Турист Lena Svensson (lenasven)
Lena Svensson
была 8 июля 2023 11:36

Палестина Март 2008

В Вифлееме, где родился Христос, я была дважды.

Первый раз — с большой семьей священника Американской Православной церкви, с которой мы посетили много мест как в Израиле, так и в Палестине. Я рассказывала про нашу с ними авантюрную поездку в Хеврон («Азартно по Хеврону, а надо бы степенно»).

Вифлеем. Там, где родился Христос (11-я часть)

Во второй раз мне посчастливилось побывать в Вифлееме с замечательной монахиней Фотиной (она — русская австралийка, из семьи русских староверов). Монахиня Фотина давно уже живет в Иерусалиме и подвизается в греческом женском монастыре.

Бывает, помогает паломникам в их поездках. Она — просто замечательный гид-рассказчик.

Вифлеем. Там, где родился Христос (11-я часть)

Очень советую ее всем. Особенно паломникам. Туристов она не жалует, тут честно скажу. Мать Фотина это нам не раз говорила.

И вот мы — на площади Яслей в Вифлееме, перед величайшей христианской святыней, храмом Рождества Христова.

Какой же внушительный, величественный храм Рождества Христова в Вифлееме!

Он построен из неотесанного камня и похож на крепость.

Вифлеем. Там, где родился Христос (11-я часть)

Храм Рождества Христова — это комплекс построек различных стилей и разных эпох.

Храму — 1,5 тысячи лет.

И за это время он ни разу не был разрушен, а только обрастал пристройками. Это единственный храм на Святой земле, который сохранился в целостности с домусульманских времен.

Вифлеем. Там, где родился Христос (11-я часть)

Первый храм на этом месте был построен царицей Еленой в 326-м году, но его порушили самаритяне в 5-м веке.

Вскоре император Юстиниан восстановил святой храм (529-й год). Больше святую церковь не разрушал никто.

Древние мозаичные полы — времени Юстиниана.

В 614-м Вифлеем захватили персы.

К счастью, храм не пострадал, xотя персы в Иерусалиме разрушили тогда все храмы и убили множество народа.

Почему же устоял храм Рождества Христова?

Рассказывают, что персы, войдя в храм, увидели у входа византийское золотое панно на стене, где были изображены 3 волхва-перса в персидских одеждах. Воины-персы решили, что этот храм — святое и для персов место, и не разрушили храм.

В 637-м пришли другие захватчики — мусульмане. Храм также не пострадал.

Что отрадно, богослужения в этом храме Рождества Христова практически никогда не прерывались.

Молятся в этом храме обычно за здравие. Записки с именами родных и близких можно оставить у правого входа в пещеру, в церковной лавке.

А теперь поговорим о внутреннем убранстве церкви. Оно тоже сильно впечатляет.

Внутри храм поделен на 5 нефов. Он просто огромен!

Массивныe колонны, поддерживающие своды, украшены росписью. Правда, ее уже трудно различить из-за многовековой копоти на этих колоннах.

Но некоторые фрески на колоннах хорошо сохранились.

Вифлеем. Там, где родился Христос (11-я часть)

Вот эта фреска Иисусова очень известна. Лик Христа появился здесь в 12-м веке, во время крестоносцев.

Вифлеем. Там, где родился Христос (11-я часть)

Люди рассказывают, что Иисус на ней бывает с закрытыми глазами, а бывает — с открытыми.

Вглядитесь прямо сейчас в лик Христа на первом моем снимке и на последнем. На первом — глаза Его закрыты, а на последующих двух — они открыты. Вы вглядитесь и увидите легко…

Люди, говорят, видели и Его слезы… Когда беда была, бомбежки американские Белграда…

На стенах храма сохранились древние мозаичные панно. Византийские полотна-шедевры. Правда, не везде они на стенах теперь, а только местами, к сожалению…

Вифлеем. Там, где родился Христос (11-я часть)

В храме мало света, сумрачно. А если горит какая лампа, так только мешает с"емке…

Потолок — в деревянных, прокопченных балках.

Древние колонны, как стражи, стоят с двух сторон в каждом нефе.

Вообще, все такое закопченное, почерневшее от древности — стены, потолки и даже мраморные красно — коричневые колонны.

Вифлеем. Там, где родился Христос (11-я часть)

В то же время, помню, мне подумалось… о ремонте. И тут же отмела в сторону эту свою мысль. Если сделать там ремонт, то это может только навредить. Восприятию. Может, и не только восприятию.

Так я подумала. И грустно взглянула на чисто выбеленные стены вокруг древних настенных мозаичных панно.

