Турист Галина Еремина (Galina_eremina-1)
Галина Еремина
была вчера 17:59

Прага — Чехия Сентябрь 2011

В Праге надо побывать обязательно. Во-первых, это очень красивый, культурный город с богатейшей историей. Во-вторых, добираться сюда несложно (естественно, имея шенгенскую визу). Ну и в-третьих, это рай для любителей пива и вкусной добротной еды. И мы это сделали! В этом рассказе — только Прага, а мы еще поездили по окрестностям, посетив Моравские пещеры, городок Крштины, замки Карлштейн и Конопиште.

Новые загранпаспорта мы оформили на удивление быстро и беспроблемно через сайт gosuslugi.ru. Также легко получилось и с путевками. В турагенстве нам подобрали тур с десятидневным пребыванием в Праге, мы выбрали отель Balkan 3*, который был расположен в старой части города, с удобной транспортной развязкой, в 150 метрах от Влтавы. Причем я хотела поехать поездом, чтобы из окна вагона немного посмотреть Европу — да, пожалуйста. Утром 17 сентября мы прибыли на Казанский вокзал, на метро переехали на Белорусский, откуда вечером должны были поехать в Прагу, сдали вещи в камеру хранения, и у нас оставался целый день на прогулку по столице. Дома маршрут я продумала. Сначала мы пошли в Чешско-Российский банк, он оказался недалеко от вокзала, чтобы поменять российские рубли на чешские кроны, здесь был выгодный курс и удобно, чтобы потом не заморачиваться по приезде.

Около 11 часов вечера мы вышли с вещами на перрон к поезду «Москва-Прага», нашли представителя турфирмы, который вручил нам наши паспорта с шенгенскими визами (немного волновались, так как их в Москву отправляла турфирма, и мы не знали результатов, но все получилось нормально), и сели в купе. Купе трехместное, очень тесное, 3 полки одна над другой, металлическая лестница, около окна умывальник с откидной доской, получается столик, и рядом откидной стульчик.

Злата Прага

Нам достались средняя и верхняя полки. Но к счастью, женщина, которая должна была ехать с нами и оказалась разлученной с подругой, договорилась с проводниками, и т. к. в вагоне были свободные купе, они перешли в другое, и мы остались вдвоем. Среднюю полку не разбирали и потому ехали с комфортом.

До обеда мы ехали по Белоруссии, было приятно отметить, что дороги в населенных пунктах заасфальтированы, дома производили тоже хорошее впечатление, не было видно развалюх и грязи. В Бресте состав нашего поезда разобрали по вагонам, и мы с интересом наблюдали за стоящим напротив вагоном, как меняют колеса из-за того, что ширина между рельсами в Европе на 5 см уже. Так как мы уже прошли таможенные и пограничные формальности и получили штампы в паспортах, из вагонов нас не выпускали, хотя вокруг кружили торговки, предлагая драники, ягоды и прочую снедь. Так вот, вагон с 4-х сторон поднимался на автоматических домкратах, наверное, на полметра или больше, колеса из-под него отгоняли в сторону, там производили с ними какие-то манипуляции, загоняли под вагон, и вагон опускался на них. Каких-то неприятных ощущений или тряски не было. Потом состав снова собрали, вся процедура заняла около 2 часов.

Проехав минут 10, мы оказались уже на польской стороне, здесь снова благополучно и быстро прошли таможенные и пограничные формальности, получили очередные штампы в паспорт — и ура, мы за границей, в Польше! Картина за окном сразу резко изменилась: добротные, утопающие в цветах и деревьях дома, маленькие поселения чередуются с яблоневыми садами и какими-то полями, аккуратно упаковано сено, стоят заборы вдоль железной дороги, если селение расположено близко, высокие костелы.

