Турист Галина Еремина (Galina_eremina-1)
Галина Еремина
была 24 апреля 21:50

ОАЭ Апрель 2014

Гляжу в холодное окно на сырую серость сибирской весны и уже просто не верю, что всего несколько дней назад я купалась в Персидском заливе и «жарилась» под ярким солнцем в ОАЭ. Туда я полетела, чтобы посмотреть, как будут люди жить в будущем — так я для себя сформулировала цель поездки. Но посмотрев и оценив, решила, что, увы: России это «не грозит», по крайней мере, в ближайшем будущем. Интересно, как в мире все взаимосвязано. Казалось бы, какое непосредственное отношение ко мне имеют революционные события на Украине. А именно из-за них мне пришлось отменить поездку в Скандинавию и полететь в Эмираты. В прошлом году я наметила интересный маршрут: Киев, оттуда стартует автобусный тур через Польшу в Гданьск, затем на пароме в Швецию, затем в Норвегию и Данию, минуя Финляндию, а на обратном пути из Гданьска в Калининград к друзьям. Тур интересный, гид хороший, но… видимо, уже не получится. Итак, Эмираты. Я побаивалась лететь туда одна: все-таки мусульманская страна. Но знакомые, побывавшие там, заявили, что там безопасно, и я решилась, выбрав самый строгий эмират — Шарджу. В турфирме мне предложили несколько отелей, приемлемых для меня по цене, в интернете я прочитала отзывы и решила остановиться на отеле «Copthorne». Побывав в Эмиратах, я оценила правильность своего выбора. За путевку 7 ночей/8 дней (одноместное размещение с завтраками) я заплатила 29 тысяч рублей, за визу 3400, т. е. всего 32400 рублей, или 875 $.

Арабская сказка

Итак, рано утром 11 апреля 2014 года самолет Boeing-737 авиакомпании «Трансаэро» стартовал из Новосибирского аэропорта Толмачево и через 6 часов приземлился в Дубае. Я, как всегда, сидела у окна и смотрела, как меняется ландшафт под крылом самолета: сначала зелень, реки, потом появились горы, и все стало коричневым, потом желтая пустыня и наконец голубая вода Персидского залива. Дубайский аэропорт поразил своими размерами, он занимает третье место в мире по пассажиропотоку (140 млн пассажиров в год) после лондонского Хитроу и Пекина, имеет 2 взлетных и 2 посадочных полосы. Сначала надо было пройти паспортный контроль. Мы подошли, встали в очередь, а впереди за столами сидели пограничники: молодые степенные арабы в белых одеждах, мне показалось, что все они на одно лицо, причем довольно симпатичное. Они отсканировали нам сетчатку глаз, поставили штампы в паспортах, и мы двинулись дальше на встречу с представителями турфирм. «Библио-Трэвел» вручил нашей группке конверты с ваучерами и рекламой экскурсий и бутылочки воды, проводил в небольшой автобус и через полчаса мы были уже в отеле «Copthorne». На ресепшене была русскоговорящая Саида, как и писалось в отзывах об отеле, так что заселение прошло быстро, мне дали ключ от номера 822, я попросила сразу переходник для розетки и утюг, который мне позже принесли в номер.

Отель 4 звезды, просторная комната с большой кроватью, шкаф для одежды, сейф, холодильничек, кондиционер, чайник, телевизор, фен, ванная со всякими тюбиками, халатом, тапочками и кучей полотенец. Все новое и чистое, ведь отелю всего год. Окно выходило на стену соседнего здания, но я прочитала, что это даже хорошо: не слышно шума машин. Номером я осталась довольна. Отрегулировала температуру, разобрала вещи, перекусила и, переодевшись в длинную юбку, пошла знакомиться с окружающим. Отель расположен на берегу красивой лагуны Халид.

Арабская сказка

Перейдя через дорогу и повернув налево, я пошла вдоль лагуны в совершенном восторге от увиденного: высокие, сверкающие на солнце окнами, красивые здания разной архитектуры, пальмы, зеленые газоны, клумбы с яркими цветами. А буквально 8 часов назад мы по лужам под пролетающим снежком шли к трапу самолета в Новосибирске. Пилот даже обратил наше внимание, что проводится противообледенительная обработка, так как накануне самолет, направляющийся в Дубай, вернулся из-за того, что сработал датчик обледенения. Я была практически единственным пешеходом, так как стояла полуденная жара, мимо проносились только автомобили и бибикали, притормаживая, бесчисленные такси. Пройдя с километр, я вышла на улицу с шикарными коттеджами в арабском стиле, стоящими за заборами. Подошла к цветущему дереву, с удивлением узнав в нем акацию, но с большими цветами и стручками.

Арабская сказка

Потом я повернула обратно, чтобы найти обменник, о котором прочитала в интернете, но он не работал, так как была пятница. Немного огорчившись, я вернулась в отель, потому что в 3 часа должна была состояться встреча с гидом Анной. Она раздала нам карты Шарджи и Дубая, ответила на наши вопросы, объяснила, где можно поменять доллары, и собрала деньги за выбранные экскурсии от «Voyage tours». Купив 3 экскурсии, четвертую получали в подарок. Я купила «Поездку на Индийский океан», «Современный Дубай», «Абу-Даби — столица ОАЭ», заплатив 190 долларов, а «Дубай-город купцов» получила в подарок. У меня еще была проблема с роумингом, и Анна предложила местную симку, хотя бесплатный Wi-fi был доступен и в номере.

Поднявшись на последний этаж отеля, я увидела, что там на крыше действительно есть небольшой бассейн, но купаться в нем мне не захотелось, равно как и посещать сауну или тренажерный зал. Так что я опять отправилась гулять вдоль озера, или лагуны, но уже направо. Одно красивое здание сменялось другим, уже появились и пешеходы. Арабы в белых одеждах шли с арабками в черном, дети были одеты разнообразно. Очень много было индусов и пакистанцев или афганцев. Ну и русская речь слышалась повсюду. Присмотревшись, можно было запросто отличить наших соотечественников. В отеле «Golden Tulip» я нашла вожделенный обменный пункт (1 $ = 3.65 дирхама) и продуктовый магазин «Carrefour». Купив немного какой-то еды и соков, я пошла дальше вдоль лагуны к фонтану. Музыкальный фонтан в Шардже является крупнейшим среди подобных сооружений в данном регионе и третьим в мире. Фонтан был открыт в ноябре 2011 года. Длина этого уникального сооружения составляет 220 метров, а струи воды, выпускаемые при сопровождении музыки и световых эффектов, достигают в высоту около 100 метров. Напротив фонтана, расположенного в озере метрах в 50 от берега, на газонах, расстелив ковры или поставив столики, отдыхали, судя по одеждам, местные жители.