Прям не знаешь, как лучше...

Xрам Рождества Христова запал в мою душу именно таким, каким я его увидела. В вековой копоти внутри на всем, темный, огромный и ...такой родной...…

Но продолжу свой рассказ о византийском храме на палестинской земле.

Как во всех христианских храмах здесь есть главный алтарь. Иконостас.

Царские врата.

А еще здесь есть огромное паникадило (всесвещник, или центральная люстра храма) перед главным алтарем — это дар Российской Империи.

Но сердце храма Рождества Христова находится под алтарем. Это — ПЕЩЕРА РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА.

Туда надо спуститься по древней лестничке, что полукругом, из 14 ступенек. К пещере, где родился Богомладенец.

В пещеру Рождества Христова ведут 2 лестницы. Обычно люди спускаются по одной (южной), а поднимаются по другой (северной).

Там — место, где родился Христос. Оно отмечено серебряной звездой, а над ней — престол.

Вифлеем. Там, где родился Христос (11-я часть)

Яслей, куда был положен Христос по своему рождению, в храме Рождества Христова уже, можно сказать, нет.

В пещере есть только, обложеннoe мрамором, место, где были ясли и в которых по рождении Своем лежал Богомладенец.

Сами ясли сейчас — в католической папской базилике Санта-Мария Маджоре в Риме.

Я там была, но увидеть их и приложиться к ним не смогла…

Как так, приложиться православной к святыне в католическом соборе? Да. Эти ясли Христовы — всехристианская святыня.

Там, под алтарем церкви Санта-Мария Маджоре, есть нижний придел, в который ведут две мраморные лестницы.

Над престолом, в шкафу, хранятся ясли из Вифлеемского вертепа. В них лежал в Рождественскую ночь Богомладенец Иисус.

Привезены были ясли в Рим из Палестины в 6-м веке.

Пять дощечек из оливкового дерева, составлявших внутреннюю часть яслей, сейчас хранятся в разобранном виде, сложенные вместе.

Они доступны богомольцам только один раз в году — 25-го декабря. На католическое рождество.

А в Вифлееме на месте рождения Христа висит много лампад над Вифлеемской звездой. Это — место Рождения Спасителя.

Вифлеем. Там, где родился Христос (11-я часть)

Вифлеемская звезда символизирует связь 14-ти колен Давидовых. От царя Давида до Иисуса Христа. Это — первая версия.

Вторая: 14 лучей Вифлеемской звезды — по числу остановок Христа на Его Скорбном пути.

Напротив (если спуститься по маленькой лесенке еще немного нижe) — место Даров волхвов.

Что такое Дары волхвов?

Это золото, ладан, смирна, подаренные Богомладенцу Иисусу восточными мудрецами-волхвами, прибывшими специально в Вифлеем, чтобы поклониться родившемуся Спасителю мира.

Волхвы-звездочеты увидели в небе над Вифлеемом звезду, возвестившую о рождении Мессии и пришли поклониться будущему Царю.

И принесли дары: золото (как Царю), ладан (как Богу), смирну (как Человеку).

Дары волхвов — это великая святыня, к которой прикасались руки самой Богородицы и Иисуса Христа.

В Вифлееме Даров волхвов сейчас нет, как и яслей. Только место, где они были по рождении Христа…

До 4-го века Дары находились в Иерусалиме, потом их переправили в Византию, в Константинополь. Там они были вплоть до захвата турками Византии.

Дары волхвов с 15 века находятся в Греции, на Святой горе Афон, в греческом монастыре Святого Павла.

Туда их переправила турецкая султанша Мара. Она была сербского происхождения, православная, от своей веры не отказавшаяся. Kогда Константинополь захватили турки, Мара смогла спасти и вывезти святыни к монахам на Афон…

Тут надо вспомнить, что в январе 2013-го, в рождественскую неделю, Дары волхвов были привезены для поклонения верующим в Москву, в храм Христа Спасителя.

Они впервые с 15 века покинули монастырские стены на Афоне, чтобы отправиться так далеко, в другую страну. И это была именно православная Россия! Слава Богу за все!

Но я продолжу рассказ о храме Рождества Христова в Вифлееме.

В храме Рождества Христова меня потрясла чудотворная икона Божьей Матери — Вифлеемская. Она улыбается! И в таком красивом наряде!

Вифлеем. Там, где родился Христос (11-я часть)

Когда ее увидела одна из русских цариц, сказала, что надо бы ее одеть побогаче, и подарила роскошную ткань.

