Турист Julia Alisova (AnastasiaJulia)
Julia Alisova
была сегодня 14:20

Вагаршапат — Армения Март 2017

Конец 3 века н. э., город Вагаршапат, пятая столица Великой Армении.

Вообще, город на этом месте существовал давно, как минимум за 200 лет до рождения Христа. Название ему дал царь Вагаршак, он окружил селение стенами и назвал по своему имени Вагаршапат — то есть «город Вагарша». Как это обычно у царей принято!

Армения. Дорогами Легенд. Святой Эчмиадзин

А христианство пришло сюда в 60-е годы первого тысячелетия. Распространяли его в Армении ученики Христа — Варфоломей и Фаддей, поэтому церковь называется Армянская Апостольская. Апостола Фаддея на армянских иконах, кстати, изображают с копьем в руке, но об этом позже. Они пришли на армянскую землю из Каппадокии и Ассирии, проповедовали и крестили народ. Правда, дело у них шло не быстро — очень прочны были языческие культы в этих краях. И вплоть до конца третьего столетия поклонялись предки современных армян богине Анаит — когда просили о любви и плодородии, Арамазду — богу-громовержцу, создателю Неба и Земли, и Тиру — за мудрость и знания. Ну, и так далее по списку пантеона армянской мифологии!

Все это разнообразие длилось до 301 года, когда царь Трдат Третий своей твердой рукой не провозгласил христианство единственной религией Армении. Но этой вехе в истории страны предшествовали пикантные события, как говорят французы — ищите женщину! В это время в Армению прибывает компания дев-христианок, около 40 человек, во главе с их настоятельницей Гаянэ. Они уже бежали от римского деспота Диоклетиона, укрывались от преследований в Александрии, чтобы затем направиться в Армению. Как на грех, среди этих беглянок была Рипсиме — первая красавица Римской империи!

Армения. Дорогами Легенд. Святой Эчмиадзин

Прелестница оказалась не только невероятно хороша собой, но и стойкой в убеждениях. Когда император пришел к ней со своими домогательствами, та его в негодовании отвергла! Еще бы, кто он — язычник и варвар, и угнетатель верующих, и кто она — святая дева, посвятившая себя Христу! В те времена Римская империя, обладающая почти неограниченной властью, могла провернуть любое дело, не говоря о такой мелочи, как найти капризную барышню. Эту миссию и поручил Диоклетиан царю Трдату — отыскать Рипсиме и вернуть ее в Рим.

Но не тут-то было — сраженный ее красотой, царь сам влюбляется в прекрасную деву и предлагает ей стать его женой. На что, конечно, получает резкий отказ. Армения, горы, сами понимаете — кровь у людей горячая, в общем, приказывает царь казнить непокорную гордячку вместе с подругами. По преданию, сбежать удалось лишь одной — будущей святой Нине, крестительнице Грузии. На месте гибели мучениц позже воздвигли храм — Сурб Риспсиме.

Армения. Дорогами Легенд. Святой Эчмиадзин

Церковь, кстати, прекрасная! Очень изящная и воздушная, девичья какая-то… Расскажу вам еще о ней!

На этом история могла закончиться — и не быть тогда Армении первой христианской страной на планете, ан нет! После этих бесчинств Трдата одолевает страшный нервный недуг, с каждым днем царю всё хуже, пока не происходит судьбоносная встреча, именно тут, в древнейшей столице древнейшей Великой Армении…

Армения. Дорогами Легенд. Святой Эчмиадзин

Говорят, снова без женщины дело не обошлось — сестре царя во снах приходит образ мученика, настойчиво утверждающий, что спасти больного может лишь покаяние в грехах и помощь узника Григория, томящегося в глубокой темнице живописной Араратской долины…

Святой Григорий Лусаворич, просветитель Армении и первый Католикос всех армян, был, вероятно, занимательной личностью. Происхождением из древних парфян, он жил и воспитывался в христианских традициях, служил в одном из римских легионов. Вместе с царем Трдатом будущий просветитель попадает в Армению, где начинает проповедовать новую религию — христианство, за что и загремел в тюрьму на 13 лет — эту историю я вам уже рассказывала!)

Армения. Дорогами Легенд. Святой Эчмиадзин

Каким то чудом после 13 лет истязаний Григорий оказывается жив-здоров, и еще одно чудо — он приезжает ко двору и излечивает самодержца молитвами. Напасть прошла бесследно, и царь на радостях прощает Григория, принимает христианство и заодно крестит весь народ армянский — не одному же прибывать в благодати! По преданию, именно это место явилось в видениях Григорию, для постройки первого христианского храма в Армении… Так возникает Святой Эчмиадзин, в 301 году нашей эры.