Утром 19 сентября мы прибыли в Прагу. На вокзале нас встретил представитель турфирмы, и на микроавтобусе мы доехали до отеля «Балкан». Нас поселили в 324 номере: небольшая комната, в которой стояли кровати, столик, кресла, шкаф, напротив шкафа дверь в санузел и душевую кабину. Приведя себя в порядок после дороги, мы сходили в уютную ресторацию на завтрак, который входил в стоимость путевки. На столах была нарезка из колбасы и сыра, хлеб, булочки, масло, сметана, йогурт, мюсли и хлопья, молоко, чай, кофе, джемы и мед в маленьких баночках. Этот ассортимент не менялся в течение нашего пребывания там. Так как это был шведский стол, я обычно брала немного хлопьев, налив сверху сметану и мед, йогурт, делала бутерброды с колбасой и сыром, ну и кофе со сливками. Очень вкусным оказался серый хлеб, я потом кое-где ела его, намазав горчицей. Здесь же был свободный Wi Fi, и я по утрам выходила в интернет, переписываясь с детьми.

После завтрака разобрали вещи, и Женя повел меня знакомиться с городом. Сам он был в Праге еще студентом. Моросил дождь, но он не мешал крутить головой по сторонам, смотреть на непривычный облик улиц с невысокими 4-х этажными домами, крытыми красной черепицей и окрашенными в разные неяркие цвета, брусчаткой, припаркованными всюду машинами. Наш отель был на улице Svornosti (район Smichov), за перекрестком начиналась длинная улица Zborovska, по которой мы в дальнейшем частенько ходили.

Немного истории: По легенде, предки чехов, ведомые своим предводителем по имени Чех, решили обосноваться на территории современной Чехии. До прихода славян в IV веке до н. э. регион был заселен кельтскими племенами (одно из которых называлось «бои», от которого произошло название Богемия). Наибольшего расцвета в своей более чем тысячелетней истории Прага достигла во времена правления чешского императора Карла IV, который укрепил политическое положение страны, став не только королем Богемии, но также императором Святой Римской Империи. Карл IV сделал Прагу политической и культурной столицей империи, тогда Прага была в два раза больше Парижа. Он построил Новый город, учредил в Праге архиепископскую кафедру, заложил знаменитый собор Святого Вита. В 1348 году он основал Карлов университет, старейший в Центральной Европе. В этот же период был сооружен великолепный Карлов мост.

Прага — один из самых красивых городов мира. В начале XIX века Бернардо Вользано насчитал 103 башни в Праге и таким образом город приобрел имя «Город Ста Башен». В настоящее время их насчитывается более 500! Древнее ядро Праги хорошо сохранилось и составляет уникальный заповедный архитектурный ансамбль. Центр и историческую часть города составляют Градчаны (комплекс Пражского кремля) на левом берегу реки Влтавы и красочная Мала Страна, а на правом берегу — романтичные и таинственные Старый Город (Старе Место) и Новый Город (Нове Место), являющийся коммерческим сердцем Праги. Эти исторические места, плюс Вышеград и Еврейское гетто, были внесены в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Сначала мы, естественно, пошли на Карлов мост. Это самый известный в Праге мост через Влтаву, соединяющий районы Малая Страна и Старый Город. Строительство его началось во второй половине 14 века и было закончено в начале 15 столетия. По рекомендации астрологов Карл IV заложил первый камень в основание будущего Карлова моста 9 июля 1357 года. Длина — 520 м, ширина — 9.5 м, стоит он на 16 опорах. Вход на мост «охраняется» двумя Малостранскими предмостными башнями, которые раньше входили в пражский оборонительный комплекс.

Злата Прага

Несмотря на дождь, здесь было полно туристов. Разные лица, разный язык, одинаковый интерес, вспышки фотоаппаратов. Я тоже пыталась запечатлеть каждую из 30 скульптур, украшающих мост. Загадала желание у памятника Яну Непомуцкому, который было легко узнать по отполированной прикосновениями туристов фигуре на барельефе. Пройдя по мосту и дальше по узким старинным улочкам, попали на Староместскую площадь. На ней возвышается Староместская ратуша, украшенная знаменитыми средневековыми астрономическими часами Пражский Орлой (1410 г.), на которых каждый час появляются архангелы и забавные фигуры мифических персонажей, двигающиеся в такт бою часов. Походив по площади и полюбовавшись на сказочно-красивые здания, мы вернулись к часам, и дождавшись начала следующего часа, посмотрели и послушали их, а потом сверху живой трубач протрубил красивую мелодию.