Арабская сказка

Здесь же была целая куча кафе, мечеть, большая детская площадка. Я подошла к большому прозрачному шару, внутри которого прыгала пара детей. Там была изображена зима: русская избушка, олененок и ель, все это утопало в снегу. Я присмотрелась: снег был сделан из белого целлофана, издалека очень достоверно. Дождавшись 7 часов вечера, я надеялась посмотреть фонтаны, так как их включают вечером на 5 минут через полчаса. Но их в это время не включили, может, потому что пел мулла на мечети, и было время молитвы. Быстро темнело, и я потихоньку пошла обратно, любуясь уже подсвеченными зданиями. До отеля было примерно полчаса ходьбы, дойдя, я оглянулась на фонтаны, они работали и подсвечивались разноцветными огнями. В восторге от прогулки, уставшая, покушав и поскайпившись с дочерьми, я начала разбирать постель, с улыбкой вспоминая выступление Задорнова о том, что везде в иностранных отелях, видимо, принято спать в конвертах, русский же человек!… С трудом вытащив одеяло, я легла спать.

Утром проснулась рано, по новосибирскому времени, а время в Эмиратах такое же, как в Москве. Лежала, вспоминая вчерашний день и намечая нынешний. Конечно же — море! Спустившись в ресторан на завтрак (шведский стол) и заставив весь столик разнообразной едой, я вкушала всего понемножку. Что-то показалось острым, что-то понравилось больше. Особое предпочтение — сладким арбузам. В принципе, меню каждый день повторялось, но блюд было много, так что мне нравилось. Каждый раз я брала сок, мюсли с йогуртом, кашу, яичницу с сосисками, выпечку, кофе и фрукты. Разнообразила это тушеной фасолью, запеченными помидорами, свежей зеленью, картофельными оладьями. Короче, наедалась на целый день, и даже потихоньку прихватывала что-нибудь в сумку к вечернему чаю. В ресторане кофе приносили негры, жаль, что не сфотографировалась в роли рабовладелицы.

Позавтракав, я спустилась на ресепшен, чтобы купить билетик на платный пляж отеля «Carlton» (35 дирхам). «Старожилы» (2 семьи из Казани) меня тут же отговорили, предложив присоединиться к ним и, взяв полотенце из номера, ехать на бесплатный пляж Лулу рядом с «Carlton». Микроавтобус отходил от отеля в 9 утра и отвозил всех желающих. Можно доехать на такси, это 10 дирхам (1 дирхам — около 10 рублей). Пляж находился примерно в 3-х километрах от отеля, потом я видела, что некоторые ходили на него пешком. Микроавтобус остановился сначала около него, многие вышли и — вот он, бирюзовый Персидский залив! Длинная, широкая полоса песчаного пляжа и теплая, мягкая, прозрачная вода. Из воды вылезать вообще не хотелось! Людей было много, и, похоже, этот пляж можно назвать русским. «Полиции нравов» я не заметила, женщины купались и загорали в разнообразных купальниках, я же дома выбрала самый закрытый. Намазавшись кремом от загара и взяв фотоаппарат, я отправилась в дальнюю часть пляжа. Рядом с красивым домом и садиком женщина собирала семена цветов. Мы разговорились и дальше пошли вместе, зашли в какой-то сад с красивыми цветами, нафотографировались. В этой части пляжа людей почти не было, так что купаться было приятно. Ах, какая была водичка! Плавали какие-то серенькие рыбки, на берегу лежали небольшие ракушки и медузы.

Арабская сказка

Потом я вернулась к своим казанцам, они рассказали, что покупали здесь шубы, и можно сторговать норку за 1500 $. Казалось смешным говорить о каких-то шубах в такой жаре. Неужели и снег где-то бывает? Решив, что на первый раз хватит загорать, часов в 12 я вернулась в отель на такси, для надежности показав водителю карточку отеля. В ванной я воспользовалась советами из интернета: около штыря, на котором висел душ, находилась кругленькая штучка с шариком, потянув за шарик, я вытянула тонкую веревку для сушки белья, которая крепилась на другой стене. Удобно, но сама бы не догадалась.

Экскурсии у меня начинались с завтрашнего дня, так что я решила сходить на рынок «Паровозики», о котором прочитала в интернете. Опять выбрала неудачное время для прогулок: полуденная жара градусов 35. Ну ничего, «догуляла» до «Паровозиков», не уставая смотреть по сторонам, но ноги стерла. Внешне этот крытый рынок действительно напоминает паровозы.

Арабская сказка

Он находится на противоположном берегу лагуны как раз напротив фонтанов. Многие отделы были закрыты, а их хозяева или продавцы спали в переходах под лестницами. Мне ничего особо не было нужно, так — поглазеть, ну и купила магнитики, шарфы для дочери, выбирала цепочку на руку, торговалась, как учили, удачно. Обойдя рынок, я отправилась в арабский ресторан, который рекомендовала гид Анна. А дорогу переходить проблематично: светофоров в городе практически нет, пешеходных переходов тоже, равно как и пешеходов. Но все-таки перешла, нашла ресторан, там шведский стол за 60 дирхам. Ага, а брать-то что? Опять всего понемножку: от чего-то переперченого приходилось открывать рот, что-то было вкусно, но все непривычно. Вечером эта арабская кухня дала о себе знать, но, к счастью, недолго. Выйдя из ресторана, я по противоположной стороне лагуны дошла до фонтана, он работал, полюбовалась на него, но было еще светло, и он не был цветным. Потом я отправилась в отель. Около отеля в аптеке купила пластырь на свои стертые легкими босоножками ноги. В этот день я обошла вокруг всей лагуны, это километров 7 или больше.

