, поэтому, расстроенные, мы поехали на ж/д вокзал Lisboa Santa Apolina, расположенный около одноименного метро (синяя ветка). Как я поняла, поезда до Томара ходят каждый час. Первый поезд отправляется в 05:45 утра, последний уходит в 22:45. Билет в оба конца стоит в зависимости от класса вагона. Мы купили за 11 евро туда-обратно во 2 класс. Но пока мы стояли в очереди за билетами, на поезд в 11–30 мы опоздали. И нам пришлось ждать час до следующего поезда в 12–30.

Перед поездкой нам надо было пообедать, но поблизости оказалась только очень сомнительная пиццерия, в которой я побоялась что-либо есть. Зато, пройдя по вокзалу, мы нашли отличный супермаркет сети Pingo Doce, где был замечательный выбор продуктов, в том числе, которые можно было взять с собой в поезд на обед.

Билеты на поезд в Томар не привязаны к местам, то есть можно сесть на любое свободное место в вагоне купленного класса (в отличие от поезда в Эвору). Вагон достаточно комфортный, с удобными креслами. От Лиссабона до Томара ехать около 2 часов.

Вдоль дороги больше часа нас окружал все тот же плотный туман, в котором почти ничего не было видно. Но, тем не менее, я в тумане разглядела гнезда аистов на столбах… А какие в садах были апельсиновые деревья! Апельсины висели гроздьями! Мне очень хотелось их попробовать… Жалко, что сфотографировать не смогла. В какой-то момент, словно шторы раздернули, и все вокруг залилось солнечным светом. Значит, интернет не обманул!

В Томаре ж/д станция расположена рядом с автовокзалом, так что если вы приедете на автобусе, то окажитесь там же. Замок видно сразу. Он доминирует над городком.

Дневной квест до Замка тамплиеров

А мое внимание привлекла церковь Сан-Франсишку XVII века, расположенная недалеко от станции. Мы зашли в нее, и я сразу вспомнила, что видела ее алтарь в одном из альбомов про Томар. Еще разглядывая в Москве фото, меня удивили три распятья, а не одно, как это обычно бывает.

В церкви никого не было, поэтому смотритель специально для нас включил подсветку, чтобы мы могли рассмотреть интерьер церкви.

Скажу честно, что церковь нуждается в деньгах и ремонте, но видно, что ее стараются содержать в любви и уходе теми средствами, что есть. Да, простят меня за такое сравнение, но она мне по ощущению напомнила старую, теплую, любимую, многократно заштопанную кофту, из которой невозможно вылезти и которую никак нельзя выкинуть.

Дневной квест до Замка тамплиеров

Почему-то мне там было очень комфортно и не хотелось уходить, но мы приехали в Томар не ради этой церкви, надо было идти к замку тамплиеров.

Но если у вас есть время, то имейте в виду, что в этом же здании есть очень интересный музей с десятками тысяч спичечных коробков, собранных из разных уголков мира. Это самое большое собрание не только в пределах Португалии, но и во всей Европе. Если бы он был открыт, то я бы непременно посмотрела! Но мы пошли дальше. Вверх вели две дороги. На какую свернуть?

Дневной квест до Замка тамплиеров

Мы решили, что пойдем по той, что ближе к Замку. Слева был вход в парк. Народа — никого. Ворота, увитые какими-то растениями, и пустынный парк перед нами напоминали кадры из фильма. Обычно, после прохода через такие ворота, в фильмах начинается что-то загадочное, страшное, непредсказуемое.

Мне было очень любопытно оказаться в таком немного сказочном месте, поэтому я уверенно пошла в парк.

Дневной квест до Замка тамплиеров

В фильмах герои, проходя через такие ворота, не ждут ничего необычного. Мы тоже не ожидали, что нас ждет захватывающий квест. Я решила, что через парк как раз дойдем до замка. Поднялись по узкой дорожке наверх. Между крышами домов в уютном дворике я увидела интересную женщину. Заметив, что её снимают, она сразу же заняла позу, достойную кисти художника «Дама в шляпе».

