Турист Ирина Дементьева (tinka61)
Ирина Дементьева — была вчера 23:09
На Кипре

Гавана — Куба Март 2017

Вдоволь нагулявшись по центру Гаваны на второй день я оставила самое вкусное — прогулку по её историческому центру. Habana Vieja, так называется этот старинный городской квартал Гаваны, где можно самолично убедиться, почему целых 2 гектара его площади были включены ЮНЕСКО в Список Всемирного Наследия. Всё очень просто — весь исторический центр города является великолепным образчиком городской застройки типично карибского стиля с элементами андалусийского барокко и одним из наиболее целостных центров в барочном стиле. Совсем не мало, не правда ли? Этакое трансформированное испанское барокко, пересаженное на карибскую почву.

Постичь суть Старой Гаваны

Ну где еще такое увидишь? Разве только в Картахене Индейской в Колумбии, но там на мой вкус уж слишком всё утрировано и отлакировано. Гавана же выглядит совершенно естественно и органично.

Оживлённо-красочная Старая Гавана обрушивается на тебя сразу же, как только ты переступаешь границы её владений, немедленно повергая в шок своей бьющей через край харизмой и энергетикой.

Постичь суть Старой Гаваны

Она может похвастаться открыточными видами, изысканными памятниками, роскошными дворцами и особым колониальным шармом.

Она разворачивается словно старинный веер, вовлекая тебя в водоворот своих ярких улочек, изящной архитектуры и великолепных площадей.

Постичь суть Старой Гаваны

Без преувеличений скажу, что эта часть города производит самое сильное и яркое впечатление. Это самый притягательный и лакомый кусочек города для туриста.

Плутать по лабиринту старого города доставляет необычайное удовольствие, несёт множество открытий и дарит эстетическое наслаждение. Здесь можно запросто провести целый день, потеряв счёт времени, с головой погрузившись в барочную атмосферу Старой Гаваны. Глянув на карту, кажется, что старый центр города совсем небольшой. Но это обманчивое впечатление. А если учесть невиданную концентрацию достопримечательностей, то становится понятно, что активно ходить здесь придётся целый световой день.

Сразу же бросается в глаза, что структура Старой Гаваны здорово отличается от других городов Нового Света, формировавшихся, как правило, вокруг одной главной площади. Гавана и здесь отличилась, ведь она выросла вокруг сразу четырёх площадей. И каждая из них по-своему главная, основная. Вот только направленность у них разная. Пласа-де-Армас на самом берегу залива имела военную значимость, Пласа-де-ла-Катедраль — религиозную, Пласа Вьеха — торговую, Площадь Святого Франциска — светско-религиозную. Структурированно, ничего не скажешь! Правда, строились все эти площади по единому образцу — огромный патио в центре в обрамлении аркад дворцов и особняков аристократии и торговцев. Площади соединены между собой посредством узких мощёных улочек, вот они то и являются основным сосредоточием всего самого интересного и соблазнительного в Старой Гаване.

Постичь суть Старой Гаваны

Давайте прогуляемся по самому колоритному району кубинской столицы, заглянем в самые разные места и местечки, отметимся на фоне знаковых достопримечательностей и проникнемся особой атмосферой праздника её улиц.

Начнём, пожалуй, с Оружейной площади, Пласа-де-Армас. Это самая старинная из четырёх площадей Гаваны, где в стародавние времена проводились военные парады. Площадь была разбита рядом с фортом Реаль-Фуэрса для обозначения места, где испанцы провели свою первую мессу, и считается местом основания Гаваны. В месте проведения той исторической мессы стоит небольшая Часовня Эль-Темплете в неоклассическом стиле.

Показательно и удобно для туристов, не спутаешь. Сегодня это тихая площадь-парк, где любят собираться местные жители. В центре сквера стоит памятник Карлосу Мануэлю де Сеспедес, борцу за свободу Кубы против колониального владычества в XIX столетии.

Постичь суть Старой Гаваны

Из интересного здесь — в первую очередь роскошный дворец Паласио-де-лос-Капитанес Хенералес, бывшая резиденция испанских властей и кубинских президентов, а сегодня Городской Музей.

Прямо за углом работает букинистический рынок, тоже в своём роде достопримечательность Старой Гаваны.

Если есть желание купить что-то из революционной кубинской литературы или просто поглазеть на книжные ряды и колоритных торговцев пропагандой, то вполне можно сюда заглянуть. Во всяком случае, мне это было любопытно.

На мой дилетантский взгляд, самое интересное на Оружейной площади, это старинный форт Реаль-Фуэрса, одна из четырёх крепостей Гаваны, возведенная для обороны от назойливых пиратов.

Постичь суть Старой Гаваны

На территорию крепости можно свободно зайти, погулять, всё там вволю пофотографировать. Да и виды оттуда неплохие. Здесь же можно увидеть негласный символ Гаваны — фигурку на сторожевой башне Хиральдия, изображение которой украшает этикетки знаменитого кубинского рома Havana Club.