Утром 13 апреля мне предстояло поехать на экскурсию к Индийскому океану. После завтрака нас забрал минивэн, и мы поехали сначала по Шардже забирать экскурсантов из других отелей, тут я еще раз оценила очень удачное расположение своего отеля. Тем, кто жил на берегу, до центра нужно было ездить, а некоторые отели располагались внутри кварталов между жилых домов с близкими стройками и стоянками машин. Оказалось, что Шарджа — очень большой город. Мне очень понравился наш гид Тимур. Он хорошо и интересно рассказывал.

Собрав всех, мы сделали первую остановку для фотографирования на центральной площади Шарджи у Монумента Корану. Это, по сути, две огромные раскрытые страницы с текстом о паломничестве на хадж в Мекку. Высота его составляет целых 7 метров. Подойти к нему нереально, так как кругом поток машин. Напротив — здания Управления культуры.

Арабская сказка

Вообще, Шарджа считается культурной столицей арабского мира. Здесь очень много объектов религии и культуры, на это выделяются деньги. Здесь же находится аппарат цензуры: новые театральные постановки проверяются на соответствие законам Шариата. Правитель Шарджи в 1997 году потерял двух сыновей: один разбился на машине, другой погиб от передозировки наркотиков, и правитель принял решение о введении сухого закона. Через территорию эмирата Шарджа алкоголь даже провозить нельзя. За наркотики — смертная казнь. Нельзя открыто проявлять чувства или эмоции к противоположному полу. А вот мужчины-арабы могут ходить, держась за руки — это проявление дружбы. Кстати, правитель — очень образованный человек, защитивший 4 диссертации по разным дисциплинам. Вообще, Шарджа — богатый эмират. Здесь большое количество высаженных деревьев (40 млн пальм), только полив одного дерева обходится в 5000 дирхамов в год. А красивые фонарные столбы имеют полоску сусального золота. В аэропорту Шарджи находится самый большой в мире музей ретро-автомобилей.

Продолжаем движение и, проехав под очередным автомобильным мостом, попадаем в бедный и небольшой эмират Аджман. Сразу ощущается колоссальная разница: нет пальм, зеленых газонов, цветов и фонарей. Начинается пустынная местность с редкими деревьями. Это гафы, корневая система которых уходит вглубь на 70 метров. В эмирате встречаются и мангровые деревья, растущие в соленой воде. На барханах растут грибы-трюфели, которые собирают индусы. Ходят верблюды, и вдоль всей трассы протянута сетка, чтобы на дорогу не выбегали животные. Вообще, диких животных почти не осталось. Соколиная охота проходит так: покупается заяц, его выпускают, потом за ним выпускают сокола. Но хоть это и бедный эмират, социальные программы здесь также выполняются. Образование для граждан бесплатное, но знания нужно передать на благо родины. Бедные эмираты и города занимаются оптовой торговлей, ведь в них все дешевле. Сельское хозяйство — это выращивание и сбор урожаев фиников. Одна пальма дает 150 кг фиников в год. Так называемый финиковый мед — это сок вяленых фиников. Основные отрасли промышленности здесь — рыболовство и кораблестроение. Сохранились корабельные мастерские, где и сейчас строят традиционные арабские лодки «доу».

Нашей следующей остановкой стал рынок Фрайден Маркет. Здесь продаются персидские ковры, их здесь просто огромное количество. Вообще персидские ковры — это шелковые ковры, узелков на 1 кв.см от 250, а у обычных шерстяных 25, персидские ковры немного хамелеоны, меняющие оттенок от угла зрения. Ставка 45 $ за кв.м.

Арабская сказка

Это рынок, нужно торговаться, и ковер 2 на 3 метра нужно покупать не дороже 270 $, а весит он всего 2,5 кг и помещается в обычный пакет. Я ковры не люблю, но решила в качестве сувенира купить маленький персидский коврик, чтобы внучка Алиса сидела на нем, когда приходит ко мне играть. Дальше мы остановились на рынке фруктов, я купила манго и финики. А еще купила Алисе забавного игрушечного верблюжонка.

Вскоре за рынком начались Хаджарские горы. Эти горы вулканического происхождения и являются самыми молодыми на планете. Они тянутся вдоль побережья Индийского океана и пересекают территории двух государств: ОАЭ и Султаната Оман. Это очень хрупкие горы и являются хорошим сырьем для стройматериалов.

Арабская сказка

Интересна граница между Аджманом и следующим эмиратом Умм-аль-Кувейн (Умм-аль-Кайвайн). 6 лет назад археологи из Аджмана нашли что-то, представляющее для них ценность, на пограничных территориях и собрались отвезти это в свой музей. Но Умм-аль-Кувейнцы, порывшись в архивах, заявили, что это их земли и археологические находки должны принадлежать им. Аджманцы потребовали возместить потраченные время и деньги. Обратились к Президенту страны, он компенсировал затраты и приказал все зарыть обратно. А чтобы больше никто не раскапывал, он приказал поставить 2 пограничных пункта со шлагбаумами и нарисовать на скале свой портрет, который будет охранять границу в то время, когда пограничники 5 раз в день совершают молитву. Этот эмират является сельскохозяйственным, здесь выращивают рассаду, но… в теплицах с кондиционированием, т. е. не в теплицах, а в холодницах.

Немного истории, почерпнутой из рассказов экскурсовода. Кочевые арабские племена появились здесь в середине 12 века. Затем здесь появились персы, которые использовали арабов, как дешевую рабочую силу. В конце 15 века здесь появились португальцы, которые основали колонию и вытеснили персов. В середине 17 века начинаются конфликты с Великобританией, которая монополизировала грузоперевозки в Персидском заливе. Так это место стало Пиратским берегом. В 19 веке были созданы английские военные базы и установлен Британский протекторат. Местные жители стали заниматься ловлей жемчуга, а титул шейха (вождя) стал передаваться по наследству. В 20 веке японцы научились выращивать жемчуг, и перед арабами встала задача, чтобы выжить, надо снизить цену на жемчуг и увеличить его добычу. Пригласили Жака Ив Кусто для изучения подводного мира, а он в 1958 году нашел первый источник нефти. Англия провела изыскания и было найдено основное количество источников нефти. Протекторат закончился, и территория стала свободной, а со временем очень и очень богатой. Но Великобританию чтут, стараются купить там недвижимость и учить своих детей. В 1971 году 6 эмиратов объединились в федерацию Объединенные Арабские Эмираты (седьмой эмират присоединился через год) и образовали Аравийский Союз с остальными. В стране проживают 8 млн человек, из них 918 тысяч арабов, из них 59 тысяч долларовых миллионеров. Здесь нет налогов. Иностранные компании могут зарегистрироваться здесь, только имея соучредителя-араба и выплачивая ему 5–7% прибыли (это меньше, чем налоги в других странах).