А мы пошли налево вдоль крепостной стены. Я не уверена, что кто-то из наших туристов забирался в это место. Но мне там так понравилось, что если бы было время, я бы там гуляла и гуляла. К сожалению, невозможно передать тот насыщенный лесной запах, который нас окружал. Тишина, лучи вечернего солнца, пробивающего кроны деревьев, спокойствие… Этого нам катострафически не хватает в обычной жизни. А здесь было все и сразу! Полная внутренняя гармония!

Мы достаточно далеко прошли вдоль стены, пока не поняли, что идем вдоль крепостной стены в обратную сторону от Замка.

Я это поняла, когда увидела здание замка через крепостную стену в стороне, противоположной от направления нашего движения.

Дневной квест до Замка тамплиеров

Вдоль стены проходил старинный акведук, в котором кое-где блестела вода. А когда-то он снабжал водой огромное количество людей, живших в крепости!

Пошли назад. Единичные проходы внутрь крепости были закрыты. Преодолеть высоченные стены, перемежающиеся с солидными бастионами не предоставлялось никакой возможности. Я начала вспоминать фильмы про то, какими способами в старину захватчики штурмовали такие стены, но ни один из них в данной ситуации нам не подходил…

Но мы не теряли надежды. Дошли до апельсинового дерева увешанного спелыми оранжевыми плодами. Ну как пройти мимо? Оказалось, что дотянуться до апельсинов очень сложно, а так они не падают. Но парочку мы все же добыли, и с удовольствием съели. Это не горькие апельсины, которые растут на улицах Испании, а вкусные! Получив дозу витаминов стали думать, что делать дальше?

Нам же нужно в Замок, а как туда дойти мы не понимали. Крепостная стена была крепка и высока и никак не подразумевала штурма. Но в одном месте какие-то хитрецы соорудили тайный ход. Наш юный сын легко покорил высокую стену, но, увы-увы, нам с мужем это было не по силам (хоть попытки штурма мы все же предприняли, очень не хотелось идти назад!!!).

Пройдя еще немного вперед, мы уперлись в тупик. Надо было возвращаться назад и идти заново вверх по другой дороге! А это было уже так далеко!!! Спуски по дорожке были пологие и уходили то влево, то вправо. В какой-то момент мое терпение иссякло, и я решила спускаться напрямую вниз между кустов и деревьев, скользя по сырой земле и рискуя поломать себе все части тела. Хорошо, что этого не случилось, и я осталась жива-здорова! Мы из последних сил добежали до выхода из парка и чуть живые потащились по булыжной мостовой вверх. Солнце неумолимо стремилось к закату, а мы все еще не дошли до места, ради которого ехали в Томар!

Дневной квест до Замка тамплиеров

Наконец-то около половины пятого вечера, мы дошли до входа в Замок. Купили билеты, и пошли внутрь. Народа почти совсем не было. Видно, все нормальные туристы уже давно разъехались. Пошли осматривать эту бывшую обитель загадочных тамплиеров, которая была основана здесь в XII веке как орденский замок. А вокруг крепости, которую мы почти обошли, позже образовался город Томар.

Дневной квест до Замка тамплиеров

Пройдя в ворота крепости, мы оказались на площадке, залитой вечерним солнцем. Алые цветы алое напоминали огромный костер, горящий около крепостной стены.

А впереди был загадочный Замок.

Дневной квест до Замка тамплиеров

Вечернее солнце, пробиваясь сквозь провалы оконных ниш бывшего дома Главы создавало сказочные виды, продолжавшие мои воспоминания о мистических фильмах.

Вход в замок очень красиво украшен расположенными сверху фигурами Девы Марии и святых.

Дневной квест до Замка тамплиеров

Мы, наконец, попали внутрь Замка. План здания изучать было некогда, спрашивать не у кого, поэтому мы ходили наугад. Сначала вы попадаете в небольшой дворик.

Пройдя по коридорам, дошли до помещения небольшой церкви, все внутреннее помещение которой отделано азулежу.

Дневной квест до Замка тамплиеров

А потом оказались в зале с прекрасным высоким сводчатым потолком, основания сводов которого отделаны очень интересной лепниной. Этот неф пристроили к церкви тамплиеров после упразднения в 1312 году ордена тамплиеров и передачи церкви ордену Христа.

