Турист Ксения (Schnapi)
Ксения
был 21 апреля 2020 8:49

Зальцбург, Вена — Австрия Апрель 2017

Начну рассказ о Вене с… воспоминаний о Риме. Неожиданно так. В этом году на новогодних праздниках я открыла для себя Вечный город, который произвел на меня настолько сильное впечатление, что я не могла «оправиться» от него несколько недель: все ходила кругами по дому и томно вздыхала, разглядывая снятые там фотографии. Но уже тогда было почти решено, что весной мы поедем с мамой на неделю в Вену. И должна вам сказать, что после Рима ехать мне туда совершенно не хотелось. Все, что я читала и смотрела про Вену, казалось скучным и унылым. Респектабельный город богатых пенсионеров — вот все, что мое сознание могло сформулировать в тот момент. Но склонить маму поменять ее решение не представилось никакой возможности, поэтому понурив голову, пошла я рыть интернет на предмет венского досуга.

И — опять неожиданно — я нашла для себя много интересного. В процессе прочтения путеводителей, просмотра различных ТВ передач и художественных фильмов, изучения сайтов музеев, репертуара Венской оперы и концертных программ музыкальных коллективов, а также замечательных замков вокруг Вены я постепенно подобрела и погрузилась в самолет в довольно благоприятном расположении духа.

Однако… случилось страшное — в день нашего прилета солнечная Вена с ее апрельскими +20 превратилась в дождливую, ветреную и холодную с +5. Как говорилось в одном из известных фильмов, это было какое-то очень сильное колдунство.

В отдельные дни погода выглядела именно так.

Расстройство, конечно, было сильное, но что делать. Зато нам представилась чудесная возможность осматривать в течение недели богатейшие венские музеи, развиваясь духовно и интеллектуально.

Музеи

Первым номером программы для нас стал Хофбург с его экспозицией, посвященной императрице Сиси, и покоями ее мужа и австрийского императора Франца Иосифа. Музей не потряс воображение, но запомнился.

Совершенно бесплатно к билету на выставку прилагается аудиогид на русском языке, где приятный женский голос довольно подробно рассказал нам историю жизни Сиси, безумно красивой и неординарной женщины. Удивительно, но до сих пор дети приносят к ее гробнице в императорской усыпальнице свои рисунки и письма.

(Вообще аудиогид — это вещь. Почти во всех крупных музеях они были на нескольких языках, включая русский. Качество текста, кроме музея Фрейда, на достаточно хорошем уровне. Слушать интересно.)

Вена — любовь не с первого взгляда

Вторым музеем стала для нас Сокровищница. Я плохо помню экспозицию Оружейной палаты в Кремле, но вот в Алмазном фонде была сравнительно недавно — в общем, наш музей сильно проигрывает. В венской Сокровищнице настолько много ценностей, что под конец их даже устаешь рассматривать и восхищаться.

На следующей день мы заскочили на минуточку в Национальную библиотеку посмотреть интерьеры и позавидовать обилию книг на стеллажах до потолка. Там же выяснили, что пенсионерам почти в каждом музее можно купить билет со скидкой в среднем в 2–4 евро, что не могло не порадовать.

Вена — любовь не с первого взгляда

Музей истории искусств с его коллекцией картин впечатлил несказанно: Рубенс, целый зал Брейгеля, несколько картин Тициана, Рембрандта, Веласкеса, немного Рафаэля, Дюрера и Ван Эйка, Вермеер. Это место обязательное к посещению всем любителям живописного искусства. Хотя признаюсь честно, что если бы за окном в тот день светило солнце и звонко пели птицы, то скорее всего, мы бы предпочли прогуливаться по паркам, а не ходить по музеям. Но нет, на улице нас ждали дождь и ветер, поэтому стремлению к саморазвитию не было предела.

Вена — любовь не с первого взгляда

На третий день мы нанесли визит вежливости основоположнику нежно любимой мной психотерапии — господину Зигмунду Фрейду. Очень милое место. Да, там почти нет ничего из подлинных вещей Фрейда, в основном можно увидеть только фотографии на стенах, но тем не менее остается какое-то приятное впечатление от встречи с этим домом. Как будто зашли в гости на чашу чая к старому другу, вернее школьному учителю.

В императорскую усыпальницу ходить вовсе не обязательно, не много потеряете, если пропустите этот пункт в свой программе, но если с погодой не повезло, то можно и полюбопытствовать. Там вы найдете стоящие в ряды бронзовые и вычурно украшенныегробы во всевозможных вариантах. Мрачноватое зрелище, если честно. И как-то совсем не верится, что там кто-то реально похоронен и лежит уже более 200 лет своими останками….