Автомобилей очень много 3,5 млн, марки такие же, как и у нас, только мне показалось, что предпочтителен белый цвет. Обычный номер у автомобиля состоит из 5 цифр и названия эмирата. Но желающие «выпендриться» покупают себе на аукционах номер с другим количеством цифр. Иногда номер может стоить намного дороже автомобиля. А вот грузовиков в городах я не видела, может, они ездят только ночью.

С султанатом Оман, через который мы тоже ехали, граница закрывается тоже на время молитвы, поэтому Тимур просил нас быть пунктуальными и не опаздывать. На перевале мы сделали остановку, не подходя близко к краю обрыва. Сфотографировавшись на фоне серых скал, поехали дальше. Вскоре мы достигли Фуджейры (в переводе — источник). Это самый бедный и отдаленный эмират, и самый сельскохозяйственный. Здесь растут финики, цитрусы, есть конопляные поля. Из конопли делают лекарственные препараты, масло, шьют мешки и грубую одежду. За ввоз и распространение наркотиков — смертная казнь. В этот бедный эмират на Индийский океан начали приезжать богатые арабы для отдыха и строить здесь «дачи». Кроме того, им надо было молиться, стали строиться мечети — эмират начал преображаться. На вершине каждого минарета находится месяц, острые концы которого указывают на Мекку. Еще что мы узнали. Здесь лунный календарь, в каждом месяце 29,5 дней, то есть в один день может быть два числа. Летоисчисление начинается с переселения пророка Мухаммеда из Мекки в Медину. Так что наш день 13 апреля 2014 года был здесь 13 июля 1435 года. То есть это путешествие было для меня «назад в будущее». Начало же летоисчисления буддийского календаря (Таиланд) ведется с года ухода Будды в нирвану и опережает григорианское летоисчисление на 543 года. Так что я как бы побывала за эти две поездки по времени и в будущем и в прошлом.

Арабская сказка

Вот так, слушая Тимура, мы достигли берега Индийского океана. Он отличается от Персидского залива (в Персидском заливе зимой 18, а летом на мелководье до 40 градусов) постоянством температуры около 30 градусов, другим солевым составом, в нем больше живности и кораллов, и он другого цвета. Если Персидский залив показался мне зеленовато-лазурным, цвета морской волны, то океан — ультрамариновый. Сначала мы остановились в Арт-центре, посмотрели на красивые сумки из верблюжьей кожи, арабские ткани и небольшие ковры, расшитые золотой нитью и вставленными драгоценными камнями. Кроме того, брэнд Фуджейры — парфюмерия Расаси.

Ну, а потом мы приехали на территорию отеля Royal Beach и провели на берегу океана 2 часа. Нам выдали что-то типа кед, так как при входе в воду есть камни или кораллы. Я пожалела, что у меня не было маски, потому что в прозрачной воде были видны разные рыбки, морские ежи, а те, кто плавал подальше, видели даже обещанных черепах. Я же, как всегда, плавала недалеко от берега. Самое главное — я омыла ноги в Индийском океане, чего как-то россиянам пожелал Владимир Вольфович.

Арабская сказка

Прогулявшись по берегу, я набрала мелких ракушек и очень удивилась, когда они стали щекотать мне ладонь. Оказалось, что там живут какие-то рачки, потом я наблюдала, как ракушки расползались у меня по полотенцу. К сожалению, выковырять рачков я не смогла. Территория отеля очень красивая и ухоженная. Мы пообедали в ресторане, я сидела на террасе и вынуждена была подкармливать мяукающую кошку. Мясо было острым, но кошка съедала все. Вообще, кошек и собак я практически не видела, зато как приятно пройти по незагаженным собаками газонам!

Насладившись купанием, мы поехали обратно, но уже по другой дороге. Снова тянулись Хаджарские горы. В них геологи обнаружили медь и марганец, но Президент приказал законсервировать разработки, пока есть нефть, и регулярно выделяет социальную помощь. Чтобы камни не сыпались на дорогу, скалы срезают, укрепляют цементом, оставляя дырочки для капельного полива, потом напылив почвосмесь, посадят траву. С перевала мы спустились в зону сельскохозяйственных поселений, здесь разводят коз, овец, кур, ну и верблюдов. Причем верблюдиц используют для верблюжьих бегов (тотализаторы запрещены). Раньше на бегах животными управляли дети, теперь роботы. Победа на финише увеличивает стоимость животного в 2 раза, самая дорогая верблюдица стоит сейчас 1,5 млн $ и находится в Рас-аль-Хайме. Самая дорогая арабская лошадь стоит 24 млн $ и принадлежит Рамзану Кадырову, хотя живет в Катаре. Дубайский правитель шейх Мухаммед подарил Кадырову жеребенка, а тот оказался таким победоносным и потому дорогим.

Мы сделали короткую остановку, чтобы покормить верблюдов хлебом, предварительно взятым из ресторана. Верблюдицы отличаются от тех, которые живут у нас в зоопарке, видно, что легконогие, хотя бегают, конечно, медленнее лошадей.

Горы закончились, и мы въехали в саванну Рас-аль-Хайма. Это равнинная каменистая территория, на которой растет зонтичная акация. Это единственное дерево в мире, которое может расти без корневой системы, корни нужны только, чтобы прикрепиться к грунту. А воду акация получает из конденсата при перепаде дневных и ночных температур. Кочевники надевали на крону дерева мешок и получали за ночь 800 г воды.

