Турист Евгений (Ojancano)
Евгений — был 18 февраля 2021 9:17
Поездка по Мавритании вылилась в книгу-путеводитель "Мавританские дневники"

Битола — Северная Македония Июнь 2017

город прост, даже незамысловат, но красив и уютен. Добраться до Битолы напрямую невозможно — нужно сначала оказаться в Македонии, а уж потом добираться автобусом. От Охрида, откуда я ехал, примерно два часа, от Скопье, думаю, примерно столько же выйдет.

Итак, что такое Битола. Компактный, старинный город с населением примерно сто тысяч. Городской транспорт там не понадобится — у меня ушло пятнадцать минут, чтобы дойти от автовокзала на окраине до центра. Центр — собственно несколько улиц, важнейшая и самая красивая из которых — Широкая, или по-македонски Широк Сокак. Место для прогулок, типичный для центра балканских городов променад

Отсюда направо. Впрочем, «широким» этот бульвар является лишь по балканским меркам

название

в отличие от сугубо курортного Охрида, Битола — это «Македония для македонцев» в хорошем смысле этого слова, то есть город не заточен на туристов, и гуляя по нему, можно увидеть, как живут обычные граждане этой страны, живут для себя, а не напоказ. Выпить, скажем, чашечку кофе с местным мороженным.

Кстати, кофе здесь отличный, если готовится по-турецки — здесь это осталось от непосредственно турок, изобретателей напитка, и лучший кофе по-турецки (а я в этом разбираюсь) мне приходилось пить в жизни лишь раз, в специальной кофейне стамбулского аэропорта.

Битола

на этом фото сразу две битольские достопримечательности — памятник Филиппу Второму и Часовая башня (Саат Кула)

Вообще, среди части македонцев поддерживается забавный миф, будто они имеют отношение к древней державе Филиппа и Александра — этот миф встречает уже в аэропорту Скопье в виде статуи Александра, не отпускает и тут.

Клиника «Филипп Второй»

Битола

По обеим сторонам Широкой — россыпь узких, переплетенных улочек. Македония — страна христианская, но с мусульманским меньшинством, причем речь идет не о мигрантах, а о балканцах-мусульманах, наследии Османской империи. Я был в Македонии как раз в Рамадан

Это минареты. Хотя церквей больше и они, на мой вкус, красивее. Очень понравилась вот эта башня возле собора

Старинные улочки Битолы выглядят примерно вот так

или вот так.

Весьма живописно, но зачастую слишком узко, чтобы найти хороший ракурс для фото (по крайней мере мне, с моими скромными навыками). Несмотря на старину и каменистость, город достаточно зеленый — есть парки и скверы. Вот один из них, на голове какого-то местного революционного деятеля некорректно пристроилась ворона

Снова сворачиваем на Широк Сокак

Битола

Среди достопримечательностей Битолы значатся раскопки античного города, но туда я не доехал — это чуть в стороне от города. Вместо этого предпочел посидеть с электронной книгой в большом парке на севере города, а потом продолжил прогулку уже в сторону автовокзала.

Эрмитаж, какой ни есть

Российское консульство. Здесь нужно сделать небольшое пояснение — в конце XIX-начале XX века Битола считалась важным в стратегическом смысле балканским городом, пожалуй, более важным, чем нынешняя столица в Македонии, и в ней были открыты ряд консульств (напомню, что тогда это была территория Османской империи). Битолу даже прозвали «городом консулов». С тех пор знчение города сильно упало, но консульства, скорее по традиции, остались.

Битола

Другой достопримечательностью Битолы является «чаршия» — это слово в Македонии означает старинный, еще османсих времен, рынок. Впрочем, рынок следует понимать не совсем в нашем смысле — скажем так, это район города, где исторически располагались различные лавки. Такой район есть и в Скопье, есть он и в Битоле. Выглядят улочки Старой Чаршии примерно вот так

Что они представляют собой? Лавочки, где продаются различные нехитрые товары, местами — кофейни, причем все это существует на это же месте несколько столетий.

кофейня «Стара Чаршиjа»

Битола

В городе немало графитти, и нередко с политическим подтекстом

«Будущее наше, товарищи».

Ну и прощальный взгляд на Битолу — минарет уходит в небо. Странный взгляд на город, где мусульмане в меньшинстве, но как есть