Турист Мария Чахнашвили (marsada)
Мария Чахнашвили — была 13 апреля 19:17

Несебр — Болгария Июль 2015

История города Несебр очень долгая и интересная. Еще бы — городу больше 3000 лет! Вернее доказанными считаются 3200 лет, но каждый год археологи открывают новые следы древних культур и цивилизаций, живших на полуострове.

Начнем с того, что вообще Несебр есть новый (на материке) и старый, на полуострове, соединенном с материком крошечным перешейком.

Старый Несебър

Сам полуостров в раннем средневековье фракийцы называли Мелсамбриа, что означает «город Мелсас» (Мелсас — это имя легендарного основателя деревни), а «брия» по-фракийски «город».

Город быстро рос и становился типичным греческим поселением по своей структуре, функциям и управлению. Он постепенно окружался сплошной стеной, формировались жилые кварталы, строились храмы, гимназия и театр. В городе развивались ремесла — в основном обработка металла. Здесь начали чеканить свои деньги уже в первой половине V века до нашей эры — серебрянные драхмы и оболи, а затем и монеты из бронзы. Наивысшего расцвета Несебр достиг в III–II веке до нашей эры, тогда город чеканил золотые монеты. Город вел оживленную торговлю с городами Черного, Эгейского и Средиземного морей. Многочисленные находки того периода, представленные в Археологическом музее Несебра, свидетельствуют о богатой экономической, культурной и духовной жизни города.

Старый Несебър

В 72 году до нашейэры город был взят армией Римской Империи. После переноса столицы Римской империи в Константинополь и принятия христианства в качестве официальной религии, создались благоприятные условия для возрождения городов Черного моря. В Месембрии строятся новые христианские церкви — базилики, продолжается возведение крепостных стен, строится новая система водоснабжения и городские бани. Кстати, Византийские термы сохранились. В термах был большой зал для отдыха и несколько бассейнов. Говорят, что однажды в них отдыхал сам император Константин IV Погонат. Считается, что благодаря продуманной системе водопровода, в разных залах поддерживалась разная температура воды и воздуха, что позволяло местным жителям наслаждаться купанием и контрастом температуры.

Все это делалось ведущими архитекторами и строителями Римской Империи, по образу и подобию столичных прототипов. например, цеентральная церковь Месемврии называется Святая София, как и в столице — Константинополе. Местный порт обслуживал корабли, везущие товары из Константинополя в придунайские города и обратно. Вскоре город стал важным торговым центром, а в 680 году был возведен до ранга епископского города и сразу «оказался между мельничными жерновами политики». Правители здесь менялись быстро и часто: на владение городком претендовали и византийский император, и болгарские князья.

Старый Несебър

В 811 г. городом завладел болгарский хан Крум, который и переименовал его в Несебр — именно тогда в городе появились славяне и болгары. Еще один интересный факт про этот город — В конце I века в Несебре приняла смерть первая христианская женщина-великомученица — святая Ирина Македонская. С 9 по 14 века город неоднократно переходил из рук в руки между Византией и Болгарским Царством. Но период высшего расцвета Несебр пережил все-таки при болгарах. Князья возводили здесь храмы, размерами затмевавшие предшествующие византийские сооружения.

В XII и XIII веках город начал развиваться, появились активные коммерческие отношения с землями Средиземноморья и Адриатики, и с княжествами к северу от Дуная. Строятся церкви «Святой Стефан» и «Святой Иоанн Креститель». От античных времен до наших дней в Старом Несебре сохранились руины крепостной стены, башни, ворота, рельефы, остатки византийских терм. Земля здесь хранит еще много тайн, поэтому раскопки продолжаются до сих пор. Вообще считается, что облик города определяли когда-то 40 сакральных построек, и примерно четверть из них досталась последующим поколениям только в виде развалин, но в музее несебра есть сведения лишь о 23 Храмах. Под Османской империей город, вместе со столицей Константинополем был до 1453 года. Об османском владычестве напоминают сохранившиеся турецкий фонтан

и турецкие бани.

В течение веков османского господства экономическая и духовная жизнь города не прерывалась, строились новые церкви с красивыми фресками. До XVIII — XIX века действовали некоторые из монастырей Несебра. Потом наступает эпоха болгарского возрождения — она отражена в домах Несебра, ветряных мельницах, фонтанах, банях. С конца прошлого века Болгария Несебр существовал за счет рыболовства и сельского хозяйства (виноделия). А в 1959 году построили напротив курорт Солнечный берег, и город Несебр и его окрестности начали активно развиваться — надо же чем то развлекать туристов. Благодаря своей уникальной природе и хорошо сохранившимся памятникам разных эпох, в 1956 г. Несебр был объявлен городом-музеем, а на VII сессии Комитета всемирного наследия в городе Флоренции в 1983, старый город Несебр был включен в список памятников мирового культурного наследия ЮНЕСКО.

Старый Несебър

Весь старый город — пешеходная зона. Сразу после въезда на полуостров справа и слева есть огромная парковка.

С одной стороны весь полуостров обойти не сложно, он всего 850 метров в ширину и 350 в длину. А с другой стороны можно бесконечно плутать по его улочкам.

Старый Несебър

Сегодня большая часть греческого города поглощена морем, сократившим территорию древней Мелсамбрии с прежних 40 гектаров до нынешних 24. В ясный день при спокойном море в 80 метрах от берега под водой можно рассмотреть останки крепостных стен, башен и порта. Но как мы ни пытались несмотря на ясную погоду и тихое море — ничего рассмотреть нам не удалось, хотя мы видели много ныряющих парней в этих местах.