Вена — любовь не с первого взгляда

Дом Хундертвассера не музей, но рекомендованный к внешнему осмотру объект. Рядом с ним есть что-то вроде подземного мини-торгового центра, где можно купить очень вкусное сладкое вино Eisweine, которое не так просто найти. В супермаркетах его точно нет и в большинстве сувенирных магазинов тоже. На мой взгляд, это гораздо более оригинальный подарок для любимых женщин из Австрии по сравнению с ликером «Моцарт», который можно купить и в России. Стоит, правда, небольшая бутылочка такого вина около 25 евро.

Бельведер

В Бельведер советую идти всем, кто нежно любит Климта. Прекрасная коллекция! Есть интересные картины и других художников, но мы уже за неделю подустали и не хотели долго зависать в музее. В парк вокруг дворца вход бесплатный, поэтому там можно просто с удовольствием гулять теплыми вечерами. (Ну, мне во всяком случае так представляется. Теплых вечеров мы в Вене не застали.)

Шенбрунн

В сам музей мы не ходили, решили просто погулять вокруг, т. к. наконец в предпоследний день нашего пребывания мы увидели солнце. Ура-ура!

Парк в Шенбрунне просто огромный. Гулять в нем можно целый день. Обязательно поднимитесь на холм и залягте там на травке на полчасика, наслаждаясь шикарным видом с высоты. Или по европейской традиции приземлитесь с чашкой чего-нибудь вкусного там же в кафе с видом на пруд и фонтан.

Вена — любовь не с первого взгляда

В Шенбрунне есть зоопарк. Он нам запомнился, во-первых, своими размерами, а во-вторых, ценой на билет — 18,50 евро. Ого-го, скажу я вам! За такие деньги обещанная к показу на завлекательной рекламе у входа панда должна была не просто сидеть наготове в ожидании посетителей, но и еще цирковые номера показывать. Однако в реальности панда спала крепким сном на высоком дереве, и мы смогли наблюдать только кусок ее лапы и морды. Львы, тигры, бегемоты и многие другие животные в момент нашего посещения также ушли на обед, оставив вместо себя только табличку: «Буду через 15 минут». В общем, хороший зоопарк, большой, но с животными нужно бронировать время встречи заранее.

Пока крупные животные обедали, эти мелкие зверьки устроили шоу по отвоевыванию себе места под теплой лампой.

Музыка

А теперь несколько слов о любви. Это чувство в мое сердце по отношению к Вене вошло не сразу, но медленно и осторожно. Несмотря на дождь и холод вокруг, от музея к музею, от одной чашки кофе к другой мои глаза начинали видеть то, что меня окружало, в ином свете. Я сдалась в тот момент, когда зазвучала увертюра к опере Верди «Бал-маскарад» в Венской опере. Сказать, что мне понравилось, — это не сказать ничего. В некоторые моменты мне казалось, что я заплачу. Иногда просто хотелось закрыть глаза и слушать, не глядя на сцену. Хотя последнее было в принципе затруднительно))

Заранее билеты в Оперу мы не купили, решили, что на месте разберемся. Прочитав на различных ресурсах информацию про билеты на стоячие места за 3 и 4 евро, смело отправились в день представления стоять в очереди. Билеты начинают продавать за 80 мин. до начала, встать в очередь лучше за 1 час 40 мин, чтобы быть в числе первых. Пока мы стояли, откуда ни возьмись появился представительный мужчина в костюме и предложил нам билеты за 25 евро в ложу на второй ряд. Подсказывала мне мое сердце и здравый смысл, что не стоит обращать на него внимание, но неведомая сила потянула сделать глупость — билеты были куплены. Ну сами, наверно, можете догадаться, что было в итоге. Чтобы увидеть половину сцены (целиком можно было даже не мечтать), нам пришлось стоять все представление. Теперь я авторитетно могу заявить, что идите, товарищи, за 3 евро на галерею стоять (именно на галерею, а не балкон и даже не партер), там вам будет далеко, высоко, но прекрасно видно всю сцену, с какого бы края вы ни стояли. Кстати сказать, никакого столпотворения при занимании мест не наблюдалось. Все спокойно заходили, завязывали свои шарфики и уходили гулять, без ажиотажа и суматохи.

Вена — любовь не с первого взгляда

Вторым сильным музыкальным впечатлением для меня стал «Реквием» Моцарта в Карлскирхе. Это что-то особенное — слушать такую музыку в католическом храме. Я плакала. Мысли о том, что Моцарт — благословенный Богом, гений, не сравнимый ни с кем, — не оставляли меня весь вечер.

Вена — любовь не с первого взгляда

Если вы попали в Вену, можно не ходить в музеи, если вы не любители искусства, но слушать классическую музыку — это самая что ни на есть обязательная программа. И мой совет — делайте это не в музейных салонах, куда продают билеты на каждом шагу, а именно в соборах и Опере. Эти впечатления останутся с вами на всю жизнь.