Ну и невозможно было не забраться наверх. Не дожидаясь лифта, мы пошли по дорожке (не по ступеням). Очень красив был город сверху, особенно выделялся расположенный неподалеку темный костел Девы Марии перед Тыном (Panny Marie pred Tynem) с двумя шпилями. Его начали строить в XIV веке (1365 г.), а завершили только в начале XVI столетия (в 1511 году).

Злата Прага

Немного поплутав по узким улочкам, мы вышли на знаменитую Вацлавскую площадь, в начале которой стоит конная статуя Святого Вацлава (Х в.), покровителя Богемии. Очень понравился фонтан и скульптуры у закрытого на реставрацию Национального музея.

Пользуясь картой, как-то незаметно вышли к Влтаве и пошли вдоль реки. Немного развеселили своей непривычной архитектурой «танцующие башни Джинджер и Фред».

По мосту мы перешли на свой берег и решили поужинать в ресторанчике «Козловна» рядом с отелем. Там мы отведали настоящего темного пива «Велкопоповицкий козел», Женя взял «Ризек» (отбивная в сухарях), я тоже какое-то мясо с знаменитыми чешскими кнедликами. Здесь и дальше мы просто пили разное пиво, я в основном темное, и наслаждались им. Оно просто пьется и не дурит голову. Порции еды были очень большими и очень вкусными, какими-то по-домашнему добротными, как потом и везде. Отдав должное прекрасному ужину, мы прогулялись до Карлова моста и полюбовались подсвеченными башнями Градчан и Старого Места. Потом вдоль Влтавы пошли в отель. Еще утром мы купили экскурсию на завтрашний день в Моравские пещеры. Экскурсий предлагалось много, но мы решили, что посмотрим, как путешествовать лучше: группой или самостоятельно.

Рано утром (20 сентября, вторник), прихватив с собой сухой завтрак, мы на 14-ом трамвае поехали к месту сбора. Накануне мы купили тиккеты (билеты) для проезда. На остановках есть расписание движения трамваев, и оно соблюдалось, сколько я ни проверяла. Причем над некоторыми маршрутами нарисована инвалидная коляска, это значит, что придет трамвай с низкой платформой. Это для нас удивительно: транспорт по расписанию, а для них — норма. Трамваи двух и трехвагонные. Тиккеты имеют цену в зависимости от времени поездки: допустим, на полчаса поездки с возможностью пересадки билетик стоит 24 кроны, нам были удобнее на 15 минут по 18 крон. Этот билетик надо сунуть в желтый компостер в вагоне трамвая, и он отпечатает время. В метро тоже стоят компостеры, но можно проходить, если у тебя еще действующий билет, турникетов нет. Мы честно ездили, оплачивая проезд, хотя ни одного контролера не видели. В электричках да, ходит то ли контролер, то ли билетер, ставит штампики на билетах. Остановки объявляются, например: «Кшишты заставка Зборовска» (следующая остановка Зборовска), также есть бегущая строка на панели вверху салона. Чтобы войти или выйти на остановке, надо нажать кнопку на дверях. Это и на трамваях, и на метро, и в электричках.

Довольные увиденным, вернулись в Прагу уже поздно. Договорились, что попробуем все-таки путешествовать самостоятельно, так как экскурсии, конечно, дают массу сведений, но они быстро забываются, стираясь новыми впечатлениями, а многолюдные мероприятия утомляют. И еще решили, что будем чередовать поездки за город и пешеходные прогулки по Праге. Перед поездкой в Чехию я проштудировала интернет, чтобы узнать, что люди советуют посмотреть, и как сделать это самим. «Советы бывалых» я скопировала в нетбук.

Утром (21 сентября, среда) мы отправились в Пражский Град (Градчаны), так как мне уже не терпелось увидеть знаменитый собор Святого Вита. Поход туда начали с подъема на гору Петржин (327 м).