Старый Несебър

Зато мы совершили морскую часовую прогулку по прекрасному синему Черному морю — до Солнечного берега и обратно.

Для желающих подкрепиться — в городе буквально на каждом шагу миллион всевозможных заведений со свежевыловленной рыбой и традиционными болгарскими блюдами.

Старый Несебър

Будте готовы к тому, что цены тут, на полуострове, примерно вдвое выше, чем в по стране.

Это заведение могу рекомендовать как «вкусно, быстро и недорого».

Бонусом - вид на море)

Так вот сразу при въезде в город мы натыкаемся на остатки крепостной стены, окружавшей город и археологический музей, открытый в 1994 году.

Старый Несебър

В музее выставляются на обозрение находки фракийской эпохи (золотые украшения и монеты IV–III веко в. до н. э.), а также коллекция икон.

Жилые дома построены в эпоху национального Возрождения, в стиле средневековья — все это погружает город в атмосферу романтики и спокойствия, в архитектуре Несебра — запечатлена история страны.

Старый Несебър

Вот идешь, идешь и оказываешься в лабиринте переулочков, где, кажется, замерло время.

Старый Несебър

Поверх крепких каменных стен нижних этажей (когда-то там были винные погреба и подвалы) высятся деревянные надстройки: жилые помещения, балконы, кровли украшены резьбой и рельефами.

Эти приземистые, плотно прижавшиеся друг к другу дома в черноморском городе Несебре выстояли в бурях всех эпох. Вместе с 10-ю церквями города они считаются выдающимися памятниками культуры Болгарии.

Церкви Несебра

Церкви Несебра — это потрясающая каменная хроника, ибо в ней запечатлена бурная история страны, оказавшейся в эпоху позднего Средневековья на 500 лет под османским владычеством. Некоторые сохранившиеся церкви превращены в художественные галереи, а единственная действующая православная церковь Пресвятой Богородицы на улице Славянской проводит службы.

Возле порта стоит церковь Святого Стефана (Новая Митрополитская), которую начали строить в X веке, потом не раз переделывали, украшали стены росписью.

Старый Несебър

В шестнадцатом веке была пристроена западная сторона, а в XVIII веке был добавлен притвор. При строительстве церкви употребили много архитектурных элементов (карнизы, капители, рельефы) из демонтированных ранее христианских зданий. Первоначально церковь была названа в честь Богородицы.

Вот почему ценнейшие фрески XII–XVI веков были тематически связанны с жизнью Божьей Матери. На них изображены более 1000 фигур в 258 композициях. Внутри сохранены резной иконостас XVI века, трон и кафедра епископа эпохи болгарского Возрождения. На одной из дверей сохранилась одна из дат — 1599 год. Сейчас церковь работает как музей (понедельник-пятница: 9.00–19.00; суббота и воскресенье: 9.00–13.00; плата за вход — 5 левов, детям — 2 лева).

А вот здесь рядом с амфитеатром, находятся полуразрушенная церковь 14-го века Святого Иоанна Алитургетоса Неосвященного. Церковь не была освещена из-за погибшего на строительстве рабочего, отсюда её название. В 1928 году от землетрясения с эпицентром в Пловдиве, силой 6,8 баллов церковь сильно пострадала. Фасады церкви украшены блоками из красного и белого кирпича, мозаикой, местами они не плохо сохранились, особенно хорошо сохранён восточный фасад.

Старый Несебър

Церковь Христа Вседержителя (Пантократора), датируется 13–14 веком — подлинная жемчужина архитектуры. При её строительстве использовался кирпич и природный камень, от этого вид несущих стен приобрёл особый, декоративный эффект.

Стены для нарядности украшены арками, керамическими дисками и розетками. Работает небольшая художественная галерея. Церковь сохранилась лучше других.

Старый Несебър

Самая, пожалуй, известная и древнейшая (5й-6й век) из церквей Несебра — церковь Святой Софии (Старая Митрополитская). Тут всегда крутится куча народу для проведения фотосессий.

Старый Несебър

Крыша базилики не сохранилась. Почти все апсиды сохранились.

Внутри церковь была оштукатурена и расписана. Всё было покрыто мозаикой из небольших цветных камней. Её строили в два периода, нынешний вид она приобрела в начале IX века, когда являлась частью комплекса — резиденции митрополита Несебрского.

А это остатки ранневизантийской базилики Святой Богородицы Елеуса (Умиление), ,(V–VI века). В течение веков здание рушили несколько раз и после этого восстанавливали. Оно известно под именем «Богородица Елеуса», из-за найденой в нём иконы Святой Богоматери. Среди некоторых найденных останков — мраморные архитектурные фрагменты и обломки кирпичей, несущие знак креста и имя Юстиниана.

Старый Несебър

Вот эта крошечная маленькая церковь Святого Спаса (Вознесения Христова), (1609 год), с сохранившимися фресками. С деревянной крышей её восточный фасад по требованию турецких властей был наполовину врыт в землю. Церковь была построена на средства одного богатого горожанина во времена митрополита Киприана. Это свидетельствует из надписи, расположенной над Южным входом.

Старый Несебър
В настоящее время церковь работает как музей.

Вот такой городок — этот Несебр. Про моё общее впечатление об отдыхе в Болгарии я писала сразу по-приезду, еще в 2015 году. Кто не помнит — вот рассказ «А не поехать ли в Болгарию?» И не смотря на противоречивые чувства — есть один маленький факт, благодаря которому Болгария будет для меня теплым воспоминанием — ведь это было первое путешествие Датошки)))