А затем мы въехали в настоящую пустыню. Красный песок, барханы, как в кино — с ума сойти! Именно здесь проходят пустынные сафари на джипах. Мы сделали остановку и, разувшись, взобрались на бархан. Песок просто мельчайший, гид сказал, что именно его насыпают в песочные часы. Песок не был горячим, было приятно походить босиком, а горсточку песка я привезла с собой.

Арабская сказка

После остановки мы поехали дальше, а Тимур рассказывал об одежде и семейном укладе в Эмиратах. Практически все жители ОАЭ предпочитают носить свою национальную одежду, которая наиболее подходит здешнему климату. Она защищает тело от солнца, песка и ветра, практически закрывает все тело, оставляя открытыми только лицо, кисти рук и стопы. Мужчины носят длинную рубаху дишдаш. Чем длиннее дишдаш, тем более богатая страна. Персы (иранцы, афганцы, пакистанцы) носят короткий светлый дишдаш и такого же цвета широкие брюки. Арабы из ОАЭ не имеют воротника, впереди у них арабский галстук-шнурок. У саудитов (жители самой богатой страны: Саудовской Аравии) воротник-стойка. У кувейтцев воротник как в европейский рубашках, есть манжеты. В одежде мужчин Бахрейна и Катара разрез от щиколотки до колена по бокам. На голову обычно надевается головной платок-гутра, опоясанный жгутом, называемым игаль. По некоторым преданиям игаль в прошлом служил бедуинам в качестве веревки привязывать верблюдов или плетки. А на ночь бедуин обматывал игаль вокруг головы.

Женщины в Арабских Эмиратах на улице носят длинные черные платья — абаи, которые сшиты из сатина или шелка. Под абаей женщина может носить как традиционное арабское платье гандура, все расшитое золотом, так и дорогие модели всемирно известных брендов из Милана и Парижа. На голову чаще всего надевается черный платок — шелла. А лицо может быть скрыто под вуалью. От государства требований к одежде для женщин нет, тут все зависит от строгости ее мужчины. Существует несколько версий, почему арабские женщины ходят в черном. По одной из версий женщина — тень мужчины, поэтому и одеяние черное. В некоторых источниках сказано, что черный цвет наилучшим образом скрывает тонкости фигуры женщины, и не будет просвечиваться, если намокнет. Я видела такую «ниндзю» на пляже. По другой версии, белый цвет — рабочий, а черный — праздничный, а, так как Эмиратские женщины не работают, у них всегда праздник. Кроме того считается, что черный цвет у Восточных людей ассоциируется со скромностью и красотой: черные глаза символизируют возлюбленную женщину. Как ни странно, цвет траура у арабских женщин — голубой.

Теперь о семье. Максимально мужчина может иметь 4 жен, причем он должен у предыдущих жен спрашивать разрешение. Тут, как правило, он может запугать разводом, а дети всегда остаются с отцом. Развестись он не может, если жена беременна или ребенку меньше 5 лет. Создается брачный договор. Новую жену он должен привести в новый дом. Мужчина должен доказать государству, что ему нужна еще одна жена, тут доказательство: желание иметь много детей. Всем женам он должен создать одинаковые условия, иначе жена может потребовать развода. Сейчас только каждый 4-й мужчина имеет больше одной жены, причем первая должна быть арабкой. У эмира Дубая 2 жены.

На государственной службе могут работать люди из других стран, рабочий день для них с 9 до 13 и с 16 до 18, араб из ОАЭ работает с 9 до 12, при этом у него 2 намаза и кофе, то есть он работает 1 час 32 минуты в сутки. Вот сколько нового и интересного мы узнали на экскурсии от Тимура, проехав по пяти эмиратам и султанату Оман. Экскурсия заняла целый день.

Утром 14 апреля уже я была проводником вновь прибывших на бесплатный пляж. Мы познакомились с Инной из Екатеринбурга и в последующие дни на пляж уже ездили вместе. На заливе были волны, выбросившие на берег множество медуз и ракушек. Медузы имели сиреневый оттенок, мы брали их в руки и фотографировались, они нас не обжигали. Потом сходили на дальний конец пляжа и набрали понравившихся небольших ракушек и кусочки кораллов. Ну и конечно, загорали и качались на волнах — просто прекрасно.

А после обеда я поехала на экскурсию, чтобы наконец-то увидеть «Современный Дубай». Ехали уже на большом автобусе, собирая группу из разных отелей. Гидом на этот раз был Игорь, он мне очень не понравился своим выпендрежем.

Название Дубай означает только что вылупившуюся саранчу. Раньше ее употребляли в пищу люди и животные. Теперь ее нет, а город есть, причем очень современный и богатый, ставший торговым центром страны, с населением 2 млн человек. Город вытянулся вдоль Персидского залива более чем на 70 км, захватывая немного пустыни, и делится заливом аль-Хор, или Крик, на две части: Дейру и Бар-Дубай. Через залив построены 6 мостов и подводный тоннель.

Сначала мы приехали к рабочей резиденции правителя эмирата Дубай генерала Мохаммеда ибн Рашид аль-Мактум, он же премьер-министр, министр обороны и вице-президент ОАЭ. Это очень разносторонний и деятельный правитель, развитие этого фантастического города происходит с его непосредственным участием. А ведь государству всего 42 года, то есть страна достигла громадных успехов за жизнь одного поколения, правильно распорядившись свалившимся богатством — нефтью.

В Дубае построено самое высокое здание в мире Бурж Халифа высотой 828 м, самый высокий и самый звездный (считается, что 7 звезд) отель «Бурж аль-Араб» — красивый «Парус» высотой 321 м. Чтобы увеличить протяженность береговой линии для отдыха, создаются намывные острова: есть «Пальма», состоящая из 17 островов, ее начали создавать в 2001 году, а теперь создается «Мир», состоящий из 300 островов.

