Турист larabi
larabi
была сегодня 19:28

Радебойль — Германия Февраль 2017

В Радебойле мы уже бывали: и на выставке старинных автомобилей, и на празднике виноградарей, в этот раз у нас другой повод. В субботу 25 февраля 2017 г. исполнилось 175 лет со дня рождения Карла Мая. Музей Карла Мая в Радебойле пригласил всех желающих в гости. Погода была чудесная, Радебойль совсем рядом с Дрезденом, т.ч. приглашение мы приняли.

Поехали мы на машине, но можно было-бы и на трамвае, а ещё быстрее на электричке до станции Radebeul-Ost. Оттуда несколько минут пешей прогулки мимо школы Песталоцци, ратуши и симпатичных домов по указателям вы выйдите к «Вилле Шеттерхэнд» — дому-музею Карла Мая.

Наше поколение росло на книгах Маин Рида и Фенимора Купера. Карл Май был менее известен в СССР, его почти не издавали по смешной причине: он был любимым писателем Ади Гитлера. Но фильмы про Виннeту и его кровного брата Олда Шеттерхэнда мы смотрели не по одному разу.

Саксония: в Радебойль в гости к Карлу Маю

История жизни писателя не менее увлекательна, чем его романы. Он был пятым из четырнадцати детей в бедной семье ткача из саксонского городка Эрнсталь (Hohenstein-Ernstthal Landkreises Zwickau). Из всех детей выжили только Карл и две его сестры. Недоедания и антисанитария стали причиной, того с года до пяти мальчик был слеп и зрение удалось вернуть благодаря хирургическому вмешательству. Родители, несмотря на нужду старались дать ему образование. Карл хорошо учился в школе, брал уроки музыки и иностранных языков. В 1856 г. он поступил в учительскую семинарию в Вальденбурге из которой его изгнали в 1859 г. за то, что он прихватил домой несколько свечей, правда позволили доучиться в Плауэне. Окончив семинарию, Карл сначала получил должность помощника учителя в одной из школ для бедняков в Глаухау, а потом устроился учителем фабричной школы в Альтхемнице. Тут он опять «позаимствовал» часы у товарища по комнате, чтобы шикануть дома и за это попал под суд и был приговорен к суровому наказанию: шести неделям заключения. С 1862 по 1874 годы Май провел в тюрьмах. Его портрет с надписью: «Разыскивается!» одно время даже красовался на столбах по всей Саксонии. Бедность, природное упрямство и избыток фантазии толкали на различного рода проступки. Похоже, что именно в тюрьме у Мая возникла идея творческого самовыражения, выразившаяся в бегстве от повседневной действительности в дальние края. Выйдя в очередной раз из тюрьмы в 1875 году Карл Май получил место редактора развлекательного провинциального журнала. Два года спустя он поступил в штат журнал для семейного чтения «Сокровище немецкого дома в картинках и слове», издававшийся в Регенсбурге, где вышли его первые приключенческие романы «восточного цикла». В 1882 г. Карл Май переехал в Дрезден. Появлялись новые романы и повести, Май стал очень популярен. В 1896 г. он купил дом в Радебойле, под Дрезденом и назвал его «Вилла Шеттерхэнд». И хотя Карл Май писал свои романы дома, черпая информацию в газетах, архивах и у других авторов, многие читатели считали его непосредственным участником событий, описанных им. Ему это льстило и он никого не разубеждал и, кажется, сам поверил в то, что он — Шеттерхенд, потеряв связь с действительностью. Купив докторское звание он наслаждался славой «великого саксонца».

Но 1899 г. «доброжелатели» открыли глаза общественности и герою пришлось с позором признать обман и отказаться от красивой легенды. С марта 1899 по июль 1900 он совершил большое путешествие по востоку, посетив Египет, Ближний Восток, Цейлон, Суматру, Сирию, Турцию и Грецию. Это путешествие вызвало настоящий душевный кризис у писателя и стало причиной его духовного перерождения. После его возвращения травля только усилилась, всё это мешало творчеству, но он продолжал писать. С сентября по декабрь 1908 года Май вместе со второй женой Кларой в первый и последний раз посетил США, принципиально избегая тех мест, где действовали персонажи его романов. Вернувшись домой, он завершил серию «индейских» романов четвертым томом «Виннету», более известным под названием «Наследники Виннету» (1910). И всё-таки пожилой писатель получил заслуженное признание и чествование при жизни: его пригласили выступить в венском «Академическом союзе литературы и музыки"с докладом „Вперед, в царство благородных людей!“ 22 марта 1912 года. Это был триумф. Вернувшись домой, в Радебойль, Май умер от сердечного приступа 30 марта 1912 года. Последними его словами были: „Победа, большая победа! Розы, алые…“. И разве не победа, то что ещё при жизни писателя его книги были переведены на 17 языков, а после смерти лучшие произведения изданы на 30 языках?

