Турист Юрий и Лилия Костаревы (Kostarev-yu)

Дели, Кхаджурахо, Амритсар, Шимла — Индия Апрель 2017

Каждый путешественник перед отправлением ставит себе цель. Васко де Гама хотел перцем спекулировать, Колумбу вознамерилось стать вице-королем неизвестно чего, а штрафбат Ермака мечтал о соболиных шкурках. Турист же хочет всё и сразу, причем о трудностях и слышать не желает. Погоня за тремя зайцами и есть его цель!

Пять лет назад Индия произвела на нас культурный шок (и бескультурный тоже), очаровала, приворожила и мы решили побрезговать морским отдыхом на Гоа и максимально погрузиться в интеллектуальное наследие этой прекрасной страны. Продумали всё! Во всяком случае нам так казалось.

После московского снега с дождем полезно попасть в сорокоградусную делийскую жару, поспать три часа и в бессознательном состоянии ждать поезда на ж.д. вокзале. Мы деликатно лавировали с багажом между спящими на перроне людьми. Аборигены были прилично одеты, просто у них всегда с собой какая-то подстилка, а плиты теплые — не простудишься, я бы и сам прилег. Познакомились с гидом, который сопровождал нас до дня отлета, имя его нам понравилось — Goodluck. Удача с нами!

Экспресс с мягкими сиденьями и кондиционером понравился, кстати местного производства. Вот только малость зачуханный какой-то, хотя на этом полуострове это не моветон. Летел за сотню км/час, не шатался, не грохотал и дал мне шанс удивить пассажиров храпом. Через 4 часа мы пересели в легковую машину и увидели город Гвалиор.
Поселение весьма простенькое, городской пейзаж не оставляет впечатление даже с высоты.

Галопом по Индии

Зато далекие предки оставили здесь могучие крепостные стены, дворцы и храмы.

Галопом по Индии

Впечатлило внутреннее устройство — отличная вентиляция, бассейны и даже искусственный дождь для особ царских кровей. Разумеется, сейчас это не работает и живут здесь непритязательные обитатели, которых не разбудила даже вспышка от камеры.

Галопом по Индии

Стандартное предупреждение прекрасному полу — не надо надевать каблуки! В древние времена ходули на ногах не носили и дворец с крепостью на них не рассчитаны. Я бурчал на жену, когда страховал ее от падения, но в следующий раз она напялит шпильки на два сантиметра больше. При выходе с форта встретили шикарную процессию — навстречу шли десятка три высоченных мисс вселенных и обувь у них была соответственная. Заметил у супруги злорадную улыбку — красавиц не страховала крепкая мужская рука, удачи на крутых ступеньках, девчонки!

Во дворце Ман Сингха до сих пор живет высокопоставленный махараджа, часть своей хибарки он превратил в музей. При входе вам в лоб целится английская пушка, при выходе понимаешь, что ничего интересного не увидели. Это кабинет мироеда, это спальня олигарха, здесь он изволил пищу вкушать, причем маленькая железная дорога развозила напитки по столу. Во всем мире богатые призывают хранить культурное наследие, а сами пользуются европейскими удобствами.

Галопом по Индии

Переехали в полузаброшенный город Орчха, где и переночевали в помпезном отеле. Баранина, пиво и вино обеспечили крепкий сон после дальней дороги.

Утром нас гид агитировал сразу припасть к мировым ценностям, но меня понесло на узкий мостик через речку Бетва. Движение по нему очень демократичное, сквозь поток людей идут трактора и машины. Индийцы и транспорт не мешают друг другу, а я чуть не поседел. Вода довольно чистая, местные купаются, стирают и тут же гадят — берега усыпаны мусором, писать тоже не стесняются. Мы хотя бы для этого погружаемся по пояс.

Галопом по Индии

Дворцы и храмы древних индусов и мусульман величественны!

Галопом по Индии

Здесь стоит провести пару дней, чтобы спокойно обойти и увидеть всё. Причем передвигаться надо утром и вечером, днем жара за сорок, вода в организме очень быстро высыхает. Благодаря климату постройки сохраняются долго — подшлифовать чуть и строения можно использовать. Хотели посетить современный индийский храм, обувь, разумеется, при входе снимают. Гид смущенно предупредил, что лапти могут стырить несознательные аборигены. Мы пожалели щегольские туфли Гудлака, наши сандалии не представляли особой ценности. Едем дальше, до Кхаджурахо всего 175 км на машине.

Дороги в Индии на уровне российских, только гаишников не видно — они вполне доверяют водителям, сами разберутся. А поскольку мы не видели ни одной аварии, значит в любом хаосе есть своя система — не напрягайтесь, нам этого все равно не понять. Главное в автомобиле — сигнал. Он подается через равные промежутки времени, а если увидел другую машину — дудеть нужно обязательно. Наш водитель бибикал даже на пустом шоссе. Если какие-то злодеи испортят клаксоны по всей Индии, то произойдет транспортный коллапс — молчащая машина просто неисправна.