Близко к резиденции правителя подходить было нельзя, и мы вместе с павлинами прогулялись по прекрасному парку, издали глядя на арку с пятью лошадьми. Затем мы поехали по этому изумительному городу с его небоскребами, которые я так хотела увидеть. Повезло архитекторам, которым было позволено воплотить свои мечты в жизнь. Широкие улицы, красивейшие высокие здания разнообразной формы со сверкающими стеклами. Я пыталась фотографировать из окна автобуса, но небоскребы не входили в кадр. И везде стройка-стройка. Строят-то иностранцы, которых в стране 83%, а вкладывают деньги в выгодное строительство только граждане ОАЭ. Аренда жилья площадью 50 кв.м стоит примерно 600 $ в месяц и плюс коммунальные услуги около 200 $. А минимальная заработная плата у неграждан 300 $ в месяц.

Арабская сказка

По подводному тоннелю мы въехали на веточку «Пальмы» к отелю «Атлантис» и прошли внутрь к огромному аквариуму. Полюбовавшись подводным миром, мы успели сбегать и сфотографироваться на фоне этого замечательного отеля, проживание в котором обойдется от 1000 $ в сутки.

Арабская сказка

Ну, а дальше мы поехали любоваться «Парусом» (Burg al Arab). Недалеко от него построен еще один отель «Волна» (Jumeirah Beach hotel), а между ними аквапарк. Сначала мы вошли в крытый рынок с интересным деревянным потолком, и гид одному ему известным путем повел нас сфотографироваться на фоне «Паруса». А кругом стояли невысокие арабские дома на берегах искусственных каналов, так называемая дубайская Венеция — красиво.

Арабская сказка

За поражающий смелостью проект Бурж Аль Араб не побоялись взяться молодые британские архитекторы. Они предложили, чтобы парус вырастал из воды, как дань Дубаю за многолетнюю историю мореходства. Для этого примерно в трехстах метрах от берега насыпали первый в Дубае искусственный остров, который, благодаря своей сложной конструкции охраняет Парус от самых сильных штормов и не дает морской воде проникать в отель. А 250 подземных колонн отеля, в 35 раз длиннее Бурдж Аль Араба, который они поддерживают. Не удивительно, что открытия инженеров при возведении Бурж Аль Араб серьезно повлияли на науку. На строительство Burj Al Arab ушло более одного миллиарда долларов, что ставит его в один ряд с немногими самыми дорогими отелями в мире.
Дизайнером Бурдж Аль Араба — Паруса стала знаменитая китаянка Куан Чу, угодившая своим творчеством даже султану Брунея. В качестве задания она получила письмо от шейха Дубая, просившего шокировать гостей непревзойденной роскошью. Отель должен был изумить мир. Ей предстояло создать то, чего никогда не снилось ни одному отелю. Десятки тысяч метров мрамора ввезли из Италии и Бразилии. На отделку деталей в отеле ушло около десяти тысяч метров золота высших проб. В отеле Парус в Дубае люстры из хрусталя; бархатные шторы, раздвигающиеся по желанию клиента нажатием на одну кнопочку пульта; ткани из серебряных нитей, покрывающие царские кровати; фонтаны в холле, стены в виде аквариумов с диковинными рыбами; золоченые перила и скоростные лифты; шикарные холлы и невероятно изысканные номера… В итоге заказчик, то есть шейх, остался доволен.
Поскольку при «поднятии» Паруса основная задача была поразить человечество, помимо роскошных интерьеров Бурдж Аль Арабу требовались другие удивительные опции. Например, рестораны в Бурж Аль Араб. Один из них возвышается на высоте 200 метров над уровнем моря и представляет собой пристройку к Burj Al Arab в виде крыльев размером с приличный дом. Смысл конструкции этого ресторана Паруса — создать у гостей ощущение парения в облаках. На первом этаже Бурж Аль Араб находится ресторан с аквариумом с семьюстами экзотическими рыбами. В 280-ти метрах над уровнем моря отель разместил вертолетную площадку.

Гид завез нас еще в какой-то шикарнейший салон-магазин, я посмотрела, но мне было интереснее на улице, где я увидела автобусную остановку с кондиционированием, зашла и «опробовала» ее на себе. Ну, а потом мы наконец-то поехали в самый большой магазин в мире Дубай-молл, чтобы пройдя через него оказаться перед зданием Бурж Халифа. Как я ни крутила фотоаппарат, все равно не смогла заснять полностью эту серебристо-ртутную громадину. 828 метров, 163 этажа, на первых 39 этажах — гостиница от Армани. В здании — и жилые помещения, и офисы, и торговые центры, и тренажерные залы, и бассейны, на 122 этаже ресторан, а на 124-ом на высоте 452 метра смотровая площадка. К громадному сожалению, подъем на смотровую площадку не входил в экскурсию. Пришлось поражаться снизу на это чудо. А потом и полюбоваться струями музыкального фонтана. Я решила, что приеду сюда самостоятельно.

Арабская сказка

Утром 15 апреля после завтрака мы с Инной опять отправились на пляж, купались и загорали. И даже разведали другой пляж по совету любителя ракушек, но наш пляж все же был лучше. А после обеда еще одна экскурсия: «Дубай — город купцов», теперь уже по историческим местам. Мы остановились в Форте Аль-Фахиди, построенном около 200 лет назад, где расположен музей Дубая. Довольно интересно было смотреть на воссозданный здесь быт арабов, когда они еще не знали нефти и занимались ловлей жемчуга. Дальше мы на традиционной арабской лодке абре пересекли бухту Крик и оказались на рынке. Гид дал нам время и показал, где ходить на рынке специй. Специй было просто огромное количество. Но я ими не увлекаюсь, поэтому просто прошлась. А вот дальше был ювелирный рынок. Столько золотых изделий я никогда и нигде не видела, причем очень красивых и необычных. Ну и конечно, как же без Книги Рекордов Гиннеса? Здесь выставлено самое большое в мире золотое кольцо весом почти 64 кг! Я ходила, любуясь изделиями в витринах.

Арабская сказка

По пути к автобусу зашла в кафе, но так как времени было мало, взяла еду с собой, а потом вкусный запах щекотал ноздри голодных пассажиров автобуса. По пути в Шарджу мы заехали еще на фабрику-магазин меховых изделий. Перед нами даже продефелировали симпатичные модели, но цены там были просто заоблачные, хотя изделия красивые и из необычного меха, например: кенгуру или волк.