Саксония: в Радебойль в гости к Карлу Маю

Вдова Карла Мая — Клара в 1926 г. заказала установить за „Виллой Шеттерхэнд“ сруб, который назвали „Вилла Медвежий жир“(Villa Bärenfett) и разместили в нём экспонаты восточной и индейской этнографических коллекций Карла Мая, восковые фигуры индейцев, и оружие, которое писатель заказывал в Америке. Музей Карла Мая открылся в 1928 г.

Саксония: в Радебойль в гости к Карлу Маю

После смерти Клары Май в 1944 г. „Вилла Шеттерхэнд“ перешла фонду Карла Мая, с 1965 по 1985 г. в на вилле разместилась продлёнка школы им. Германа Титова, а с 1985 г. вилла тоже вошла в музейную экспозицию и стала открыта для посещения.

Саксония: в Радебойль в гости к Карлу Маю

Вход в виллу со двора. Сначала вы попадёте в сувенирный магазин, затем комната, где можно познакомиться с работами писателя и легендами о нём, а ещё можно заглянуть в прихожую.

На втором, этаже разместились библиотека, кабинет и комната Клары Май.

Саксония: в Радебойль в гости к Карлу Маю

На участке, между двумя виллами целый парк с бассейном и"индейской» тропой, вигвамом и колонкой для мытья золота. Ещё на участке появилась площадка для детей, где они могут поиграть в ловких индейцев и «Вилла Ншо-чи»(«Villa Nscho-tschi») — домик музейных педагогов.

Через дорогу от «Виллы Шеттерхэнд» был фруктовый сад, который выкупило общество Карла Мая в 1932 г. В нём разбили парк с Мемориальной доской на гранитном валуне, а по более мелким камням летом струится вода, которая спадает в пруд в форме сердца.

Саксония: в Радебойль в гости к Карлу Маю

Прогулявшись по парку мы решили пройти пешком к могиле Карла Мая. Туда минут 20 ходу. По дороге нам повстречалась ещё одна радебойльская достопримечательность — паровозик, бегающий по узкоколейной дороге — Lößnitzgrundbahn. Он бегает между Радебойлем и Морицбургом с 1884 г., протяжённость маршрута, проходящего через 11 станций и 19 мостов составляет 16,6 км. Местные любовно называют его «Лёснитцкой таксой». Одна моя коллега с восторгом рассказывала, как она сюрпризом подарила мужу на юбилей поездку на таком паровозе в качестве кочегара, и уверяла, что подарок ему понравился. Мой просил на такие сюрпризы для него денег не тратить. Ладно, будет вредный шеф, подобью коллектив на такую афёру.

Могила Карла Мая — красивая гробница в форме древнегреческого храма богини победы Ники на радебойльском лютеранском кладбище. Её построили в 1903 г. братья Циллер, как семейную гробницу семей Май и Плён (Рихард Плён был первым мужем Клары Май, он умер 1901 г.).

Саксония: в Радебойль в гости к Карлу Маю

Чтобы ещё полнее осветить тему Карла Мая, добавлю, что в конце мая проводится фестиваль «Karl-May-Festtage», в этом году они пройдут с 26.05. по 28.05.2017. Со всего мира приедут почитатели «великого саксонца», будут и индейцы, будут и ковбои, на лошадях они проедут по Радебойлю, а за городом будет настоящий праздник с музыкой кантри и индейскими плясками.

Ещё, каждый год театр Радебойля на открытой сцене Felsenbühne Rathen (у подножия Бастая) разыгрывает спектакль «Виннету 1», а в Дрездене в юбилейный год поставили спектакль «Фантаст» о жизни Карла Мая. Так что саксонцы гордятся своим земляком и не забывают его.

Если вы приедете в Дрезден с детьми, то поезжайте в Радебойль, в гости к Карлу Маю, там ваши дети точно получат удовольствие, да и вы не заскучаете.