Злата Прага

Частью Праги эта гора стала благодаря строительству крепостной стены, которая позже стала называться Голодной стеной. Ее строительство началось в 1362 году по повелению императора Карла IV. До самой вершины мы не дошли (потом я об этом жалела, т. к. там находится уменьшенная копия Эйфелевой башни, обсерватория и розовые сады), а полюбовавшись открывшейся панорамой Праги, свернули направо и попали к Страговскому монастырю. Он был основан в 1140 году Владиславом II на том месте, где стояла стража, охранявшая подступы к Пражскому граду. В монастыре на протяжении более 800 лет существует внушительная старинная библиотека, насчитывающая 130 тысяч томов. Самые старые книги датируются серединой XII века.

Далее наш путь лежал вниз и вскоре мы вышли на громадную площадь перед президентским дворцом. У ворот стояли солдаты почетного караула (в темных очках, т. к. день был солнечный), рядом с ними можно постоять и сфотографироваться. Дальше мы прошли через арки, и перед нами вознесся в небо собор Святого Вита.

Первый храм-ротонду на этом месте, как считается, построил ещё святой Вацлав в 925 году, церковь была посвящена святому Виту, чью десницу Вацлаву подарил восточнофранкский (германский) король Генрих I. Строительство готического собора началось в 1344 году. Покровителями собора были архиепископ Эрнест из Пардубице и король Чехии Карл IV. Собор должен был стать местом для коронации, фамильным склепом, сокровищницей. Наконец, в 1929 году, после 600 лет строительства, собор Святого Вита был закончен. Длина главного нефа собора 124 метра, высота Большой южной башни 96,5 метра. Здесь погребены чешские короли, здесь хранятся коронационные регалии средневекового чешского государства.

Побродив рядом с собором с поднятой головой, мы зашли внутрь. Высота, размеры и вместе с тем легкость, красота и богатство поражают. И еще запах, присутствующий запах времени и старины. Мы долго ходили внутри, любуясь и самим стилем со сводчатыми колоннами, и цветными витражами окон, и огромными картинами, и скульптурами. Все восхищает и поражает воображение.

Злата Прага

Выйдя из собора и пройдя в южную часть площади, мы попали в Старый королевский дворец (XV в.), весь третий этаж которого занимает Вацлавский зал (1486—1502 гг.) — самый большой в средневековой Европе (длина 62 м, ширина — 16 м, высота 13 м). Часть зала была сделана с уклоном, чтобы всадники могли въезжать сюда прямо на лошадях. В прошлые времена в Вацлавском зале проходили коронационные торжества, а в настоящее время — выборы президента. Он пустой, а рядом в комнате находятся копии коронационных регалий.

Также билет предусматривал посещение базилики святого Георгия, чья конная статуя находится на площади, и «Злата улочки». «Злата улочка» — это несколько крохотных домов, практически встроенных в крепостную стену и раскрашенных в яркие цвета. Согласно легенде, здесь жили алхимики Рудольфа II, пытавшиеся найти «философский камень». Можно посмотреть, как жили мастеровые средних веков. В длинном зале на втором этаже представлены доспехи и оружие рыцарей. Ну, это меня всегда восхищает.

В конце «Златой улочки» находится Далиборка — круглая оборонная башня, исполнявшая функции тюрьмы до конца 18 столетия. Называется она так по имени первого узника — рыцаря Далибора. В подвале с мощными сводами — 4 камеры, в полу — круглое отверстие в тюремное помещение для обреченных на голодную смерть, куда узников спускали на веревке с помощью блока. Здесь же уже заржавевшие, но все равно ужасные орудия пыток. Короче, отсюда хотелось поскорее уйти.

Злата Прага

А на улице был теплый солнечный день, вокруг прекрасные виды города и чудесный запах каких-то печеных булочек. Так мы попробовали «Трделник» — это пустая сладкая трубочка с корицей, где-то я читала, что в переводе означает дурак. Спустились вниз, дошли до Карлова моста, покушали вкусного мороженого и вдоль Влтавы пошли в отель. Поужинали в подвальчике рядом с отелем.