Утром 16 апреля на пляж поехать не пришлось, так как предстояла экскурсия «Абу-Даби — столица ОАЭ» с ранним выездом из отеля. Накануне вечером я перемерила всю свою одежду, так как предстояло посетить мечеть шейха Заеда, а там строжайший дресс-код: допустима только строгая длинная одежда, закрытые плечи, нужен платок на голову. А напрокат абаи перестали давать, т. к. их разобрали на сувениры «забывчивые мусульманки». Я подумала, что если моя одежда не устроит, то ради такого случая, куплю там. Гидом снова оказался Игорь, но в этот раз он не слишком выпендривался, и экскурсия понравилась. Кстати, у него с собой в пакете были допустимые одежды для женщин за 75 дирхам.

Мы ехали чуть больше двух часов сначала по Шардже, потом по Дубаю, потом по Абу-Даби, оставляя по сторонам небоскребы, пустыню, городки. По дороге встретилось круглое здание в форме таблетки, гид исправил: в форме монетки — надо мыслить позитивно.

Арабская сказка

И вот, наконец, столица Эмиратов — Абу-Даби, что переводится с арабского как «отец газели». Существует легенда, что охотники преследовали газель, пока она, перейдя вброд Персидский залив, не привела их к источнику пресной воды на острове недалеко от берега. За этот дорогой подарок, который больше всего ценят в пустыне, лань отпустили на волю. В этом месте основали город Абу-Даби, газель изобразили на монете в 25 филсов (много веков спустя), а охранная башня, возле которой газель перешла воду, сейчас является одним из символов. То есть, Абу-Даби находится на острове, вокруг него имеется еще около 200 островов разного размера. Город меня не поразил, как Дубай: здесь не было того хай-тека, который мне так понравился в Дубае.

А вот мечеть шейха Заеда — потрясающее здание: белое, легкое, огромное, с множеством круглых куполов. Большая мечеть шейха Заеда Бин Султана Аль Нахьян (или, как ее еще называют — Белая Мечеть) вмещает 40 тысяч молящихся и украшена 82 куполами, тысячей колонн, люстрами, позолоченными сусальным золотом, и самым большим в мире ковром ручной работы — 5627 квадратных метров, сотканного иранскими мастерицами. В залах мечети подвешено семь люстр производства Германии, украшенных сусальным золотом и кристаллами Сваровски. Главная люстра мечети является одной из самых больших в мире (10 метров в диаметре, 15 метров высоту, весом около 12 тонн) — красивая невероятно. Мечеть названа в честь шейха Заеда Бин Султана Аль Нахьян — основателя и первого президента ОАЭ. Он похоронен рядом. Мечеть была официально открыта в 2007 году, в неё пускают всех желающих.

Арабская сказка

Надев платок, шерстяную кофточку, чтобы закрыть руки, в длинном, но ярком платье, я прошла суровый осмотр и, сняв обувь, в носочках прошла в мечеть. Недопущенные женщины воспользовались предусмотрительностью гида и купили у него одежду. Огромный двор с полом из белого мрамора, мраморные стены с цветочным орнаментом, восхитительные люстры, мягкий ковер, множество колон, высокий потолок. Полчаса мы ходили, фотографируя, внутри и потом, выйдя наружу. Мечеть окружена небольшими и неглубокими водоемами. В лучах яркого солнца все сияет белизной. Собственно, на эту экскурсию я поехала, чтобы посмотреть мечеть.

А потом мы заехали в очередной музей-магазин, где были представлены дорогие товары арабских умельцев: золотые ковры, посуда, ткани, и поехали, чтобы посетить музей-парк «Этнографическая деревня» (Heritage Village), в котором собраны настоящие арабские дома прошлых веков, это комплекс традиционных поселений бедуинов в пустыне. Быстро пройдясь по нему и сфотографировавшись на набережной, мы поехали на обед в ресторан, отдали должное шведскому столу и отправились в обратный путь.

Ехали немного другой дорогой, здесь я увидела мангровые деревья, растущие в соленой воде, высокое здание у дороги с наклоном в 18 градусов (больше, чем у Пизанской башни), вдалеке красную фантастическую крышу парка «Мир Феррари». Мы заехали на рынок, я купила конфет с финиками. Очень вкусными оказались.

И еще автобус сделал остановку по просьбе гида, который пообещал показать нам будущее. Это был план острова Саадият (остров Счастья). Это естественный остров-город, в котором будут жить 160 тысяч человек. На острове планируется разместить четыре музея (в том числе филиалы парижского Лувра и Нью-Йоркского Гуггенхайма), девять пяти-звездных отелей, поля для гольфа и многое другое. Окончание проекта запланировано на 2018 год.

Арабская сказка

В Шарджу мы вернулись часов в 5–6 вечера. На ресепшене я расспросила, где находится магазин сувениров, оказалось, что за фонтанами, и я пошла привычной уже дорогой по набережной. Магазин порадовал обилием всевозможных товаров в одном месте, и я всем смогла купить по подарку из Эмиратов. А на обратном пути в 10 вечера я наконец-то увидела потрясающее зрелище: лазерное шоу цветомузыкальных фонтанов Шарджи. Я сумела заснять это на видео, теперь для Алисы это — любимый фильм.

Наступило утро 17 апреля, это был практически последний день моего пребывания в Эмиратах, так как завтра утром надо было улетать обратно. Я еще раньше решила самостоятельно съездить в Дубай. Бесплатный автобус уходил от отеля в 11 утра, поэтому я пораньше на такси съездила на пляж. Вот уж не думала, что мне так понравится купаться. Персидский залив просто покорил меня своей водой. Прогулявшись по мелководью, я нашла несколько сереньких морских звезд, ракушек и кораллов. А потом, накупавшись и немного обсохнув, вздыхая и завидуя отдыхающим, вернулась в отель. Пока я ждала автобус, люди уезжали в аэропорт, и женщина отдала мне уже ненужную ей карточку для проезда в метро. Автобус довез нас до дубайского Дейра-сити-центра. Это огромный магазин, но подарки были куплены вчера, и я пошла в метро (станция № 16), чтобы съездить и постараться попасть на Бурж Халифа. Подаренная карточка метро мне пригодилась. Сначала я подошла к кассе, показала на карте, куда мне надо съездить и вернуться, кассир проверил карточку и сказал, что денег хватит. Карточка прикладывется к терминалу на входе и выходе. Все станции метро, вдоль которых я проезжала, показались мне одинаковыми: серебристые стены из металла или пластика.