Зальцбург

Из-за плохой погоды Зальцбург оказался для нас единственной поездкой за пределы города. Сразу дам совет по поводу покупки билетов: если сделаете это в кассе на центральном вокзале, то стоить они будут 50 евро вне зависимости от времени отправления и класса поезда. Но! если купить билеты на сайте австрийских железных дорог, то там можно найти предложения за 20–30 евро.

Для поездки в Зальцбург мы тщательно отслеживали погоду и ловили тот единственный солнечный день, который нам обещал местный гидрометцентр. Все сложилось. В музее Моцарта побывали, даже в двух, улицу с вывесками увидели, на фуникулере до замка поднялись, конфетами и сладкими рогаликами местного производства запаслись.

Вена — любовь не с первого взгляда

Кстати сказать, только здесь я узнала, что конфеты «Моцарт» есть венского и зальцбургского производства. Продаются они на каждом углу, но дешевле всего стоят в простых супермаркетах. Кроме того, есть пять производителей конфет. Я перепробовала все и для себя решила, что самые вкусные — от фирмы Reber.

Еда и кафе

Но вернемся обратно в Вену и поговорим о простом и земном — о еде. Не знаю, как у вас, но вкусная еда в путешествиях мне запоминается не чуть не меньше, а то порой и больше иных достопримечательностей.

В первый же день вечером из длинного списка кафе и ресторанов был вычеркнут «Захер». Шел дождь, люди разбежались по домам/номерам в отелях, а нам повезло уютно устроиться под стеклянными люстрами на красных диванах за чашечкой кофе меланж и кусочком штруделя и торта «Захер». Штрудель был бесподобен, кофе прекрасен, а «Захер» (вопреки распространенному мнению, совсем не похожий на «Прагу») на мой вкус оказался очень сладким. При всей моей любви к сладкому, как выяснилось, для счастья мне нужно что-то не столь приторное.

Вена — любовь не с первого взгляда

Далее нашим посещением была отмечена «Плахута». Что мы там ели, спросите вы? Ну, конечно же, тафельшпиц. Да, да и еще раз да! Это блюдо нужно пробовать. Это настоящий must try в Вене. До сих пор текут слюнки при воспоминании об этом мясном супчике. А сам ритуал его поедания под руководством услужливых официантов! И все так чистенько, уютненько внутри кафе! Ну и пусть, что дорого, но зато больше вы нигде ТАКОЕ не попробуете!

Венские сосиски — прекрасное уличное развлечение в холодный день. Если вам повезет с продавцами в палатке, то они вас повеселят своими очень милыми попытками говорить по-русски. Например, предложат «гурчик и перчик» в довесок к сосискам.

Венский шницель в кафе Griechenbeisl, история которого связана с песенкой про милого Августина, оказался совсем как шницель, только большой, даже огромный — на всю тарелку. А так ничего особенного и дорого.

Вена — любовь не с первого взгляда

Кафе Demel порадовало нас своей витриной тортиков. Ну вот же он — рай сладкоежек. Берите торт «Эстерхази», не ошибетесь. А фирменный торт «Демель» опять же слишком сладкий, но уж точно похожий на «Прагу».

Прощальный ужин в Вене был отмечен поеданием вкуснейших ребер в Salm Braeu. Очень боялась, что они будут жирные и я заработаю себе изжогу, но нет. Они прекрасны! Если бы в Москве были такие, ела бы их с регулярным постоянством.

Ну и заключительным аккордом в день отъезда стала для нас местная легенда — кафе Central. Кофе «Мария Терезия» и чудесный марципановый тортик. Ох этот тортик! Он и стал для меня номером один в череде всех венских десертов!

Вена — любовь не с первого взгляда

И что самое главное, мы практически ни в одном из этих культовых мест не стояли в очереди, а сразу проходили за столики. Секрет в том, что нужно туда приходить не в прайм-тайм, т. е. до 16–17.00. Хотя там, где мы попадали в очередь, все равно довольно быстро оказывались с меню в руках.

Ну что ж, подведу итоги. Да, Вена неспешная, не такая экспрессивная, как Рим, от нее не веет тысячелетней историей, но у нее, безусловно, есть свой шарм. Туда надо ехать не на один день, а хотя бы на три-пять. Нужно обязательно много гулять по паркам, непременно слушать музыку, как можно больше музыки! Ведь именно она, на мой взгляд, отличает Вену от многих других столиц Европы. Ну и конечно, не забывайте пить кофе и есть вкусную еду, тогда шансов устоять перед очарованием этого города не останется ни у кого.

P. S. Последние часы перед отлетом наконец порадовали нас теплой и солнечной погодой. И вот как выглядит город в такой день.