Наутро (22 сентября, четверг) было решено сходить в Вышеград. Но сначала мы пошли в пивную «У Флеку», которую Женя запомнил из своей первой поездки в Прагу. «У Флеку» считается самой старой пивоварней в Праге, ей больше 500 лет! Заказали пиво и тарелку с сыром, а мне еще предложили бехеровки, так что хорошо посидели за огромными дубовыми столами на открытом воздухе, но до Вышеграда все-таки дошли.

Вышеград — самая загадочная пражская крепость. Она возвышается на скалистом утесе над рекой Влтавой. Летопись говорит, что именно здесь легендарная княгиня Либуше основала город, назвав его Прагой, что означает «порог» и предсказала ему великую славу, которая долетит до самых звезд. Вышеград возник несколько раньше Пражского Града, это показали раскопки. А древние легенды, утверждая, что именно в Вышеграде жили первые князья Чехии, упомянутая выше княжна Либуше и первые короли Чехии — Пржемысловичи, только подтверждают эту гипотезу.

Войдя через огромные ворота, мы узнали, что здесь есть казематы, и пошли на экскурсию длинным узким коридором из кирпича. Кое-где были бойницы, и можно было оценить толщину стен. Наконец мы пришли в огромный зал, в котором находились 5 скульптур-оригиналов с Карлова моста (во времена Чехословакии здесь хранили картошку!). С удовольствием выйдя на улицу из влажных сырых казематов, мы любовались панорамой Праги и прекрасным парком. Постепенно вышли на площадь перед костелом Петра и Павла. Капитульная церковь Святых Петра и Павла (sv. Petr a Pavel) тоже была заложена в третьей четверти XII века. По легенде, Вратислав II специально посылал послов в Рим, получить благословение на постройку храма и внимательно изучить храм Святого Петра в Риме, на который собирался равняться. Папа не только благословил, но и послал в Прагу епископа, чтобы тот заложил краеугольный камень новой церкви.

Злата Прага

Внутри зал высокий со сводами, витражами на окнах и красивыми воротами, стены и потолок украшены росписью. Мы еще прогулялись по большому ухоженному парку. В парке стоит скульптура из трех обломков столба, называемого Чертовым, с которым связана легенда о настоятеле вышеградского храма и черте, поступившем к нему в услужение, чтобы заполучить его душу. Когда пришло время настоятелю отправляться в ад, он попросил дьявола о последней услуге: принести из Рима мраморный столб, пока настоятель не отслужит молитву. Святой Петр внял мольбам настоятеля и над Адриатикой три раза выбивал колонну из чертовых лап, так что в срок черт не уложился, и душа настоятеля была спасена. Раздосадованный бес в сердцах швырнул колонну, и она развалилась на три куска.

Около Леопольдовых ворот находится Ротонда Святого Мартина — самая древняя из пражских ротонд.

С Вышеграда мы прогулялись пешком, задержавшись на набережной Влтавы, смотрели на корабли и плавающих лебедей. Поужинав в ресторане отеля, на трамвае поехали на Кржижиковы фонтаны, они находятся в пражском выставочном центре Выставште.

Злата Прага

Приехали как раз вовремя, т. к. представления начинаются в 8 вечера и дальше каждый час, и уже было темно. Эти Поющие фонтаны представляют собой подсвеченные фонтаны с музыкальным сопровождением. У нас все это волшебство исполнялось под музыку Дворжака, выступали и танцовщики в национальных костюмах. Очень красиво: под музыку меняется цвет, количество, высота водяных струй, действительно великолепное зрелище!

На 24 сентября (суббота) была запланирована экскурсия по Пражскому Граду, входящая в стоимость тура. И хотя мы самостоятельно там побывали, все же решили пойти. Сначала нас повезли на ювелирную фабрику Лапиз и дали час, чтобы желающие могли себе что-нибудь купить. А так как я уже купила изделия из гранатов, то просто ходила как по музею. Конечно, очень красиво: и украшения, и люстры, и посуда из чешского хрусталя. Далее автобус доставил нас до Страговского монастыря, и мы шли уже с гидом. Она сыпала фактами из чешской истории, но… Зато в этот раз можно было зайти в костел монастыря и посмотреть на его роспись и богатые украшения. Потом мы спустились к президентскому дворцу, посмотрели на смену почетного караула, зашли в собор Святого Вита, снова поражаясь его размерам. Прошли по уже знакомой улице, спускаясь вниз.