Впереди был вход в церковь тамплиеров. Прообразом для этого здания послужил храм Гроба Господня в Иерусалиме.

Дневной квест до Замка тамплиеров

На одной из стен сводчатого входа амвон сделан в виде красивого балкончика, а на противоположной стене нарисована его копия.

Церковь сделана в виде ротонды. На этом фото виден её круглый потолок.

Дневной квест до Замка тамплиеров

В центре расположена восьмигранная ротонда с арками, внутри которой — очень красивый изящный ажурный золотой алтарь.

Дневной квест до Замка тамплиеров

А вокруг него — широкий проход, по которому можно было проехать на лошади. Сквозь арки с любого места виден алтарь. Все стены украшены картинами и скульптурами. На одной стене — герб Португалии с пятью щитами, расположенными в виде креста на каждом из которых пять круглых серебряных монет безантов, а окружает это все красная кайма с семью золотыми замками. Есть теория, что это 7 замков, отвоеванных Португалией у мавров, но единого мнения на этот счет нет.

Конечно, эта церковь — одна из главных достопримечательностей Замка. Но я хотела увидеть не менее знаменитое окно. Оставалось его найти. Мы вышли в Клуатр Жуана III с фонтаном чашей в виде креста центре.

Сначала я увидела другое окно, но тоже очень интересное.

И еще одно окно.

Потом мы прошли по очень необычной винтовой лестнице, изгибы которой напоминают внутреннюю часть винтовидной ракушки.

Наконец-то мы дошли до площадки, с которой было видно стену с загадочным окном. Вот как выглядит это чудо человеческой мысли в стиле мануэлино со множеством интересных деталей, выраженное через элемент архитектуры. Сверху орнамент увенчан крестом ордена. С разных сторон его окружают различные элементы с морской тематикой, а снизу скульптурное изображение человеческой головы. Ее считают образом самого художника, увековечившего память о себе в этом творении.

Дневной квест до Замка тамплиеров

Мировую известность эта достопримечательность приобрела после того, как в XIX веке Англия предложила в обмен на этот шедевр списать огромные денежные долги Португалии. А я вот думаю, каким образом англичане собирались забирать этот элемент Замка? Он же настолько неотрывно связан с этим зданием, его невозможно представить отдельно! Если бы они его отбили, то к какому английскому зданию они бы его приделали (даже представить этого не могу:-))? Правда в Англии, наверное, окно бы было сейчас отреставрировано, а не покрыто многолетними мхами… Хотя мхи и лишайники придают загадочности этому прекрасному Замку.

Дневной квест до Замка тамплиеров

В оформлении фасада Замка использовано очень много интересных деталей. Так как я очень люблю разглядывать различные мелочи, то, возможно, вам тоже это будет интересно. Я решила сделать отдельный альбом именно с элементами Замка, которые мне понравились и запомнились https://larkis8.tourister.ru/photoalbum/32858 .

Потом мы прошли по коридорам монастыря, заглядывая в разные помещения и залы, где когда-то жили настоящие рыцари ордена: ели, спали, читали, мечтали, любили. В одном зале сейчас проходят концерты, так как там прекрасная аккустика.

Еще мы увидели трапезную. Длинные столы со скамьями в большом зале со старинной атрибутикой. Скорее всего, их накрыли к какому-то мероприятию.

В витринах выставлены образцы посуды со знаками Ордена Тамплиеров.

Замок уже закрывался, поэтому, сделав фото на память, поспешили к выходу.

Уходили уже в сумерках.

В городе зажгли вечерние огни. Спустились к вокзалу по брусчатке, выложенной рисунками с крестами тамплиеров.

Очень хотелось погулять по этому милому городку, но нам ещё предстоял долгий путь в Лиссабон. Увы, на автовокзале я забыла спросить, есть ли у них автобус, который идет в Баталью. Но сейчас я не уверена, что нужно объединять эти два места. Томар так хорош, что не стоит его совмещать с чем-то еще.

Дневной квест до Замка тамплиеров

Вернувшись в Лиссабон, закупились по-полной в супермаркете, и поехали ужинать и вспоминать напряженный, но такой запоминающийся дневной квест по поиску сказочного Замка Тамплиеров. Мы его нашли!!!