Вторая знаковая площадь Гаваны Пласа-де-Катедраль примыкает к Оружейной почти вплотную. Вот здесь всё намного живее и антуражно. И даже несколько театрально, но от этого не менее привлекательно.

Постичь суть Старой Гаваны

Ансамбль Кафедральной площади на редкость гармоничен. Её несомненная доминанта — кафедральный собор Сан-Кристобаль, где когда-то находилась могила Колумба, пока её не перевезли в Севилью. Лаконичный барочный силуэт с двумя разномастными башнями, вроде ничего особенного, но смотрится удивительно нарядно и торжественно!

В собор я попала только с третьей попытки, расписания его так и не поняла, а может у него и нет никакого расписания, это же Куба. Внутри очень торжественно и красиво, особенно сильное впечатление производит необычный алтарь Богоматери.

Прогуливаясь под аркадами дворца Ломбильо нельзя не заметить бронзовую скульптуру испанского хореографа Антонио Гадеса, прислонившегося к колонне.

Стоит она здесь не случайно. Большой поклонник Кубы испанский танцовщик и после смерти нашёл здесь приют, по его последней воле его прах был перевезён на Кубу и захоронен в мавзолее в Сантьяго.

Магическую театральность площади придают и аристократические фасады дворцов маркизов,

обрамляющие её со всех сторон и напоминающие декорации к какому-нибудь фильму про старинную жизнь той эпохи (чего только стоят их андалузские дворики!), и колоритные гадалки, разместившиеся в тени аркад.

Кстати, отбоя от клиентов у них нет, их услуги пользуются большим спросом в Гаване.

Здесь же можно наблюдать и разодетых дамочек в ярких костюмах по старину, которые с удовольствием разрешают себя сфотографировать за пару куков, работа у них такая. Некоторые весьма колоритны и пикантны, я лично не могла пройти мимо!

Постичь суть Старой Гаваны

Кафедральная площадь понравилась, наверное, больше всех. Настоящий музей кубинского барокко под открытым небом с вкраплениями живой уличной атмосферы!

Постичь суть Старой Гаваны

Буквально в двух шагах отсюда на улице Эмпедрадо виден легендарный бар Бодегита-дель-Медио, куда заглядывал в свое время не только Хемингуэй, но и кинозвезда Голливуда 40-х годов Эррол Флинн.

На стенах Бодегиты можно найти автографы таких исторических персонажей как Хемингуэй, Сальвадор Альенде, Габриэль Гарсия Маркес, Пабло Неруда, Бриджит Бардо и всё в таком духе. Не бар, а самый настоящий музей автографов знаменитостей! Здесь также как и в Эль Флоридита очень много народу, видно, что Хемингуэевские места пользуются в Гаване огромной популярностью. Ну как тут не вспомнить знаменитое изречение писателя: «My daiquiri in Floridita and my mojito in La Bodeguita».

Вообще, гуляя по старому центру Гаваны, не перестаёшь удивляться, до чего же много здесь туристов!

Постичь суть Старой Гаваны

Вот никогда я не думала, что в Гаване их (или нас) даже больше, чем в Париже или Сингапуре. Наверное, только во Флоренции плотность туристов на один квадратный метр будет выше.

В Старой Гаване всюду кипит жизнь — то и дело наткнёшься на какое-нибудь уличное представление, на каждом углу стоят живые статуи, под конец даже перестаешь обращать на них внимание.

Художники заняты свои непосредственным делом, а туристы устраивают тут и там оригинальные фотосессии, в общем, повсюду царит очень праздничная и весёлая атмосфера, не заскучаешь!

В этом особая фишка Старой Гаваны — в её динамике, энергетике и атмосферности. Наверное, именно этот момент и привлекает всех в центре столицы — несмотря на то, что время тут казалось бы остановилось, это ни в коем случае не мёртвый город-музей. Старая Гавана в лучах яркого тропического солнца течёт шумным пёстрым людским потоком, наполняет всё вокруг оживлением и шармом.

Постичь суть Старой Гаваны

В этом необычном миксе наверное и заключается главное очарование города. Так мне, во всяком случае, думается.

Улицы Обиспо, Меркадерес и Амаргура с яркими броскими особняками и обилием резных балкончиков особенно выделяются в ансамбле Старой Гаваны, пройтись по их мощёным мостовым одно удовольствие!

Постичь суть Старой Гаваны

Как приятно хаотично блуждать по этим парадным артериям, то и дело, отклоняясь в сторону и обнаруживая на своём пути массу неожиданных открытий.

Вот маленький уютный сквер Сервантеса,

Постичь суть Старой Гаваны

а вот статуя Симона Боливара под сенью цветущих деревьев!

Да и уличного колорита здесь немало! То раритет какой-нибудь увидишь, то вот такого чудака на велосипеде.

Ну и художественной ветхости тоже хватает, стоит только свернуть с парадных улиц, как попадаешь совершенно в иной мир!

Кстати, к живописной разрухе Гаваны очень быстро привыкаешь, поначалу она действительно шокирует, но на второй день уже не обращаешь на это внимания. Парадокс, но факт!

