Турист Александр Суворов (ngt_z)
Александр Суворов
был 18 мая 2021 8:39

Лух — Россия Февраль 2017

В одном из недавних рассказов я писал про поездку в г. Кинешму. Так вот, на обратной дороге домой, мы решили проехать через деревню, в которой родилась моя Мама.

Из Кинешмы мы поехали в сторону еще одного волжского города Юрьевец. Доехав до нужной нам развилки, съезжаем на дорогу в сторону села Лух. В зимнее время года она ровная и по ней приятно ехать, т. к. её расчищают. Но, думаю, как снег сойдет дорога будет не лучшего качества. Дорога очень живописная, чередуется лес с полями, загляденье просто.

По дороге домой. Церковь и Лух

В этих краях я был давно, еще совсем маленький. Места казались знакомыми и только после того как въехали в один из населенных пунктов, я понял, что пропустил нужный указатель и мы проехали мимо деревни. Решили не возвращаться обратно, а поехали дальше в сторону дома. По дороге мы проезжали мимо многих сел и деревень, почти все из них уже кажутся заброшенными. Большинство домов разрушены, а те, что целы непонятно жилые или нет, ни движения людей, ни дыма от печек. Зато вокруг активно ведется сруб леса, что очень печально.

В поселениях сохранились красивые старые церкви, но они уже в таком состоянии, что не то что заходить, а приближаться опасно. Но к одной мы решили подъехать и осмотреть её.

Находится она в селе Новое Воскресенское. Дорога была к ней расчищена, вдоль дороги стоят покосившиеся линии электропередач, которые того и гляди нырнут в сугроб.

По дороге домой. Церковь и Лух

Церковь носит название — Церковь Воскресения Христова, — очень красивая с высокой колокольней. На территории церкви находится кладбище.

К моему удивлению церковь действующая и в ней проходят службы! Но нам не повезло, она была закрыта в это время. А так хотелось осмотреть ее и спросить подняться на колокольню, чтобы осмотреть окрестности с самой верхушки. Решил обойти церковь вокруг, но снега было столько, что, провалившись пару раз почти по пояс, передумал и вернулся обратно к машине. Вытряхнул весь снег из ботинок и штанов, и мы поехали дальше в сторону дома.

По дороге домой. Церковь и Лух

По пути проезжаем посёлок городского типа — Лух. Расположен Лух на одноименной реке. Летом по этой реке сплавляются на лодках и плотах. Побережье у реки красивое, местами обрывистое. Так же есть очень красивые пляжи с мелким практически белым песком. Эти пляжи сам не видел, но в интернете фотографии есть — очень красивые.

Впервые упоминается Лух в 1404 году. В 1429 году многочисленное татарское войско под предводительством казанского царевича Махмут Хази разграбило и сожгло его, а также и другие города- Кинешму, Солдогу, Плёс, Кострому и другие. Лух упоминается в связи с завещанием Иоанна III о наследовании старшему сыну Василию 66 городов, среди которых была «…жалованная вотчина князя Бельского Лух, Кинешма и проч.». В 1608 году город подвергся нападению польско-литовских интервентов.

В селе есть краеведческий музей и музей изобретателя дуговой электросварки металлов Н. Н. Бенардоса. Их мы не посетили, хотя если окажемся еще в тех краях, то обязательно зайдем.

В центре поселка расположился храмовый комплекс, в который входит Церковь Воскресения Христова-это небольшой кирпичный храм, который был построен приблизительно в 1680 году.

По дороге домой. Церковь и Лух

Собор Троицы Живоначальной. Кирпичная зимняя церковь при Успенском соборе, сооружённая в 1754 (по другим данным в 1752).

Церковь Успения Пресвятой Богородицы вместе с колокольней были построены в 1775 году. В 1900 году пристроена паперть.

В 1936 году здание было передано для размещения пожарной части, в 1996 году возвращено Русской Православной Церкви.

По дороге домой. Церковь и Лух

Так же сохранилась древняя крепость XII–XIII веков, восстановленная не так давно. Она находится на холме и зимой народ катается с него. За крепостью располагается парк, в котором можно погулять.

Посёлок славится своим луком, в конце августа проходит традиционный областной фестиваль «День лука». Не знаю как он проходит, не видел и в интернете не искал. Поэтому если интересно, то приезжайте посмотреть его, заодно можно покупаться будет, если лето будет удачное, а так же позагорать на белосжнежных песочных пляжах:)

А мы, осмотрев центр, садимся в машину и едем уже домой.

На этом всем спасибо и до скорых встреч.