Арабская сказка

Торжественное открытие дубайского метрополитена состоялось 9 сентября 2009 года в 9 часов 9 минут и 9 секунд. В сентябре была открыта Красная ветка метро с десятью станциями. Каждый состав из 5 вагонов вмещает по 400 сидячих мест. Метро в Дубай полностью автоматизировано и следует курсу без машиниста. Для безопасности на станциях установлены горизонтальные лифты, т. е. двери открываются вместе с дверями приходящего поезда. Я доехала до станции № 25 сначала под землей, потом над землей, и по длиннющему переходу пошла к Дубай-моллу. Стены перехода прозрачные, можно было смотреть на город, можно было идти пешком или ехать по движущейся дорожке. Как-то сразу я нашла место, где продаются билеты на смотровую площадку Бурж Халифы, но на этом везенье закончилось: в этот день подняться на башню почему-то было нельзя.

Я, конечно, очень огорчилась. Повздыхав, пошла дальше по магазину к башне и аквариуму. Дубай-молл — это самый большой магазин в мире: в Эмиратах все самое-самое. Масштаб аквариума соответствует размерам торгового центра, всего в аквариуме 10 миллионов литров воды и больше тридцати тысяч морских обитателей. Я побывала уже в двух океанариумах, поэтому здесь любовалась на рыб бесплатно, стоя метрах в трех от аквариума. Длина его стекла 30 метров, а высота 8 метров, т. е. прогуливаясь, можно смотреть на него с двух этажей.

Дальше я вышла на площадь перед Бурж Халифой, походила рядом под палящим солнцем, но в кадр ее всю так и не поймала. Дожидаясь работы фонтана, я зашла в крытый рынок напротив, посмотрела на сувениры и сфотографировалась на каком-то блестящем троне. Музыкальный фонтан порадовал высотой своих струй, это я тоже записала на видео.

Пора было возвращаться, чтобы успеть на автобус к отелю. А я вот взяла да и заблудилась в этом громадном магазине, перепутав этажи. Потом вышла, снова был длиннющий переход к метро, но в подошедший поезд я не вместилась. Поезда ходят с интервалом в 5 минут, в следующий я села, выбрав первый вагон. Хоть здесь повезло: я стояла у переднего окна и восхищалась и проплывающими небоскребами и тем, что метро работает без машиниста.

Арабская сказка

Конечно, я опоздала к своему автобусу. Тогда, пообедав в Дейра-сити-центре, я пошла на такси, а гид рассказывала, как добираться. Но возникла еще одна проблема: у меня осталось мало местных денег, а тут пробка, я психую, а счетчик тикает… Доехав до торгового центра «Sahara Centre», расположенного на границе эмирата Дубай и эмирата Шарджа (а граница — просто дорога, но счетчик такси на ней перепрыгивает сразу на 20 дирхам), и остановившись на дубайской стороне, как учила гид, я расплатилась с недовольным водителем, отдав ему все дирхамы и единственные мелкие 5 $. Перейдя на сторону Шарджи, в торговом центре, к моему успокоению, я нашла обменный пункт и уговорила поменять мне только 10 $ из 100 $. Потом я села на такси и доехала до своего отеля. Сложив вещи, я вышла на набережную проститься с этой страной. Был теплый вечер, ярко светила полная луна, светились фонари и здания, стоящие на берегу залива, мигали огнями взлетающие и садящиеся самолеты — хорошо.

Утром 18 апреля, плотно позавтракав и сдав номер, я спустилась с сумками вниз, а счастливцы ждали автобусы на пляж или на экскурсии. В дубайский аэропорт мы приехали быстро, ведь была пятница — выходной день у местных, и улицы были практически пустыми. По дороге мне пришлось опять поволноваться, пытаясь вспомнить, где я вчера переходила дорогу. Гид сказал, что дубайская полиция строго наказывает за переход в неположенном месте, так как везде стоят видеокамеры, а это может выясниться и перед вылетом. Были случаи, когда туристов задерживали для написания объяснительной и уплаты штрафа, и они опаздывали на самолет. Пройдя паспортный контроль, я вздохнула свободно: правил я не нарушила.

Зарегистрировавшись и неожиданно обнаружив дирхамы в другом кармашке сумки (как бы они мне вчера пригодились, пока я нервничала в такси!), я пошла в Duty free, чтобы их потратить, купила очередных сладостей. Ну, а увидев виски «Jack Daniel’s», я купила бутылочку для зятя.

Сев в самолет, мы поехали на взлет и даже постояли в очереди: хотя самолеты взлетали буквально через каждые 3–5 минут. Через 6 часов мы благополучно приземлились в Толмачево. Но… мы прилетели в Россию: пилот объявил, что пограничная служба аэропорта не может нас принять и просит подождать 20 минут! Где 20, там и 30. Мы довольно долго просидели в самолете, я перебирала варианты:

1. В печатях закончились чернила.
  2. Новосибирские пограничники стали мусульманами и ушли на молитву.
  3. Прилетел Путин или Медведев.
  4. Ввели какой-то карантин и нас не пустят.
  5. Сломались компьютеры или полетела сеть.

Короче, в голову лезла всякая ерунда. Но так как с домашними я уже поговорила по телефону, страшных мыслей не было. Потом нас выпустили из самолета, и мы пошли в так называемый международный терминал. Было бы смешно, если бы не было так грустно. Часть пассажиров нашего самолета даже не поместилась в этот сарай и стояла на улице (Сейчас достроен и функционирует нормальный терминал). А все оказалось просто: перед нами приземлился еще один самолет, и 3 таможенника просто не успевали проверять визы. Но когда я увидела, кто стоял в очереди впереди нас, я даже посочувствовала доблестным российским пограничникам, так как прилетевшими были китайцы, а попробуй определить «кто is who» перед тобой, они же все одинаковые. Надеюсь, что хоть паспорта у них были на английском, а если бы иероглифы.

Домой я все-таки попала! Очень красивый отпуск получился, только короткий. Опять мне не хватило хотя бы дня.