Вы можете заплатить много денег за комфортное передвижение, но в пробку все равно попадете, и даже в чистом поле. Через час пути мы влипли — клаксоны надрывались, но движение почему-то не налаживалось. Потом у нас полетел кондиционер и мы вернулись за новой машиной. Водитель и гид предпочитали классическую индийскую музыку, очень хотелось вскрыть магнитолу и устроить короткое замыкание без шансов на ремонт.

С измочаленными нервами мы добрались до Кхаджурахо, организм требовал чего-то слабоалкогольного, но ресторан отеля оказался за здоровый образ жизни, еще «Радиссоном» посмел себя назвать.

Русским нельзя запрещать. Последний царь объявил сухой закон в Первую мировую и разлетелась Российская Империя. Горбачев нашел те же грабли и погиб Советский Союз. Мы включили навигатор и ринулись в незнакомый город — все равно найдем!

На выходе нас встретила парочка на тук-туке. «Проблемс»? «Алкоголь». «Ноу проблемс»! Мы неслись на трехколесном недоразумении автопрома, а нам объясняли, что русские с индийцами друзья, а в России живут родственники. Впоследствии эта парочка возникала из-под земли с помощью мысли о них. Компенсацией были небольшие чаевые и реклама товаров.
У знаменитых храмов Кхаджурахо странная слава, утверждают, что все стены украшены скульптурами из Камасутры. Мы не стали дожидаться официальной экскурсии и посетили их самостоятельно. Вечернее солнце украсило архитектуру, да и жара не маяла.

Культовых сооружений было очень много, но злые мусульмане порушили (во всяком случае так утверждают). Оставшееся впечатляет — от маленьких церквушек до величественных красивых громадин.

Галопом по Индии

Статуэтки есть и очень много, но самые бытовые и безобидные.

Интересно наблюдать за туристами, как те ищут запретно-сокровенное и радуются, когда находят.

Галопом по Индии

Так ведь это тоже бытовуха, что здесь особенного? Совершенно странно смотрелся индийский храм, который был копией католического костела.

Галопом по Индии

Неутомимые рейдеры на тук-туке доставили нас в другое культовое место, постройки там оказались восстановленные и не такие интересные. Решили посетить действующее богоугодное заведение, сняли обувь с носками и через пять минут два пенсионера прыгали резвыми козликами — на камнях можно было жарить стейк! Проникнуться религиозным духом так и не удалось. Покупайте специальные тапки, в которых разрешено входить в храмы.

Нам помогли найти харчевню, где готовили европейскую еду и наливали вкуснейшее пиво «Кингфишер». Уставшие организмы охлаждал кондиционер. Как мало надо для счастья!
В сопровождении гида мы повторили пройденный маршрут и нисколько не пожалели. Теперь предстояло нечто новое для нас, ни разу не были на сафари в заповеднике, благо ехать было недалеко. Джип въехал в лес, который я себе представлял по-другому — листва и трава просто высохли на солнце, только около реки было что-то зеленое.

Галопом по Индии

На деревьях миловались попугаи, олени нас не слишком стеснялись, обезьяны тоже не устраивали панику.

Галопом по Индии

Озерцо, где должны были лежать крокодилы, было пустым, увидели только ноздри и глаза одного экземпляра, который потом тоже утоп — жарко. Но нас уверяли, что мы обязательно увидим тигра! Егерь с ручным локатором показывал на кусты — там. Понятно, что на кошке ошейник с передатчиком, но я-то нишиша не вижу! Ни в телеобъектив, ни глазами. И так в течении часа — «Мистер, тайгер!». Да ну вас в баню со своими призраками…

И тут он появился! Расстояние метров двадцать, полное пренебрежение к людям, перемахнул через дорогу и скрылся. Опустил фотоаппарат и покрылся неприятной испариной. Понятно, что тигр сытый, но ведь дикий! А вдруг бы он захотел разнообразить меню и полакомиться мясом белых упитанных людей? А у егерей из оружия только свистки…

Галопом по Индии

По пути нас завезли на заявленный шикарный водопад, в котором не хватало сущей мелочи — воды. Объяснили, что речка высохла и потребовали традиционных чаевых.

Галопом по Индии

Отлет из Кхаджурахо запомнился местным аэропортом, в котором отключили кондиционеры. На улицу почему-то не отпускали, вошел, так сиди на месте и не порти учет пассажиров. Из прохладительных напитков только питьевая вода из краников, а у нас нет пустой посуды. Жена нашла колпачок из-под дезодоранта, благодаря этому не слишком высохли. Поздним вечером добрались в Дели.