Бордовая часть наряда Богородицы и есть подарок русской царицы.

Я потрясаюсь, как такой наряд удается сохранять. Это ведь — ткань, она могла истлеть со временем…

Видно, сама Богородица заботится обо всем…

Чудотворная икона Божией Матери Вифлеемская — справа, недалеко от спуска в пещеру Рождества Христова.

Интересно еще и то, что Вифлеемская икона была написана русскими иконописцами и подарена Храму Рождества Христова Русским Императорским домом.

А вот история об одной отметке на колонне храма, которую нам рассказали.

На колонне - дырочки, их несколько, — в виде креста.

Они очень хорошо видны.

По преданию, когда пришли мусульмане-сароцины (в"ехали в храм на лошадях!), вдруг — о, чудо! — из одной колонны вылетели осы и начали жалить лошадей и их самих. Они ретировались и отступили.

Потом заложили высокий вход камнями и сделали низкий вход,

Вифлеем. Там, где родился Христос (11-я часть)

чтобы враги не могли на лошадях въезжать в храм.

Если посмотреть на кладку, видно, что вход много раз переделывали. Делали его ниже и ниже.

Когда входишь в храм сейчас, — низко наклоняешься. Kланяешься Христу… Врата смирения называются.

В комплекс храма Рождества Христова входит ПЕЩЕРА УБИЕННЫХ ВИФЛЕЕМСКИХ МЛАДЕНЦЕВ. Она прямо напротив пещеры Рождества Христова находится.

Царь Ирод приказал убить всех мальчиков до 2-х лет, т. к. пророки гласили, что грядет новый Царь.

Там, в пещере, под стеклом — крохотные останки, косточки младенцев-мучеников, а в большой костнице — мощи монахов, живших когда-то в этой пещере.

Вифлеем. Там, где родился Христос (11-я часть)

В этой пещере убиенных Вифлеемских младенцев находится самый древний престол (4-й век).

К пещере Рождества Христова примыкает пещера блаженного Иеронима, автора перевода Библии на латынь. Понятный простым людям перевод сделал Иероним.

Вифлеем. Там, где родился Христос (11-я часть)

Еще здесь, в комплексе храма, есть МОЛОЧНАЯ ПЕЩЕРА Пресвятой Богородицы. Пещера эта — в ведении католиков.

По преданию, когда Святое семейство бежало в Египет от Ирода и его преследований маленьких младенцев, Богородица остановилась здесь, в пещере, покормить младенца Христа.

И упало несколько капель ее молока на землю. Пещера стала белой.

Считается, что молитвы в этой пещере и песочек, взятый со стен, помогают бесплодным женщинам. Говорят, было много случаев чудесных исцелений и помощи Пресвятой Богородицы.

Храм Рождества Христова окружен 3-мя монастырями: греческим православным, армянским и католическим (францисканским).

Храмом Рождества Христова владеют 3 конфессии, но проводить службы в главном алтаре храма имеют право только православные священники.

Немного нужно рассказать и про сам Вифлеем. Не про современный.

Про современный Вифлеем, как я думаю, рассказывать и показывать в общем-то нечего. Ничего особенного там.

Как, впрочем, ничего особенного, на мой взгляд, в спальных районах Иерусалима (и даже в его вип-постройках, н-р, в Холилэнде), или в его современных улицах, кафешках, базарах, модерн-скульптурках. Такое есть везде. Ну, не о чем тут говорить и нечего показывать. К сожалению, нечего. Аура Иерусалима — другая. Как и Вифлеема. И Слава Богу, что другая.

Слово «Вифлеем» переводится как «дом хлеба», с еврейского, и «дом мяса» — с арабского.

Это — один из древнейших городов на земле (17–16 вв. до н. э.) и расположен он на берегу реки Иордан. В Библии он упоминается как Эфрат.

Здесь родился царь Давид и был помазан на царство. Здесь псалмопевец Давид написал Псалтирь.

Но город Вифлеем не был родным городом ни Пресвятой Богородице, ни ее мужу, обручнику Иосифу. Они родились и жили в других местах. Как же они оказались в Вифлееме в ту Рождественскую ночь перед Рождением Христа?

В Вифлеем они пришли (согласно евангелисту Луке), чтобы участвовать в переписи населения Римской империи, куда входила и провинция Иудея. Люди приходили на перепись в город, откуда был их род.

Их предок царь Давид был отсюда.

В Вифлееме родился и Иисус Христос.

И звучала Рождественская песнь Ангелов: «Слава в вышних Богу, и на земле мир — в человеках благоволение».