Злата Прага

Женя участия в экскурсии не принимал, а ждал меня у собора. Что полезного я вынесла из экскурсии? Это то, где находится собор святой Лоретты, что на Южную башню собора Святого Вита можно подняться по ступеням, что внизу находится великолепный Вальдштейнский сад, где мы не были во время самостоятельной экскурсии, и где находится пристань для катания на корабле по Влтаве.

Поднявшись по улочке наверх и найдя Женю, я повела его к храму святой Лореты, построенному в 17-м веке. Внутри комплекса стоит копия Святой хижины Девы Марии из итальянского Лорето. Здесь находится чудотворная икона. Наверху, на 2-м этаже — религиозные картины и собрание дароносиц с драгоценными камнями, одна из них украшена шестью тысячами бриллиантов и называется «Пражское Солнце».

Дальше мы пошли к Южной башне собора Святого Вита, чтобы подняться вверх на 287 ступеней винтовой лестницы (я считала, и у меня получилось 294). Нелегко пришлось и подниматься, и спускаться. Желающие были, но немного. Зато наверху мы оказались вровень с чудесными резными башнями собора, а люди внизу казались муравьями!

Зато потом, спустившись с Пражского Града, можно было спокойно походить и посидеть на скамейках парка Вальдштейнского дворца, полюбоваться свободно гуляющими павлинами, в т. ч. и белого цвета, большим прудом с плавающими рыбами, даже каким-то лабиринтом из подстриженного кустарника, псевдо-скалами, цветами и скульптурами.

Злата Прага

Немного отдохнув в парке и перекусив, мы отправились на другой берег Влтавы, нашли пристань и купили часовую поездку на корабле. Ждать практически не пришлось, мы заняли столик, заказали пиво и любовались набережными Влтавы, мостами и проплывающими кораблями.

Следующий день был понедельником (26 сентября), музеи и замки были закрыты, поэтому мы решили с утра заняться шоппингом, надо было купить подарки в Новосибирск. Небольшой Гавельский рынок был расположен недалеко от Вацлавской площади, мы его обошли, купив сувениры: футболки и магнитики, часть подарков мы уже купили в Карловых Варах и Карлштейне, поэтому к большому удовлетворению, шоппинг не занял много времени, а подарки теперь были куплены всем.

Еще раньше в отеле мы увидели рекламу органной музыки в соборе святого Мартина, нашли этот собор недалеко от рынка и купили билеты на вечер. Так как до концерта оставалось еще много времени, мы пошли посмотреть Еврейский квартал, который тоже рекламируется как достопримечательность Праги. Ничего необычного я там не увидела, такой же район города, с такой же архитектурой. Зашли в Испанскую синагогу. Внешне я бы не определила, что это религиозное сооружение. Внутри же необычно: все стены и потолок расписаны восточными орнаментами, алтарь нарядный, горят свечи.

Злата Прага

Вечером, нарядно одевшись, мы пошли на органный концерт. Публики было немного. Скрипач был великолепен, органист хорош, а вот певица испортила мне все восприятие: она вышла на сцену в мятых брюках, ее жесты и мимика были, мягко говоря, несимпатичными, короче, даже «Ave Maria» в ее исполнении мне не понравилась.

Ну, а достойным завершением вечера понедельника оказался ужин «У Кристиана», недалеко от отеля. Нам там очень понравилось еще в прошлый раз.