«Эчмиадзин», в переводе с армянского «Сошел Единородный» — центр Армянской апостольской церкви, местонахождение престола Верховного Патриарха Католикоса всех Армян. Входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как один из древнейших христианских храмов мира! Первый деревянный собор был впервые построен тут в 303 году — вскоре после введения в Армении христианства как государственной религии. Затем был перестроен в камне в 5 век, многократно достраивался и переделывался, но само место очень древнее и мистическое — его воздвигли на месте языческого капища.

Армения. Дорогами Легенд. Святой Эчмиадзин

Конечно, главный Эчмиадзинский кафедрал строился не одно столетие, это даже не собор, это огромный комплекс государственного значения — резиденция католикоса, духовная семинария, зимняя и летняя трапезные, гостиница, музей.

Армения. Дорогами Легенд. Святой Эчмиадзин

Еще одна достопримечательность Эчмиадзина — так называемый «Открытый алтарь». Появился в 2001 году, в честь 1700-летия принятия христианства, перед входом во двор комплекса. Тогда на нем отслужили совместную службу Католикос всех армян Гарегин Второй и Папа Римский Иоанн Павел Второй.

Армения. Дорогами Легенд. Святой Эчмиадзин

Территория, как видите, огромная!

Армения. Дорогами Легенд. Святой Эчмиадзин

Целая аллея из древних и красивейших хачкаров…

Армения. Дорогами Легенд. Святой Эчмиадзин

И современный хачкар, установленный в память о геноциде армян в 1915 году.

Сам храм, к сожалению, снова в строительных лесах! Интересно, кто-то застал это чудо без кранов и защитной пленки?!

Армения. Дорогами Легенд. Святой Эчмиадзин

Зато внутри — это просто фейерверк красок!

Армения. Дорогами Легенд. Святой Эчмиадзин

Убранство собора напоминает скорее восточные дворцы из сказок «Тысячи и одной ночи», чем строгие армянские храмы. Больше нигде в Армении мы не встретили такой уникальной росписи…

Армения. Дорогами Легенд. Святой Эчмиадзин

Но это все меркнет по сравнению с ним — музеем!

Армения. Дорогами Легенд. Святой Эчмиадзин

Музей, называемый «Сокровищница Эчмиадзина», был открыт в 1955 году, и его название — не пустые слова. Тут сохранены бесценные реликвии, собранные храмом и полученные в дар от меценатов со всего света!

Армения. Дорогами Легенд. Святой Эчмиадзин

В музее хранятся потрясающие раритеты, имеющие историческую и художественную ценность — церковная утварь…

Армения. Дорогами Легенд. Святой Эчмиадзин

Праздничные одеяние священников, шитые золотом и драгоценными камнями…

Армения. Дорогами Легенд. Святой Эчмиадзин

Удивительные древние книги и иконы.

Армения. Дорогами Легенд. Святой Эчмиадзин

Мощи святых в золотых окладах.

Армения. Дорогами Легенд. Святой Эчмиадзин

Нереальной красоты кресты и посохи католикосов…

Армения. Дорогами Легенд. Святой Эчмиадзин

Копье Судьбы, пронзившее Христа… По преданию, этим или похожим копьем был убит Спаситель, и его привез в Армению Фаддей, когда проповедовал на этой земле. Сейчас в мире таких четыре — в Вене, Ватикане и Польше, и все четыре, разумеется, претендуют называться «настоящим»! По-армянски копьё — «Гегард», и в средние века оно хранилось далеко в горах, в уникальном одноименном монастырском комплексе — я вам его непременно покажу!

Армения. Дорогами Легенд. Святой Эчмиадзин

Золотые складни с частичками Ноева ковчега и священного Креста.

Армения. Дорогами Легенд. Святой Эчмиадзин

И «лучезарные» кресты-солнышки — я видела такие только в Армении!

Армения. Дорогами Легенд. Святой Эчмиадзин

И знаете, для меня этот музей — одно из самых глубоких впечатлений от страны. Страны, которая и сама — своей культурой, историей, душевным богатством и теплом, многогранностью поразила невероятно. Я постоянно ловила себя на мысли, что эта коллекция — богатейшая, драгоценнейшая, уникальнейшая, и каждый экспонат её — бесценная реликвия, достойная главных мировых сокровищниц! При этом тут все просто, без толкотни, очередей и пафоса, без многолетней записи «на приём»… Хочешь — читай, любуйся, зависай на каждом островке великолепия. Хочешь — иди помолись, попроси о сокровенном. Уверена — сбудется!

Армения. Дорогами Легенд. Святой Эчмиадзин

Потому что в этом вся Армения — теплая, душевная и такая родная. Настоящая…