Я держу курс к третьей площади Гаваны — Пласа Вьеха. Но по дороге всё время отклоняюсь от маршрута, который настойчиво предлагает мне maps.me, блуждаю и выхожу совсем не туда. Но и в этом есть своя прелесть — ведь я постоянно натыкаюсь на что-то интересненькое.

Постичь суть Старой Гаваны

Вот старинная церковь Святого Христа покровителя путешественников (Iglesia del Cristo del Buen Viaje).

Понятное дело, что пройти мимо такой важной церкви путешественникам никак нельзя. Или Музей старинной аптеки, ну очень из себя антуражный.

Постичь суть Старой Гаваны

Только сразу вспоминаются обычные кубинские аптеки, где выбор лекарств чудовищно мизерный и становится грустно! И как они, бедные, только там лечатся!

Всё-таки, несмотря на отвлекающие моменты через три квартала я, наконец, вышла к Старой площади Пласа Вьеха.

Постичь суть Старой Гаваны

Считается, что это самое эклектичное архитектурное пространство старого города, в котором гармонично сочетается кубинское барокко с ар нуво. Площадь и, правда, несколько миксовая, да ещё оригинальные современные скульптуры придают ей необычный оттенок.

Великолепный дворец Palacio Cueto скромно проглядывает в уголке площади, а между тем это общепризнанный самый красивый экземпляр ар нуво Гаваны.

Постичь суть Старой Гаваны

Жаль, сейчас он на реставрации и совсем не смотрится. Вообще, по иронии судьбы Старая площадь раньше носила название Новая и возникла вокруг купеческих складов и магазинов. Торговая, одним словом, рыночная. Разноцветные особняки с аркадами и множество кафе-баров-ресторанов, прибавьте сюда современную оригинальную скульптуру — вот и получится Пласа Вьеха.

Здесь меня в первую очередь интересует Камара Оскура.

Постичь суть Старой Гаваны

Всё удовольствие 2 кука и вперёд, наверх за панорамой города. В изогнутое зеркало я даже не заглянула, предпочла любоваться живыми видами на гаванский залив и старый город.

Прелесть Старой площади ещё и в том, что вокруг неё очень много разных интересных мест. Буквально в двух кварталах от неё на углу улиц Амаргура и Сан Игнасио стоит великолепный отель Ракель.

Он и сам по себе роскошный, да ещё имеет великолепную террасу. Виды оттуда не скажу, что очень впечатляют, но сама по себе терраса на редкость красиво оформлена.

Зайти и подняться на самый верх очень стоит. Если со Старой площади свернуть на прилегающую к ней улицу Теньенте Рей, то с левой стороны наткнёмся на другой старинный отель Лос Фрайлес. Тоже очень красивая старинная гостиница, оформленная под монастырь, можно заглянуть внутрь.

Ну, а дальше мы с Вами плавно перейдём в четвёртую историческую точку Гаваны — площадь Святого Франсиска, Plaza de San Francisco de Asis.

Постичь суть Старой Гаваны

Заложенная здесь в 16 веке как припортовый рынок, площадь со временем обросла коммерческими зданиями, а в 18 веке на ней построили монастырь Святого Франсиска Ассизского.

Львиный фонтан, скульптура Шопена на лавочке, водный терминал Сьерра Маестра и модерновая инсталляция под названием «Разговор» дополняют ансамбль этой красивой площади Гаваны.

Живописная и симпатичная, хотя на мой взгляд и уступает по всем параметрам и Кафедральной и Старой.

Очень неожиданно было обнаружить по-соседству с Франсиском греческий православный храм.

Постичь суть Старой Гаваны

И еще более неожиданно увидеть там русскую служительницу, которую каким-то неведомым ветром занесло на Кубу. «Заходите, переждите у нас дождь», предложила мне милая женщина на чистом русском. Наверное, она замужем за греческим священником, подумалось мне. Кстати сказать, это был единственный раз за всю поездку, когда меня застал дождь на Кубе. Пройдя немного вперёд почти в самом торце паромного терминала сияет белоснежный православный храм Казанской иконы Божьей Матери, символ российско-кубинской дружбы.

Странно всё же он смотрится посреди карибского формата, кажется чуждым элементом. Появился он здесь в 2004 году по приказу Фиделя и сразу же стал популярной достопримечательностью Старой Гаваны.

Полюбоваться видами на противоположный берег залива можно от набережной у парка Лус Кабальеро, в центре которого установлен памятник знаменитому кубинскому просветителю.

Отсюда отлично просматриваются сразу две знаменитые крепости Гаваны — Сан-Карлос-дела-Кабанья и Лос Трес Рейес дель Моро.

Но сюда я отправлюсь в следующий раз, на сегодня мой трудовой день закончен.

Вот такой маршрут по Старой Гаване занял у меня почти целый день и доставил много приятных моментов.

Ну, а досматривать остатки Гаваны по кусочкам мы будем в следующий раз. До встречи в Гаване, hasta pronto!