Наступило 28 сентября (среда), предпоследний день нашего пребывания в Праге. После раздумий было решено посетить замок Троя, который находится в черте города, напротив зоопарка, в сам зоопарк, а также в ботанический сад решили не ходить. Доехали на трамвае до нужной остановки, а дальше немного пешком, хотя можно было и на автобусе. По Тройской улице мимо красивых особняков подошли к дворцу, построенному в 17 веке графом Штернбергом для роскошного летнего отдыха и окруженному красивым парком. Совершенно уникальная лестница с множеством скульптур античных богов и богинь, изображающих борьбу Атлантов с Титанами, согласно сюжетам греческой Илиады (отсюда название «Троя» перешло на замок), и как бы даже не подходящая дворцу по цвету и оформлению. Внутри дворца картинная галерея, туда мы заходить не стали. Очень понравился памятник Зигмунду Фрейду в парке, который глядит на уменьшенного себя (или вглубь себя), тот, в свою очередь, смотрит на еще уменьшенного себя и т. д.

Злата Прага

Побродив по парку и посидев у фонтана, мы отправились пешком в обратный путь. Получилось немного далековато. Мы снова подошли к выставочному центру Выставште, где недавно смотрели и слушали цветомузыкальные фонтаны, теперь осмотрели детские аттракционы и пообедали.

Снова пошли пешком, намериваясь посмотреть метроном, установленный на высоком берегу Влтавы, на месте снесенного памятника Сталину. Шли опять долго, дошли до парка Летны, потом нашли и посмотрели метроном. Столетиями взирают на людскую суету древние пражские стены. Рыцари в латах, кареты австро-венгерских вельмож, гитлеровская свастика и май 45-го: все это приходило и исчезало в небытии… И вот 1 мая 1955 года торжественное открытие памятника «вождю всех народов» Иосифу Сталину. За фигурой Сталина были изображены представители народных масс, ведомых вождем в светлое будущее: рабочие, крестьяне, военные. В народе сразу же их окрестили «очередь за мясом», которое почему-то стало дефицитным. В 1962 году было решено памятник Сталину в Праге демонтировать. «Метроном» на месте памятника Сталину должен был вызвать у зрителя ощущение неумолимого бега времени и эфемерности людской обыденности и суеты.

Оказалось, что мы находимся недалеко от собора святого Николая (13 век), в котором еще не были, а массивный зеленый 78-метровый купол которого возвышался над городом. Конечно же, я зашла внутрь. Центральное помещение украшают многочисленные лепные позолоченные детали, красивые статуи, изображающие различных святых, резные позолоченные навершия украшают колонны из мрамора, большая хрустальная люстра, подаренная русским царём Николаем II. Такие же мраморные колонны поддерживают купол и создают полукружие главного алтаря, с которого взирает огромная статуя Святого Николая. Собор просто поражает богатством росписей и богатством украшений.

Злата Прага

Выйдя из собора, уже знакомым путем пошли под Карловым мостом к себе в отель, по пути заглянув к водяному колесу и Чертовке.

Очень устали, а я еще раньше прочитала в интернете про ресторан «На верандах» от завода Старопрамен, и готова была уже съесть «Вепрево колено» (раньше мы не нашли ресторан, но я случайно услышала на завтраке в отеле, что он сейчас называется «Potrefena Husa», а мимо этой вывески мы проходили накануне). Решено было вечером поужинать там. Взяли мы это «Вепрево колено» с пивом Вельвет. Уж мы его ели-ели, слов нет — вкусно, но такое уж оно большое, не доели.

И вот четверг, 29 сентября — наш последний день в Праге, а вечером трансфер на вокзал и обратная дорога. После завтрака мы уложили сумки-чемоданы, договорились на рецепции, что заплатим и пробудем до вечера, и пошли прощаться с городом, который нам так понравился. Меня давно привлекал собор на другом берегу Влтавы, я назвала его двухвосткой, название конечно не очень, но два его шпиля ассоциировались у меня с этим насекомым. На самом деле, это Церковь Девы Марии Эмаузского Монастыря на Слованех, основанного Карлом IV в. 14 веке. Он строился как единственный славянский монастырь во всей империи. Во время Второй мировой войны при бомбардировке города здание очень пострадало. Отстроили монастырь уже в шестидесятых годах прошлого века — современное здание имеет оригинальную башню с двумя пересекающимися шпилями. Мы прошли к нему, и, зайдя внутрь, я почувствовала, что мне здесь по-настоящему нравится, не как на экскурсии, а именно как в храме. Сводчатые стены и потолки без росписи — легкие и чистые, просторно, слева в конце зала фигура Мадонны с младенцем. Шла служба, и оказалось, что речетатив католического священника напоминает православный.

Злата Прага

Мы пошли дальше, осматривая попадающие храмы и интересные места. Перекусили на Вацлавской площади, и Женя преподнес сюрприз, поведя меня к телевизионной башне, которая постоянно маячила где-то на горизонте. Мы шли по рабочему району Виноградам, ничем не отличающемуся от остальной Праги, и на удивление быстро дошли до телебашни.

Правда, по пути нам попалась огромная Церковь Пресвятого Сердца Господня. Ее архитектура совершенно отличалась от увиденных нами католических соборов, имея прямоугольный вид и большие часы, может, потому что была построена всего лишь в прошлом 20-ом веке. К сожалению, она была закрыта, и как там внутри, не довелось увидеть.

А буквально рядом с ней упиралась в разрисованное самолетами небо Жижковская телебашня (высота 216 м). Когда подошли ближе, я чуть не ахнула: казалось, что по ее колоннам ползают дети (композиция «Младенцы» Давида Черного, 2000 г.). Башня состоит из трёх бетонных столбов, связанных поперечными площадками, и напоминает ракету на пусковой площадке. Мы поднялись на лифте на одну из смотровых площадок и еще раз посмотрели на Прагу.

Злата Прага

Вернулись в свой район и пошли в супермаркет «Новый Смихов», чтобы купить продуктов в дорогу. А потом вкусно поужинали «У Кристиана», я пила гранатовое пиво. У нас оставалось немного времени, и мы прошлись по вечерней набережной. В 8 вечера за нами в отель приехал микроавтобус и отвез на вокзал. Пражская сказка закончилась!

На вокзале, пока ждали представителя турфирмы с билетами, разговаривали между собой. В общем-то, всем поездка в Прагу понравилась, некоторые были здесь уже по второму разу. Почти все брали экскурсии у туроператора, и были недовольны только поездкой в Вену, от которой Женя меня отговорил, т. к. дорога в один конец заняла 5 часов, час экскурсия и час свободного времени. А мне, как обычно, не хватило одного дня, чтобы все-таки съездить в Чешский Крумлов, и одного часа, чтобы забраться на вершину Петржин. А так, я не могу сказать, чтобы что-то из увиденного можно было не смотреть, очень все понравилось.

Когда пришла представительница, оказалось, что мы с Женей поедем на нижних полках, но в соседних купе. Поменяться не получилось. У меня оказались приятные попутчики из-под Смоленска, мы много беседовали, так что поездка не была в тягость. Границу пересекли нормально. Зато сразу стало видно, что Европу мы покинули, когда буквально в 100 метрах от границы увидели родные гаражи вместо симпатичных ухоженных домиков. В Бресте опять долго стояли из-за смены расстояния между колесами вагонов поезда, но можно было погулять по вокзалу. А так как у нас заканчивался кофе, мы пошли искать магазинчик, но долго стояли у витрины, ошарашенные многотысячными ценами. Потом на вокзале поменяли наши 160 рублей на белорусские 36 тысяч рублей, купили баночку кофе, а мне сдачи не хватило даже «на пироженку».

В Москву на Белорусский вокзал приехали утром 1 октября, перебрались на Казанский, и около трех часов бродили неподалеку по неприветливой Москве, очень хотелось поскорее уехать отсюда. Ну, а когда ехали по нашей бескрайней, то больно и грустно было смотреть на черные, покосившиеся от времени заборы, грязные дороги и брошенные дома и деревни. Только природа наша, особенно разноцветье золотой осени Урала приносили какую-то радость.

Ну вот, какое-то грустное окончание получилось. Видимо, тяжело все-таки ехать более двух суток. Поэтому — летайте самолетами! И посетите Прагу!